Проект по работе с родителями "Преемственность"
проект

Фатькова Наталья Дмитриевна

Педагогический проект направлен на удовлетворение потребностей родителей в комфортной и безболезненной адаптации ребенка при переходе в среднее звено.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rabota_s_roditelyami.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 8 Способы оценочной деятельности. 1 класс. Безотметочное оценивание


Паспорт проекта

Название учреждения

Адрес, телефон, факс

Название проекта

Сроки реализации проекта

Куратор проекта

Разработчики проекта

Участники реализации проекта

Содержание.

  1. Краткая аннотация проекта
  2. Актуальность проекта
  3. Цель и задачи проекта
  4. Этапы реализации проекта
  5. Ресурсное обеспечение проекта
  6. План работы творческой группы
  7. План мероприятий по реализации проекта
  8. Ожидаемые результаты
  9. Риски при реализации проекта
  10. Литература

1. Краткая аннотация проекта.

Проект направлен на удовлетворение потребностей родителей в комфортной и безболезненной адаптации ребенка при переходе в среднее звено.

2. Актуальность

Поступление в пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляется переход к новому образу жизни, новым условиям деятельности, новым взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Перед пятиклассником ставятся задачи нового уровня, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Изменения условий обучения, качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции «старшего» ученика в начальной школе на «самого маленького» в средней - серьезное испытание для психики пятиклассника.  Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости.

Обеспечение успешности перехода учащихся – это единение усилий педагогов и родителей учащихся. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотрудничество школы и семьи в адаптации четвероклассника к новой ступени обучения. В связи с этим возникла необходимость в создании педагогического проекта «Работа с родителями», способствующего сокращению переходного периода, смягчению факторов негативного характера с целью координации всех участников образовательного процесса, более эффективной, целостной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников I ступени обучения – при переходе на II ступень обучения.

Вид проекта.

По доминирующей деятельности: информационный, практико-ориентированный

По целевой установке: образовательный, воспитательный

По продолжительности: долгосрочный (март 2015- декабрь 2015г)

Участники проекта:

- родители учащихся 4-5 классов;

- обучающиеся 4-5 классов;

- классные руководители 4-5 классов;

- учителя предметники;

- социальный педагог;

- психологи.

3. Цель – создание условий для формирования эффективного взаимодействия (сотрудничества) школы с родителями по успешной адаптации обучающихся 4 - 5 классов в условиях перехода в среднее звено.

 Поставленная цель достигается в процессе последовательного решения следующих основных задач:

  1. Повысить уровень педагогической компетентности родителей через систему консультирований, рекомендаций и совместных мероприятий с целью успешной адаптации учащихся.
  2. Создать комплекс мероприятий, направленных на поддержание родителями успешность адаптации своего ребенка.
  3. Корректировать процесс организации адаптации в образовательном учреждении через анализ результатов диагностики, анкетирования, наблюдения.

           4. Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный: декабрь 2014 – март 2015г

  • изучение методической литературы
  • разработка проекта
  • знакомство субъектов образовательного учреждения (педагогов, обучающихся) с механизмом реализации проекта
  • подбор методического и демонстрационного материала для реализации проекта (презентации, видеофильмы, электронные пособия)

II этап – основной (практический) марта 2015 – ноябрь 2015

  • проведение запланированных мероприятий по работе с родителями

III этап – заключительный  декабрь 2015г

  • подведение итогов

5. Ресурсное обеспечение проекта.

Кадровое обеспечение:

  • классные руководители 4 (5) классов
  • учителя-предметники
  • психолог
  • социальный педагог

Методическое обеспечение:

  • разработки мероприятий
  • электронные пособия для классного руководителя (презентации, видеофильмы)

Материально-техническое обеспечение:

  • классные аудитории
  • средства просмотра, мультимедийная аппаратура
  • видеокамера, фотоаппарат
  • принтер
  • оборудование для мероприятий

6. План работы творческой группы над проектом.

 

Задачи

Содержание

Формы работы

Сроки

Ответственные

Предполагаемый результат

1

Выявление потребности педагогов в обращении к данной проблеме.

Обоснование значимости и актуальности проблемы

Беседа по проблеме

декабрь  

Выявлены

проблемы

2

Формирование

положительных

мотивов и

желания

заниматься

проблемой.

Определение целей и задач деятельности. Утверждение плана работы творческой группы.

Собрание

творческой

группы.

Декабрь

План работы творческой группы

3

Теоретическая

подготовка

членов

творческой

группы

Изучение и анализ литературы по проблеме адаптации учащихся, работе с родителями

Круглый стол

декабрь

Изучен опыт

работы, рекомендации, полученные на семинаре.

4

Практическая работа членов творческой группы

Разработка

актуальности, целей и задач проекта.

Обсуждение

Январь

Разработана структура педагогического проекта

Разработка мероприятий по адаптации учащихся через работу с родителями

Мозговой штурм

Февраль

План мероприятий по реализации проекта

Подбор методов и форм проведения мероприятий и систематизация материала по работе с родителями.

Индиви-

дуальная работа педагогов

Февраль-март

Подобраны методы и формы проведения мероприятий с родителями.

Запуск и реализация проекта

Работа по утвержденному плану мероприятий с родителями

Март-ноябрь

Проведены запланированные мероприятия с активным участием родителей.

5

Создание материально-технических условий

Заказ и  приобретение необходимого оборудования для проведения мероприятий

Оформление сметы

Апрель

Приобретено необходимое для мероприятий оборудование

6

Анализ работы

творческой

группы

Подготовка мультимедийной презентации.

Анализ реализации проекта

Собрание

творческой

группы

Декабрь

Презентация по реализации проекта.

Анализ.

7. План мероприятий по реализации проекта.

п/п

Мероприятие

Сроки

выполнения.

Ответственный.

Подготовительный период.

1

Анкетирование по вопросам выявления информированности родителей по проблеме адаптации ребенка к новым условиям обучения.

Конец марта-

1 неделя апреля

Классный руководитель 4 кл.

Психологи

2

Индивидуальные беседы, консультации с родителями по вопросам перехода детей в 5 класс.

Март-май

Классный руководитель

Учителя-предметники

3

Посещение семей детей «группы риска» с целью планирования дальнейшей работы с семьей .

Апрель

Классный руководитель

Социальный педагог

4

Родительское собрание «Подготовка к 5 классу».

1 неделя апреля

Классный руководитель 4кл.

5

Классный час с привлечением родителей и учащихся 4 кл. «Первый раз в пятый класс».

1 неделя апреля

Классный руководитель 4кл.

6

Открытый урок окружающего мира для родителей.

2 неделя апреля

Классный руководитель 4 кл.

7

Экскурсия родителей по кабинетам в средней школе (знакомство с кабинетной системой обучения, с будущими учителями-предметниками).

3 неделя апреля

Классный руководитель 4 кл.

Учителя-предметники

8

Лекционное занятие для родителей «Младший школьник в среде сверстников» .

4 неделя апреля

Классный руководитель 4 кл.

Психолог

9

Консультация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность».

1 неделя мая

Классный руководитель 4 кл.

Психолог

10

Психологическое консультирование родителей по предупреждению дезадаптации ребенка.

2 неделя мая

Психологи

11

Итоговое родительское собрание по результатам административного среза, комплектования 5 класса, по знакомству с будущими учителями.

3 неделя мая

Классный руководитель 4 кл.

Классный руководитель 5 кл.

Учителя-предметники

12

Выпускной вечер «До свиданья, начальная школа».

4 неделя мая

Классный руководитель 4 кл.

Адаптационный период.

1.

«День знаний» (мероприятие для детей и родителей).

1 сентября

Классный руководитель 5 кл.

2.

Анкетирование по вопросам ожидания родителей от перехода ребенка в среднее звено.

2 неделя сентября

Классный руководитель 5 кл.

Психологи

3

Родительское собрание «Ваш ребенок пятиклассник»

Сентябрь

Классный руководитель 5 кл.

Учителя-предметники

Психолог

4

«День открытых дверей» для родителей пятиклассников с целью посещения уроков, консультаций, бесед с учителями и т.д.

Каждая суббота 1 четверти

Классный руководитель 5 кл.

Учителя - предметники

5

Разработка рекомендаций родителям по снятию тревожности учащихся в адаптационный период

сентябрь

Психологи

6

Внеклассное мероприятие с детьми и родителями «Что? Где? Когда?»

3 неделя сентября

Классный руководитель 5кл.

7

Разработка рекомендаций родителям по выполнению домашних заданий

Сентябрь

Классный руководитель 5 кл.

8

Психологическое консультирование родителей по предупреждению дезадаптации ребенка.

2 неделя мая

Психологи

9

Внеклассное мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья»

октябрь

Классный руководитель 5кл.

Учителя физической культуры

10

Посещение семей детей «группы риска»

Сентябрь-октябрь

Классный руководитель 5кл.

Социальный педагог

11

Родительское собрание по итогам первой четверти

Конец октября

Классный руководитель 5кл.

Пост адаптационный этап.

1.

Анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности обучением ребенка в пятом классе.

Ноябрь

Классный руководитель 5кл.

Психологи

2

Работа с родителями дезадаптированных учащихся 5 класса.

Ноябрь-декабрь

Классный руководитель 5кл.

Психологи

Социальный педагог

3

Педагогический консилиум по адаптации учащихся 5 кл.с приглашением родительского комитета

Декабрь

Зам.директора по УВР

Классный руководитель 5кл.

Учителя-предметники

Социальный педагог

Психологи

    8. Ожидаемые  результаты:

  • Родители обладают необходимыми знаниями и умениями по вопросам помощи своему ребенку в адаптационном периоде, и эффективно применяют их.
  • Родители учащихся тесно сотрудничают с педагогами в создании благоприятных условий для безболезненной адаптации детей к новым условиям обучения.
  • Родители учащихся активно участвуют в запланированных мероприятиях.
  • Родители удовлетворены учебным и воспитательным процессом, осуществляющимся в среднем звене.

9. Риски при реализации проекта

 Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих факторов:

Возможные негативные последствия

Способы преодоления негативных последствий

1. Родители не активно участвуют в запланированных мероприятиях.

Продумать профилактическую систему мотивации родителей (беседы, пригласительные билеты, консультации по телефону и т.д.).

2.Нежелание родителей сотрудничать с педагогами в вопросах адаптации детей.

- Выяснить причину отказа от сотрудничества;

- привлечь психологов к устранению причин недоверия родителей к учителям;

- провести беседу с родителями.

3.Занятость родителей на производстве (низкая посещаемость мероприятий).

- Провести подготовительную работу по посещаемости мероприятий (объявления, информирование по телефону и т.д.);

- выслать письмо на организацию с просьбой подмены сотрудника.

4.Неадекватное восприятие родителями особенностей своего ребенка.

Непринятие рекомендаций педагогов и психологов.

- Психологам и классным руководителям провести дополнительные тренинги, консультирование родителей по вопросам необходимости соблюдения рекомендаций.

10. Литература

  1. Баданина Л. П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога // Начальная шк. – 2007. - N 7. - С. 18-21.
  2. Гончарова Г. А. Формирование социально-психологической адаптации школьников и учащихся профессиональных училищ // Гигиена и санитария. - 2009. - N 2. - С. 30-33.
  3. Григорьева М. В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников // Там же. - 2009. - С. 66-71.
  4. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная шк. - 2009. - N 1. - С. 8-9.
  5. Ермакова И. Цена адаптации и как ее снизить // Там же. - 2009. - N 4. - С. 248-256.
  6. Кириллова М. Г. Последствия жестокого обращения и трудности школьной адаптации // Шк. здоровья. – 2006. - N 3. - С. 23-37.
  7. Крайнова Ю. Н. Адаптация школьников к обучению в среднем звене, как психологическая проблема // Практ. психология и логопедия. - 2009. - N 1. - С. 51-54.
  8. Кудрявцева Е. А. Некоторые вопросы социальной адаптации шестилеток к школе // Начальная шк. – 2002. - N 6. - С. 47-50.
  9. Кузнецова Л. В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - N 4. - С. 70-74.
  10. Литвиненко Н. В. Адаптация школьников в критические периоды развития как предмет психолого-педагогического исследования // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. - 2006. - N 10. - С. 122-127.
  11. Микляева А. В. Психопрофилактика школьной тревожности: программы работы, диагностика // Педагог. диагностика. – 2007. - N 2. - С. 88-111.
  12. Преемственность начальной и средней школы (программы, контрольно-измерительные материалы, рекомендации): методическое пособие/ авт.-сост.: Лазуткина И. А., Шакина Г. В.; МО РМ, МРИО. – Саранск, 2006. – 143 с.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=32661 (18.03.10).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект воспитательной работы 8 класса «В» «Открой свой мир»

В настоящее время огромное внимание в школах уделяется учебному процессу, формированию умений и навыков. Но порой, стремясь к постоянному улучшению результативности учебного процесса, мы забываем о са...

Методичечкая разработка: педагогический проект.Тема работы: проект «Одаренные дети»

Данный проект работал в течении трех лет.Мероприятия проекта были направлены на поддержку творчески равивающихся,способных  обучающихся района Проект был частью единой районной программы "...

Методические указания по выполнению проекта курсовой работы по дисциплине "Технология парикмахерских работ и оборудования"

В процессе обучения дисциплины "Технология парикмахерских работ и оборудывания " студенты выполняют курсовую работу " Разработка технологии выполнения парикмахерских работ ". В процессе выполнения кур...

Использование метода проектов в работе на уроке и во внеклассной работе

Материал подготовлен на французском языке для участия в конференции в г. Волгограде в 2014г. В нем рассматриваются основные подходы к организации такой работы, ступени ее проведения. Ученики МОУ СОШ №...

Проект " Чужих детей не бывает"Проект о работе

учащихся школы - девочек в приюте с детьми.  их разработки и...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ

Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.Виды проектов в школеМонопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учеб...