«Традиционные и нетрадиционные практики взаимодействия педагогов с родителями».
статья

Сергеева Ольга Александровна

«Традиционные и нетрадиционные практики взаимодействия педагогов с родителями».

 

 

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей педагог должен добиваться того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и школы является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ребёнку. Большой эффект во взаимодействии семьи и школы будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе.

Для нашей школы, главными формами взаимодействия с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Традиционные и нетрадиционные практики взаимодействия педагогов с родителями».

Подготовила: заместитель директора по воспитательной работе Сергеева О.А.

МБОУ Пречистенская СШ

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей педагог должен добиваться того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и школы является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ребёнку. Большой эффект во взаимодействии семьи и школы будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе.

Для нашей школы, главными формами взаимодействия с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие виды работы: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Всё это традиционные формы работы с родителями учащихся.

 Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.

 Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании я знакомлю родителей с примерным тематическим планированием групповой работы с семьёй в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя. После собрания я анализирую ответы родителей и на их основании планирую воспитательную работу на новый учебный год.

 В своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Традиционные

Нетрадиционные

-Родительские собрания;

-конференции;

-Индивидуальные консультации;

 -Посещение на дому;

-Родительские тренинги;

-Дискуссии;

 -Круглые столы;

-Практикумы;

-Родительские вечера;

- Родительские патрули;

 -Родительские чтения;

 -Родительские ринги;

А теперь я попытаюсь дать определение некоторым формам работы с родителями.

 Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций.

Классное родительское собрание – проводится 4 – 5 раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности.

Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию я готовлю выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе.

 Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить своё отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результат не заставляет себя ждать.

 Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирование родительского коллектива. Родительские ринги готовятся в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Родительские Вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся 2 – 3 раза в год. Родительский вечер – это праздник воспоминаний, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребёнок.

Формы вечеров позволяют не только высказать своё мнение по предложенной теме, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Перед классным руководителем всегда стоит большая проблема – малая активность родителей во время проведения собраний, других встреч. Но, используя разнообразные формы и методы работы с родителями, видишь, как вместе с детьми растёт и активность родителей, и уже не только активно обсуждают по теме, но и сами предлагают темы для будущих встреч. Это и «Друзья моего ребёнка», «Тайны семейной реликвии». Сплочённость родительского коллектива оценивается тем, как родители относятся к школьной жизни класса и как решаются некоторые другие вопросы. Я думаю, что такие вечера дают положительный результат в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.  Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...

Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога с родителями и учащимися».

Тренинговое занятие направлено на изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного ...

Взаимодействие педагогов с родителями

Работа педагогов с родителями по учебному и коррекционному взаимодействию...

Взаимодействие педагога и родителей

Консультация для педагогов на тему "Взаимодействие педагога и  родителей"...

Особенности организации взаимодействия педагогов и родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями

Особенности организациивзаимодействия педагогов и родителей,имеющих детей с особымиобразовательными потребностями...

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...