Здоровьесбережение в образовании.
статья по теме

 Андрей Андрианович Канев

В статье раскрыты:

 

  1. Основные факторы риска нарушения здоровья в образовательном процессе 

  2. Приёмы здоровьесбережения обучающихся в условиях образовательного процесса. 

  3. Факторы риска труда учителя и пути профилактики нарушения здоровья, мероприятия по здоровьесбережению и формированию мотивации здорового образа жизни. 

  4. Профилактические меры по предупреждению травматизма в образовательном учреждении. 

  5. Основные нововведения в СанПиН 2.4.2.2821-10.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie_v_obrazovanii.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение в образовании.

  1. Основные факторы риска нарушения здоровья в образовательном процессе:
  1. большой объем образовательной нагрузки
  2. нерациональные технологии обучения и расписания занятий
  3. школьное питание
  4. раннее обучение
  5. гипотиномический характер обучения
  6. нерациональное чередование учебы и отдыха
  7. отсутствие/низкая мотивация школьников
  8. нездоровье педагога
  9. авторитарный стиль общения

  1. Приёмы здоровьесбережения обучающихся в условиях образовательного процесса.
  1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения
  2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха
  3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья
  4. Реализация дополнительных образовательных программ
  5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) 

           Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе:

  1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, учитель должен помочь ему в этом.
  2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
  3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищённости и, безусловно, интерес к уроку.  

Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это  самостоятельный путь учителя к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.

  1. Факторы риска труда учителя и пути профилактики нарушения здоровья, мероприятия по здоровьесбережению и формированию мотивации здорового образа жизни.

Внутренние факторы риска:

  1. отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
  2. повышенная продолжительность трудового дня за счет работы на дому (89% опрошенных педагогов, уходя с работы, анализируют прошедший день и строят планы на завтра, 4% все время думают о работе);
  3. повышенная нагрузка на голосовой аппарат;
  4. сниженная двигательная активность;
  5. своеобразие функционирования мозга: избирательная и повторяющаяся нагрузка на определенные центры коры больших полушарий; резкое перераспределение тока крови;
  6. эмоциональная перенапряженность;
  7. "творчество по необходимости".

Внешние факторы риска:

  1. нерациональное расписание, составленное без учета естественных биоритмов и динамики работоспособности педагогов и учащихся;
  2. отсутствие возможности рационального питания;
  3. отсутствие системы доступных рекреационно-оздоровительных мероприятий;
  4. несоблюдение правил гигиены обучения;
  5. отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
  6. повышенная эпидемиологическая опасность инфекционных заболеваний;
  7. авторитарный стиль руководства;
  8. развитая корпоративность, сложившиеся группы, женский коллектив (исследование показало ущербность социально-психологического самочувствия женщин-педагогов, 27% женщин не замужем. Среди тех, чья семейная жизнь не устроена, женщины 31-50 лет, стаж их педагогической деятельности свыше 10 лет).

Способы предупреждения эмоционального выгорания:

  1. планомерное решение проблем;
  2. конфронтация;
  3. дистанцированние (изменение масштабов происходящего в сторону уменьшения);
  4. самообладание;
  5. поиск социальной поддержки;
  6. принятие ответственности за происходящее;
  7. позитивное переформулирование (поиск положительного в происходящем).

Приемы профилактики неблагоприятных эмоциональных (невротических) состояний

1. Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».

2. Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.

3. Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.

4. Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.

5. Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.

6. Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны.

7. Не «копить» в себе отрицательные эмоции

8. Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности.

  1. Развивать динамичность установок.

Профилактика сосудистых заболеваний:

  1. Научитесь снимать стрессовые состояния

     2. Соблюдайте важнейший принцип рационального питания: ограничение соленой, копченой и консервированной пищи

  1. Исключите курение.
  2. Исключите алкоголь.

     5. Контролировать свой вес.

     2. Не растягивать желудок

     4. Не есть в плохом настроении! Жировые клетки в отсутствии серотонина более поглощают питательные вещества и быстрее увеличиваются.

     5. Ежедневно необходима рациональная физическая активность: пешеходные прогулки, плавание, ходьба на лыжах и др.

    6. Важно знать свое артериальное давление

    7. Следить за содержанием холестерина в крови.

    8. Следить за содержанием сахара в крови.

 По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий;
 - оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции. 

  1. Профилактические меры по предупреждению травматизма в образовательном учреждении.

Система профилактической работы в каждом образовательном учреждении должна опираться на программу и иметь комплекс мероприятий по данному вопросу.

Основными элементами системы профилактической работы являются:

       Знание нормативно-правовой базы

     Четкое выполнение инструкций по охране труда и технике безопасности; своевременное проведение инструктажа со всеми участниками образовательного процесса;

       Организация ранней профилактической работы по обучению детей безопасному поведению;

        Реализация адекватно разработанной программы по профилактике детского травматизма, которая должна являться программой комплексной безопасности и быть интегрирована в воспитательную систему образовательного учреждения;

      Кадровое обеспечение: компетентно-ориентированные сотрудники, ответственные за профилактику детского травматизма;

       Разграничение функциональных обязанностей для эффективности организации профилактической работы по предупреждению детского травматизма;

       Установленный регламент деятельности образовательного учреждения, способствующий снижению уровня травматизма учащихся, воспитанников и сотрудников образовательного учреждения, контролируемый администрацией;

       Взаимодействие всех специалистов системы профилактики.

       Комплексная пропаганда средств и систем личной безопасности (велосипедные шлемы, домашние системы пожарной сигнализации)

Следует привлекать к профилактической работе не только учащихся и воспитанников образовательных учреждений, но и их родителей, педагогов школы, специалистов организаций(ГИБДД, МЧС и т.д.)

  1.  Основные нововведения в СанПиН 2.4.2.2821-10.
  1. В новых санитарных правилах четко оговаривается, что ранее построенные здания общеобразовательных учреждений эксплуатируются в соответствии с проектом.
  2. Новые санитарные правила определяют требования и к территории образовательного учреждения, где должны быть размещены площадка для игр или стадион  и зона отдыха,  а также и к самому зданию школы. Так, рекомендуется в проектируемых и реконструируемых школах размещать учебные помещения для школьников 1-х классов не выше 2-го этажа,  а для  2-4 классов – не выше 3 этажа. При этом в 1-м классе должно быть не более 25 детей, а для компенсирующего обучения – не более 20 детей.
  3. Спортивный зал рекомендуется размещать на 1 этаже здания или в отдельно пристроенном здании, при этом должны быть предусмотрены снарядные, раздевальные, душевые и туалеты для мальчиков и девочек.
  4. Школьная библиотека в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов (гимназиях и лицеях) используется в качестве справочно-информационного центра, оборудованного компьютерами с электронными базами данных, а общеобразовательная школа должна к этому стремиться.
  5. Кабинеты, коридоры, залы в новых строениях станут просторнее и выше. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях школ высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м2.
  6. В целях необходимости естественного освещения и проветривания через фрамуги и форточки не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные,  танцевальные и актовые залы.
  7. Санитарные правила четко оговаривают медицинское обеспечение школ. В тех, что уже построены, на первом этаже находятся кабинет врача и процедурная комната, оба помещения - не меньше 14 кв. метров. Исключение - сельские школы, тут допускается обслуживание на сельском медпункте. В в новых проектах будут предусмотрены не только кабинеты врача и процедурная, но и комната для хранения уборочного инвентаря и туалет.
  8. Все вопросы, касающиеся школьных столовых и организации питания школьников, отражены в санитарных правилах  СанПиН 2.4.5.2409–08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
  9. Санитарные правила рекомендуют размещать начальные классы в отдельном блоке, желательно - с выходом на участок. Занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе, в первую смену, с 40-минутной переменой в середине учебного дня, без оценок и домашних заданий. Для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна, не менее 1 часа, 3-х разового питания и прогулок. Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе,  повышает их  работоспособность. При традиционном режиме обучении предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Для ранее построенных общеобразовательных учреждений, которые эксплуатируются в соответствии с проектами, оборудование помещений для сна носит рекомендательный характер.

  1. Величина максимальной недельной образовательной нагрузки состоит из часов урочной и внеурочной деятельности, она  увеличена  на 1 час за счет третьего урока физкультуры. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
  2. Организация профильного обучения в 10-11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.
  3. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся  на уроках следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели.
  4. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь  два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй – для приготовления домашних заданий. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – более 1,5 кг,  3-4-х классов – более 2 кг;   5-6-х - более 2,5 кг,  7-8-х – более 3,5 кг,  9-11-х – более 4,0 кг.

Санитарные правила направлены на  охрану здоровья  обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию и   распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы педагогического совета "ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА КАК ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ. "

Что мы знаем об уроке? Каким должен быть эффективный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя соединяются? Как в эффективном уроке соседствует традиционное и новое?Эффект...

Здоровьесбережение школьников в условиях модернизации образования и введения ФГОС.

Сегодня, пожалуй, слово «модернизация» стало одним из самых часто употребляемых, но каждый прекрасно понимает, что в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности нельзя оставаться статичным, а нужн...

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....

Здоровьесбережение в образовании

Какой должна быть школа будущего!...

Доклад по теме »Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы»

В рамках соглашения о сотрудничестве минобразования и минздрава Ростовской  области, разработан уникальный пилотный проект, направленный на комплексное решение проблемы сохранения и укрепления зд...

Проблемы здоровьесбережения в образовании

Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в пристальном внимании не только со стороны медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое внимание ...