«Метод проектов» - универсальных дидактический метод.
по технологии (8 класс) по теме

«Метод проектов» – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств, творческих способностей в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющий практическую значимость. Хочется отметить, что «метод учебного проекта» — это одна из личностно - ориентирован­ных технологий, способ организации самостоятельной деятельно­сти учащихся, направленной на решение задачи учебного проек­та, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы работы, рефлексивные, исследовательские методики. Проследим весь ход осуществления учебного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bykova_o.v._shk.11_nnovg.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Быкова Ольга Викторовна

учитель технологии и изобразительного искусства,

муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 г. Нижнего Новгорода

«Метод проектов» - универсальных дидактический метод.

«Метод проектов» – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств, творческих способностей в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющий практическую значимость. Хочется отметить, что «метод учебного проекта» — это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задачи учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы работы, рефлексивные, исследовательские методики. Проследим весь ход осуществления учебного проекта.

 На первом этапе проектирования, когда учитель осуществляет презентацию  нового учебного  материала, информация должна быть яркой, образной, запоминающейся, оказывая  эмоциональное воздействие на учащихся, осуществляя тем самым прогресс в обучении. На втором этапе обучения проектированию, когда идет передача технико-технологических знаний ученикам, возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения новых знаний и опыта. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько «помогать школьнику учиться», направлять его познавательную деятельность, что предусмотрено стандартом второго поколения. Хорошим помощником  в этом виде педагогической деятельности является методика проблемных ситуаций и умение педагога вовремя задавать проблемные вопросы. Это умение является «двигателем прогресса и ускорителем» творческой мысли учащихся.

«Метод проектов» позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в  технологической деятельности и не могут быть усвоены вербально. При выполнении проекта на этапе разработки лучшей идеи проекта обучающиеся попадают в ситуацию выбора лучшей модели и лучшей технологии изготовления изделия, именно эта ситуация и активизирует их познавательную творческую деятельность. Этот метод освобождает учителя от обязанностей «всезнающего оракула», превращая его в помощника и консультанта учеников, которые в свою очередь становятся активными участниками и разработчиками  проекта модели. Еще одна важная черта этого метода в том, что осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают бесценный собственный опыт интеллектуальной и технологической деятельности.

В процессе  проектирования  неизбежно происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. Ученики  свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать. «Метод проектов» предоставляет возможность ученику оценить свою деятельность субъективно, сравнить результаты своего труда с результатами друзей-проектировщиков, выслушать объективную оценку коллектива единомышленников и учителя. Оказавшись в ситуации выбора на этапе технологической разработки лучшей модели проекта, погрузившись в среду различных моделей и технологий, школьник в какой-то момент непременно воскликнет: “Эврика!”. И совсем не важно, что  это «открытие» будет носить явно субъективный характер. Важно, что  открытие сделано.

На последних этапах проектирования и учащиеся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании  технологии “метода проектов” существует, по крайней мере, два результата. Первый  результат скрытый — это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмысливать, как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется лишь сам проект и изделие. Вторая составляющая оценки результата проектирования — это собственно та видимая часть «айсберга», которая и является выполненным проектом  и моделью, либо макетом изделия. Причем оценивается не объем освоенной информации, а ее применение в деятельности  для достижения поставленной цели. В заключение хочется отметить, что «метод учебных проектов» – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию  школьников – умению находить решения различных не только учебных, но жизненно важных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию.

Библиографический список

1.Гуревич М., Павлова М. «Развитие детского творчества через технологические проекты». Н. Новгород, 2007.

2.Павлова  М., Питт Д. «Образовательная область технология»: Теоретические подходы и методические рекомендации. Н. Новгород, 2005.

3.Павлова М., Питт Д. «Метод проектов в технологическом образовании школьников». М, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий с помощью метода проектов

Современное образование требует от обучающихся сформированности универсальных учебных действий. В статье описывается формирование УУД с помощью метода проектов...

Метод проектов как одна из форм развития универсальных учебных действий.

Метод проектов - одна из прогрессивных образовательных технологий,  которая позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и за...

Формирование Универсальных Учебных Действий через использование метода проектов

Описание опыта.Условия возникновения и становления опыта.Актуальность и перспективность.Теоретическая база опыта.Ведущая педагогическая идея.Технология опыта.Результативность....

Проект – универсальный дидактический метод. Быкова О.В.

«Смысл жизни – труд, работа не для себя, а для других. Только эта работа человека, совершаясь целыми поколениями, ведет к бесконечному совершенствованию человеческой личности»....

Использование метода проектов в развитии универсальных учебных действий учащихся

Использование эффективных педагогических технологий, метод проектов является одним из них, способствует повышению познавательной мотивации школьников и формированию у них универсальных учебных дейст...

доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я     запоминаю, я делаю – я усваиваю»....

Метод проектов и дифференцированный метод обучения

Сущность собственной методической системы...