Статья
методическая разработка по теме

Панкратова Ольга Михайловна

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

О. М. Панкратова

гимназия № 65

г. Ульяновск

Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий.

В современных условиях образовательные приоритеты смещаются от достижения определенного уровня знаний, умений, навыков к готовности выпускников использовать знания в окружающей действительности, способности к взаимодействию в групповой деятельности, умению кооперировать свои усилия в команде, конкурировать на рынке труда.
"Человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель" (из речи президента В.В. Путина)
Специалисты определили эти способности как совокупность компетенций, которыми должен овладеть человек для успешной адаптации в нынешнем динамичном мире.

Из трех основных компетенций (математическая грамотность, коммуникации, информационные технологии) ведущей является коммуникативная, так как:
-    позицию коммуникатора можно приложить к любой профессии;
-    ее результатами являются новообразования духовного характера: представления, идеи, личностные черты, интересы, приобщение каждого к ценностям другого.
-    Кроме того, реализация большинства жизненных потребностей любого человека внекоммуникативного контекста в значительной степени теряет смысл. Отсюда - возникновение необходимости уметь соотноситься, соорганизовываться, сотрудничать, сосуществовать с другими людьми, другими личностями.


Коммуникативные компетенции предполагают:
-    Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. К такой группе общения относится владение несколькими языками, принимающее все возрастающее значение. Межкультурные коммуникации, такие как понимание различий, уважение друг друга, умение выстроить диалог с человеком другой культуры, способность жить с людьми других культур, языков, религий.
-    Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.
Мы определяем модель формирования коммуникативной компетенции следующим образом:

Развитие речи учащихся — главная цель обучения русскому языку в школе. Осуществление данной цели связано с формированием коммуникативной компетенции учащихся, на что указывается в государственном стандарте основного общего образования по русскому языку (2004 г.). Коммуникативная компетенция определяется как «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы)» (234, с. 71). При этом, как указывает Л. Г. Антонова, «заявленная в базовых требованиях к гуманитарной подготовке выпускника школы проблема коммуникативной компетенции нуждается в серьезном научном и методическом обеспечении» (11, с. 21).

Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий открывает новые возможности и предъявляет новые требования к системе образования. Мы живем в мире медиа - расширяющейся системы массовых коммуникаций, "информационного" взрыва. Соответственно, цель образования - формирование "личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа". Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Нельзя не согласиться с мнением главного редактора журнала Internet, одного из российских журналов, посвященных компьютерным технологиям и Интернету, А.Гагина, что «вполне можно построить систему, когда компьютерные технологии и Интернет будут широким средством повышения эффективности обучения»[1]. Построить такую систему технически и методологически — это большая работа. Она требует серьезных денежных вложений, времени и талантов. Энтузиасты сегодня делают это: «Компьютерная поддержка уроков русского языка по теме “Знаки препинания в сложносочиненном предложении”» из опыта работы В.В. Чибухашвили (г. Елец)[2]. «Изучение обособления определений с использованием компьютера» из опыта М.Ю. Гац (Московская обл.)[3],  «Компьютерная поддержка уроков русского языка по теме “Состав слова”» из опыта А.Г. Цукановой (г. Рязань)[4], «Из опыта использования компьютера для контроля орфографических навыков» Л.М. Алексаньянц и Л.Н. Прохоровой (г. Москва)[5], «Роль компьютера в процессе овладения орфографией» из опыта Н.Н. Хахалевой (г. Воронеж)[6],   «Использование компьютерных технологий при изучении русского языка в школе (на примере тренажера “Фраза”)» из опыта М.Е. Русанюк и В.Ю. Тимониной (г. Москва)[7]. Это далеко не полный перечень статей последних лет, посвященных применению компьютерных технологий при изучении русского языка и литературы.

Есть сторонники и ограниченного, «усеченного» применения компьютеров для учебных целей. Их основные доводы таковы: никакие компьютеры не могут заменить живого слова преподавателя, существует многовековой опыт передачи знаний «из уст в уста», информация с экрана воспринимается хуже, чем печатная, инициатива не приветствуется машиной, угнетается творческий потенциал личности[8].

Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счёту, наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

Подготовка и проведение урока с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, т.к. класс целесообразнее делить на группы, а это не всегда удаётся. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

Анализ программ курса информатики показывает, что ученики сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами (например, с MS Word, MS Excel, Paint, MS Power Point), ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. На уроках информатики ученики получают как представление о возможностях тех или иных информационно-коммуникационных технологий, так и конкретные практические умения.

Следовательно, применение знаний и умений, полученных на уроках информатики, необходимо и на других предметах для обеспечения единого подхода к решению предъявляемых школе задач.

Но для реализации единого подхода необходимо, чтобы учитель - предметник умел:

  1. обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;
  2. создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;
  3. использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
  4. применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
  5. осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
  6. организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;
  7. самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.

То есть в ходе освоения информационно-коммуникационных технологий учитель повышает свой профессиональный уровень и овладевает (иногда одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний.

Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, учитель постепенно вводит в свои уроки следующие формы использования ИКТ:

  1. Начиная с 5 класса можно применять формы, не требующие от учеников специальных знаний ИКТ, например, компьютерные формы контроля (тесты). В этот период учитель может проводить и уроки на основе презентаций, созданных им самим или старшеклассниками.
  1. С 8 класса (первый год обучения основам информатики) можно практиковать работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока. Но в этот период диски по предметам и электронные энциклопедии воспринимаются учащимися в основном как источники информации.
  2. В старших классах ИКТ дает возможность ученикам совершенствоваться и самоактуализироваться, издавая школьную газету, участвуя в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах; размещать творческие и исследовательские работы в Интернете; получать дополнительную информацию по интересующему вопросу через общение при помощи электронной почты, on-line, видеоконференций и др. На данном этапе учитель - уже лишь помощник ребят, дающий возможность в полной мере проявлять и развивать их потенциал.

Использование компьютера на уроках русского языка и литературы определяет следующие типы занятий: уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя); уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме (компьютерный класс); уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет).

Наиболее распространены следующие формы использования ИКТ на уроках.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

  1. как форма проверки домашнего задания;
  2. как способ создания проблемной ситуации;
  3. как способ объяснения нового материала;
  4. как форма закрепления изученного;
  5. как способ проверки знаний в процессе урока.

Уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок - научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия в режиме Интернет-конференции.

Урок защиты проектных работ - уникальный способ реализации творческого потенциала учащихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. Использование ИКТ на уроках подобного типа - одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей, отражение структуры выступления.

Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).  

Во всех случаях ИКТ выполняют функцию "посредника", "который вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром". В результате учитель и ученик не только овладевают информационными технологиями, но и учатся отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, а также создавать собственные медиатексты.

Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации. Безусловно, многие работы требуют проверки, редакторской правки. Мы не призываем их использовать полностью, но какие-то фрагменты статей могут пригодиться при разработке дидактических материалов к уроку, подсказать и форму урока.

С появлением мультимедийных материалов (интерактивных CD-дисков) по истории, литературе и МХК (вместе с новыми компьютерными классами) открылась возможность включения в урок фрагментов видеолекций. Например, при изучении творческих методов на уроках литературы используются мультимедийные материалы с диска "Художественная энциклопедия западноевропейского искусства" ("Классицизм", "Барокко", "Романтизм").

Кроме того, расширился круг форм работы с источниками на уроке. Благодаря дискам "Слово о полку Игореве", "А.С. Пушкин. В зеркале двух столетий", "Н.А. Некрасов", "В. Высоцкий. 60-е годы" ученики могут самостоятельно получать биографическую и историографическую информацию в интересной современной форме. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Однако сложность технической организации урока, большие временные затраты только на один вид работы не позволяют часто проводить его. Возникает необходимость поиска новых форм использования данного материала с большим эффектом.

Одной из таких форм является работа с презентацией.

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке.

Если презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации. Можно так же создать и заметки к слайду, отражающие переходы, комментарии, вопросы и задания к слайдам и материалам на них, т.е. методическое оснащение презентации, "партитуру" урока.

Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.

Если презентация - творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше, если с презентацией, созданной учеником, вы познакомитесь заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке.

        Широкие возможности компьютера стали точкой соприкосновения двустороннего процесса обучения: учитель – ученик, что позволяет поднять качественный уровень обученности школьников, развить творческие способности, повысить познавательную активность, заинтересованность, определить профессиональные склонности, облегчить адаптацию выпускников к последующей жизни в современном информационном пространстве.

Подведем итог.

Что дает учителю русского языка и литературы использование информационно-коммуникационных технологий?

  1. экономию времени на уроке;
  2. глубину погружения в материал;
  3. повышенную мотивацию обучения;
  4. интегративный подход в обучении;
  5. возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
  6. возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
  7. привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Возможны различные тактики применения учебных компьютерных программ при изучении русского языка и литературы в школе. Выбор зависит от целей и задач урока (объяснение, закрепление, повторение, проверка знаний). Возможно использование компьютера и в исследовательских целях (при написании докладов, рефератов).

«Образование и компьютеры – полная совместимость» – так называется статья в одном из номеров журнала «для тех, кто думает о будущем детей», «Мир школы»[9]. Можно сказать по-другому: «Русский язык и литература и компьютеры – полная совместимость». Бесспорно и то, что «за учителем остается ведущая роль – “режиссера” урока и всего процесса обучения»[10].


[1] Пинский А. Интернет и школа // Учительская газета. 03.07. 1999

[2] Русский язык в школе.1994, №3. с.22-27

[3] Там же. 1995, №1.с.8-11

[4] Там же. 1996, №5. с. 29-31

[5] Там же. 1999, №4. с. 40-41

[6] Там же. 2001, № 1. с. 13-18

[7] Компьютерные инструменты в образовании. 2000, №2 79-83

[8] Компьютерные инструменты в образовании. 2000, №2 79-83

[9] Мир школы. 2002 №1

[10] Русский язык в школе.2006. №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....