Разработка родительского собрания
методическая разработка (10 класс)

Пономаренко Екатерина Ивановна

Правильное питание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnoe_pitanie.docx46.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

Номинация: Родительское собрание

Тема работы:  Разговор о правильном питании

Автор: Пономаренко Екатерина Ивановна, классный руководитель 10Б класса

г.Зея, 2020 г.

Аннотация

Один из основных принципов правильного питания – максимально разнообразный повседневный пищевой рацион, включающий все основные группы продуктов (рыба, мясо, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар и кондитерские изделия, хлеб, крупы и др.), обеспечивающий ребенка всеми необходимыми пищевыми веществами. В понятие «правильное питание» входит культура приема пищи и формирование общих культурно – гигиенических навыков. 

Питание должно быть организовано таким образом, чтобы организм человека с пищей получал все необходимые витамины. Тогда можно говорить, что это правильное питание.

В минимальных количествах они необходимы для участия в самых разнообразных процессах обмена веществ в организме. Витамины для организма необходимы для предупреждения так называемых гиповитаминозов и авитаминозов — заболеваний, возникающих в результате пониженного содержания или отсутствия этих веществ в пище.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….4

1.Вступительное слово учителя……………………………………………….…..5

2.Основная часть………………………………………………………….……….5

2.1. Дискуссия……………………………………………………….….…………..5

2.2.Значение правильного питания для человека………………………………...5

2.3. Принципы рационального питания……………………………………….…6

2.4. Пищевая пирамида (практическое задание)……………………………….6

2.5. Работа в группах. Составление примерного меню на день………….……..9

2.6. Режим питания (дискуссия)………………………………………………...10

3. Рекомендации по здоровому питанию……………………………….………12

Заключение………………………………………………………………………...13

Памятка для родителей №1……………………………………………………....14

Памятка для родителей №1……………………………………………………..15

Литература…………………………………………………………………………17

Введение

Цель собрания: Формирование у родителей потребностей в организации правильного питания, как одной из составляющих здорового образа жизни, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.

Форма проведения: информационно-аналитическая беседа

Задачи: 

  1. Формирование у родителей представления о значимости правильного питания детей  как составной части культуры здоровья.
  2. Воспитывать ответственное отношение  родителей к здоровью детей.
  3. Дать рекомендации по правильному питанию детей.

Практическая значимость работы: Увеличение охвата учащихся горячим питанием.

Актуальность :

Наше здоровье в большой степени определяется и нашим питанием. Некоторые учащиеся часто болеют и вынуждены пропускать много занятий, а это отражается на успеваемости. Поэтому здоровье и хорошая учеба тесно взаимосвязаны. С пищей мы получаем не только энергию и строительный материал для нашего организма. Неправильное питание напрямую влияет не только на физическое развитие, но и на развитие умственных способностей. Как надо питаться, чтобы быть и оставаться здоровым? Ответ на этот вопрос актуален для любого возраста. Однако знаний в этой области у учащихся пока не достаточно. Чтобы решить эту проблему надо обсудить эту тему с родителями.

Ход собрания.

1.Вступительное слово учителя

- Здравствуйте, уважаемые родители! Рада видеть Вас снова.

- Сегодня мы посвятим родительское собрание  весьма актуальной теме -  правильному питанию детей.

2.Основная часть

2.1. Дискуссия

- Я предлагаю Вам ответить  на 2 вопроса:

1 «Что значит правильное питание»?

2 «Как Вы понимаете фразу: ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТО, ЧТО ОН ЕСТ»?

(Родители высказывают свое мнение)

2.2.Значение правильного питания для человека

- Здоровое питание - здоровый ребенок. А здоровый ребенок в семье- это самое важное для родителей.. Одним из важных составляющих благополучного развития ребенка является здоровое питание. Питание может помочь предупредить возникновение болезни или же, наоборот, ускорить ее появление.

Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. При правильном рациональном питании человек меньше подвергается заболеваниям, легче с ними справляется. Повышается устойчивость детей к инфекциям. Неправильное питание приводит к нарушению здоровья постепенно.

Психолог Абрахам Маслоу, изучая развитие личности через движение по иерархии потребностей, разработал «пирамиду потребностей». Согласно его теории ребенок не может развиваться, не удовлетворив потребности низшего порядка, то есть не получив тепло и еду. Ученик не воспринимает материал, который дается на уроке, если он приходит в школу, не позавтракав, да еще и не пообедает. Подростковый возраст считается переломным в жизни человека. Организм подростка расходует много энергии, которая необходима для работы сердца, желудка, печени и других органов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач, также требуют расхода энергии. Чтобы всегда пополнять энергию, необходимую для работы, для жизни, человек должен регулярно питаться.

2.3. Принципы рационального питания

- Чтобы быть рациональным, питание ребёнка должно отвечать следующим основным принципам:

  1. Рацион питания детей по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты.
  2. Рацион питания ребёнка должен быть сбалансирован по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
  3. Ребёнок должен получать все группы продуктов, т.е. рацион должен быть разнообразным.
  4. Пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в РФ.
  5. Необходимо также учитывать индивидуальную особенность детей, в том числе непереносимость отдельных продуктов и блюд.
  6. Важное внимание должно уделяться соблюдению режима питания.

2.4. Пищевая пирамида (практическое задание)

Все вы слышали про пищевую пирамиду. Пищевая пирамида – это систематическое объединение понятий относительно здорового питания, появившееся в США еще в далекие 60-е годы. Эта система позиционирует себя, как первое диетологическое пособие для поддержания нормального уровня жизни и сохранения ИМТ (индекса массы тела) на фиксированном уровне.

Задание: Перед вами лежат карточки с надписями продуктов. Вам нужно из данного списка составить пирамиду  в зависимости от полезности данных продуктов.

зерновые продукты, овощи,  фрукты, мясные продукты, молочные продукты, жиросодержащие продукты

Первая ступень: зерновые продукты

  • Крупы (гречка, неочищенный рис, овсянка) содержат много витаминов А и Е, к тому же в них витамины не разрушаются со временем так интенсивно, как в овощах и фруктах. Конечно, определенный процент населения ест на завтрак мюсли, но все же стоит подумать о том, чтобы вернуть такие традиционные блюда, как каши с различными добавками - грибами, тыквой, репой. Это не только вкусно, но и крайне полезно.
  • Обратите внимание: сюда не входят источники "пустых" углеводов, которые присутствуют в нашем питании:  белый хлеб, булки, торты.

Вторая ступень : овощи и фрукты

  • Овощей в дневном рационе должно быть в среднем 5 порций.

Фруктов - от 3 до 5.

  • 1 порция фруктов - это 1 средний фрукт (апельсин, яблоко) или 1 чашка нарезанных фруктов, или 1,5 чашки сока, или 1 чашка сухофруктов. Как источник витамина С рекомендуется отвар из сухих плодов шиповника, листовая зелень, красный перец, замороженная черная смородина, цитрусовые и квашеная капуста.

Третья ступень:  мясные продукты

  • В рационе обязательно должны присутствовать высоко протеиновые продукты, содержащие незаменимые аминокислоты: нежирное мясо, птица, рыба.
  • Кстати, к этой же группе (а не к группе молочных продуктов) диетологами отнесен творог. Таких продуктов следует потреблять от 4 до 8 порций (1 порция: 30 г приготовленного мяса, птицы или рыбы, 1 чашка бобов, гороха или чечевицы, 1 яйцо или 2 белка, 30-60 г обезжиренного сыра, 1 чашка обезжиренного творога).
  • В мясе содержится железо, которое является иммуномодулятором, витамины группы В (в основном в свинине). А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят - мяса в них не так много, а вот жира и калорий - предостаточно! Чтобы получать в достаточном количестве микроэлемент селен, ешьте морепродукты (источник кислот омега-3 и омега-6). Обратите внимание: витамины и микроэлементы из разных типов продуктов усваиваются с разной интенсивностью.

Четвертая ступень: молочные продукты

  • Каждый день на Вашем столе должны быть и молочные продукты - источник витаминов А и Е.
  • Поддержать иммунитет помогут кисломолочные продукты, содержащие живые бифидо- и лактобактерии, необходимые для профилактики дисбактериоза кишечника.
  • Молочных продуктов в ежедневном рационе должно быть 2 порции (1 порция - 1 чашка обезжиренного молока или обезжиренного йогурта, кефира). Обратите внимание: ограничивайте поступление продуктов, содержащих много животных жиров, как источника скрытого жира (сыры, мороженое, сметану, жирные соусы, майонез).

Пятая ступень: жиросодержащие продукты

Должна состоять из жиросодержащих продуктов, куда входят орехи, животные и растительные масла. Последние - источник полезных для сердца полиненасыщенных жирных кислот. Включено в эту группу сливочное масло, но его потребление должно быть ограничено.  

2.5. Работа в группах. Составление примерного меню на день

- Про правильное питание прослушали. Теперь попробуйте составить меню на день. Сначала ответьте на вопрос: Сколько раз в день должен ребенок кушать? Для этого нужно разделиться на 5 групп: 1 группа составляют меню на 1 завтрак, 2 группа- на 2 завтрак, 3 группы –на обед, 4 группа- на полдник, 5 группа на ужин.

Примерное меню школьника на день

1-й завтрак: каша (особенно полезна овсяная, ячневая или каша из нескольких злаков) или овощное блюдо (запеченные овощи, салаты, рагу), напиток (какао, молоко, сок или чай)

Завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в коем случае однообразным.

2-й завтрак: блюдо из творога или яиц (запеканка, сырники или омлет) и напиток.

Если, например, ребенок не завтракает в школе, то необходимо что-то дать ему с собой обязательно! Стандартный «школьный ланч» должен включать в себя полезные углеводы, белок, что-то сладкое (глюкоза просто необходима для умственной деятельности, которая после 2-3 урока на пике). Заверните с собой ребенку любимый сэндвич из хлеба грубого помола с красной слабо- соленой красной рыбкой или куриной грудкой, добавьте сыр и (обязательно!) овощи, зелень и салат. Положите грушу или яблоко, побалуйте несколькими квадратиками шоколада.

Хороший завтрак - сочетание продуктов, содержащих белки, углеводы, жиры, витамины и другие полезные вещества, нужные организму.

Обед: салат (преимущественно овощной), первое блюдо, второе блюдо с гарниром, напиток. Вариации первого и второго блюд бесконечны. На первое можно предложить ребенку бульон (куриный, мясной или рыбный) с клецками или сухариками, плотные супы с различными добавками, приготовленных на основе этих бульонов.

Второе блюдо. Здесь обязательно участие белков (мясо, курица, рыба — тушеные, отварные, в виде котлет, бефстроганов, гуляша и т.п.).

Полдник: молоко, кефир или сок, свежие фрукты, печенья из цельных злаков или хлебцы.

Ужин: салат овощной, второе с гарниром, напиток. Другой, более приемлемый вариант: творожное или овощное блюдо, каша.

Фактически рацион питания ребенка во многом зависит от пищевого поведения родителей. Именно в детстве формируются пристрастия к фастфуду. Постарайтесь следить за тем, что и когда едят ваши дети. В дальнейшем это поможет избежать очень многих проблем, связанных со здоровьем.

2.6. Режим питания (дискуссия)

-Мы уже говорили, что школьник должен питаться 5 раз в день. Но какие промежутки должны быть, сколько за раз надо принять пищи и следует ли заставлять ребёнка есть через силу или отказывать ему в приёме пищи перед сном?

-Для этого разделитесь на 3 группы и каждая группа обсудите свой вопрос.

  • Следует ли заставлять ребёнка есть через силу или отказывать ему в приёме пищи перед сном?
  • Какие промежутки должны быть между приемами пищи?
  • Сколько за раз надо принять пищи?

Заставлять нельзя. Оценивая своё желание поесть, ребёнок прислушивается к потребностям своего организма.

Режим  питания  школьника  строится с учетом приемов пищи дома и в школе и определяет не только время приема пищи, но и калорийный объем каждого приема пищи.

Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4–5 часов. Таким образом, обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи, а также исключается чувство голода. Промежуток между ужином и завтраком следующего дня (ночной промежуток) не должен превышать 12 часов. При обычном распорядке дня дети в школе получают завтрак, а при продленном дне – завтрак и обед.

 Не следует допускать обильных приемов пищи, превышающих 1/3 калорийности суточного рациона (35 %). Не могут быть рекомендованы и малые (менее 20 % суточной калорийности) приемы пищи, так как при этом возникает необходимость увеличить остальные приемы пищи или принимать ее 5–6 раз в день. Более частое питание с уменьшением объема порций может применяться по рекомендации врача в отношении детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Питание детей должно наиболее полно удовлетворять как энергетические, так и ростовые нужды.

            Таблица 1.

           Рекомендуемые нормы потребления жиров, белков и углеводов в день

          Энергетическая ценность.

 Возраст

школьника

Пол школьника

Калорийность

Животного происхождения

Растительного происхождения

Углеводы

белки

жиры

белки

жиры

7-10

мальчики и девочки

                        2300

79

47

79

16

315

11-13

мальчики

2700

93

56

93

19

370

11-13

девочки

2450

85

51

85

17

340

14-17

юноши

2900

100

60

100

20

400

14-17

девушки

2600

90

54

90

18

360

3. Рекомендации по здоровому питанию

В заключение я хотела бы предложить простые рекомендации здорового и правильного питания:

  1. Соблюдай режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.
  2. Питайся разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ. Каждый день включай в свой рацион овощи, фрукты, молоко и молочные продукты.
  3. Тщательно пережевывай пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.
  4. Не переедай! С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.
  5. Не спеши во время еды! Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30–40 – при двух. Так достигается насыщение без переедания.

Заключение

Неправильное питание – это одна из первых причин многих заболеваний. Жирная пища приводит к чрезмерному увеличению веса, заменители, ароматизаторы и всякого рода красители играют роль яда, разрушая наш организм изнутри.

Правильное соотношение углеводов, жиров и белков – основа здорового питания. Каждому приверженцу здорового образа жизни необходимо знать суточную норму калорий и соотношение белков, жиров и углеводов.

При недостатке витаминов замедляется рост, снижается работоспособность организма. Поэтому нужно как можно больше употреблять продуктов, в которых содержатся витамины. Очень много витаминов содержится в мясе, рыбе, молочных продуктах, овощах, фруктах. Витамины очень важны для здоровья.

Пища – это источник энергии для человека, и избыток или недостаток её – проблема. Нужно смолоду научиться соблюдать «золотую» середину, не допуская переедания или недоедания, иначе можно заработать серьёзные болезни. Надо жить в гармонии с собой и с окружающими нас продуктами!

Итак, если правильно питаться, то мы будем меньше болеть, будем более сильными, веселыми и лучше успевать в учебе.

Памятка для родителей №1

«Правила здорового питания»

  1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продуктыЕжедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
  1. Каждый  день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр - не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.
  1. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.

7.30- 8.00 завтрак (дома, перед уходом в школу)

10.30- 11.30 горячий завтрак 

14.00- 15.00 обед в школе или дома

19.00- 19.30 ужин (дома)

  1. Следует употреблять  йодированную соль.
  1. В межсезонье (осень- зима, зима- весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
  1. Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем ежедневный прием отвара шиповника.
  1. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
  1. Если у  ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела, необходима консультация врача для корректировки рациона питания.
  1. Рацион  питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.

Памятка  для родителей №2

- Необходимые продукты для полноценного питания школьников:

1. Белки. Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения. Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения. В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать  молоко или кисломолочные напитки, творог, сыр, рыба, мясные продукты, яйца.

2. Жиры также необходимо включать в суточный рацион школьника. Необходимые жиры содержатся не только в  «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона. Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать: сливочное масло, растительное масло, сметану.

3. Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна. Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г. Необходимые продукты в меню школьника: хлеб или вафельный хлеб, крупы, картофель, мёд, сухофрукты, сахар.

4. Витамины и минералы. 

Продукты, богатые витамином  А: морковь, сладкий перец, зеленый лук, щавель, шпинат, зелень,  плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи.

Продукты-источники витамина С: зелень петрушки и укропа, помидоры, черная и красная смородина, красный болгарский перец, цитрусовые, картофель.

Витамин Е содержится в следующих продуктах: печень,  яйца,  пророщенные зёрна пшеницы,  овсяная и гречневая крупы .

Продукты, богатые витаминами группы В: хлеб грубого помола, молоко, творог, печень,  сыр, яйца, капуста, яблоки, миндаль, помидоры, бобовые.

- В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие. Вода, хоть и не является продуктом питания, но составляет около шестидесяти процентов от общей массы организма. Школьнику необходимо ежедневно потреблять порядка полутора-двух литров воды.

Литература

1. Здоровое питание школьников: статистика.

http://www/dobrovest.ru/zdorovoe-pitanie-shkolnikov-statistika

2. Пасечник В.В. Биология. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва, открытое акционерное общество «Издательство Просвещение», 2010 г.

3. Медицинская библиотека.

http/www.bibliotekar.ru/lechebnoe pitanie/2, htm

4. Мельников И. Рациональное питание детей школьного возраста.

http://fictionbook.ru/author/ilya_melnikov/racionalnoe_pitanie_deteyi_ shkolnogo_vozrasta/read_online, html?

5. Основы рационального питания | Как правильно питаться | Медицинская литература | Медицинский справочник

http://med-tutorial.ru/med-books/book/12/page/2-osnovi-ratsionalnogo-pitaniya/

6. Правильное питание.

http://updiet.info/pravilnoe-i-zdorovoe-pitanie

7. Статистика ожирения по странам.

http://www.pohudejka.com/ozhirenie/statistika_ozhireniya

http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».

Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...

Разработка родительского собрания по теме "Я, ты, он, она- вместе мы здоровая страна"

Разработка родительского собрания по теме «Я, ты, он, она – вместе мы здоровая страна».Родительское собрание проводится в форме обмена мнениями.Задача: убедить родителей в нео...

Разработка родительского собрания на тему: "Аддиктивное поведение подростков"

В психолого-педагогической литературе достаточно часто употребляется выражение «аддиктивное поведение» - это склонность подростка к приобретению вредных привычек. В школе достаточно много внимания у...

Разработка родительского собрания "Нравственное воспитание в семье"

Разработка для учителей и классных руководителей. Освещает вопрос воспитания нравственных ценностей в семье....

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

"О родительском авторитете" разработка родительского собрания

Данный материал раскрывает роль семьи в развитии моральных качеств подростка, показывает необходимость трудового воспитания в семье и школе. Предусмотрено анкетирование детей и родителей по соответств...