Коррекционно-развивающая работа с использованием игровых технологий
консультация (5, 6 класс)
Понятие «игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Цель игровых технологий - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
Почему сейчас использование игровых технологий актуально в коррекционной работе? С одной стороны, это вызвано распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. Также важно обратить внимание на введение новых стандартов образования, основанных на деятельностном и дифференцированном подходах, которые в полной мере можно реализовать именно средствами игровых технологий.
Практика показывает, что уроки и внеклассные занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока или внеклассного мероприятия, например игра – путешествие.
Таким образом, дидактическая игра на уроках и внеклассных занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.
Игровые технологии - единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ используются игровые технологии, которые содержат чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр.
При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
- Наличие сюжета, который будет мотивировать всех участников на достижение цели игры.
- Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития.
- Подбор игрового материала с постепенным усложнением.
- Соответствие коррекционной цели занятия.
- Учет принципа смены видов деятельности.
- Использование ярких, озвученных игрушек и пособий.
- Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
- Включённость каждого ребёнка в игровую ситуацию, то есть игра должна предусматривать возможность выполнения действий каждым участником.
При правильном подборе игр, их последовательности и системности использования можно добиться гарантированного результата в обучении детей с ОВЗ.
В своей практике классного руководителя применяю «игровые педагогические технологии» для снятия тревожности и создание условий для гармонизации детско-родительских отношений в семье.
Психологическое занятие родителей и детей с элементами тренинга
«Волшебная страна доверия»
Пояснительная записка:
Переход из начальной школы в среднее звено считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Для успешного преодоления этой потенциальной проблемной ситуации пятиклассник должен обладать рядом психологических качеств, которые позволят ему безболезненно адаптироваться к новым условиям учебной деятельности. В связи с обучением, взрослением, накоплением жизненного опыта у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более "взрослую" позицию.
Настроение взрослых членов семьи, их поступков, отношения между собой непосредственным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков ребенка. Правила поведения и общения с взрослыми усваиваются ребенком в различных ситуациях и именно родители показывают пример и учат детей этому.
Цель: создание условий для гармонизации детско-родительских отношений в семье.
Задачи:
- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
- научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;
- формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
- формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.
Методы работы: игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия.
Участники: дети и их родители.
Ход занятия:
Здравствуйте, дорогие ребята и их родители, мне очень приятно видеть вас здесь вместе. Надеюсь, Вам сегодня здесь будет интересно и увлекательно, а самое главное для каждого из вас будет полезно. Сегодня мы с вами будем работать на гармонизацию детско-родительских отношений. Давайте договоримся о правилах, не перебивать, уважать мнение других, не разглашать информацию.
Отправимся мы с вами сегодня в Волшебную страну доверия. Ну, а для начала познакомимся. Я вижу вы сегодня собрались семьями, поэтому представите свою семью необычным способом. Назовите имена членов и детей, вспомните причину выбора такого имени для своего ребенка.
1.Знакомство с семьями «Мой греб семьи»
С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые в лаконичной форме отражают жизненную философию, главную ценность семьи – всем в парах “родитель-ребенок” предлагается нарисовать свой герб и рассказать про него, что он символизирует. Рядом с гербом написать жизненный девиз.
Особенность этого упражнения заключается в том, что рисование должно быть совместным, потому что это заставляет сконцентрироваться на главном что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.
Выполнение рисунка с использование одного карандаша. Выбор карандаша, общий рисунок, подпись рисунка – все это нужно выполнять по обоюдному согласию.
Рефлексия: прокомментировать те чувства и эмоции, которые испытывали во время выполнения. Легко ли было действовать сообща, с какими трудностями столкнулись.
2. Упражнение “Давайте поздороваемся”
Всем участникам встать в круг. Предлагается выбрать способ поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами: словами, улыбкой, локтем, коленом, спиной, бедром, лбом”
3. Упражнение “Сундук переживаний”
Я сегодня принесла сундучок. Предлагаю отправить его по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Дети и родители пишут на листках анонимно то, что их беспокоит и отпускают туда. Потом я запираю на ключик, а вместе с тем и исчезнут ваши неприятные переживания.
4. Упражнение “Слепой и поводырь”
Участвуют “родитель – ребёнок”. Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок. Нужно преодолевать препятствия на полу и не сбивать конусы.
Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. Рефлексия: когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.
5.Упражнение «Котенок».
Давайте представим себе, что вам подарили маленького котенка. Он испуган, поскольку первый раз попал в квартиру. Кто может показать, как двигается котенок? Мы сейчас попарно, мать и ребенок будем изображать такого котенка. Сначала дети выходите в центр, подвигайтесь и покажите, как вам страшно, а теперь начнем. Пусть каждый по очереди будет котенком, а другой может сделать так, чтобы котенок перестал бояться, приласкать его и уговорить заснуть на коврике. В конце можно провести обсуждение.
7. Ролевая игра “Ситуации”
В нашей «Волшебной стране доверия» виднеется островок непонимания.
Участники тренинга делятся на три команды.
Инструкция: “Сейчас каждая группа получит карточку, на которой описана та ситуация, которую можно проиграть. Прочитайте. Я предлагаю вам разыграть эту ситуацию по ролям, но не совсем обычным способом – а с помощью кукол и кукольного дома”.
Рефлексия: Каждая группа проигрывает ситуацию после проигрывания – обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- что вы думаете об этом?
- это похоже на то, как бывает в вашей семье?
- как вы чувствовали себя в непривычной для вас роли?
Ситуации:
“Ребёнок начал капризничать, плакать по каждому пустяку. Когда мама вернулась домой с работы, ребенок стал ходить за ней не давая заняться домашними делами, отказываться от еды. Мама быстро нашла выход из сложившейся ситуации”.
“Ребёнок вернулся из школы домой. У него в школе были неприятности – произошёл конфликт со сверстником, переросший в драку. Дома с ним произошёл следующий разговор…”
“Сегодня праздничный день, все нарядные и весёлые. Приходит в гости шумная, говорливая, подвижная, веселая семья Сидоровых. Взрослые занимаются убранством праздничного стола. Дети играют, танцуют, бегают, кричат, борются, возятся без присмотра взрослых. В суете один ребенок опрокидывает салат оливье с курицей. Мама ребёнка – сердито замечает, что не ожидала от ребёнка испорченного праздника. Спасает положение мудрый дедушка, он говорит…”.
7. Упражнение «Грустный гномик».
Цель: создать образ «хорошего родителя» с помощью поглаживания, снять отрицательные эмоции неприязненного отношения друг к другу, предупредить трудность в общении.
Поиграем в игру про грустного, невеселого гномика. Поочередно меняемся ролями, сначала грустный гномик – ребенок, а потом родитель. Ребенок спрашивает у гномика, почему он грустный? Он потерял волшебную шапочку с бубенцом. Что мы будем делать? Подойдем к нему, присядем на корточки и жалобно посмотрим ему в глаза, погорюем вместе с ним. Ох, какое горе – потерять волшебную шапочку! А как мы его пожалеем:
- положим руки на его плечо, постоим;
- погладим по руке, каждый пальчик, по спине, по голове, поцелуем;
- прислонимся и обнимем дедушку;
- попробуем уговорить, чтобы он не расстраивался.
8. Упражнение “Пирамида”
Все садятся в круг.
“Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем нашу любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите.
А теперь давайте построим “пирамиду любви” из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей. (Все участники выстраивают пирамиду).
Рефлексия: Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая пирамида получилась у нас. А все потому, что мы любимы и умеем любить сами”.
9. Упражнение «Птица счастья».
Цель: формировать способность к сотрудничеству, провести диагностику стиля взаимодействия взрослого и ребёнка.
Педагог: Сегодня вам предстоит создать птицу счастья. Но можно представить свою собственную птицу самой необычной раскраски. Каждая семейная пара должна создать одну птицу их нескольких элементов – туловища, головы, крыльев и хвоста. Семьям выдают воздушные шары в форме сердца и при помощи бумаги двухстороннего скотча клеят к туловищу голову, крылья руки. Данная работа происходит совместно с ребенком, что сближает их.
Педагог: Пусть эта птица радует вас и вселяет уверенность, что счастью обязательно будет жить в ваших семьях. А нам пора с вами прощаться, благодарю Вас за внимание.
После занятия с родителями подводим итоги, обращая внимание на проблемы которые нужно проработать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.
Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок....

Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...

Система работы по использованию игровых технологий на уроках учителя английского языка
Система работы по использованию игровых технологий на урокахучителя английского языка...

Коррекционно –развивающее логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в Галактику 21 века"
Цель: Закрепление приёмов сохранения здоровья: восстановление сил, развитие переключаемости, снятие напряжения, стимуляция работоспособности и ориентировке в своем теле....

Мастер-класс(из опыта работы)«Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
laquo;Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»Ход мастер класса: (слайд№1)1. Организационный момент Добрый день уважаемые родители.-Вы наве...

Использование игровых технологий при построении коррекционно-развивающей работы по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ
2 слайд. Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу психического развития человека соответствует определенный тип ведущей деятельности, которая на данно...

Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)
Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...
