Программа " Одаренные дети"
методическая разработка на тему

Мясоедова Наталья Владимировна

Программа " Одаренные дети" может быть использована как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moya.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Программа "Одаренные дети"

Любой человек, сколько бы гениальным он ни был,

в течение жизни использует не более одной миллиардной доли

тех возможностей, которые предоставляет ему мозг.

Н. Дубинин

Пояснительная записка

 Вопросы педагогической работы с детьми, показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, в настоящее время привлекают все больше внимания. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

      Смена приоритетов образования связана с глубоким кризисом общества, с процессами глобализации и интеграции, происходящими в мире. Реформа образования в России приняла необратимый характер, а государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

      Свою  миссию   по отношению к одаренным учащимся вижу в предоставлении  каждому ребенку сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

         

Цель программы:

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Основные задачи:

- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

- создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

-совершенствование своей педагогической системы , обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

-внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

- установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.

Программа охватывает разнообразные сферы одаренности – не только в сфере учебных образовательных дисциплин и традиционной внеклассной работы, но и в широком социокультурном пространстве, окружающем человека . Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.  Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.  Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

В основе программы лежит  Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой. Основные парадигмы развития одаренности:

1. Все дети одарены от природы.

2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

Формы работы с одаренными обучающимися:

      - творческие мастерские;

- групповые и индивидуальные  занятия   с сильными обучающимися;

- факультативы;

- кружки по интересам;

- занятия исследовательской деятельностью;

- конкурсы;

- интеллектуальный марафон;

- научно-практические конференции;

- участие в олимпиадах;

- сотрудничество с другими школами;

Содержание программы

 

 Программа работы с одарёнными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых детей в условиях массовой общеобразовательной школы, намечает перспективы, определяет приоритеты, содержит конкретные мероприятия данной деятельности.
  
Этапы реализации программы. 

1 этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости: 

1. Создание 
- банка данных по одарённым детям; 
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности; 
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми. 

2. Организация 
- работы в кружках, элективных курсах ,   творческих мастерских; 
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций; 
- внеклассной работы по предмету;

2 этап. Деятельностный: 
- составление индивидуальной долгосрочной программы с учётом способностей; 
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся; 
- активное использование в проектной деятельности. 

3 этап. Констатирующий. 
- оформление портфолио; 
- внедрение в практику рейтинга учащихся. 

Программа для учащихся 5 -9 классов  на 2008-2012 учебный год.

Вид  деятельности

Срок

Технологии, методы, формы

Занятия в кружке
«Школьный театр».

 Элективный курс

 « Учимся учиться, размышлять, исследовать».

Подготовка к конкурсам и научно-практическим конференциям.

Организация исследовательской деятельности.

Участие школьников во Всероссийском  конкурсе - игре «Русский медвежонок».  

Участие во Всероссийских конкурсах

« Познание и творчество», « Я знаю русский язык», « Любимый русский язык».

Участие школьников в городских, краевых, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

Проведения занятий с детьми;

Отработка форм, методов, приёмов работы;

Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

ежегодно

ежегодно

1.Технология развития индивидуальности личности (обучение В.В. Полякова)

2. Технология саморазвития личности 
(Селевко Г.К.).

3.  Технология развития критического мышления через углубленное чтение, исследование.

1.Методика полного усвоения;
2.Проблемное обучение.

1.Метасвязи
2. Метод проектов
3. Творческая мастерская
4. Модель обучения «свободный класс».

 Ожидаемые результаты:

  1. Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  2. Ежегодное участие большего количества учащихся в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (городского, регионального и всероссийского уровней), в дистанционных олимпиадах.
  3. Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
  4. Пролонгация опыта.

 

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Одаренные дети"

Программа направлена на поиск, развитие и продвижение юных талантов....

Программа "Одаренные дети"

Создание в сельской школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения признана школьная прогр...

Программа "Одаренные дети"

Из опыта работы по программе "Одаренные дети"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...

Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья,  так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...

Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...