Храмы- творения мастеров
план-конспект урока (7 класс) на тему

ЦеКонспект урока по предмету "Истоки" в 7 классе.

Тип урока:  интегрированный урок (с элементами истории, литературы, ОПК ).

 

Задачи урока.

-формировать представление о культурном и историческом единстве России и российского народа.

-развивать исследовательские навыки, аналитические способностиобразности и логическое мышление учащихся.

-обогатить эстетический, культурный, речевой, лексический опыт учащихся.     

-духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание учащихся.

-воспитывать уважение к национальной культуре и культурному наследию русского народа.

 

 

Форма урока: (урок-практикум, урок-исследование, урок- экскурсия).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, системный блок, монитор, медиапроектор, экран, СД-диск с презентацией к уроку.

Основные понятия и нравственные категории: одухотворение, соборность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_7_klasse.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Храмы – творения мастеров»

Любила строить храмы Русь –

В них духа взлёт и благородство…

(И. Пашков)

Цель урока:

Показать учащимся, что храмы –высшее творение мастеров, невозможно было создать без работы сообща (соборно)

Задачи урока.

  1. формировать представление о культурном и историческом единстве России и российского народа.
  2. развивать исследовательские навыки, аналитические способностиобразности и логическое мышление учащихся.
  3. обогатить эстетический, культурный, речевой, лексический опыт учащихся.      
  4. духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание учащихся.
  5. воспитывать уважение к национальной культуре и культурному наследию русского народа.

Тип урока:  интегрированный урок (с элементами истории, литературы, русского языка, ОПК ).

Форма урока: (урок-практикум, урок-исследование, урок- экскурсия).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, системный блок, монитор, медиапроектор, экран, СД-диск с презентацией к уроку.

Основные понятия и нравственные категории: одухотворение, соборность

Ход урока.

  1. Присоединение к теме.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я  рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии. Я вижу, ваши серьезные глаза, которые с любопытством смотрят на меня и наших гостей, я слышу, как вы рассуждаете, спорите со мной, я чувствую радость от встречи с вами.

На сегодняшнем занятии мы продолжим вести разговор о деле и слове  ремесленника, а о чем именно мы будем говорить, рассуждать вы мне скажете сами.

Когда я с изумлением смотрю

На эти древнерусские соборы,

Я вижу с них, подобно звонарю,

Родных лесов и пажитей просторы.

Не чад кадил, не слепоту сердец,

Взалкавших недоступного им рая,

А творчества слепительный венец,

Вознёсшегося, время попирая.

- О чем же пойдет речь?

Сл.1                (ответы учащихся)

- И наша задача на сегодняшнем занятии освоить основные правила ремесленного мастерства при создании храмов – высшего творения мастеров.

II.  Основная часть

1. Работа с текстом учебника

А) Подготовительная часть

-Невозможно представить себе современный русский город или посёлок без храма. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем близкие каждому человеку сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России.

- Как называются храмы нашего села?

СЛ.2 ответы учащихся

-Какие знаменитые храмы вы  знаете?

Сл.3 (ответы учащихся)

- Кто из вас знает, когда возник первый храм и как он называется?

(Ветхий Завет, пророк Моисей, скиния)

Мастера знали, что прообраз первого храма (скинии) описан в Библии.

Сл.4

Б) Работа с текстом учебника

«Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; сделай наверху вокруг его золотой венец (витый);

 И вылей для него четыре кольца золотых, и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его. Два кольца на другой стороне его.

Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их (чистым) золотом;

И вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег;

В кольца ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него.

И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе».

- Согласно тексту Священного Писания, строительные материалы, их качество, цвет, размеры, символические изображения и храмовые предметы – все это согласно Библии, определено самим Богом. Какой же вывод напрашивается из вышесказанного?

(при возведении любого, даже самого скромного храма, без искусных мастеров не обойтись)

-Какие мастера могли создать ковчег, который описан в Библии?

(ответы учащихся)

2.Работа в тетради

-Скажите, ремесленники, каких специальностей нужны для возведения храма?  

(ответы учащихся)

Сл.5 Работа в тетради с.33.

Проверка выполнения работы

(зодчие (архитекторы) - строили же, как было заведено на Руси, не по проектам и чертежам, а по традициям, которые устно передавались из поколения в поколение.

Сл.6 Но, вот например, что проект Преображенской церкви, что на о.Кижи всё-таки был. И автором его был Петр Великий: проплывая мимо острова, он увидел, что мужики готовятся заложить храм, причалил к берегу и тростью нарисовал на земле план будущей церкви.

Сл.7-10 каменотесы, каменщики, кузнецы, плотники (Высота Преображенской церкви составляет 37 метров, а ещё она имеет небывалое количество куполов — 22. Срублена она, включая купола и крест, из дерева, без гвоздей, при помощи топора и долота. Кстати, долгая жизнь кижских церквей как раз объясняется тем, что они возведены без применения пилы — обработка дерева топором не нарушает его структуру, поэтому церкви не разрушаются.), кровельщики, стекольщики, мастера колокольного дела, золотошвейки, вышивальщицы, портные, ювелиры и т.д.) 

  1. Ресурсный круг.

А) Подготовительный этап.

Возведение храмов - важнейшее творение мастеров.

Считается, что храм возводится соборно – многими людьми, в любви и согласии.

Вот, например, Преображенский храм на острове Кижи был возведен в 1714 году на народные деньги. Строила его артель заонежских плотников, а помогала им вся округа.             

Сл.11- Или вот всем вам известный храм Покрова на Красной площади в Москве, наиболее известный как храм Василия Блаженного.

Русские зодчие создали этот великолепный памятник в XVI веке по приказу Ивана Грозного в честь взятии я русскими войсками Казани на площади, против Спасских ворот. Он, расписанный «травами и цветами» был так красив, что и площадь перед ним народ назвал Красной, то есть красивой, прекрасной. Собор был назван Покровским в честь праздника Покрова, праздника защиты от внешних врагов. Мастера, создавшие Покровский собор, собрали в одном сооружении всё богатство русского зодчества, чтобы подтвердить неистребимую самобытность народного искусства и передать его далёким потомкам.

                                                                                       (Из путеводителя)

Об истории создания этого храма, о его зодчих и их судьбе написал поэму Дмитрий Кедрин. Эта поэма легла в основу песни  с одноименным названием «Зодчие». Внимательно послушайте, пожалуйста, отрывок этой песни.

Вкл.песню  «Зодчие» Дм.  Кедрин.

                               

        Государь приказал.  

        И в субботу на вербной неделе ,

        Покрестясь на восход,

        Ремешками схватив волоса,

        Государевы зодчие

        Фартуки наспех надели ,

        На широких плечах

        Кирпичи понесли на леса.      

        Мастера выплетали

                                Узоры из каменных кружев,    

        Выводили столбы

        И, работой своею горды,-

        Купол золотом жгли,

        Кровли крыли лазурью снаружи

        И в свинцовые рамы

        Вставляли чешуйки слюды.

        И уже потянулись

        Стрельчатые башенки кверху,

        Переходы,

        Балкончики,

        Луковки да купола.

        И дивились учёные люди, -

        Зане эта церковь

        Краше вилл италийских

        И пагод индийских была!

        Был диковинный храм

        Богомазами весь размалёван.

        В алтаре , и при входах ,

        И в царском притворе самом.

        Живописной артелью

        Монаха Андрея Рублёва

        Изукрашен зело

                                 Византийским суровым письмом.

Б) Основной этап.

-Ребята, что вы увидели, слушая отрывок этой песни?

-Какие звуки были услышаны вами?

-Что вы почувствовали, видя работу мастеров?

В) Рефлексия

- Удалось ли вам представить, как создается храм?

-Каким образом? Что нужно для этого?

(создавались храмы соборно, одухотворенно)

4. Активное занятие «Храмы – творения мастеров».

А) Подготовительный этап.

- Совместными усилиями, призывая помощь Божию, создавались все храмы на Руси. А вот, что еще нужно для строительства храм, мы узнаем, прибегнув к активному занятию в рабочей тетради.(с.34-35)

Сл.12.Вам будут предложены тексты и стихотворение о Ферапонтове монастыре, что в Вологодской области. В этом монастыре работал Дионисий выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV – начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Ботичелли, Дюрера. Дионисий Мудрый. С таким определением записано имя прославленного русского художника на страницах Патерика Иосифо-Волоколамского монастыря.

Б) Индивидуальный этап

- Откройте, пожалуйста, тетрадь на с.34-35.Внимательно прочитайте эти тексты и стихотворение о фресках Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Подчеркните слова и выражения, соответствующие храмостроительству.

В) Работа в паре

- После того, как вы выполнили каждый задание, вам необходимо обсудить свои варианты решения в паре и придти к единому мнению.

Задача каждого состоит в том, чтобы высказать свое мнение, выслушать товарища, а затем прийти к общему решению.

Г) Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

- А сейчас мы выслушаем представителей каждой группы, которые должны не только указать свой выбор, но и пояснить, почему они это сделали.

- Молодцы, ребята. Какой же мы с вами можем сделать вывод? Что же нужно понимать мастерам ремесленникам, чтобы создать храм?

(ответы детей)

5.Работа с конструктором

-А теперь, ребята, мы выступим в роли тех ремесленников, которые создают храм, и попытаемся создать маленькую копию храма.

(работа с конструктором)

-при этом не будем забывать, что нужно действовать сообща, т.е соборно.

III. Рефлексия

Раздать карточки, детям - вычеркнуть ненужное.

На уроке мне было

Интересно.                                                                                               Скучно.

Я хотел  отвечать

Всегда.                                            Иногда.                                      Не хотел.

Мне  работалось  в  круге

 

Мне понравились ответы:

 

 

IV. Итог урока

Сл. 13 Закончить урок я хочу стихотворением:

 

Великий Новгород и древний Псков –

Нас от врага спасавшие твердыни –

Вот что в искусстве старых мастеров

Пленяет нас и радует поныне.

Был точен глаз их, воля их крепка, 

Был красоты полёт в дерзаньях отчих,

Они умели строить на века.

Благословим же труд безвестных зодчих!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».

Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  примет...

Методическая разработка урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов»

Методическая разработка урока:  «Изба – творение русских мастеров-древоделов»  по программе изобразительное искусство Т. Я. Шпикаловой и по учебнику Изобразительное искусство Т. Я. Шпикалово...

Мастер-класс "Рукодельницы творение"

Этот мастер-класс проводился в рамках семинара, посвященного обучению детей с ограничееными возможностями....

урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...

Сатира и её воплощение в творениях английских мастеров художественной культуры

Сатира и её воплощение в творениях английских мастеров художественной культуры...

Мастер - класс "Храм -часовня. Пещерка Святителя Иоасафа"

Мастер - класс "Храм -часовня. Пещерка Святителя Иоасафа". Конспект занятия....