Работа учителя-логопеда в условиях дистанционного обучения
консультация

Колганова Ирина Николаевна

Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Они включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия, как дополнительные инновационные элементы, а в условиях дистанционного обучения — как основные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа учителя-логопеда в условиях дистанционного обучения.

 Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Они включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия, как дополнительные инновационные элементы, а в условиях дистанционного обучения — как основные. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью в сфере образования. Каким же образом в условиях дистанционного образования детей с ОВЗ осуществляется полноценная коррекционно-развивающая работа логопеда?

Дистанционное обучение, конечно, несколько меняет обычный характер работы логопеда и имеет свои плюсы и минусы. Основными отличительными чертами профессиональной деятельности учителя-логопеда в дистанционной школе, по моему мнению, являются следующие:

Необходимость строить всю логопедическую работу, основываясь на применении ИКТ и использовании Интернет-ресурсов, что и отличает дистанционный коррекционно-образовательный процесс от традиционной формы коррекции и ведения документации.

Необходимость особо интенсивного сотрудничества с родителями учащихся, которые зачастую становятся неотъемлемой частью каждого логопедического занятия: произошла эволюция отношения родителей к дистанционному обучению — от скептического игнорирования до вдохновенного сотрудничества в команде.

Основным минусом, как может многим показаться, в логопедической работе дистанционного обучения является удалённость контакта, дистанция с учащимся (ведь в работе логопеда важен как раз прямой и непосредственно личный, часто тактильный, контакт с ребёнком, например, при постановке звуков).

При соответствующей помощи, сотрудничестве родителей с логопедом положительно осуществляется не только работа по подготовке артикуляционного аппарата учащихся к постановке звуков, но и постановка, автоматизация, дифференциация звуков и т. д.

Так как дистанционное образование подразумевает индивидуальное обучение, то ещё одной проблемой становится развитие коммуникативных навыков учащихся, их желания и умения общаться не только со старшими, но и со своими сверстниками, а также формирование у учащихся адекватной самооценки. Для решения этой проблемы активно используют такой вид дистанционного урока, как видеоконференция: педагог (логопед) может общаться при помощи видеосвязи программы «Skype» одновременно с двумя-тремя учениками (все участники видеоконференции видят друг друга на экране). И, конечно, проводится большое количество коллективных школьных воспитательных мероприятий, в которых охотно участвуют ученики, находят себе много новых друзей и потом общаются уже сами (и при помощи «Skype» тоже).

В целом, созидательно-положительных моментов в логопедической работе в условиях дистанционного образования необыкновенно много. Чуть более подробно хочется остановиться на специфике использования Интернет-ресурсов в логопедической практике, которая, на мой взгляд, даёт необыкновенный простор творческой деятельности не только логопеда, но и ученика и заключается в:

  • возможности включать в состав учебных материалов и логопедических занятий аудио- и видеоинформацию, игры и игровые упражнения, в том числе, в онлайн режиме (логопед делает закладку страницы с игрой, видеороликом или др. информацией и открывает её в нужный момент занятия, показывая в режиме демонстрации экрана программы «Skype»);
  • возможности постоянного доступа к Интернет-ресурсам, позволяющим использовать информационно-методический и учебный материал, основанный на гипертексте;
  • возможности учащихся (и их родителей) осуществлять интерактивное взаимодействие с образовательной средой школы: с помощью электронной почты, программы «Skype», школьного сайта (логопед размещает соответствующую информацию для родителей и учащихся, оперативно изменяет, дополняет и обновляет этот материал, который является всегда доступным дополнительным компонентом логопедической просветительской и коррекционно-развивающей деятельности);
  • возможности создания высококачественного дидактического материала и игровых пособий на базе Интернет-ресурсов (например, интерактивные модули LearningApps.org для создания различных упражнений, игр, викторин и тестов) и различных программ , в том числе в виде анимации: слайдовые презентации, учебные пособия в программах «Просмотр», «ПервоЛого», «OpenOffice» и др.   

 Особенно полезной для создания наглядного дидактического материала оказалась программа «ПервоЛого», предназначенная для обучения детей работе на компьютере, создания анимированных персонажей и т. п (эта программа может работать как в Mac OS X, так и в Windows — устанавливается на нужную операционную систему с лицензионного диска). Ребёнок (или логопед) по одному ставит (переносит мышкой) цветочки в нужную вазу.

Удобна эта программа и для создания пособий, направленных на развитие навыка учащихся в конструировании из букв, слогов, слов (подобно тому, как это делают с разрезной азбукой).

В общем, можно создать любое наглядное пособие, которым пользуется логопед в традиционной практике, например, дидактическую игру «Волшебный коврик»: ребёнок выкладывает кружок нужного цвета (название цвета начинается с того же звука, с которого начинается слово, произнесённое логопедом) на «коврик» - таблицу из 12 клеток.

Можно даже сделать пособие «Собери картинку».

 Кроме этого, при необходимости, можно заставить картинки двигаться самостоятельно и добавить звук.

Таким образом, при желании, в совокупности использования имеющихся компьютерных технологий процесс логопедической коррекции в условиях дистанционного обучения становится намного более продуктивным, интересным, методически оснащённым и, соответственно, эффективным, чем в условиях традиционной школы.

Проведение дистанционных занятий – принципиально творческий процесс, и каждый специалист создает свою собственную методическо-дидактическую и информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Опыт работы учителя-логопеда в условиях дистанционного обучения.

Проведение дистанционных занятий – это  творческий процесс, и  позволяет создать свою собственную методическо-дидактическую и информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ....

Работа учителя-логопеда общеобразовательной школы в период дистанционного обучения

Изменени в работе школы в период дистанционного обучения коснулись и логопедов. Данный материал показывает как была организована работа в этот период в массовой общеобразовательной школе...

презентация Из опыта работы... "Физическая культура в условиях дистанционного обучения" 2020 г

quot;Физическая культура в условиях дистанционного обучения" 2020 г...

Работа классного руководителя в условиях дистанционного обучения.

Работа классного руководителя в условиях дистанционного обучения....