Звуки и здоровье
план-конспект урока (8 класс) по теме

Конспект интегрированного урока валеология-литература-музыка-эстетика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy__urok.doc84 КБ
Реклама
Подтяните знания с репетитором за лето

Начните заниматься летом, чтобы разобраться в сложных темах без стресса от школьной нагрузки, оценок и домашних заданий — одного занятия в неделю будет достаточно.

вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок

валеология + литература + музыка + эстетика.  (8-9  класс).                                                                

Тема:  Звуки  и  здоровье.

Цель  урока:

Акцентировать  внимание  учащихся  на  силу  слова  в  народной  медицине. Познакомить  с  основами  звукотерапии.  Обучить  простейшим  способам  стихотерапии,  музыкотерапии.  

ПЛАН

  1. Из  истории  лечения  звуком.
  2. О  силе  слова  в  русской  литературе.
  3. Влияние  звуковых  ритмов  на  здоровье  человека.
  4. Способы  звукотерапии.

Раздаточный  материал:

  1. Вопросы  для  размышления.
  2. Тексты  стихов,  колыбельных,  «Плач  Ярославны».
  3. Текст  заговоров.
  4. Фонотека  здоровья,  аудио  кассеты  с  классической  музыкой.
  5. Влияние  на  организм  различных  звуков.
  6. Рекомендации.

(Звучит  музыка  «Лунная  соната»  Бетховена  или  «Успокаивающие  звуки  леса»,  создающая  психоэмоциональный  настрой).

Валеолог.

   - Сегодня  мы  продолжим  разговор  о  силе  звука  и  его  влияние  на  здоровье  с  точки  зрения  валеологии,  литературы,  музыки.  Для  этого  рассмотрим  следующие  вопросы:

  1. Из  истории  лечения  звуком.
  2. Связь  звука  с  нервными  центрами.
  3. Влияние  на  организм  различных  звуков.

Вопросы  для  размышления  в  течение  урока:

  1. Почему  слишком  громкие  звуки,  негативно  влияют  на  нервную  систему?
  2. Почему  классическая  музыка  вызывает  положительные  эмоции?
  3. Что  нужно  сделать  в  классе,  чтобы  создать  благоприятный  звуковой  фон?
  4. Почему  полезно  петь?

Из  истории  лечения  звуком.

    С  незапамятных  времен  люди  знали,  что  звук  обладает  особой  чудотворной  силой.  В  славянском  эпосе  ему  отведена  мистическая  роль.  Воинственный  клич,  молитва,  медиативные  упражнения,  некоторые  чудодейственные  приемы  психорегуляции  –  это  прежде  всего  звук.

    Известно,  что  греческий  врач  Эскулап  лечил  радикулит  и  другие  болезни  нервной  системы  громкой  игрой  на  трубе  перед  пациентом.  Пифагор  лечил  многие  болезни  души  и  тела,  исполняя  составленные  им  в  этих  целях  специальные  музыкальные  композиции  или  читая  в  присутствии  больного  отрывки  из  Гомера  и  Гесиода.  В  своем  университете  в  Кротоне  Пифагор  начинал  и  кончал  день  пением:  утром  для  того,  чтобы  очистить  ум  ото  сна  и  возбудить  активность,  подходящую  дню,  вечером  пение  должно  было  успокоить  и  настроить  на  отдых.

    Некоторые  мелодии  были  придуманы  для  того,  чтобы  лечить  пассивность  души,  чтобы  не  теряла  она  надежды  и  не  оплакивала  себя.

    Другие  же  мелодии  использовались  против  ярости  и  гнева,  против  заблудшей  души.

(Звучит  фонограмма  колокольного  звона).

    На  Руси  во  время  массовых  эпидемий  народ  сходился  к  монастырям,  в  которых,  не  переставая,  звонили  колокола.  Считалось,  что  колокольный  звон  останавливает  распространение  этих  страшных  болезней.  По  мнению  современных  ученых,  вирусы  чумы  и  холеры  разрушал  ультразвуковой  резонанс.

    Установлено,  например,  что  тифозная  палочка  или  вирус  гриппа  в  колокольном  звоне  погибает  всего  за  несколько  секунд.

   

    В  народной  медицине  слову  придавалось  большое  значение.  При  лечении  различных  заболеваний  было  принято  использовать  заговоры.

    Например  (читает  ученица):

Матушка  Зоря  Вечерняя,  Утренняя,  Полуночная,

Как  вы  тихо  потухаете  поблекаете,

Так  бы  и  болезни  и  скорби  в  рабе  божьем  (имя)  потухли  и  поблекли -

Денные,  ночные  и  полуночные.

     Еще  один  заговор:

Заговор от боли в сердце.

Читают на заре, держа правую руку на области сердца.

Иду я, раб Божий (имя), по земле,

Сердце мое стучит во мне,

Теплом моим, ретивое, правит:

Не колит, не болит, не давит, Не теснит и не щемит.

Ни ночью, ни при луне, ни на утренней заре.

Ни в поле, ни в избе, ни в пахоте, ни в воде,

Ни в бане, ни на коне.

Билось бы оно во мне, билось бы оно, колотилось,

Так правильно, так славно,

Как в пасху светлую  колокола звучат,

Мне на долгую жизнь. Аминь.

Литератор.

   -  Действительно,  в  народе  силе  слова  придавалось  большое  значение.  Если  мы  обратимся  к  такому  виду  устного  народного  творчества,  как  колыбельная,  то  почувствуем  набор  звуков,  способствующих  успокоению  нервной  системы  ребенка,  который  получил  в  течении  дня  большую  эмоциональную  нагрузку.  Снятию  стресса  способствует  также  мелодия  колыбельной:  

    Поэтичные  обращения  Ярославны  к  солнцу,  ветрам  и  Днепру  представляют  пример  старинного  заклинания.  (Ученица  читает  «Плач  Ярославны»).

    По  глубокому  убеждению  первобытных  племен  слово  человеческое  обладало  чародейной  силой.  На  этой  основе  возникло  верование,  бытующее  у  всех  индоевропейских  народов:  слова  благословения,  доброго  пожелания  и  приветствий,  (то  есть  пожеланий  здоровья  при  встрече  и  на  пиру  при  «заздравных»  кубках)  приносят  тому,  кому  они  высказываются,  счастье,  довольство,  крепость  слова  и  успех  в  делах.  Наоборот,  слова  проклятия  или  злого  пожелания  влекут  за  собой  гибель,  болезни  и  разные  беды.  Благословение  есть  доброе,  благое  слово – точно  так  же  как  проклятие – злое  недоброе  слово.

    П.П. Гаряев  в  книге  «Волновой  геном»  пишет:  «Любое  слово  представляет  собой  некую  волновую  программу».  Способную  изменить  человеческую  жизнь.  Слово  может  сработать  как  «прыгающий  ген»:  вызвать  тяжело  заболевание  или,  наоборот,  устранить  его.

Валеолог.

    -  С  давних  времен  люди  знали,  что  ритмическая  речь  эффективно  воздействует  на  психику,  и  пользовались  этим.  Стихотворные  формы,  песни  способны  возбуждать  или  успокаивать  человека,  вызывая  даже  радость  или  слезы.

    Например,  если  использовать  в  качестве  формулы  внушения  или  самовнушения  короткое  стихотворение,  которое  содержит  словесную  установку  на  лечение  определенной  болезни,  это  оказывает  сильное  лечебное  воздействие  на  пациентов,  особенно  при  неврозах,  страхах,  навязчивых  состояниях,  кожных  и  язвенных  болезнях.

Литератор.

    -  Стихотерапия – индивидуальный,  эффективный  и  безопасный  метод  психорегуляции.  Нужно  подобрать  для  себя  такие  стихотворные  формы,  которые  помогут  создать  нужный  эмоциональный  настрой,  расслабиться,  отвлечься  от  тревожных  мыслей.  Стихотерапия  доступна  всем.

(Читает  стих).

           Ф.И.Тютчев:

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами…

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

           Сергей  Есенин:

Выткался  на  озере  алый  цвет  зари,

На  бору  со  звоном  плачут  глухари…

Валеолог.

(Звучит  классическая  музыка.)

Физминутка  с  использованием  массажоров  для  рук.  Массаж  ушной  раковины.  Точечный  массаж.  

Учитель  эстетики.

    -  Говоря  о  силе  слова,  нельзя  не  сказать  о  культуре  речи.

Валеолог.

    -   Громкие  звуки  убивают  волосковые  клетки,  которые  передают  звуковые  колебания  в  головной  мозг.  На  дискотеке  досталось  место  возле  усилителей?  Один  аккорд – и  несколько  тысяч  клеток  долой.  Ежедневный  городской  и  производственный  шум  не  так  заметен,  но  не  менее  опасен.  Французские  ученые  подсчитали:  70%  неврозов  возникает  у  людей  именно  из-за  шума.  Невропатологи  предостерегают:  длительное  повышенное  звуковое  давление  ведет  к  нарушению  логики  мышления,  душевной  неуравновешенности  и  раздражительности.  Люди,  живущие  и  работающие  рядом  с  оживленными  автомагистралями,  чаще  других  страдают  различными  заболеваниями  сердечно – сосудистой  системы,  гипертонией,  желудочно – кишечными  расстройствами.

Учитель  музыки.

    -  Проведенными  исследованиями  доказано,  что  звуковые  ритмы  благотворно  воздействуют  на  обменные  процессы  у  растений  и  животных.  Например,  куры  под  музыку  Баха  и   Шопена  увеличивали  яйценоскость,  а  коровы  надои  молока.  Музыка  Баха  и  индийские  мелодии  положительно  действуют  на  урожайность  и  вкус  плодов.

    Звучание  трубы  полезно  слушать  людям  с  заболеваниями  дыхательной  системы.

    Скрипка,  гитара,  арфа  и  др.  струнные  инструменты  активизируют  работу  сердца  и  сосудов,  понижают  артериальное  давление.

    Любители  оперной  музыки  могут  быть  спокойны  за  свою  селезенку.

    Музыка  полезна  мелодичная,  которая  вызывает  у  человека  положительные  эмоции,  не  раздражает  его.  В  первую  очередь  это,  конечно,  классика.

    А  вот  тяжелый  металл  и  рок  лучше  не  слушать  вообще.  Доказано  их  негативное  влияние  на  нервную  систему.

    К  тому  же  звуковые  частоты,  характерные  для  такой  «тяжелой»  музыки,  воздействуя  на  раковые  клетки,  могут  вызвать  их  интенсивное  деление.

    Полезно  петь  самим.  Известно,  что  Полина  Виардо  прожила  89  лет,  Иван  Козловский – 93  года,  Изабелла  Юрьева – почти  100  лет.  Почему  пение  так  влияет  на  работу  внутренних  органов?  Оказывается,  занятие  вокалом  невозможно  без  нижнего  диафрагмального  дыхания,  которое  в  отличие  от  грудного  естественно  и  очень  полезно  для  здоровья.  Данный  способ  позволяет  рационально  функционировать  легким,  максимально  обогащает  кровь  кислородом,  активизирует  работу  брюшной  полости,  вызывает  приток  крови  к  внутренним  органам.  За  время,  пока  артист  пропевает  музыкальную  фразу  на  одном  дыхании,  фаза  выдоха  по  длительности  в  несколько  раз  превышает  фазу  вдоха.  При  этом  создается  кратковременное  состояние  легкой  гипоксии  (недостатка  кислорода).  Необыкновенно  мощная  биостимуляция  сродни  той,  которую  оказывает  на  организм  разреженный  воздух  альпийских  курортов  (недаром  среди  горцев  так  много  долгожителей).  Вывод  однозначен:  пойте,  как  только  предоставится  такая  возможность,  не  обращая  внимания  на  отсутствие  слуха  и  глубокого  контральто.

    А  играя  на  скрипке,  пианино,  гитаре,  барабане,  человек  избавляется  от  накопившихся  эмоций  и  укрепляет  свою  нервную  систему.  Кроме  того,  перебирая  струны,  трогая  пальцами  клавиши,  мы  стимулируем  определенные  зоны  на  руках,  которые  отвечают  за  внутренние  органы.

    Замечено,  что  элегии,  ноктюрны  и  колыбельные  помогают  при  легких  формах  депрессии  и  психозах.  Сердце  и  сосуды  тоже  чутко  «вслушиваются»  в  мелодичные  звуки – падает  артериальное  давление,  расширяются  сосуды,  замедляется  пульс.

    Современной  аюрведической  медициной  разработаны  специальные  музыкальные  рефрены  для  индивидуальных  типов  организма  с  учетом  их  взаимодействия  с  изменяющимися  биоритмами  окружающей  среды.  Эта  музыка  воплощает  в  себе  основные  вибрации,  пульсирующие  в  природе  каждую  секунду,  и  уравновешивает  подъемы  и  спады  деятельности  организма  в  разное  время  суток.  

     Если  в  течение  месяца  человек  настроится  на  классическую  музыку,  будет  слушать  голоса  птиц,  шум  дубравы,  шелест  тростника,  он  может  почувствовать  значительные  изменения  в  своем  здоровье.  Мир  предстанет  передним  более  ярким  по  цветовой  гамме,  но  самое  главное – человек  начинает  чувствовать  людей,  а  не  руководствоваться  только  правилами  выгоды  и  пользы.

    Далее  после  такой  «музыкальной  диеты»,  когда  произошла  очистка  слуховых  каналов,  человек  начинает  слышать  СВОЮ  мелодию.  И  если  человек  выбирает  для  себя  какую-то  хорошую  музыку,  регулярно  слушает  ее,  он  лечит  тот  или  иной  орган  и  даже  свою  душу.

Валеолог.

    -  Еще  древние  египтяне  избавлялись  от  бессонницы,  слушая  пение  хора.  Знаменитые  ученые  И. Сеченов,  С. Боткин,  И. Павлов  писали  о  лечебной  способности  мелодичных  звуков  вызывать  приятные  эмоции,  повышать  активность  коры  головного  мозга,  улучшать  обмен  веществ,  стимулировать  дыхание  и  кровообращение.

   Ученые пришли к выводу, что хоровое пение повышает иммунитет. Музыка Баха, Генделя, Берлиоза вызывает такой необыкновенный энтузиазм у поющих, что их иммунная система начинает с удвоенной энергией вырабатывать защитный иммуноглобулин А.

    В  состоянии  стресса  в  мозге  появляются  дисинхронные  ритмы,  которые  нарушают  нормальное  течение  мыслей  и  чувств.  Музыка  регулирует  и  восстанавливает  их,  возвращая  нам  душевное  равновесие.  Приятная  музыка  вызывает  положительные  эмоции,  которые  в  свою  очередь:

  1. усиливают  внимание;
  2. тонизирует  центральную  нервную  систему.

Лечит  музыка  поразному:

  1. «психоэстетически» – у  тебя  возникают  положительные  ассоциации,  образный  ряд;
  2. физиологически – с  помощью  музыки  можно  тренировать  отдельные  функции  организма;
  3. вибрационно – звуки  оказывают  вибрационное  воздействие  на  клетки,  активизируя  различные  биохимические  процессы  в  организме.

    Роженицы  и  новорожденные  переносят  родовые  боли  значительно  легче  под расслабляющие  звуки:  шум  прибоя,  шорох  леса,  пение  птиц.

    Даже  обычные  звуки  имеют  лечебный  эффект.

Влияние  на  организм различных  звуков.

«А»  -  Звук  «А»  заставляет  вибрировать  грудь  и  приводит  в  действие  всю                                                                                  

            звуковую  гамму  в  организме,  дает  команду  всем  клеткам  настроиться  на  

            работу.  В     то  же  время  происходит  углубление  дыхания  и  увеличение  

            потребления  кислорода.

«О»  -  При  звуке  «О»  вибрирует  грудь,  но  уменьшается  глубина  дыхания.

            Мантра  «ОУМ»  резко  уменьшает  глубину  дыхания,  а  звуки  «ООО-ХАМ»                                                                                                                                                

            оказывают  выраженный  лечебный  эффект.

«Н»  -  Звук  «Н»  заставляет  вибрировать  головной  мозг,  активизирует  правую                  

           половину  и  лечит  болезни  мозга,  а  также  стимулирует  интуитивные  

           процессы  и  творческие  способности.

«В»  -  Звук  «В»  исправляет  неполадки  в  нервной  системе,  головном  и  спинном  

            мозге.

«Е»  -  Звук  «Е» - особый  вибрационный  звук.  Он  используется  практически  во  всех  

           сочетаниях.  Этот  звук – чистильщик  нашего  организма  от  грязи.  Он  создает  

           вокруг  человека  энергоинформационный  барьер  для  защиты  от  

           энергоинформационного  загрязнения.

«М»  -  Звук  «М» - замечательный  звук.  Не  случайно  одним  из  первых  слов  в  

           жизни  ребенок  произносит  слово  «мама»:  этот  звук  определяет  

           энергетическую  связь  матери  и  ребенка.  Если  нарушаются  вибрации этого  

           звука,  нужно  подумать  об  отношениях  матери  и  ребенка.  Этот  звук  -  любовь  

           и  покой.

«РЭ» – Звуки  «РЭ»  помогают  снять  стрессы,  страхи,  заикания.

«ТЭ» – Звуки  «ТЭ»  очищают  душу  от  тяжести,  укрепляют  сердечно-сосудистую  

          систему.

«У»  -  Вызывает  колебания  в  глотке,  гортани.  Укрепляет  уверенность  в  своих  

         силах.

«СУ» - Вызывают  колебания  в  нижней  части  легких.

«Я»  -  Звук  «Я»  укрепляет  уверенность  в  своих  силах.  На  звук  «Я»  работают  семь  

           рефлексов.  Этот  звук – резонатор  и  генератор  психологических  процессов,  он  

           восстанавливает  связь  через  разум  с  больными  органами.  Слово  «семья»  

           отражает  эти  семь  воздействий,  гармонию  и  психическую  энергию.

«ХА-ХА,  ХО-ХО»  -  Эти  звуки  по  преданию  древних,  изгоняют  духов  болезни,  

          потому  что  мы  смеемся  над  ними  и  в  то  же  время  призываем  помощь  для  

          очищения  души  и  тела.

    Следует  отметить,  что  лечебное  действие  различных  звуков  зависит  не  только  от  их  смысла,  но  и  от  характера  вибраций.

    Итог  урока.  

    Связь  голоса,  любого  звука,  акустической  вибрации  с  нервными  центрами  установлена  еще  в  древности.

    Мы  живем  в  океане  различных  звуков,  и  если  даже  на  короткое  время  лишить  человека  вибраций  (акустических  колебаний  воздуха),  у  него  начнется  расстройство  психики.

    Современная  наука  доказала,  что  каждый  звук  имеет  свою  окраску.  В  различные  цвета  окрашены  все  чакры  человека.  Кроме  того,  продолжая  тему  звукотерапии  можно  сказать  о  влиянии  смеха  на  здоровье.

    Но  об  этом  мы  поговорим  в  следующий  раз.

    Надеюсь,  мы  ответили  на  те  вопросы,  которые  поставили  перед  собой  в  начале  урока.

(Урок  закончить  заговором,  настроем  на  положительные  эмоции  под  классическую  музыку):

Аутотренинг:  Настройка  на  день.

    Я медленно  считаю  до  5,  глядя  в  одну  точку,  вхожу  в  «нейтрал»  и  программа  дня  начинает  выполняться.  Вечером  я  медленно  просчитаю  в  обратном  порядке  и  вернусь  к  обычной  жизни,  но  моложе,  спокойнее,  увереннее  в  себе.  Ночью  сон  спокойный.

Программа  дня:

Я  справлюсь!  Все  будет  хорошо.

Моя  голова  легкая,  чистая,  светлая.

Легкий  голод – приятное  чувство.

Глубоко  дышать  не  хочется.

Я  делаю  свое  дело  с  удовольствием,

Своевременно  прерываюсь  для  отдыха,

Я  спокойна  и  уравновешенна,

У  меня  все  получиться  само  собой.

    Выбираю  точку,  чуть  выше  уровня  глаз,  смотрю  на  нее,  не  отводя  глаз,  и  не  моргая,  мысленно  считаю: 1,2,3,4,5!

Заговор от боли в сердце.

Читают на заре, держа правую руку на области сердца.

Иду я, раб Божий (имя), по земле,

Сердце мое стучит во мне,

Теплом моим, ретивое, правит:

Не колит, не болит, не давит, Не теснит и не щемит.

Ни ночью, ни при луне, ни на утренней заре.

Ни в поле, ни в избе, ни в пахоте, ни в воде,

Ни в бане, ни на коне.

Билось бы оно во мне, билось бы оно, колотилось,

Так правильно, так славно,

Как в пасху светлую  колокола звучат,

Мне на долгую жизнь. Аминь.

Рекомендации:

  1. Во  время  психоэмоционального  напряжения  использовать  звуковую  медитацию.
  2. Для  улучшения  самочувствия  ежедневно  прослушивать  классическую  музыку.
  3. Для  создания  положительного  эмоционального  настроя,  отвлечения  от  тревожных  мыслей  использовать  стихотерапию  (подобрав  индивидуально).

Фонотека  здоровья

Бессонница:

Бетховен  «Лунная  соната»;  Сибелиус  «Грустный  вальс»;  Чайковский  «Осенняя  песня,  «Сентиментальный  вальс»,  «Баркарола»;  Шуберт  «Аве  Мария»,  «Серенада»;  Шуман  «Грезы»;  Сен-Санс  «Лебедь».

Раздражительность:

Бах  «Кантата  №2»;  Бетховен  «Лунная  соната»  (1  часть)

Беспокойство  и  тревога:

Шопен – мазурки  и  прелюдии;  Штраус – вальсы.

Озлобленность:

Бах  «Итальянский  концерт»;  Гайдн  «Симфония».

Головная  боль:

Бетховен  «Фиделио»;  Лист  «Венгерская  рапсодия  №1»;  Хачатурян  сюита  «Маскарад»;  Гершвин  «Американец  в  Париже».

Гипертония:

Бах – Концерт  ре-минор  для  скрипки,  Шопен – Ноктюрн  ре-минор.

  Вопросы  для  размышления  в  течение  урока:

  1. Почему  слишком  громкие  звуки,  негативно  влияют  на  нервную  систему?

2.   Почему  классическая  музыка  вызывает  положительные  эмоции?

3.   Что  нужно  сделать  в  классе,  чтобы  создать  благоприятный  звуковой  фон?

  1. Почему  полезно  петь?

Рекомендации:

  1. Во  время  психоэмоционального  напряжения  использовать  звуковую  медитацию.
  2. Для  улучшения  самочувствия  ежедневно  прослушивать  классическую  музыку.
  3. Для  создания  положительного  эмоционального  настроя,  отвлечения  от  тревожных  мыслей  использовать  стихотерапию  (подобрав  индивидуально).

Плач  Ярославны.

Над  широким  берегом  Дуная,

Над  великой  Галицкой  Землей

Плачет,  из  Путивля  долетая.

Голос  Ярославны  молодой:

                  «Обернусь  я,  бедная,  кукушкой,

                  По  Дунаю-речке  полечу

                  И  рукав  с  бобровою  опушкой,

                  Наклонясь,  в  Каяле  омочу.

                  Улетят,  развеются  туманы,

                 Приоткроет  очи  Игорь-князь,

                 И  утру  кровавые  я  раны,

                 Над  могучим  телом  наклонясь».  

Далеко  в  Путивле,  на  забрале,

Лишь  заря  займется  поутру,

Ярославна,  полная  печали,

Как  кукушка,  кличет  на  юру:

                «Что  ты,  Ветер,  злобно  повеваешь

                Что  клубишь  туманы  у  реки,

                Стрелы  половецкие  вздымаешь,

                Мечешь  их  на  русские  полки?

                Чем  тебе  не  любо  на  просторе

                Высоко  над  облаком  летать,

                Корабли  лелеять  в  синем  море,

                За  кормою  волны  колыхать?

                Ты  же,  стрелы  вражеские  сея,

                Только  смертью  веешь  с  высоты.

                Ах,  зачем.  Зачем  мое  веселье

                В  ковылях  навек  развеял  ты?»

На  заре  в  Путивле  причитая,

Как  кукушка  раннею  весной,

Ярославна  кличет  молодая,

На  стене  рыдая  городской:

                 «Днепр  мой  славный!  Каменные  горы

                  В  землях  половецких  ты  пробил,

                  Святослава  в  дальние  просторы

                  До  полков  Кобяковых  носил.

                  Возлелей  же  князя,  господине.

                  Сохрани  на  дальней  стороне,

                  Чтоб  забыла  слезы  я  отныне,

                  Чтобы  жив  вернулся  он  ко  мне!»

Далеко  в  Путивле,  на  забрале,

Лишь  заря  займется  поутру,

Ярославна,  полная  печали,

Как  кукушка,  кличет  на  юру:

                  «Солнце  трижды  светлое!  С  тобою

                  Каждому  приветно  и  тепло.

                  Что  ж  ты  войско  князя  удалое

                  Жаркими  лучами  обожгло?

                  И  зачем  в  пустыне  ты  безводной

                  Под  ударом  грозных  половчан

                  Жаждою  стянуло  лук  походный,

                  Горем  переполнило  колчан?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуки и здоровье

Интегрированный урок валеология-биология-физика...

Усвоение терминологии при изучении характеристики звука учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Число школьников с отклонениями в развитии постоянно растёт. Среди них большую часть составляют дети с недоразвитием фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия мож...

Интегрированный урок "Влияние звуков на здоровье человека."

Экология + физика + информатика + музыка....

Влияние громкости звука на здоровье человека

Презентация к уроку по физике 9 класс по теме "Громкость звука. Ее влияние на состояние человека"...

Кодирование звуковой информации. Влияние звука на здоровье человека

Основные задачи урока:– Рассмотреть роль звука в жизни человека, в процессе передачи информации от источника к приёмнику, влияние звука на здоровье человека.– Способствовать активному включению ...

Разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 5 классе по теме: "Будем здоровы". Автоматизация звука С, дифференциация звуков Б-П.

В представленом занятии отражены цели и задачи. Описаны методы и приемы работы, отражен наглядный материал необходимый для урока, который позволяет развитвать остаточный слух учащегося и речь....

Влияние звука на здоровье человека

Влияние звука на здоровье человека. Данная презентация может быть применена на уроках физики при изучении темы "Звуковые волны"...