Зинина, Метод проектов
материал по теме

Зинина, Метод проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zinina_metod_proektov.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проекта на уроках литературы

Т.Е. Зинина

МАОУ Домодедовская гимназия №5  г. Домодедово

Россия

        Метод проекта в последнее время используется многими учителями школ, т.к. это своеобразный элемент научного творчества учащихся, который вовлекает их в интересную интеллектуальную деятельность.

        Метод проекта – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в  проектную деятельность.

        Выделяется несколько видов проектов:

  1. Конструктивно-практические проекты (например, дневник наблюдений, коллаж…)
  2. Игровые-ролевые проекты (например, ролевые игры, репортажи, сочинения собственного произведения, сценария…)
  3. Информационные и исследовательские проекты (например, изучение творчества и биографии писателя через музеи…)
  4. Издательские проекты (например, «Портрет А.С.Пушкина в литературе»,  «Литературная стенная газета».)
  5. Проекты конкретного социологического обследования (например, «Влияние культуры XVIII – XIX вв. на образ жизни дворян»)
  6. Сценарные проекты (например, сценарии литературных праздников и вечеров.)
  7. Творческие работы (например, свободное литературное сочинение:  сказка, рассказ и др.)

Работа над проектом может быть не только групповой, но и индивидуальной. Уровень обученности, коммуникативности, инициативность, работоспособность, интересы учащихся – таковы критерии, с помощью которых определяется состав участников творческих групп.

Проект как технология  предполагает структурирование деятельности. Следовательно, он состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор темы, проблемы и ее обсуждение; формирование творческих групп (распределение задания между членами группы).
  2. Планирование работы, сбор информации, чтение необходимой литературы и конспектирование ее.
  3. Оформление проекта (рисунки, плакаты, чертежи, сценарии и т.д.)
  4. Презентация (защита) проекта.
  5. Подведение итогов.

Проект как метод отличается от всех других тем, что ученик самостоятельно планирует свою деятельность, принимает решения и выполняет сам проект. Руководитель проекта (учитель) выступает лишь в роли консультанта и помощника, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования. Обязательным условием проекта является личностная оценка (что лично дало выполнение задания ученику; что удалось, а что нет; в чем причины неудач и как их избежать в будущем…)

Метод проекта может успешно применяться в обучении разным школьным предметам, в том числе и литературе, т.к. по сути  это проблемное обучение. Например, при изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» учащимся можно предложить следующие темы проектов: «Помещичьи усадьбы и галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»; «Иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»; «Неизвестные страницы жизни Н.В. Гоголя» и др. совместно с учениками необходимо составить план работы поискового характера, который выглядит примерно так:

  1. Прочитать  поэму Н.В. Гоголя, делая необходимые пометы на полях карандашом и выписывая необходимые цитаты в соответствии со схемой:

а) поместье, господский дом, интерьер, кабинет;

б) внешность помещика, речь образ жизни;

в) диалог с Чичиковым;

г) герб поместья (учащиеся придумывают его сами).

  1. Прочитать дополнительную литературу о поместном дворянстве, сделать записи, оформить конспекты, подобрать иллюстрации.
  2. Самостоятельно записать выводы по теме.

При выполнении работы и оформлении проекта помощь руководителя сводится к минимуму: он добавляет необходимое  по мере работы, читает всю литературу, предложенную учащимся, Т.Е. проделывает всю работу проектантов в сжатом виде.

        Как правило, в проектах и индивидуальных, и групповых учащиеся находят интересное решение проблемы.

        Так, например, в проекте, посвященном помещичьей усадьбе, учащиеся могут рассказать о возникновении помещичьих усадеб, о дворянском быте, о внутреннем и внешнем убранстве усадеб, постройках, окружавших дом, об управлении имением, представить анализ текста, разработать эскизы гербов поместий и т.д. Проект по теме «Иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» можно оформить в виде коллажа, в котором следует использовать не только иллюстрации известных художников, но и свои собственные, обеспечив все это комментариями. Другая группа проектантов презентацию проекта может провести в форме репортажа с места событий, оформив при этом дополнительно книжку-раскладушку. Из этого следует, что особое внимание в проектной деятельности следует уделять оформлению проекта, в котором обязательно должны использоваться различные иллюстрации, рисунки, схемы, таблицы и т.д.

        Таким образом, метод проекта позволяет оценить  интеллектуальную активность, деловые  качества проектанта, уровень творчества и самостоятельности, а главное, позволяет развивать уже приобретенные навыки исследовательской работы на другом материале, вносит элементы новизны, праздничности (презентация), а, следовательно, способствует повышению мотивации к изучению предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

«Метод проектов» - универсальных дидактический метод.

«Метод проектов» – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических во...

Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде"

Данную методическую разработку "Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде" можно рекомедовать педагогам дополнительного образования ОУ в помощь при реализации творческих...

Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.

Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Статья "Метод проектов. Применение метода проектов."

Данная статья представляет собой описание применения метода проектов на уроке английского языка...