Практическое задание Современные учреждения культуры и программы социокультурного сервиса
материал по теме

Предлагается выполнение практической самостоятельной работы по аналогии с заданным на примере  МР "Ижемский" Республика Коми

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Министерство культуры Республики Коми

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Коми республиканский   колледж культуры

им. В.Т. Чисталева»

                                                           

Материалы к выполнению практического задания

в помощь студентам по дисциплине

«Введение в специальность»

                                                                                                   

 

Сыктывкар

2009


Составитель:  Н.Ф.Гусева, преподаватель

              ГОУ СПО «Коми республиканский колледж

                               культуры им. В.Т.Чисталева»

Контрольное практическое задание:

1. По аналогии с предложенными материалами по МО МР «Ижемский»  Республика Коми предложить программы социокультурного сервиса в Вашем регионе.

                                       

                                             © Гусева Н.Ф., составление, 2009


Современные учреждения культуры

и программы социально-культурного сервиса

Еще находясь в столице Республики коми – Сыктывкаре, можно познакомиться с Ижемской землей, побывав в муниципальном учреждении культуры клубного типа «Центр народной культуры коми-ижемцев «Изьва».

Гостиничный сервис и музеи. Так как район никогда не был транзитным, то не развивалась и сеть гостиниц, а так же придорожных бистро, ресторанов, кафе. Так как близится к завершению строительство федеральной автомагистрали, которая свяжет Нарьян-Мар с центром России, то необходимость в придорожной сети уже возникла. Первым строителем частной гостиницы стало предприятие «Изьва» в селе Диюр, и их гостиница на данный момент лучший приют для странствующих гостей с хорошей столовой и приличными номерами, хоть и без ряда звезд или звездочек.

Кроме того, это единственное место в районе, где в меню столовой присутствуют блюда характерные для национальной кухни коми-ижемцев. Гостиница в райцентре – селе Ижме давно требует реконструкции. Впрочем, одну-две ночи использовать ее для проживания вполне реально. Приезжим не мешает знать, что райцентре есть ночные магазины, и даже ночной бар, где можно выпить чашку кофе и рюмку чаю с друзьями и наскоро перекусить.

Районный музей достаточно необычен. Его фонды не столь разноплановы, как во многих других сельских районах, зато он обладает многими этнографическими экспонатами, которых нет даже в международных центрах изучения культуры финно-угорских народов.

Любитель экзотики может даже сфотографироваться в полном оленеводческом облачении: в малице, пимах, с тынзеем в руках. Как говорят хранительницы музея в таких случаях: «Домашний сундук перетряхнуть никогда не помешает».

Различные области деятельности способны вызвать сильный мотив к путешествию и интерес к туристскому направлению. Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные и социальные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др. [2].

Ижемский край – удаленный от городов и промышленных центров край деревень и сел, в котором сохранилась традиционная ижемская деревня, быт и культура, еще живы люди говорящие голосами предков, сохранились остатки тотемизма и анимизма – древних верований коми народа.

Совокупность исторических традиций и достижений в знаниях, языке, быте, фольклоре и литературе, искусстве, обычаях и нравах, организации общественной жизни, религиозных воззрениях.

Изобразительное искусство один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Так, например,  в Ижемском районном историко-краеведческом музее — гордости и визитной карточке Ижемского края можно познакомиться с выставкой необычных картин из пуха и перьев лесных птиц местного самобытного художника Т.Поповой. В ижемских селах немало самодеятельных художников. Картина одного из них – Петра Канева «Ижемка» –  побывала на многих выставках за рубежом.

Музыка и танцы. Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры.

Ижемский народный ансамбль песни и танца начал свою деятельность в 1948 году. Именно в этом году при доме культуры был организован хоровой кружок из числа любителей песни под руководством Семяшкина Глеба Васильевича, который стал первым художественным руководителем и концертмейстером Ижемского хора. Через два года хоровой коллектив уже выступал на республиканском смотре сельской художественной самодеятельности. Постепенно об Ижемском хоре узнавали зрители районов республики Коми, Москвы и Ленинграда. В 1957 году хор получил звание «народный», а через 10 лет стал называться ансамблем песни и танца.

Коллектив – постоянный участник различных конкурсов и фестивалей республиканского, российского и международного значения. Программы концертов показывают быт и культуру ижемцев. Созданы прекрасные театрализованные сценки из жизни коми народа. На основе собранных фольклорных и этнографических текстов подготовлены отдельные номера о празднике ледохода на реке Ижме, о народном гулянии Луд, написан сценарий программы «Ижемские ворота» и «Ижемская свадьба». Наряду с подобными «картинками» народной жизни, ансамбль исполняет песни самодеятельных композиторов Республики Коми. В «золотом фонде» остались песни Г. Семяшкина, а песня «Ижемские шали» П. Чисталева и сейчас является «визитной карточкой» ансамбля. Народное творчество неиссякаемо, поэтому главная задача ансамбля – как можно полнее и бережнее донести культурное наследие края до населения республики и всех ижемцев, оказавшихся оторванными от родной земли.

Детский фольклорный коллектив Сизябской СОШ «Купальнича». Создание коллектива приходится на 1989 год, когда школа праздновала свой 100-летний юбилей. А названием послужил, казалось бы, обычный цветок –купальница, стройный, красивый, величавый, но в то же время очень скромный, похожий на ижемку – яркую, гордую, статную … и кроткую. Вид фольклорного ансамбля – вокально-хореографический с элементами народных танцев, обрядов. Число участников – 23. Костюм – коми-ижемский.

«Купальнича» образовалась по инициативе учителя английского языка Сизябской школы – Чупровой Валентины Тимофеевны. Большая работа была проведена ею по сбору, расшифровке и систематизации фольклорного и этнографического материала села Сизябск Ижемского района.

Бессменным аккомпаниатором со дня создания является Чупров Владимир Иванович. Хороший музыкальный слух и желание возродить песенный фольклор, помогли раскрыться ему как концертмейстеру именно в этом коллективе.

Руководители фольклорного коллектива «Купальнича» – энтузиасты своего дела, прививающие любовь к народному творчеству своим воспитанникам, несущие в будущее традиционные знания, память и культуру нашего народа. Переливчатое разноцветье нарядов, звонкие девичьи голоса, задорная игра, очарование молодости, светящиеся глаза участниц – вот что затрагивает души и волнует сердца всех зрителей этого уникального коллектива.

Репертуар коллектива основан на местном материале: хороводы, народные, авторские песни, трудовые импровизации и причитания, народные танцы, игры, элементы свадебного обряда: расплетение косы, переодевание девушки в наряд невесты; причитания свадебные, колыбельные и поминальные; детский фольклор: считалки, загадки, дразнилки.

С 1989 года коллектив принимает участие во всех школьных, сельских и районных мероприятиях, Республиканский фестивалях творчества юных талантов, праздничных мероприятиях в г. Сыктывкаре, посвящённых 80-летию Республики Коми.

Фольклор ижемских коми представлен самыми различными жанрами: обрядовая поэзия – в свадебных плачах, похоронных причитаниях и уникальных колыбельных причитаниях и плачах раскрывается глубинный смысл и символика семейной обрядности коми. Трудовые импровизации и календарный фольклор в образной поэтической форме освещают быт северного земледельца.

Величальные песни, трудовые импровизации, обрядовые причитания в Ижемском песенном фольклоре занимают исключительное место. Ижмо-колвинский эпос – уникальное явление, которым в свое время удалось доказать наличие у коми-зырян такого фольклорного жанра как эпос.

Былички о Яг Морте – лесном человеке все еще будоражат умы и фантазии ижемских жителей.

В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.

Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, вы полненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками.

Сувениры – хорошая память о стране. Однако следует помнить, что сувенир, изготовленный не в стране посещения, а в другой, теряет для туриста свою значимость и воспринимается как подделка. Все виды сувенирной продукции, а также другие необходимые туристу товары (туристское снаряжение, пляжные аксессуары) должны быть доступны и продаваться в удобно расположенных магазинах и других торговых точках. Мотивы покупки и свободной траты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассортименте, пользующемся особым спросом у туристов.

В некоторых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной достопримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов.

К сожалению, в 21 веке полностью забылась переработка оленьих шкур в кожу (замшу – замшеделие ) посредством специального дубления – традиционного ремесла северных коми. В свое время (первые сведения о замшевых избах – «няр карка», в Ижемской волости относятся к 70 годам 18 века) замшеделие качественно изменило хозяйственный уклад, резко повысив товарность оленеводства. Центрами замшеделия были Ижемская и Красноборская волости Печорского уезда.

Узорное вязание. При орнаментировании мастерицы придерживались традиционных норм: пользуются определенным набором узоров и цветовых сочетаний, располагая их на вещи в устоявшемся порядке.

Народные промыслы ижемских мастеров и мастериц наиболее ярко выражены в изделиях из оленьего меха. Малицы, парки, пимы, меховые тапочки, панно из лоскутков оленьих шкур.

       

У ижемских коми наиболее распространенным видом одежды являлась малица («малича») – глухая одежда прямого покроя из оленьего меха, сшитая ворсом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и с пришитыми к ним меховыми рукавицами. В сильные морозы ижемцы надевают «совик» – глухую одежду из оленьего меха, такого же покроя, как и малица, но сшитую мехом наружу. Совик надевают поверх малицы [4].

Богатством ткани, особенностью кроя выделяются ижемские рубахи сос-рукава. Ширина их в пройме может достигать 45-60 см. Рукав у запястья собран в двусторонние или односторонние складки женщины Ижемского района носили так называемые круглые сарафаны. Для их пошива использовали шелка с растительным орнаментом преимущественно холодных оттенков. Подол украшали кружевом или самодельной бахромой. По традиции, широко бытующей у населения до сих пор, одежду умершего человека раздают близким и знакомым.

Большим разнообразием отличаются головные уборы. Они подразделяются на две группы: головные уборы девушек и головные уборы замужних женщин.

Особенный интерес представляют свадебные головные уборы. Старинный головной убор невесты-ижемки – «юр ной» представляет собой очелье (без дна) на твердой основе, обтянутое красным сукном, с несколько выступающей передней частью. Очелье было сплошь расшито разноцветным бисером, пуговицами и блестками. Согласно старинным обычаям, юр ной надевали на распущенные волосы накануне свадьбы после ритуального посещения бани. При этом головной убор покрывали мехом для того, чтобы уберечь девичью красоту от сглаза. Хотя головные уборы – составная часть народного костюма, стали исчезать из употребления в начале ХХ века по всей Республике Коми, пожилые ижемки все еще носят и сохраняют их бытование.

Народное творчество ижемских мастеров и мастериц наиболее ярко выражено в изделиях из оленьего меха. Малицы, парки, украшенные национальными узорами, чаще всего интересуют работников этнографических музеев. Другое дело пимы, меховые тапочки, имеющие высокий спрос у гостей района. Обувь из оленьих шкур, сшитая вручную по проверенным веками технологиям, продолжает оставаться востребованной как у сельчан, так и у горожан Республики Коми. Кроме бытовых вещей, пользующихся рыночным успехом, мастерицы-ижемки освоили и производство сувенирных панно из лоскутов оленьих шкур, коми-ижемских игрушек. Цех ПСК «Ижемский оленевод» по производству меховых и кожаных изделий, объединяющий всех надомников-мастеров, расположен в селе Сизябск. Изделия мастеров и мастериц этого центра продаются на всех районных и малых фольклорных праздниках и ярмарках народного творчества.

Ижемский край – своеобразный, неповторимый уголок Коми земли.

Села здесь славятся своими плотниками, столярами, резчиками по дереву... От прадеда к правнуку, от бабки к внучке тянется связующая нить мастерства. Изготовленные Д.Д.Чупровым из Бакура нарты отличаются стремительностью линий каркаса, изяществом, прочностью каждой детали. Его нарты были увезены для одного из музеев Франции. Пимы, сшитые в мастерской колхоза «Ижемский оленевод и Ко», пользуются большим спросом не только в России, но и за рубежом.

История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив.

Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские организации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности. Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.

Еще сохранились в памяти старожилов местные календарные праздники, в каждой деревне свой «храм праздник», но самый зрелищный – районный праздник «ЛУД». В настоящее время проходит в последнее воскресенье июня или первое воскресенье июля – в канун начала сенокосной страды. «Видзе пыран лун водзын» – «перед днем, когда заходят на луга». Фиксированное место и время праздника – междуречье рек Ижма и Куръя –  «остров», с вечера до восхода солнца, т.е. в переходное время. Таким образом, подобраны переходные место и время действия, которые по поверьям древних, имели наибольшую магическую силу.

Главные темы праздника – тема растительности и очистительной силы воды. Праздник открывают «Вoрэта» – танцевальные шествия с песнями по улицам сел, с последующим переходом на остров. Здесь, на острове, проходят выступления фольклорных коллективов всего района, конкурс народного костюма «Мича ижемка», где молодые женщины представляют не только народный костюм, но и определенные знания по традиционной культуре; импровизированное представление знакомств потенциальных женихов и невест из разных сел в хороводе невест, посвящение в гармонисты. Обязательным танцевальным элементом праздника являлись различные парные соединения рук и проход танцующих под ними как сквозь «ворота».

Праздник Луд включает в себя хороводы и хороводные игры, некоторые из них – «Кык ряд», «Орччoн сулалoм», «Кругoн ворсoм», «Куимoн» и т.д. Население чувствует единение в общем хороводе, заводилами которого являются участники самодеятельности.

В преддверии праздника на острове собирались молодые всадники, которые прогоняли табун лошадей, тем самым вытаптывали площадку для гуляния, огибая остров. В настоящее время эта традиция преобразилась в спортивные конные скачки по заливному лугу. Здесь участвуют всадники со всего района, скачки проходят в 5 забегов («рысь», кобылы, жеребцы, мерины, общий забег). Надо отметить, что в настоящее время по Республике нигде не зафиксировано столь массового гуляния, обязательными действиями в которых являются скачки на лошадях. Лошадь, по представлениям древних коми, – животное священное, которое олицетворяет солнце. Естественно и такое почитание лошади. Такое явление, которое осталось и сохранилось до наших дней – уникально.

Сохранилась мифологическая основа праздника. Мотивы отпугивания (пальба из ружей перед праздником), крадения (крали топор, который потом приходилось выкупать), омовения (купание после восхода солнца), топтания (подготовка площадки), и т.д.

День оленевода имеет давние традиции, этот праздник приурочен к началу перекочевки оленьих стад на зимние пастбища. Отмечается в церковный праздник Ильин день. Особенно популярны оленьи бега – обязательный атрибут праздника. Большого профессионального мастерства требуют и лов оленей для упряжки, бросание аркана в цель и топора (тынзея) на дальность, прыжки через нарты, которые включены в состав национальных видов игр спорта.

Литература. Литературные памятники региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых туристских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают силой создавать впечатление о стране и ее культуре. Доказано, что наличие или отсутствие определенного рода литературы в стране указывает на состояние ее культурной и политической систем. В развлекательные программы для туристов целесообразно включать литературные вечера, тем более что некоторые гостиницы располагают прекрасно оборудованными библиотеками. В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литературных произведений.

Широкую известность в Республике Коми и в России получили книги писателя Якова Рочева и, поэта Владимира Попова. В Республике Коми многие знакомы с творчеством поэта Якова Чупрова, писательницы Альбины Ануфриевой, историков Андрея Терентьева и Николая Рочева, удостоенного Государственной премии РК. Во всех 25 школах района изучают коми язык. Журналист и краевед Хатанзейский Н.К. издал две книги об истории и современности Ижемского края [1].

Религия. Паломничество – древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мотивация происходит либо из предписаний религии (например, каждый мусульманин должен совершить хадж в Мекку), либо из религиозных устремлений и убеждений человека.

Христианский церковный календарь, включающий храмовые праздники, – неотъемлемая часть традиционной духовной культуры коми народа. Идея ее возрождения связывается сегодня не только с сохранением и развитием родного языка, фольклора, но и с восстановлением православных храмов.

Традиция проведения заветных и храмовых праздников сохраняется в отдельных коми селах до наших дней. Каждый из этих праздников может быть назван  этнографическим памятником: праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (7 апреля н. ст.) в селе Сизябск на реке Ижме; праздник Чудотворной иконы Параскевы-Пятницы (приурочивается к девятой пятнице после Пасхи) в селе Кривое на реке Вашке; «Крест лун» (8 сентября н. ст.) в селе Усть-Кулом на реке Вычегде; День поминовения угодника Оникея (17 ноября н. ст.) в селе Латьюга на реке Мезени и другие.

Со времен первых право славных миссионеров и Первосвятителей сохранилась традиция строить на северных зе млях Благовещенские храмы как символ «про свещения, яко же и Бла говещение спасения на шего б начало». Один из самых известных храмов во славу Благовещения Пресвятой Богоро дицы был в селе Сизябск на реке Ижме. К его постройке приступи ли в 1843 году. Когда каменную однопрестольную церковь вчерне до строили (в 1846 г.), случилось не счастье — в день поднятия креста главный купол вместе со сводом обрушился. 23 августа 1854 года, после восстановления свода, храм был освящен [5].

Почему был выбран именно Сизябск, ответить не трудно. Из этого села ижемские оленеводы – православные христиане – отправ лялись после праздника Благове щения на летовку в тундру, где не редко  встречались с  ненцами и хантами во время кочевья. В одной из песен ижемских коми поется:

С Благовещенного мы выехали

первого прихода,

Со славного сизябского мы выехали базара,

По оленьей тропе мы поехали,

проложенной ненцами,

В черную мы поехали тундру...

Величественное каменное стро ение Благовещенского храма вен чали легкие купола: четыре купола в знамение четырех Евангелий ок ружали центральную главу храма.

Купол над алтарной частью – в честь Богоматери. Внутри храм расписан фресками на евангель ские сюжеты. В восточной стене его был когда-то искусно выпол ненный цветной витраж с изобра жением Пресвятой Девы Марии, которое каждое утро словно ожи вало в лучах восходящего солнца. Старожилы рассказывают, что раз в год, на Благовещение, «когда солнце играет», Дева Мария озаря ла прихожан храма своей радо стью. Матери говорили своим до черям: «Смотрите, как вам Богоро дица улыбается!»

В Сизябске Благовещение на зывают «самым большим праздни ком у Бога... если этот праздник возвеличивать будешь, то Ен вы носливый и невидимый тебе обяза тельно поможет и спасет... сам того знать не будешь...»

И действительно, Благовеще ние – один из великих праздников как в церковном, так и в народном календаре. Размышляя над симво ликой старинной иконы Благове щения, П.А. Флоренский писал: «Праздник Благовещения, косми чески, – праздник весеннего рав ноденствия: хотя в настоящее вре мя празднование Благовещения отстало от равноденствия на  13 дней, но во втором веке равноден ствие считалось 24 марта, то есть праздником весны. И, как в момен те весеннего равноденствия за ключена, как в зерне, вся полнота космического года, так же в празд ники Благовещения Пресвятой Девы содержится, как в бутоне, вся полнота церковного года». В прошлом Благовест считался не только началом весны, но и нача лом года. Богородица почиталась, как «всех времен года благослове ние».

По поверьям ижемских коми, уже в начале апреля на реках Ижме и Печоре можно услышать крик кукушки, которая не только «бла говестит» о приходе весны, но и предупреждает о том, что до насту пления Благовещения нельзя на чинать новую большую работу – иначе Бог накажет. Первый весенний гром – это небесная кара тем, кто нарушает этот запрет. Легенда рассказывает: «Однажды кукушка свила на Благовест себе гнездо и снесла выводок. После этого у нее гнездо вместе с выводком теряться стало. С тех пор и кукует: кукку-колъны! кукку-пукты-колъны!..» (оставляю пропажу, оставляю на произвол судьбы). Говорят, если хозяйка на Благовещение будет мыть пол, то дом провалится под землю – хорошая хозяйка в этот день и решето не тронет...

Оленеводы отправлялись на летовку только после Благовещения. Старожилы рассказывают случай: «Один оленевод собрался уходить со стадом в тундру накануне празд ника Благовещения. Другие пыта лись его отговорить, но он только чертыхался при этом. В то лето у него убило молнией несколько де сятков оленей, а сам он провалился в болото — в землю запихало его – едва смогли вытащить».

Еще в начале века на Благове щение в село Сизябск собирались жители из многих селений, расположенных на Ижме и Печоре. При езжали на праздник и представите ли некоторых ненецких родов, принявшие православную веру.

Накануне праздника – вечером – в Сизябск одновременно по раз ным дорогам съезжалось до не скольких сотен оленьих и конных упряжек с гостями, которые приво зили с собой приношения для цер кви (телят, туши оленя, продукты и целые возы сена).

По поверьям, уже сам путь к Благовещенскому храму может принести избавление от греха и ис целение от болезней. Больные и страждущие давали обет совер шить «трудный путь во искупление и спасение». Из села Ижма до сизябского храма они проходили се микилометровый путь на коленях, преодолевая несколько подъемов и спусков, делая в дороге несколько остановок. Чтобы успеть к утрен ней службе, выходили из Ижмы глубокой ночью. Поскольку в это время года на дорогах держится еще крепкий снежный наст, палом ники обматывали ноги тряпьем ли бо надевали высокую меховую обувь. По рассказам очевидцев, по жилые женщины опирались руками о землю, нередко сажали себе на спину маленьких детей.

Известный коми этнограф на чала XX века А.С. Сидоров писал, что «младенец считается чистым и действует по воззрениям коми устрашающим образом на злую си лу». По поверьям коми, можно за щититься ночью от нечистой силы, если лечь в доме между двумя ма лолетними детьми. Совершая трудный путь до храма, его участ ники как бы повторяли путь Хри ста на Голгофу в надежде на телес ное и духовное воскрешение. На коленях они обходили по солнцу храм у иконы Благовещения и до обедни стояли на коленях...

Со второй половины 30-х годов Благовещенская церковь раздели ла судьбу большинства храмов: сначала была превращена в склад, а позже в клуб. В 1936 году был арестован последний священник сизябского прихода – отец Алек сандр. В том же году сняли колокол с деревянной колокольни, а саму ее позднее разобрали. На камен ном фундаменте сегодня стоит жи лой дом. В эти же годы к очередной «комсомольской Пасхе» было при урочено празднество в духе новой эпохи: девушки-комсомолки со скабливали со стен храма росписи с изображениями святых, тогда как прежде они приходили сюда перед Пасхой, чтобы вымыть полы, окна и церковную утварь.

Но даже после закрытия храма традиция праздника в селе не угасла. Прихожане тайно выруби ли в восточной стене нишу, в кото рую ставили свечи в день Благове щения, как бы оживляя лоно церк ви. Там же, у ниши, устраивали молебен во славу Пресвятой Бого родицы. Каждый год в ночь нака нуне праздника у церковной стены загорались десятки, а порой и сотни огней. От поставленных в нишу свечей воск стекал на землю ручьями.

Сохранились письменные сви детельства, как отмечался празд ник Благовещения в селе Сизябск в начале 70-х годов: «Около церкви (хотя она и недействующая) соби рается большое количество верую щих – иногда 120 –200 человек. Приходят они с Мохчи, Ижмы, Брыкаланска, Гама пешком – ехать на автобусе на моление счи тается грехом. Последние метры до церкви некоторые ползут на коле нях... часть верующих собирается в доме Татьяны Федоровны Вокуевой, у которой хранится икона с изображением Благовещения».

Особенно много народа стало собираться здесь в последние годы. И не только на Благовещение, но и на другие церковные праздники. По просьбе верующих местные власти соорудили у ниши бетон ные подмостки, чтобы каждый же лающий мог поставить свечу.

В 1993 году сизябский храм был возвращен вновь зарегистри рованной православной общине, которую возглавила Алла Дмитри евна Канева, а затем Евдокия Сте пановна Чупрова. Каждый год на Благовещение они встречают в храме непрерывный людской по ток – гостей из сел Картаель, Вер теп, Щельяюр, Кельчиюр, Усть-Цильма и из самых отдаленных се лений. Первые прихожане появля ются в храме еще с вечера 6 апреля. В основном это пожилые жен щины, одетые, по традиции, слов но монахини, в темные малицы с капюшонами. На Ижме говорят: «До Пасхи не едят мяса и ходят в малицах». К позднему вечеру в церковь приходит молодежь. Пре жде чем войти в храм, прихожане трижды обходят его вокруг, отда вая крестные знамения и поклоны на некогда венчавшие церковь купола.

В центре храма в день праздни ка на столах устанавливают дере вянные лотки, куда прихожане ста вят зажженные свечи. На деревян ной сцене сооружают импровизи рованный алтарь, на который уста навливают икону Благовещения. До глубокой ночи в стенах храма можно увидеть детей, они собира ют из лотков потухшие свечи либо просто наблюдают за прихожана ми, расположившись у алтаря. В ночь на Благовещение образ Пресвятой Девы Марии озарен светом от многих сотен зажженных свечей. Часами люди стоят в храме, словно в ожидании чуда.

В ночь на Благовещение в храм приходят семьями или по одному – совершая путь «по завету», а утром 7 апреля жители села Сизябск и приезжие направляются к церкви Крестным ходом, который начина ется от обетного креста, располо женного на выходе из села по доро ге на кладбище. В прошлом по вес не, в день первого выгона скота (луд выв лун), у креста проходил молебен.

В апреле 1995 года на Благове щение в Сизябске впервые за много лет службу в храме проводил свя щенник – иеромонах из Ульянов ского монастыря. В этот день мно гие жители села и приезжие приня ли крещение. Есть надежда, что Благовещенский храм рано или поздно будет восстановлен и вновь освящен. Хорошо известна истина: «Храм строится из камней. Цер ковь же состоит из живых людей».

Таким образом, культура региона способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохране ния популярности конкретного туристского направления.

Из статьи заведующей отделом культуры МО «Ижемский район» Т. Поповой: «Учреждения культуры формируют социокультурную среду региона, от уровня развитости которой зависит качество жизни всех, кто проживает здесь.

Культура села требует ком плексных подходов к реше нию проблем. Ведь в это по нятие входят культура духов ная, экологическая, производственная, потребления, обще ния, досуга и т.д. Влияние каждого из этих элементов на ситуацию в селе существен но. Процессы, происходящие в культуре, требуют измене ния содержания работы уч реждений культуры, с учетом потребностей населения.

Сегодня, на мой взгляд, работники культуры должны преодолеть разобщенность, сплотиться для дружной со вместной работы, всемерно используя наработанный опыт. Задача работников культуры – не растерять твор ческий потенциал, сохранить здоровый азарт в работе. По возможности, повысить уро вень культурных услуг населе нию.

Совместно с главой рай она, Советом депутатов, глава ми сельских администраций, отделом культуры сохранить имеющуюся сеть учреждений культуры и укрепить их мате риально-техническую базу. Только общими усилиями возможно сохранение куль турного наследия, которое мы имеем, которое нужно нам са мим и, думаю, в настоящее время это должно стать глав ной задачей» [3].

Туристический потенциал Ижемского района достаточно высок. В его основе лежат такие факторы, как большое количество памятников истории и культуры коми этноса, некоторые из них являются уникальными.

Оценка потенциала региона с позиций возможности включения его в агротуристический бизнес, наличие разнообразных рекреационных ресурсов дает возможность развивать сразу несколько направлений туризма и таким образом формировать полифункциональный рекреационный туристический центр и предлагать туристические программы для приезжих из других регионов.

Этнографический туризм, краеведение привлекают в район немало ученых, исследователей, туристов. Вот только познакомиться с бытом оленеводов-ижемцев летом весьма сложно. На их выпасы к Карскому морю летают только вертолеты. Поэтому, любителям этнографии лучше приезжать в Ижму зимой, когда оленеводческие чумы стоят в борах-беломошниках, а олени добывают ягель из-под рыхлого, ненастующегося снега.

Тур с посещением зимних стойбищ оленеводов Ижемского района рассчитан на ценителей культур малых народов севера, знакомит с бытом оленеводов, а так же с соревнованиями в национальных видах спорта – прыжках через нарты, метание тынзея (аркана), метания топора на дальность. Ижемский район – единственный в Республике Коми, где развиваются эти виды спорта не только в самостоятельном режиме, но и на базе спортивных школ. Изюминкой зимнего ижемского тура можно назвать катание на оленьих упряжках – тройках или четверках обученных оленей.

В чуме всегда удивляет предельная рациональность. Каждая вещь имеет свое, оговоренное веками место. Не удивительно. Чум – передвижной дом быстрой сборки, разборки и погрузки. Сколько не пытались заменить его современными вагончиками, балками, палатками – не смогли. Даже ученые не нашли более практичного, ремонтируемого из подручных средств аналога передвижного дома. В течение веков выработаны технологии, где от оленьей шкуры остаются даже не лоскуты, а узкие полоски, но и они имеют свое утилитарное назначение.

Сэбысь – этно-промысловый заказник

Часть бассейна притока Ижмы реки Сэбысь объявлена заказником, где разрешены охотничий и рыболовный промыслы для коми-ижемцев.

Территорию заказника ЮНЕСКО признала частью сохранившихся девственных лесов Европы. В 90-х годах прошлого столетия здесь геологи обнаружили нефтеносные пласты. Начались судебные тяжбы за сохранение охранной территории от посягательств нефтяников. Ижемцам удалось отстоять право на сохранение заказника. Да и природа помогла: разведочная скважина на Сэбыси не дала нефти на предполагаемой глубине.

Сегодня по территории заказника «Сэбысь» проходят охотничьи тропы – «путики» и экологические тропы, разработанные местными туристами, а также экологами из деревни Ласты. Эти познавательные туры пользуются успехом в основном у школьников-ижемцев и их ровесников – школьников из соседних районов.

Для любителей приключений и активного отдыха сплав по Сэбысю на байдарках – прекрасная возможность во время отпуска соприкоснуться с северной природой, ощутить себя ее частицей. Десятидневный тур с рыбалкой с различными снастями, а осенью – еще и охотой на боровую дичь оставит впечатления на весь год. Для любителей ягод июль и август – время сбора голубики, черники, смородины, морошки, а сентябрь – брусники.

Сваренное в тайге варенье зимним вечером в городской квартире к чаю – оригинальный подарок близким и знакомым. Для тех, кому не по душе байдарки и физические нагрузки, есть возможность доехать до таежных избушек на моторной лодке, порыбачить и осенью поохотиться вместе с проводником – инструктором. Кому по душе таинственное и мистическое, могут посетить древнее языческое святилище ижемцев и ощутить на себе влияние чего-то неземного, космического.

Черная Кедва

Для любителей спортивной рыбалки реки, берущие начало с Тиманского кряжа – Белая и Черная Кедва, всегда будут привлекательны спортивной ловлей хариуса, щуки, крупного окуня. Во время недельного путешествия-сплава по одной из этих рек можно усладить всю свою рыбацкую натуру, испытать все спортивные способы рыбалки и спортивные снасти. Ловля нахлыстом, спиннингом, на поплавочную и «хитрую» удочку редко бывает безуспешной. Если верховья этих рек богаты хариусом, то в нижней части, перед впадением в Ижму более активна щука и крупный окунь-горбач.

Верховья Черной Кедвы (Тиманский кряж) – места непуганых птиц и зверей, уголок еще нетронутой природы – рай для любителей спортивной охоты, фотоохоты и рыбалки.

Ижемские многодневки

1. Вниз по Ижме-реке (водный тур). Наиболее доступный многодневный тур – сплав по реке Ижме начинается из города Сосногорска, буквально в двухстах метрах от железнодорожного вокзала. Занимает на байдарках – 10 дней, на катамаранах или резиновых лодках – 15.

Путешествие первой категории сложности привлекательно для семейного, школьного и молодежного летнего отдыха. Река чередуется несложными перекатами и продолжительными плесами. Обилие песчаных кос, пляжей, заливных лугов. Все это позволяет легко определиться с биваком туристским группам даже с небольшим опытом путешествий. Охотничьи и рыбацкие избы, чаще всего имеющие рядом срубленную баньку по черному, позволяют переждать непогоду, организовать групповую помывку. Кроме того, любителям фитотерапии в любой летний месяц есть широкое поле для сбора лекарственных трав в экологически чистой зоне.

2. Ираель – Ижма – Усть-Цильма (Велотур). Маршрут второй категории. Интересен для любителей путешествий на колесах по неизвестным уголкам Европейского Севера. Стал реальным лишь в последние годы. После завершения строительства дороги и мостов в Усть-Цилемский район. От железнодорожной станции Ираель до Ижмы, а затем Плоткина Носа, где организована постоянно действующая паромная переправа, дорога асфальтированная, в большей части покрытие хорошего качества. За паромной переправой дорожный ковер грунтовый, тем не менее, позволяющий перемещаться на велосипедах с незначительными потерями в скорости.

Велотур позволяет за достаточно короткое время познакомиться с двумя этнически уникальными районами республики и их самобытной культурой, а также архитектурными и историческими памятниками деревянного зодчества, сохраненными в различных деревнях этих районов. Этот же тур реально совершить на мотоциклах или автостопом. Следует учесть: после сдачи дороги движение транспорта на этом участке весьма насыщено.

 Туризм возрождает, сохраняет, популяризирует характерный облик национальной провинции, традиционные ремесла, культурно-бытовые традиции; обеспечивает занятость сельского населения, тем самым предотвращая миграцию из сельской местности и деградацию села; представляет собой перспективное, новое, специфическое направление туристской деятельности; в конечном итоге способствует развитию провинции, повышению уровня и качества жизни в сельской местности, пополнению местных бюджетов.

Ижемский район расположен вдалеке от промышленных зон Республики Коми. Щедрые леса, рыбные реки и озера, радующие глаз окрестности деревень манят отдохнуть от ежедневной суеты, приобщиться к вечным таинствам природы и незамысловатой сельской жизни. Завораживает своей первозданной красотой и своеобразием вся Ижемская природа. Охотников и грибников манят сосновые боры, чистые озера и быстрые речушки.

Богатое историческое прошлое Ижемской земли должно привлекать туристов не только со всей России, но и из-за рубежа.

Список литературы

  1. Ижемский район [Текст]: Визитная карточка. – Сыктывкар: ОАО «Коми республиканская типография», 2004.
  2. Квартальнов, В.А. Культура как фактор туристской мотивации [Текст] /В.А. Квартальнов //Наука о культуре: итоги и перспективы. –   М., изд. РГБ, 2001.

  3. Попова Т. Культура – кожура яблока над океаном хаоса [Текст] /Т. Попова //Новый Север. – 2004. – 17 февраля.
  4. Традиционная культура народа коми [Текст]: этнографические очерки /Сост. Н.Д.Конаков. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994.
  5. Шарапов, В. Смотрите, как вам Богородица улыбается [Текст] /В.Шарапов //Северные просторы. – 2001. – № 2. – С. 52 – 57.

ГОУ СПО

«Коми республиканский колледж культуры им. В.Т.Чисталева»

Тел./факс 24-07-28

Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 63


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу на XII городской научно-практической конференции "Современный урок географии. Речевая культура как условие реализации требований ФГОС", 2012г.

Хочу представить вашему вниманию краткую информацию об опыте своей работы с «особыми детьми».О школе Наш центр образования относиться к образовательным учреждениям, где учатся те, кого выставили...

Практическое задание в рамках сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»Тема урока: Разные задачи на проценты.

Работа с кейсом:Учитель объявляет тему урока «Разные задачи на проценты». Кейс предоставляется ученикам на первом уроке по теме. На его изучение отводится 20 минут урока.Затем организуется работа в по...

Психологическое сопровождение современного общего образования. Практические задания и вопросы для самоконтроля.

Практические задания и вопросы для самоконтроля. Помощь на курсах переподготовки....

Практическое задание № 2 по теме "Разноуровневые программы"

Разработка по одной из тем реализуемой дополнительной общеобразовательной программы, цикла разноуровневых заданий с применением технологий личностно-ориентированного обучения с методическими рекоменда...

Программа практических заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по дисциплине «Физическая культура»

Программа практических заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по дисциплине «Физическая культура»....