Статья. Дистанционное обучение как диагностика и ресурс для развития волевых качеств и мотивационных сфер учащихся
статья (5 класс)
Статья о работе с мотивацией к обучению учеников, переведенных на дистанционный формат. Внешняя и внутренняя мотивация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Воробьёва А.А.
педагог-психолог
ГБОУ СОШ №13
Дистанционное обучение как диагностика и ресурс для развития волевых качеств и мотивационных сфер учащихся
Ситуация массового перехода к дистанционному обучению явилась проблемной ситуацией для большого числа участников образовательного процесса. По сути, личностные черты, как учеников, так и преподавателей в данной ситуации оказались под нагрузкой, которая могла привести к декомпенсации различного рода дезаптационных тенденций личности и характера. Наиболее ярко в этом отношении показывали себя такие стороны личности как:
- Мотивационная сфера (учебная и рабочая мотивация)
- Локус контроля
- Уровень развития волевых качеств
- Коммуникативная компетентность
Если обратиться к теории мотивации, есть несколько вариантов классификации
классификация мотивов учения по Т. А. Ильиной
(опирается на две тенденции: к достижению успеха и избеганию неудачи)
Если опираться на данную классификацию, то очевидно, что как при очном, так и при дистанционном обучении различий в успехах учеников практически не будет, они могут стать более явными, но общая тенденция сохраниться – ученики с мотивацией к достижению успеха будут более эффективны, чем те, кто стремиться к избеганию неудач.
И совсем другую картину мы получим, если возьмем классификацию учебных мотивов А.К. Марковой (характеризующий отношение к самой деятельности). Здесь процесс дистанционного обучения проявляет «во всей красе» и обнажает уровень зрелость мотивационной сферы ученика и ее структуру. Настолько разительно, что дети – обучавшиеся в течение года на 4 и 5, вдруг оказывались среди отстающих, а бывшие троечники – неожиданно показывали достойные результаты. Безусловно, такая картина была связана с различиями в мотивационной сфере учащихся и той декомпенсацией, которая произошла у одних и наоборот эффектом попадания в более благоприятные условия( дист.обучение) – других учащихся. Ниже представлена классификация учебных мотивов А.К. Марковой
На протяжение 2019-2020 уч.г. мною велась работа психологической поддержки учащихся ГБОУ СОШ №13, наиболее распространенным запросом со стороны учащихся – были коммуникативные трудности, а со стороны родителей – академическая неуспешность. Все учащиеся в начале работы с психологом проходили ряд диагностических процедур -в т.ч. диагностику локуса контроля – при помощи фрустрационного теста Розенцвейга, диагностика уровня школьной мотивации (по Н.Г. Лускановой). При переходе на дистанционное обучение после прохождения адаптационного периода – который длился примерно неделю многие из учеников, продолжавших регулярные занятия с педагогом-психологом, переформулировали свой запрос. Обнаружился следующий эффект: ученики имеющие основным запрос – коммуникативные трудности – имели также проблемы с успеваемостью, но не озвучивали это как требующий проработки факт во время очного обучения – стали более успешными в академическом плане на дистанционном, и как правило это явления прямо коррелировало с наличием внутреннего локуса контроля, внутренней мотивацией к деятельности, данный эффект соседствовал с показателями снижения уровня тревоги и повышением психоэмоционального ресурса (диагностировался при помощи цветового теста Люшера в процессе работы с учащимся в он-лайн режиме) – что явилось прямым следствием отсутствия психотравмирующих ситуаций неуспешности в коммуникации со сверстниками. При самоотчете ребята отмечали, что и коммуникативная составляющая их жизни улучшилась, так как многие учителя в качестве мотивации вывешивали списки и озвучивали фамилии учеников – не имеющих задолженности и сдающих все в срок, многие из неуспешных в социальном плане ранее ребят попробовали себя в роли экспертов и сами давали консультации своим одноклассникам по учебным вопросам по телефону или при общении через интернет, как отмечали сами ученика – это дало им возможность почувствовать себя более значимыми, повысить самооценку. Таким образом, для данной категории ребят ситуация дистанционного обучения – стала ресурсной, и помноженная на активное проговаривание и осмысление с психологом полученного опыта, дала мощный толчок для личностного роста учащихся.
Обратный вектор, как диагностического, так и профилактического эффекта дистанционного образования обнаружился в том, что появилось огромное количество запросов от семей, где дети формально справлялись с обучением, были достаточно успешны и показывали высокий уровень коммуникативной компетентности при очном обучении. Но при переходе на дистанционную форму, явно обнаружилось преобладание внешнего мотива к обучению (одобрение учителя, сверстников, страх порицания со стороны окружения). При этом за консультативной помощью обращались родители – дети не признавали наличие трудностей- родители говорили о резком падении успеваемости, нежелании ребенка садиться за уроки и отправлять задания вовремя, забывчивость и пр. При диагностическом обследовании ( опрос родителей и он-лайн проведенный тест Розенцвейга) выяснялось, что ребенок обладает внешним локусом контроля, значительной незрелостью волевой сферы – но успешность при очном обучении достигалась достаточно развитыми коммуникативными навыками – умением выстраивать контакт как со сверстниками, так и с педагогами и привычкой работать в четких понятных условиях на очном уроке. В данном варианте, для того чтобы разрешить трудности с успеваемостью приходилось задействовать ресурсы семьи, проводить регулярные консультации с родителями, не только по проработке навыков тайм-менеджмента для их детей, но и для психологической разгрузки родителей, которым приходилось выносить всю тяжесть роли внешнего мотиватора для своих детей.
В заключение работы – подводились итоги и озвучивались те достижения, новый опыт, личностные приобретения внутри обеих проблемных групп. И если в первом варианте – это был рост самооценки, уверенности в себе, получения новых знаний о сильных сторонах своей личности, повышение внутригруппового статуса, то во втором случае – это был опыт командного взаимодействия семьи, опыт нахождения ненасильственных путей влияния на мотивацию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-149842-1354115357.jpg)
Развитие мотивационной сферы учащихся.
Формирование и развитие мотивов учения является важным вопросом в процессе обучения школьников. В данной работе представлена информация о мотивах учащихся, их видах, способов повышения ин...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-160243-1354963281.jpg)
Статья "Дистанционное обучение как одна из форм учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся."
Дистанционное обучение как одна из форм учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся....
: Развитие коммуникативно-познавательных потребностей через мотивационную сферу учащихся на уроках русского языка
Данный опыт может быть востребован студентами в учебном процессе, молодым специалистам и учителям русского языка и литературы, которые готовы помочь учащимся в развитии коммуникативно-познавательных п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-552802-1418889798.jpg)
Особенности волевых качеств и эмоциональной сферы, формирование самооценки у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Специфичность волевой регуляции поведения детей с ограниченными возможностями здоровья связана с тем, что разви...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-290175-1378726605.jpg)
Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.
В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/20/picture-58250-1689862539.jpg)
Мотивационная сфера учащихся как фактор развития на занятиях УДО (объединение "Прикладное творчество")
Проблему формирования мотивации учения у школьников и учащихся дополнительных образовательных учреждений можно считать одной из актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток - одна из глав...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/27/picture-1121122-1551254711.jpg)
Направленность трудового обучения в школе на развитие волевых качеств личности обучающихся с умственной отсталостью.
Для того, чтобы мотивировать обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности применяются методы активного обучения (МАО)....