Родительское собрание "Семья и ее роль в обучении детей дошкольного возраста калмыцкому языку"
план-конспект

Бадмаева Галина Манджиевна

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, соучастие в организации деятельности по обучению    детей калмыцкому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, соучастие в организации деятельности по обучению    детей калмыцкому языку.

Задачи:

  • создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
  • активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей по обучению детей родному языку;
  • реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду.

Предполагаемый результат:

  • обогащение опыта межличностного общения в системе «родитель-воспитатель»; «родитель – учитель калмыцкого языка»
  • продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей;
  • повышение педагогической грамотности родителей.

Оборудование:

Анкета,   « Мини словарь», буклеты «Зул», игрушки, макеты овощей, ваза с записками, тесто, две шапки.

План заседания: 

  1. «Семья и её роль  в обучении детей дошкольного возраста родному языку» - выступление учителя калмыцкого языка Бадмаевой Г.М.
  2.  Практическая часть

Ход  заседания:

  1. В начале   учитель поблагодарила родителей за присутствие на заседании. Предложила провести с родителями  Упражнение «Пожелание»

Родители встают в круг,  учитель  пускает по кругу  домбру.

Ты катись, веселая домбра,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселая домбра,

Тот  йөрәл расскажет нам.

Пожелания родителей можно записать на магнитофон или видеокамеру, чтобы дать их прослушать, посмотреть детям.

Учитель:  Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.  

Родной язык – это бесценный дар, который помогает сохранить национальную самобытность народа и его культуры, это мощный инструмент, благодаря которому развивается и передается из поколения в поколение духовное наследие предков (Глава Республики Калмыкия Алексей Орлов).

         Принято считать, что заниматься английским, китайским или каким-то другим языком гораздо престижнее, чем родным. Калмыкия не исключение – многие коренные жители республики, посвятив себя изучению иностранной речи, напрочь забывают о необходимости осваивать родную, доставшуюся  в наследство от предков, необыкновенную по красоте звучания – калмыцкую.

          Почему же мы к столь драгоценному сокровищу, как  хальмг келн, относимся так легкомысленно? Ни для кого секрет, что истинных ценителей и носителей калмыцкого языка остается все меньше, и  от этого на душе становится горько. На упреки, что стыдно не знать родного, нередко приходится слышать в ответ: нет языковой  среды. А кто же виноват в этом? Мы, и только мы, каждый из нас. Никто другой не может решить за нас эту проблему, если мы сами не заинтересованы. Та небольшая горстка ученых, педагогов и  энтузиастов, пытающихся донести мысль до сознания нации, чаще всего остается не услышанной большинством, а именно нами.

Обидно, что не дорожат основным богатством народа, без которого он просто перестанет существовать. Недаром говорят, что язык – генетический код нации, и благодаря ему мы имеем возможность соединить прошлое с настоящим И что останется потомкам от нас?

Ведь родное слово лежит в основе существования любого народа. Без языка нет ни бурята, ни калмыка и т.д.  Народы всегда берегли свой язык. Пока жив язык, жив и имеет будущее народ. Недаром говорят, что язык – генетический код нации, и благодаря ему, мы имеем возможность соединить прошлое с настоящим, сохранить свои традиции и культуру. И что останется потомкам от нас?

           Родной  язык у нас перестал быть материнским, то есть не передается естественным путем матерью с первого дня появления ребенка на свет.            

Возрождение родного слова как сокровищницы духовной жизни народа стимулирует чувство национального достоинства, способствует формированию национального самосознания, а в свою очередь, национальное достоинство, национальное самосознание создает фон, почву для развития и расширения функций родного языка.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых  ( и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал родную,  калмыцкую речь. А для этого необходимо создавать языковую среду.

Моя основная  задача обучения  детей дошкольного возраста родному языку - научить их понимать несложную, вполне доступную по содержанию речь и сформировать  умения и навыки разговорной речи.

При обучении детей родному языку я использую следующие виды работ:

            1.Работа со звуками.

                   2. Работа над произношением.

                   3. Работа с игрушкой или картинкой  (изображением предмета)

                   4. Работа с мнемодорожками, мнемотаблицами, заместителями

                5. Разучивание стихов, песен.

             6. Инсценировка коротких рассказов, стихов, песен.

               7. Игры подвижные, спокойные, дидактические.

                         8. Игра в сказку.

 

2. «Давайте вместе поиграем» - практическая часть

а). «Илвтә түӊгрцг» - наадн  (Игра «Волшебный мешочек»)

Учитель демонстрирует волшебный мешочек, в котором спрятана любая игрушка   Учитель: посмотрите-ка, что это? (родители отвечают) Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать вам, а вы должны назвать, что внутри мешочка.  Родители ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что внутри.   На калмыцком языке называют, что это и составляют небольшой рассказ о нем.

в). «Хувцна делгүр» - наадн   (Игра «Магазин»)

Я предлагаю вам пройти в «Магазин  одежды» и купить одежду, которая  вам понравилась. Необходимо на калмыцком языке называть, что  купили и составить небольшой рассказ о нем.

б).  Игры на кухне

- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас я  приготовили  вопросы. (В вазе находятся  листочки с вопросами.)

- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)

(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)

1. «Посуда»-назвать на калмыцком языке

2. «Тесто»  Лепите все, что захочется.

3. «Овощи»- назвать на калмыцком языке

4. « Горох или  фасоль» Предложить  ребенку  посчитать фасоль (счет до 10)

  1. «Фрукты»- назвать на калмыцком языке

4. Пальчиковая игра

Рефлексия «Махла»

           Наша встреча подошла к концу. Я вам предлагаю две шапки - мужскую и  женскую. Если вам понравилась наша сегодняшняя встреча,  информация, озвученная на собрании, была полезной для Вас - одеваете  женскую и коротко рассказываете, что понравилось, что узнали нового. Если не понравилась, то одеваете,  мужскую шапку и рассказываете, что не понравилось. Каковы Ваши предложения и пожелания относительно проведения собраний?

             В конце учителем были  розданы родителям буклеты о празднике «Зул», мини-словари. Родители заполнили анкету.

 

27 –гч тойгта «Теремок» нертә бичкдүдин сад

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №27 «Теремок»

Заседание клуба «Счастливая семья»

Тема:

                                                                 Подготовила и провела:

                                                                         Учитель калмыцкого языка

                                                                         Бадмаева Галина Манджиевна

Э Л С Т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.

В статье рассказывается о подготовк к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.  Ведь   старший дошкольный возраст (5 - 7 лет)  - ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 03.06. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Учебно-методический комплекс по дисциплине СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ  (далее УМКД)  является частью профессиональ...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Статья знакомит с нетрадиционными техниками выполнения работ по изобразительному искусству (батик, бумажная пластика, роспись по стеклу). Материал можно использовать на факультативных занятиях по изоб...

"Значение игровых технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».

quot;Значение игровых технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»....

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге «Светофорчики»

Обеспечение знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах.Предупреждение попаданий детей в различные дорожно-транспортные происшествия.Решение образовательных задач средствами систематических меро...

Организация надомного обучения детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии

Организация надомного обучения детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитииК детям с комплексными нарушениями относятся те, кто имеет сочетание нескольких выраженных первичных псих...