Моя педагогическая философия
статья по теме
Данный материал - это публичная лекция. Рассуждение учителя о своём педагогическом креде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Г. Губкин 2011 |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Города Губкина Белгородской области
Моя педагогическая философия |
Публичная лекция |
Подготовила
учитель математики
Неворотова Ольга Васильевна
Моя педагогическая философия
Успех – красноречивейший в мире оратор.
В своих размышлениях я постоянно обращаюсь к вопросу о первоисточнике знаменитого лозунга «На ошибках учатся». Никто не помнит, что фраза принадлежит Отто фон Бисмарку и произнесена им после первых неудач во франко – прусской войне. Зато все знают, что после победы он говорил не об ошибках, а о том, что войну выиграл школьный учитель. С тех пор, этот лозунг вдохновляет многие поколения. Он стал одним из наиболее прочных стереотипов педагогики. Как и многие закрепившиеся стереотипы, он не подвергается критическому разбору и принимается в качестве аксиомы.
С первых же лет моей работы учителем у меня возникли сомнения в эффективности обучения на ошибках. Ныне я абсолютно уверена, что этот путь бесперспективен. «На ошибках учатся» – лозунг неудачников!. Вопрос принципиален. Либо в основе обучения лежит изучение ошибок, либо изучение достижений, это разные педагогические парадигмы.
Выступая против практики сосредоточения на ошибках и недостатках, я подразумеваю не столько узкопедагогический смысл работы над ошибками, сколько общую направленность данного лозунга.
А помните различие между пессимистом и оптимистом? Для первого – стакан с водой наполовину пуст, для второго – наполовину наполнен. Пессимист мысленно включает себя в регрессивный процесс со всем комплексом последствий, оптимист ассоциирует себя с прогрессивным процессом, влекущим позитивную мотивацию и успех. Жизнь и без всяких теоретических выкладок показывает, что пессимизм не конструктивен, даже разрушителен.
Я абсолютно уверена, что сосредоточенностью на ошибках обеспечить успешность деятельности нельзя, т.к. фиксация внимания и усилий на допущенных ошибках
- формирует установку на неудачу в деятельности, которая с очень большой вероятностью действительно приводит к провалу;
- приводит к развитию мотивации избегания, формирующей социально –пассивную личность (многие знают, что первое впечатление бывает очень трудно изменить);
- чем больше мы работаем над ошибками, тем выше вероятность их повторения.
Таким образом, следует изначально ориентировать ребенка на успех. А о достижениях – ГРОМКО и ДЛЯ ВСЕХ! Об ошибках – ИНДИВИДУАЛЬНО и ШЕПОТОМ!
Из личного родительского и педагогического опыта я сделала некоторые выводы. Мой сын с восьми лет занимается хоккеем с шайбой, где результатов добиваются путем многократных достижений, но не в коем случае - не ошибок. Новые успехи ведут к дальнейшим победам. Мы, как родители, ориентируем сына-спортсмена только на успех, в пример приводим только успешные матчи, игры; являемся психологическим двигателем, поддержкой. Сын для своего возраста достиг многого, и это радует.
Являясь учителем математики, я ориентирую учеников на достижение цели путем многократного решения, изучения и сравнения разнообразных задач, путей решения этих задач, и поддерживаю всяческий прогресс в обучении, даже самый незначительный на первый взгляд.
В качестве классного руководителя работу с детьми строю таким образом, чтобы обучающиеся видели только положительный пример: великие спортсмены, ученые, политические деятели, артисты, художники, писатели и т.д.
Сейчас речь идет о новых стандартах. Я думаю, что стандарт должен быть стартовой площадкой для успешной реализации личности, а отклонение от стандарта заслуживает анализа. Ошибка - это всегда отклонение от нормы. Нет и не может быть ошибок там, где нет нормы. (схема). Попытки ребенка в осуществлении некоторой деятельности - это не пробы и ошибки. Это только пробы! Ребенок никогда не рефлексирует свою деятельность на предмет причин ошибок, потому что он не делает никаких ошибок! Он ищет решение и находит результативный способ, вовсе не вдаваясь в исследование причин неэффективности иных путей. Успешность решения определяется по степени приближения к цели, а не из сравнения с другими решениями.
Я не призываю к полному игнорированию работы над ошибками. Я предлагаю разделить функции. Ученик должен учиться на успехах, а учитель - анализировать и работать над ошибками. Именно он должен понять, почему в результате его деятельности ученик допускают ошибки. Значит, позитивные образцы не сформированы на подсознательном уровне? Но в таком случае мы имеем вопрос к методике, технологии, средствам, приемам, а не к ученику.
Уважаемые члены жюри, коллеги, участники конкурса, моя педагогическая философия заключается в том, что только успех может породить успех, поэтому лозунгом грамотного учителя должен быть лозунг «Учить на успехах и достижениях!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...