Без вины виноватые
статья по теме

Сальникова Светлана Анатольевна

В сиротстве жить- слезы лить (Русская народная пословица)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bez_viny_vinovatye.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ

                                                             

                                                               В сиротстве жить- слезы лить.

                                                                                     Русская пословица

В последние годы проблема сиротства в России стала чрезвычайно актуальной: происходит неуклонный рост числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он связан с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильного брака, изменением социального состава сиротства, увеличением среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, различными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению.

В русском языке словом сирота обычно называли ребенка, лишившегося одного или двух родителей. Но не только его. Согласно словарю В.И.Даля, сиротой считался также «вообще беспомощный, одинокий, бесприютный человек». Сирота на Руси было синонимом слова смерд, так как обозначало человека, стоящего на низкой ступени социальной лестницы. В России XVI- XVII вв. крестьянские сироты, выросшие в монастырях, назывались детенышами.

Не всегда причиной сиротства являлась смерть обоих родителей. Австралийские аборигены звали сиротой и такого ребенка , у которого умерла только мать. Дети, потерявшие родителей, обычно не погибали и не голодали, однако сирота, в представлении аборигенов,- это несчастный и плохо воспитанный ребенок, который вечно плачет и что-то просит. Образ сироты часто встречается в фольклоре; в мифах и сказках сирота- это ребенок, за которым плохо следят, он доводит до беды и себя, и всех взрослых. Положение сирот в обществе всегда являлось депривилегированным: девочки- сироты нанимались няньками, а мальчики шли в подпаски. Согласно белорусской легенде, Бог создал волков специально для  того, чтобы сироты могли пастушеством зарабатывать себе на жизнь. Восприятие сироты как самого беззащитного и обездоленного в обществе отразилось на народном творчестве. За ним закрепилось понятие недоля. В русском языке слово доля выражает не только количественную меру целого, но и правовое понимание части наследуемого имущества. Поскольку без такого  стартового капитала трудно надеяться на удачную карьеру, а у сироты нет никакого наследства, судьба его, согласно народным поверьям, скорее всего не сложится.  Иными словами, его ждет недоля. Отсюда и широко распространенные представления  о сиротской недоле.

Мотив сиротства широко использовался и в устном народном творчестве, и в художественной литературе. О человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого- нибудь разжалобить, говорят казанская сирота.

В нашей школе обучается 102 ученика, из них 54-  сироты и социальные сироты .

В нам поступают дети-сироты из Ядринского детского дома и дети со всей республики, родители которых лишены родительских прав (социальные сироты).

По результатам исследований , проведенных академиком В.С.Мухиной дети- сироты аутичны, у большинства слабо выражена потребность в общении, наблюдается общая задержка развития. Согласно психологическим исследованиям уровень развития внимания и памяти таких детей не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако у данных детей выявлены  недостаточная сформированность картины мира, повышенная ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних мыслительных операций и не связанных с непосредственными практическими действиями.

В прошлом году  из- за ссоры с одноклассниками двое ребят покинули территорию интерната без разрешения.  После оперативных поисков мы нашли их в г.Канаше. На вопрос «Почему ушли?», они ничего не могли сказать вразумительного. У них сработала ситуация «здесь и прямо сейчас», и никто из них не задумался, что с ними может что- то случиться, что вокруг много опасностей. Т.е. ребята не смогли построить модель ожидаемого результата, для чего они ушли, с какой целью.

У социальных сирот (дети родителей, лишенных родительских прав) наибольшие трудности и отклонения от нормального становления отмечаются в эмоционально- волевой сфере: неуверенность в себе, снижение целеустремленности, недостаточное развитие самостоятельности. Симптомами нарушений служат: повышенная тревожность, психическое утомление, стресс, неготовность преодолевать трудности, отсутствие потребности в достижении успеха, высокая агрессивность, недоверчивость, вспыльчивость, уход в себя, чрезвычайная пассивность и депрессия.

Социализация протекает на всех этапах человеческой жизни, но ее фундамент закладывается в детстве. Именно от него зависит, кем будет ребенок- лидером или жертвой общественной системы. От того, каким будет детство, где оно проходит, зависит дальнейшая судьба человека, его характер и тип личности. Социализацию можно считать успешной, если человек органично включен в социальные отношения, став взрослым, нормально функционирует в различных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным из системы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности.