Творческий проект " Добрая Азбука"
проект

Беляева Элина Станиславовна

       Цель проекта – повышение  уровня мотивации детей старшего дошкольного возраста к занятиям по обучению грамоте,  воспитание  у детей интереса к чтению, формирование у детей восприятия детской литературы и книжной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий  среднесрочный проект

В старшей группе компенсирующей направленности « Морячки»

« Добрая азбука»

 Составитель

 учитель – логопед Беляева Э.С.  

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                           Актуальность проекта

 Что нужно для того, что бы дети полюбили чтение и книги? Ответ на этот вопрос простой. Нужно сделать обучение грамоте эмоциональным и интересным для детей занятием, связанным с веселой сказкой, увлекательной игрой и рисованием.               

  Чем больше задания на занятиях похожи на упражнения, тем с меньшей охотой и хуже дети занимаются, меньше усердия прилагают.

Эту проблему помогает решить   на занятиях    чтение Доброй сказочной Азбуки, жители которой создают весёлый, эмоционально окрашенный образ каждой буквы, связанный с миром ребёнка. В сказках буквы играют, дружат, а порой и ссорятся, как это делают сами дети  Сказки о буквах помогают детям запомнить зрительный образ букв, почувствовать ,что такие понятия как: буква, слово, чтение - интересная и увлекательная часть жизни человека. Сказки о буквах  на занятиях по обучению грамоте делают познавательный процесс более полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребёнка-дошкольника.

 

  Участники проекта:

  • учитель-логопед,
  • дети старшей группы компенсирующей направленности .  
  • родители.

Тип проекта:  среднесрочный ( 14.03-15.04)

Цель проекта – повышение         уровня мотивации детей старшего дошкольного возраста к занятиям по обучению грамоте,  воспитание  у детей интереса к чтению, формирование у детей восприятия детской литературы и книжной культуры.

Задачи проекта:

  • закреплять знания детей о зрительных образах букв;
  • формировать звуковую сторону речи,
  • формировать звуко- буквенный анализ и синтез;
  •  развивать познавательные способности, мышление, память и творческое воображение  у детей;
  • расширять словарный запас детей;
  • развивать коммуникативные навыки;  
  • формировать интерес  к чтению книг;
  • воспитывать в детях доброту   к окружающим , бережное отношение к книге;

Методы проекта:

  • Словесные: беседы,  рассказывание, чтение, заучивание стихов, загадок и поговорок о буквах, грамоте, чтении; слушание литературных произведений  А.  Лопатина, М. Скребцова « Добрая азбука»,   В.Степанов «Азбука в загадках».
  • Наглядные: рассматривание  книжных иллюстраций, рисунков с буквами, азбук в картинках, букварей.
  • Игровые: дидактические игры «Придумай слово», «Определи место звука», «Подбери и назови», «Найди общий звук», «33 богатыря», «Умные карточки»,  « Чудесный мешочек»;  игровые упражнения: «Радужные буквы», «Весёлый колокольчик», «Необычные буквы», « Зеркальные буквы», «На что похожи буквы?».
  • Практические:  раскрашивание картинок с буквами, рисование букв на     на песке, лепка букв из   пластилина,  конструирование букв  из различных материалов.  

Ожидаемые результаты:

  • знание детьми букв алфавита;
  • повышение мотивации детей к чтению;
  • развитие фонематических   процессов;  
  • повышение педагогической культуры родителей    ( научить  родителей   приемам  изучения букв чтению слогов и простых слов на базе изученных букв, тем самым показать широкие возможности для занятий с ребенком дома);
  • развитие мелкой моторики рук: раскрашивание, лепка, конструирование  букв из  различных материалов;
  • развитие мышления, воображения и творческих способностей в инсценировках;
  • развитие общей моторики и ориентировки в пространстве в подвижных играх;

Этапы проекта:

Проект осуществляется в три этапа.

Первый этап – подготовительный, включает в себя:

- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

- подбор и изучение методической литературы для реализации проекта ;

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; игр дидактических и настольных;

- организация развивающей среды в группе;

- обращение к родителям о сотрудничестве и помощи в изготовлении    альбома  « Моя добрая азбука», поиску материала, бесед с детьми о происхождении букв алфавита, чтение любимых сказок, рисование  и раскрашивание сказочных героев для выставки « Фестиваль сказочных героев».

Второй этап – основной, включает в себя:

- ознакомление детей с литературными произведениями;

- проведение бесед;

-выставка в библиотеке группы азбук и букварей  « Азбука-путь к чтению!»

- рассматривание иллюстраций к буквам в различных азбуках и беседы по их содержанию;

 - работа с родителями ( консультации на темы: «Учите, играя!»,  «Как помочь ребенку запомнить буквы?», «  Книги, которые  нужно читать детям »,  « Как помочь ребёнку овладеть процессом чтения?»      Размещение консультационного материала в уголке для родителей и  в родительском чате;

- проведение НОД по обучению грамоте;

- работа детей в « Мастерской букв» - конструирование  букв из  различных материалов  :   элементы букв из бумаги( полоски длинные и короткие, овалы и полуовалы),цветные палочки,  абрикосовые и сливовые косточки, сушеные ягоды,фасоль, пуговицы, фигурные макаронные изделия, трубочки и др, ; работа с конструктором  Воскобовича, мозаиками, пазлами и кубиками с буквами ;

-пение песенок о буквах « Азбука-песенка».

 -разыгрывание сценок : « С кем дружит буква А»,  «Зачем нужна Вода?»,  « В гостях у Гномика»,  « Кто с кем хочет дружить?»,  « Весёлый дуэт», « Как игрушки делились», «Что делает Мама?»,  « Кто любит наряжаться», «Кому нужна отвага», «Как буква П всех угощала», « Рассмеши солнышко»,  «Кто сильнее всех»,  «Как буква У всех учила», «Как буква Ф фонариком светила»,  «Что умеют делать игрушки», «Кто любит мороженое».

Третий этап – заключительный, включает в себя:

- выставка работ « Моя добрая буква» с презентацией буквы (загадка или стихотворение с представлением самой буквы).

-Развлечение  «  Дружат с буквами не зря девчонки и мальчишки.

                           Их не   зная, не прочтёшь самой тонкой книжки!»        

Анализ результатов проекта.

В результате реализации проекта: у детей повысились познавательная активность, интерес к знаниям, любознательность,  коммуникативные и  творческие  способности; расширились знания об истории алфавита, происхождении букв и их значимости; отмечается обогащение и активизация  словарного запаса, совершенствование навыков звукового анализа слов и фонематических процессов. Включение родителей в совместный с логопедом и воспитателем процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы. Родители стали более заинтересованы в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, повысился их интерес к работе ДОУ, к успехам своих детей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием. 

 Список литературы:

  1. Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика – СПБ: Детство-Пресс, 2000г.
  2. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников - М: Школа-Пресс, 1999г.
  3. Волина В.В. Праздник Букваря(игры с буквами и словами)-М: АСТ-Пресс,1996г.

  1. Лопатина А., Скребцова М. Добрая азбука.- М.: Философская книга,2014 г.
  2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). - М.: Гуманит. изд. центр Владос,2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Добрые дела от доброго сердца"

Цели проекта: обучить формам сотрудничества и партнёрства;формирование, развитие и распространение идей добра, милосердия, толерантности в детской подро...

Социальный проект "Доброе сердце - добрые поступки"

АктуальностьВ детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств.В.А.Сухомлинский писал “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.Нужно оглянуться по сторонам и ...

Творческий проект "Художник,пишущий добро"

В творческой работе мы постарались рассказать о творчестве художника Анатолия Баргова....

Социальный проект "Доброе сердце - добрые дела!"

Социальный проект "Доброе сердце- добрые дела!" способствует формированию инициативы добра и ответственности детей, подростков и молодежи, приобретению ими практического опыта, который усили...

Социально-творческий проект "Доброе сердце-добрые дела!"

Социально-творческий проект "Доброе сердце-добрые дела!"...

Проект "Доброе сердце-добрые дела"

Сегодня, школьники и учителя перегружены требованиями по освоению учебных дисциплин в рамках школьной программы, поэтому зачастую педагогам не хватает времени на воспитание духовности и нравственности...

Проект «Доброе сердце – добрые дела»

Цель проекта:пропаганда и распространение позитивных идей добровольного служения обществу и реализация их на практике.Задачи:формирование активной жизненной позиции у обучающихся;стимулирование и подд...