Кейсы
методическая разработка

Попова Елена Анатольевна

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет. casus (лат.) – запутанный необычный случай; case (анг.) – портфель, чемоданчик.

Для России кейс-технологии – сравнительно новое явление. Распространение она стала получать лишь в 90-ые годы XX-го века на базе нескольких московских вузов. Значительный вклад в разработку и внедрение этой технологии внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.

Тем не менее, развитие технологии проходило весьма противоречиво. С одной стороны, использование анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли технологию из учебных аудиторий.

Связь семьи и детского сада позволяет организовать единое воспитательное пространство, основанное на взаимопонимании, доверии и сотрудничестве. Но как показывает практика, осуществление конструктивного взаимодействия с родителями осложняется различными факторами: занятостью, отсутствием интереса к проблемам, замкнутостью семейных отношений, недоверии и др. Традиционные формы общения не срабатывают, не позволяют выйти педагогу с родителями на взаимный конструктивный диалог. Современные технологии организации воспитательного процесса имеют в своем арсенале активные методы и приемы взаимодействия, позволяющие родителям принимать непосредственное участие в жизнедеятельности ОО, класса, быть активными в оказании помощи и решении проблем. Одной из таких технологий является «Кейс-технология».

 

Кейс – это реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения. Цель применения этой технологии - научить родителей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, -выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы.

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

После того, как кейс написан, педагогу требуется продумать и спланировать свою деятельность на родительском собрании, а также распределить родителей по малым группам.

Второй этап - работа с кейсом, это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

1. Знакомство с ситуацией, её особенностями

2. Выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).

4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).

5. Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

6. Презентация решения.

7. Рефлексия хода решения кейса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО  (далее – ФГОС НОО) направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения.

Повышение качества образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС НОО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания, обучения и развития детей младшего школьного возраста.

Вопрос поиска и осуществления новых форм взаимодействия ОО с семьёй на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Необычным! Запоминающимся! Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и в то же время деловой разговор, на позитивное отношение к детскому саду.

Нетрадиционные формы проведения собраний такие как, «семинар-практикум», «душевный разговор». «мастер-класс», «читательская конференция», «тренинги» и другие используются уже давно и активно.  Стремлению родителей деятельно участвовать в процессе обучения соответствует кейс-технология.

Важнейшее условие доверительных отношений с родителями — стремление учителя к диалогу. Ведь родители хотят видеть в педагоге отзывчивого знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами. 

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.

         Главное её предназначение — развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество участников дискуссии.

Главной целью применения этой технологии является:

- научить родителей анализировать информацию;

- выявлять ключевые проблемы;

- выбирать альтернативные пути решения, оценивать их;

- находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

      

Задачей этой технологии является максимальное вовлечение каждого участника в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить методическую, научную литературу по кейс-технологиям в работе с родителями.;
  2. Познакомить педагогов с методикой проведения родительских собраний с использованием кейс-технологий;
  3. Апробировать возможность внедрения кейс-технологий в работе с родителями;
  4. Определить целесообразность внедрения кейс-технологий на базе нашего ОО.

«Кейс-технологии в работе с родителями»

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет. casus (лат.) – запутанный необычный случай; case (анг.) – портфель, чемоданчик.

Для России кейс-технологии – сравнительно новое явление. Распространение она стала получать лишь в 90-ые годы XX-го века на базе нескольких московских вузов. Значительный вклад в разработку и внедрение этой технологии внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.

Тем не менее, развитие технологии проходило весьма противоречиво. С одной стороны, использование анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли технологию из учебных аудиторий.

Связь семьи и детского сада позволяет организовать единое воспитательное пространство, основанное на взаимопонимании, доверии и сотрудничестве. Но как показывает практика, осуществление конструктивного взаимодействия с родителями осложняется различными факторами: занятостью, отсутствием интереса к проблемам, замкнутостью семейных отношений, недоверии и др. Традиционные формы общения не срабатывают, не позволяют выйти педагогу с родителями на взаимный конструктивный диалог. Современные технологии организации воспитательного процесса имеют в своем арсенале активные методы и приемы взаимодействия, позволяющие родителям принимать непосредственное участие в жизнедеятельности ОО, класса, быть активными в оказании помощи и решении проблем. Одной из таких технологий является «Кейс-технология».

Кейс – это реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения. Цель применения этой технологии - научить родителей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, -выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы.

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

После того, как кейс написан, педагогу требуется продумать и спланировать свою деятельность на родительском собрании, а также распределить родителей по малым группам.

Второй этап - работа с кейсом, это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

1. Знакомство с ситуацией, её особенностями

2. Выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).

4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).

5. Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

6. Презентация решения.

7. Рефлексия хода решения кейса.


В зависимости от целей «кейсы» могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:

а) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми. Вместе с тем, при этой простоте и доступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии, и решать главные задачи при ее использовании.

б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.

в) кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их родителям;

Что должен содержать в себе кейс:

- Сюжетная часть (совокупность действий, событий);

- Информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации: научные, методические, статистические, нормативные материалы для решения кейса);

- Методическая часть (вопросы, задания по анализу кейса).

«Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. Особенно ценно в методе работы с «кейсами» независимость мышления. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам».

Питер Экман

Требования к кейсу:

- соответствовать четко поставленной цели создания;

- иллюстрировать типичные ситуации реальной жизни;

- быть актуальным;

- развивать аналитическое мышление;

- иметь соответствующий уровень трудности;

- провоцировать дискуссию;

- иметь несколько решений.                  

Источники кейсов:

- жизненные ситуации;

- типовые ситуации;

- художественная и публицистическая литература;

- статистические материалы;

- интернет-ресурсы.

В работе с родителями могут быть использованы виды кейсов:

анализ конкретных ситуаций;

- Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство с реальной или предполагаемой проблемой и выработку своего взгляда на её решение.

- В фото-кейс входит:

- Фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему.

- Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

- Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Ролевое проектирование  – это вид кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта участников посредством проигрывания заданных ролей.

     Важной особенностью данной технологии является:

- умение участника принять на себя роль;

- умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;

- ролевое взаимодействие.

Решение кейсов рекомендуется проводить в несколько этапов:

- Знакомство с ситуацией, ее особенностями (воспринимают предложенную ситуацию).

- Выделение основной проблемы (объединяются парами,группами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются).

- «Мозговой штурм» (осуществляют поисковую деятельность).

- Анализ последствий принятия решения (представляют свои роли, осуществляют презентацию).

- Решение кейса (предлагают варианты или последовательности действий, анализируют, делают выводы).

    Таким образом кейс- технология в работе с родителями дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.


       
Предлагаю вашему вниманию практические кейсы для работы с родителями школьников. Предложенные в кейсе решения не являются единственно правильными, а служат толчком для творческого осмысления реальной проблемы.                                                                                        

Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.

Кейс-технология (от англ. «case» — случай)- интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.



Предварительный просмотр:

Новые технологии воспитательной работы

Творчество есть необходимое условие существования,

и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена

хоть йота нового, обязано своим происхождением

творческому процессу человека…

Л.С.Выготский

Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей.

В связи с этим в системе образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося. Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновационного характера развития воспитания в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении воспитательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня воспитания выпускников. Понятие «инновация» в отечественной и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

  1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
  2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАНИИ – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Активно распространяющийся процесс информатизации образования придает воспитательной работе особое значение.

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Эти технологии, являясь одним из средств воспитания, позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно – деятельностный компонент
  • Контрольно – управленческий компонент

Содержанием воспитательных технологий являются:

  • Научно обоснованные социализированные требования
  • Передача социального опыта
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Социализированная оценка ученика
  • Организация творческого дела
  • Создание ситуации успеха

Инновационными технологиями можно считать внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, так как они, как правило, кардинально изменяют воспитательную систему школы.

Инновационные воспитательные технологии:

  • создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;
  • различные варианты школы  полного дня;
  • создание гувернерской службы внутри школы;
  • создание детско-родительских объединений внутри школы;
  • телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
  • коллективное творческое дело (КТД);
  • информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
  • нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
  • социальное проектирование;
  • организационно-деятельностные игры (ОДИ);
  • технология исследовательской деятельности;
  • технология социально-педагогического диагностирования ;
  • технология программирования;
  • технология реализации плана;
  • технология разноуровневой дифференциации;
  • модульная педагогическая технология;
  • технология проектов;
  • технология дидактической игры;
  • здоровьесберегающая технология;
  • личностно- ориентированная технология;
  • экологообразовательные;
  • кейс – технологии;
  • арт-технологии;
  • шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);
  • групповая проблемная работа (разработка проектов);
  • диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);
  • диалог «педагог- воспитанник»;
  • тренинг общения;
  • «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).

Автор статьи: Канагина Лариса Валерьевна,

педагог дополнительного образования,

ГБУ СО Краснодарского края «Горячеключевской КЦСОН»,

Отделение социальной помощи семье и детям
 

Аннотация: статья адресована специалистам, задействованным в оказании социальной помощи семье и детям (социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования), активно внедряющим в практическую деятельность инновационные методики и технологии, нацеленные на повышение уровня правовой культуры детей и подростков.

«Кейс-технологии» в профилактике правонарушений несовершеннолетних

Плохой педагог преподносит истину,

хороший – учит её находить.

(А. Дистервег)

Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. В числе негативных последствий подобных реформ социологи и педагоги называют рост правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, общественности.

Вместе с тем, социальный заказ общества и государства ориентирует систему образования на подготовку молодых граждан, способных к сотрудничеству и конструктивной деятельности; обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны; умеющих анализировать и оценивать экономическую, политическую, социальную ситуацию в обществе; знающих свои права и обязанности; законопослушных и обладающих навыками социального поведения.

Соответствующие данным направлениям образовательные задачи, в большинстве своём, реализуются в контексте гражданско-правового воспитания, при этом особая роль отводится его практической составляющей. Процесс формирования правосознания, правомерного поведения, в том числе правовой активности, повышение уровня правовой культуры детей и подростков не ограничивается только лишь овладением теоретическими основами в области права – важно научить молодых граждан грамотно применять полученные знания в повседневной жизни, в различных ситуациях.

Современное образование, включая все его этапы, предполагает активное внедрение инновационных педагогических технологий. Одной из таких технологий является проблемно-ситуативное обучение с использованием «кейсов» («кейс-технология»).

Термин «кейс-технология» происходит от английского «case» («необычный случай, ситуация»; «портфель, чемодан»); его возникновение в образовании относят к началу XX века – изначально в сфере экономических специальностей2; позднее – в иных сферах, при подготовке будущих управленцев (как метод обучения принятию решения); затем – в сфере дошкольного, школьного и последующих этапов образования (активное внедрение подобных инноваций в российском образовании связано с введением Федеральных государственных образовательных стандартов3). На сегодняшний день данная технология также нашла своё применение в социальной педагогике в т. ч. в целях реализации задач в области формирования и развития социально-бытовых, экономических, гражданско-правовых навыков и компетенций.

С позиции инновационных социально-педагогических технологий «кейс-технологию» рассматривают как:

-основанную на реальной или смоделированной ситуации4 в целях анализа причин, выявления проблем, поиска альтернативных решений или предотвращения;

-предусматривающую в процессе реализации принцип обучения от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот (активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретной ситуации или проблемы);

-с применением специфических методов «оживления» обучения (заложенные в «кейсе» актуальные проблемы довольно сильно воздействуют на эмоциональную сферу, развивая интерес и мотивацию к познанию);

-обучающую действием (усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности группы участников по разрешению противоречий, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей);

-выступающую своеобразным инструментом познавательно-творческой и / или познавательно-исследовательской деятельности, связанной с проектированием и разработкой действий и мероприятий по разрешению или предотвращению проблемной ситуации.

В основу «кейс-технологии» положена совокупность дидактических принципов:

-системно-деятельностный и компетентностный подход (способствуют становлению самостоятельности, продуктивности и субъектности мышления, что в данном случае формирует правовую культуру и компетентность);

-индивидуальный подход к каждому, учёт особенностей и познавательных потребностей (в процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение);

-вариативность (предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора);

-прагматизм (восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы);

-успешность в обучении (обеспечивается за счёт опоры на сильные стороны участников группового обсуждения и решения проблемы).

Структурной единицей «кейс-технологии» является «кейс», сформированный по какой-либо проблеме или ситуации, который можно рассматривать как:

-описание реальной жизненной ситуации (или ситуаций), содержащей значимую практическую проблему, осмысление которой не только актуализирует имеющийся комплекс знаний, но и требует приобретения новых компетенций в той или иной области;

-набор специально разработанных в учебно-методических материалов на различных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные), выдаваемых для самостоятельной работы.

Основными требованиями к «кейсу» определены: актуальность, соответствие возрасту и особенностям участников, доступность для понимания, законченность ситуации, наличие проблемы, нетривиальность, а также выдержанная структура (содержимое «кейса»).

Структура «кейса» включает в себя: ситуацию (случай, проблема, история из реальной жизни, совокупность взаимосвязанных фактов и явлений); контекст ситуации (хронология, история, место, особенности действия, особенности участников ситуации); комментарий ситуации, представленный автором; вопросы, задания, алгоритм анализа (виды анализа: системный, корреляционный, факторный, статистический и др.); приложения; варианты продолжения и / или завершения ситуации, примерные варианты решения проблемы (необходимо на первых занятиях с использованием «кейсов»).

При организации деятельности детей и подростков целесообразно, с точки зрения доступности их восприятию, применять типы (группы) и виды «кейсов»:

1. «Кейсы-инциденты» – группа «кейсов» на основе события, уже свершившегося или события, которое должно произойти, к ним относят:

-«фото-кейсы» (вариант: медиа-, видео-), «кейсы-иллюстрации» – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой иллюстрацию ситуации, требующей от участников анализа и разрешения;

-«кейсы-драматизации» – иллюстрируют событие, когда участники, с применением средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

-«кейсы-мультфильмы» (вариант: фильмы), «кейсы-литературные произведения» – участникам предъявляется начало сюжета, содержащее все предпосылки для последующих событий. Участники предлагают свои варианты развития событий, получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту (важно: сюжет имеет точное и однозначное продолжение, которое предъявляется по завершению работы с «кейсом», что помогает участникам перепроверить собственные решения и выводы).

2. «Кейсы-вариации и догадки» – группа «кейсов» применяется для того, чтобы участник научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами, к ним относят:

-«кейсы-опорные картинки или серии картинок» – воспринимая, участник осознаёт причинно-следственные связи, строит варианты развития событий;

-«кейсы-предметные картинки-демонстраторы» – побуждает участника рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны;

-«кейсы-наоборот» – участники знакомятся с постигшим «наказанием» и на этой основе предполагают, что не так было сделано, что могло привести к подобной ситуации и т. д.;

-«кейсы-варианты развития событий» – педагог сам высказывает участникам 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого (участникам предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать своё мнение).

Методика работы с «кейсом» сравнительно проста и предусматривает поэтапный характер реализации. Каждый этап можно символически обозначить специальной меткой (например, смайлик). Метка-символ позволяет участникам видеть ритм «кейса», предполагать последующие этапы и не торопиться, перескакивая с этапа на этап. В начале занятия участников целесообразно разделить на группы – это позволяет активизировать их деятельность (оптимально не менее 3-х, не более 6-ти человек). Этапы:

1. Идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложений решения или действий. Группам презентуется содержание «кейса», предлагается ситуация (погружение в проблемное поле, при этом поставленный вопрос должен быть направлен на вычленение проблемы); озвучиваются возможные варианты развития ситуации, отмечаются плюсы и минусы этих продолжений, в качестве образца (но только на первом занятии) могут быть приведены варианты решения проблемы. Далее участники предлагают свои варианты (аргументы «за» или «против» не приводятся, все ответы выслушиваются и, по возможности, фиксируются, например, в виде записей в таблице).

2. Анализ, выявление причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п.; согласование видения ключевой проблемы и путей её решения. На данном этапе рассматриваются и обсуждаются продолженные ситуации, варианты решений проблемы и аргументы. Обсуждение должно быть совместным и активным (можно установить временные рамки, например, песочные часы). Когда все ответы прозвучали, группа выбирает наиболее приемлемый вариант (отвечающий всегда один). Педагог делает обобщение ответов, даёт оценку действиям участников, поощряет многообразие версий, высказываний (важно: на данном этапе не должно быть непринятых и однозначно ошибочных вариантов; всё объясняется, аргументируется и, тем самым, подтверждается или опровергается).

3. Презентация и экспертиза на общей дискуссии результатов деятельности групп. В зависимости от типа и вида «кейса» осуществляется: коллективное принятие верного решения проблемы; вербализация правила на основе пережитого обсуждения, опыта; завершение ситуации (педагог озвучивает, что же было на самом деле) и т. д. На данном этапе проводится общая оценка работы группы над «кейсом» и самооценка.

Примерные «кейсы» для профилактики правонарушений несовершеннолетних:

«Преступление и наказание»

Структура «кейса»: ситуация, контекст ситуации.

Ситуация: Перед самым началом урока в класс вбегает ученик Иван и громко сообщает: «Контрольная на сегодня отменяется! Я такое придумал! Сейчас всё сами узнаете, будем бежать из школы наперегонки!» (контекст ситуации: приближалось завершение учебной четверти, ученикам 6 «А» предстояла контрольная работа; ученики переживали, поэтому сообщение об отмене контрольной их заинтриговало).

В это время в класс входит учитель и объявляет ученикам о вынужденной эвакуации в связи с тем, что кто-то позвонил в школу и сообщил о заложенной бомбе. Одноклассники догадываются, что звонивший – это Иван. Со своего места вскакивает ученик Василий, подбегает к «сообщившему о теракте» и бьёт его учебником по голове. «Сообщивший» падает, встаёт, держась за голову, стонет, и тут же даёт сдачи своему обидчику. Начинается драка.

«Обида»

Структура «кейса»: ситуация, варианты продолжения и развития ситуации.

Ситуация: Во время школьной перемены подросток Александр попросил у своей одноклассницы Дарьи телефон, чтобы послушать музыку. Дарья телефон не дала, так как засомневалась – вдруг Александр его испортит. Телефон совсем новый, дорогой, к тому же – подарок родителей на День рождения. Александр обиделся на Дарью и…

Продолжение и развитие ситуации:

-...выхватил телефон из рук Дарьи, намереваясь подразнить её в ответ на проявленную «жадность», при этом не удержал телефон в руках – телефон упал и разбился;

-…выхватил телефон из рук Дарьи и со всей силы кинул его о пол – телефон разлетелся на кусочки.

«Ссора друзей»

Структура кейса: ситуация, комментарий педагога.

Ситуация: Друзья Евгений и Михаил поссорились и стали обзывать друг друга. Разозлившись, Михаил стал угрожать Евгению: «Ещё раз прицепишься – убью! Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить!».

Комментарий педагога: Как правило, угроза на словах не наказуема, но если эта угроза реальна, т. е. у лица, которое угрожает, есть все условия для осуществления угрозы, – это будет считаться покушением на преступление, с соответствующим наказанием за него.

«Вандализм»

Структура кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.

Ситуация: На крыльце школы стояла группа подростков лет десяти-двенадцати – не старше. Один из них – Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом стал портить обшивку стены. Другие школьники, смеясь, стали ему в этом помогать.

Вопросы для анализа и обсуждения: Действия Максима – это правонарушение или нет? Если да, то по какой статье квалифицируется данное преступление – хулиганство или вандализм? Понесёт ли Максим наказание за своё деяние? Какое наказание может последовать: арест, штраф, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определённый срок? Будет ли наказан уто-то ещё? Какие ещё меры воздействия возможны?

«Авторитет у друзей»

Структура кейса: ситуация, контекст ситуации, примерные вопросы для анализа и обсуждения.

Ситуация: У подростка Вадима появились новые друзья – Виталий и Андрей, по меркам школы и района – «очень крутые пацаны». Вадим был рад, что его приняли в «крутую» кампанию, выполнял все приказы новых друзей, вместе с ними прогуливал школу, покупал сигареты и пиво, воруя деньги у родителей. Дома Вадим теперь бывал редко, случалось, что и вовсе не приходил ночевать. Через полгода его поставили на учет в ОПДН за бродяжничество.

Контекст ситуации: Раньше Вадима в классе не любили, давали разные обидные прозвища, называли «Тихушником», «Лохом», «Валенком». Вадиму очень хотелось стать «своим» среди пацанов. Чтобы его «зауважали», он решил подражать Виталию и Андрею. Они уже стояли на учёте в ОПДН и вели себя как настоящие «крутые пацаны»: свободно выходили из класса во время урока, пинали двери, ломали цветы в коридоре, били одноклассников и младших школьников, откровенно хамили учителям.

Вопросы для анализа и обсуждения: Как вы понимаете слова «иметь авторитет у друзей»? Какие способы выбрал Вадим, чтобы заслужить авторитет у друзей? Удалось ли Вадиму стать их другом? Считали ли Виталий и Андрей своим другом Вадима? Попробуйте составить прогноз дальнейшего развития их дружбы, предскажите возможные последствия поведения Вадима. Как бы вы поступили на месте Вадима?

«Угроза»

Структура кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.

Ситуация: Девятиклассник Егор в нетрезвом виде пытался пройти на дискотеку в школу, но дежурный остановил его. Тогда подросток стал оскорблять дежурного и угрожать ему ножом. В полиции несовершеннолетний клялся, что никогда бы не совершил подобного, если бы не выпил. Учителя и родители подтвердили, что «когда мальчик трезвый, он и мухи не обидит». Инспектор ОПДН, не поверив доводам взрослых, протокол всё же составил и дал делу ход.

Вопросы для анализа и обсуждения: Прав ли инспектор? Как вы считаете: в подобной ситуации подростка нужно наказать по всей строгости или понять и простить на первый раз.

«Праздник на скамейке»

Структура кейса: ситуация, варианты продолжения и развития ситуации.

Ситуация: Стояла тёплая осень. В дальнем уголке парка, на деревянной скамейке сидела компания. Борис играл на гитаре, остальные явно скучали. По аллее шёл Степан. Подошёл к компании, поздоровался. Долго копался в своей сумке, потом сказал: «А что я принёс!» – и достал спрятанную бутылку вина.

Компания оживилась. Послышались одобрительные возгласы. Из этой же сумки появились пластиковые стаканчики и нехитрая закуска. Степан со знанием дела открыл бутылку и разлил вино по стаканчикам. Подростки загалдели, потирая руки в предвкушении удовольствия. Начался оживлённый разговор.

Неизвестно откуда возле скамейки появилась женщина неопределенного возраста.

– Ой, ребятки! У вас тут праздник?! Что отмечаете? Плесните мне, и я с вами порадуюсь.

– Иди, тётка, куда шла! Ходят тут алкашки всякие.

– Погляди, какие строгие… А сами-то?! Ну, хоть бутылку оставьте.

Ушла. Степан предложил отметить начало учебного года. Подростки взяли стаканчики. Николай, подержав стаканчик в руках, оглянулся на уходящую женщину и поставил его обратно:

– Я пить не буду.

– ?!

Степан: Да чего ты? Ребёнок что ли?

Василий: Да что ты? Такой повод. Надо выпить.

Борис: Стёпа старался, доставал. А ты…

Николай: Вы пейте, на меня не смотрите…

Продолжение и развитие ситуации:

-От имени Николая: Лет через 10 посмотрим, что с каждым из нас будет. Вы очень скоро станете такими же, как эта тётка. Каждый раз, когда вы будете покупать бутылку, я буду откладывать такую же сумму в копилку. Через 10 лет, я думаю, у меня накопится солидная сумма, а у вас возникнуть проблемы со здоровьем, учёбой, общением, семьёй, деньгами.

-В компании наступила тишина, каждый о чём-то думал. Не глядя друг на друга и, не сговариваясь, подростки вылили вино на землю. Степан, выливая вино из бутылки, весело сказал: «Что-то я проголодался, давайте поедим».

«Я и моя семья»

Состав кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.

Ситуация (письмо Марины): «… Я так хочу свободы! Так хочу просто побыть одна, но с моими родственниками это просто невозможно! У меня два брата и младшая сестра, а также родители, которые заботятся обо мне так сильно, что меня уже тошнит от этого. Если я хочу пойти к подруге на выходные, то у моих родителей сразу появляются срочные дела, которые я должна сделать именно на этих выходных. А если я скажу своим родителям, что у меня есть парень, они просто не выпустят меня из дома! Папа говорит, что я лентяйка, но я единственная в нашем доме, кто делает хоть что-то! Так обидно!

Мой старший братец наказание какое-то! Он подкалывает меня, а я потом просто плачу ночью в подушку после его шуток! А младший просто исчадие ада! Он подслушивает мои разговоры по телефону, позорит меня перед друзьями! Сестрёнка роется во всех моих личных вещах, пользуется моей косметикой! О Боже! Как я устала от всего этого!

Поскорее бы мне уехать в колледж, чтобы не видеться с ними подольше! Я мечтаю, чтобы у меня была своя маленькая комнатка, где никто и ничего бы не трогал! Хочу решать сама с кем, куда и когда мне идти. Уеду куда-нибудь подальше, и уж точно не буду скучать!»

Вопросы для анализа и обсуждения: В чём вы согласны с Мариной? В чём она не права? Охарактеризуйте отношение к ней её братьев, сестры, мамы, папы. Правильно ли поступит Марина, если уедет из дома? Ваши советы членам Марининой семьи. Как поступить Марине в сложившейся ситуации?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Кейс-метод на уроках истории

Данный метод апробируется в настоящее время в высших учебных заведениях и в, частности, в Краснодарском университете. Смолянинова О.Г., Ю.Сурмин, Бойко Т.Н. исследовали и обобщили его. На основании их...

"Кейс как основной элемент технологии кейс - стади и современное средство обучения"

В статье рассматривается сущность понятия "кейс",его классификация, структура, алгоритм написания....

Использование кейс-технологии на уроках математики на примере практического кейса для 6 класса.

В данной презентации собраны задачи, которые в доступной форме помогут учащимся повторить материал 6 класса по математике....

Кейс-метод. Пример кейса по теме Государство и религия

Применение кейс-метода на уроке обществознания, 11 класс. Пример кейса по теме Государство и религия...

Кейс-технология. Примеры кейсов по биологии для всех классов

Материал содержит комплект кейсов для курсов биологии во всех классах...

Кейс-технология (кейсы по физике)

Кейс-технология на уроках физики....