Главные вкладки

    Урок пальчиковой гимнастики
    методическая разработка по теме

    Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеет особое развивающее воздействие.                                                                                                                                Необходимость развития тонких движений пальцев у детей признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей. Речевые пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности и приносят ощущение радости взаимопонимания. Данный урок проводился  с детьми,  посещающими  подготовительный к школе класс, где дети и родители занимаются одновременно, так  же его можно использовать в средней и подготовительной группе детского сада.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_palchikovoy_gimnastiki.doc378 КБ

    Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №12

    Урок  пальчиковой гимнастики

                    Абаимова Светлана Николаевна

    учитель физической культуры

    высшая квалификационная категория

    2011-2012 у.г.

    г. Каменск-Шахтинск

    Пояснительная записка

    Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеет особое развивающее воздействие.                                                                                                                                  Необходимость развития тонких движений пальцев у детей признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей. Речевые пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности и приносят ощущение радости взаимопонимания. Данный урок проводился  с детьми,  посещающими  подготовительный к школе класс, где дети и родители занимаются одновременно, так  же его можно использовать в средней и подготовительной группе детского сада.

    Урок  пальчиковой гимнастики

    Цель: Развитие мелкой мускулатуры руки при подготовке детей к письму.

    Задачи:

    1. Научить детей правильно соединять пальцы рук при этом проговаривать слова «потешек».
    2. Тренировать  мелкие движения пальцев рук.
    3. Воспитывать у учащихся ответственное отношение к занятиям пальчиковой гимнастикой.

    Вводная часть

    Для работы детям и родителям предлагаются спички (очищенные от серы). Учитель здоровается с учениками, называя своё имя, отчество,  предлагает и им назвать своё имя, написав его печатными буквами из спичек на столе. (Родители оказывают помощь детям). Познакомившись с детьми,  учитель просит детей из спичек выложить имя тех,  с кем они пришли.  Можно предложить выкладывать ещё имена братьев, сестёр и т. д.                                                                                                                            Знакомство с «именами» пальцев.  Преподаватель организует игру,  показывая на любой  палец своей руки,  дети хором называют имя пальчика.

    Разминка.

    Гимнастика для пальчиков.

    1. Указательный палец правой руки по очереди здоровается с каждым пальчиком на правой руке. Такое же упражнение сделать и левой рукой  (родители помогают советом или своими руками детям, но затем ребята должны повторить то же самостоятельно).

    2. Ладони на столе  (на счёт «раз-два» пальцы врозь – вместе).

    3. Ладошка – кулачок -  ребро  (на счёт «1-2-3»).

    4. Человечек -  (указательный и средний пальцы правой (левой) руки ходят, бегают по столу.  То же другой рукой.                                                                                                                                               Потешка  «Пальчик - мальчик»

    Пальчик – мальчик, где ты был?                                                                                                                Пальчик – мальчик, где ты был?                                                                                                                  С этим братцем в лес ходил,                                                                                                                              С этим братцем щи варил,                                                                                                                           С этим братцем кашу ел,                                                                                                                                 С этим братцем песни пел.

    Рука стоит на столе, упором о локоть. Кисть руки раскрыта, большой палец в сторону. Ребёнок  указательным пальцем другой руки постукивает по большому пальцу на две первые строки, затем большим пальцем  на каждую строку соединяется со всеми пальчиками по очереди. Упражнение повторяется два раза (с правой, затем левой рукой).                                                                                                                                                  Основная часть.

    Сказка «Колобок». Учитель показывает на своих руках, дети повторяют рассказ на руках, родители помогают, слова - повторы проговариваются детьми и учителем вместе.                                                                                                                                                           Жил-был дед,  (учащиеся указательным и средним пальцами правой руки (было изучено в начале занятия) показывают  деда и ходят им по столу.

    И жила-была баба,  (указательным и средним пальцами левой руки показать бабу, походить по столу).  Пришёл дед к бабе (показать).                                                                         И говорит дед бабе:                                                                                                                                    - Испеки мне бабка колобок.                                                                                                                  Бабка отвечает:                                                                                                                                                               - Из чего я испеку? ( дети выворачивают ладоши вверх)                                                            - По сусекам поскреби (дети как савками скребут по столу),

    по амбару помети (крутят ладошами вправо-лево),

    замеси тесто ( месят пальчиками) и испеки колобок (ребята сомкнутыми пальцами лепят колобок).                                        

      Бабка по амбару поскребла, по сусекам помела, замесила тесто и испекла колобок                ( дети все упражнения повторяют). Испекла баба колобок, поставила его остывать (дети руками показывают, как баба из одного края парты переставляет колобок на другой край).

    Остывал-остывал колобок, да и укатился (кистями рук дети крутят перед собой вперёд).  

                                 

     Катится-катится колобок, а навстречу ему - заяц (большой палец соединяется с мизинцем и безымянным вперёд, образуя мордочку, а указательный и средний – вверх – обозначая уши).

      - Колобок, колобок, я тебя съем!                                                                                                           - Не ешь меня заяц, я тебе песенку спою (учитель поёт и показывает  вместе с детьми):                                                                                                                                            - Я колобок, колобок по амбару скребён,  по сусекам метён, на сметане мешан, я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл и от тебя заяц то же убегу. И покатился колобок по дороге (дети показывают уже знакомое упражнение).

     

         Катится-катится колобок, а навстречу ему – волк (указательным и мизинцем правой руки походить по столу, показав волка).    

      - Колобок-колобок я тебя съем!                                                                                                       - Не ешь меня волк, я тебе песенку спою (учитель поёт и показывает  вместе с детьми):                                                                                                                                            - Я колобок, колобок по амбару скребён, по сусекам метён, на сметане мешан, я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от зайца ушёл и от тебя волк то же убегу. Покатился колобок по дороге (дети показывают уже знакомое упражнение). Катится колобок по дороге, а навстречу ему медведь (медведя показываем большим пальцем и мизинцем, переваливаясь с пальца на палец).    

                                                                                                                                               - Колобок-колобок я тебя съем!                                                                                                                   - Не ешь меня медведь, я тебе песенку спою. Спел колобок песенку медведю и то же от него убежал.                                                                                                                                  Дорога длинная, но интересная и вдруг на встречу колобку вышла хитрая лиса (лису показать соединив 4 пальца с большим, затем мизинец поднять вверх).

     И говорит лисичка колобку ласковым голосом:                                                                           - Колобок-колобок я тебя съем!                                                                                                           - Не ешь меня лиса, я тебе песенку спою. Спел колобок лисе песню, а она ему отвечает.                                                                                                                                                         – Ох, стара я стала, ничего не слышу. Сядь мне на нос и спой ещё раз.

    Только сел колобок на нос лисе,

    а она рот открыла и съела колобка (кулаком левой руки показать колобка, посадить его на нос сделанной из правой руки лисе, затем показать,  как лиса открывает рот и съедает колобка).  

                                         

     После окончания вместе с детьми учитель повторяет руками фигурки всех животных участвующих  в сказке, которую они сейчас рассказали.

    Заключительная часть.                                                                                                                 Повторить изученную на уроке  потешку «Пальчик – мальчик».                                   Домашнее задание: на альбомном листе обвести правую и левую руки и разрисовать каждый палец разным цветом. Рассказать и показать на пальцах  разученную на уроке потешку.

                                                                                                                                                      Используемая литература:

    1. Л.Ф. Трохимчук, О.И. Шквирина, Т. И. Бабенко «Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребёнка». Ростов-на-Дону 1994г.                           2. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Москва 1999г.                                                                                                                                                 3. Русская народная сказка «Колобок».

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пальчиковая гимнастика

    В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ...

    Пальчиковая гимнастика в начальной школе: разминка, игра, творчество.

    В данном материале говорится о необходимости развития мелкой моторики у учащихся начальной школы, о значении пальчиковой гимнастики для детей 7-8 лет, и описывается методика работы над "Пальчиковым тв...

    Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

    Представлены пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"), предложенные И. Деннисоном и Г. Деннисоном; пальчиковые игры по лексическим темам.Использованы материалы с сайта http://defe...

    Пальчиковая гимнастика для раздела "Спортивные игры"

    Вот уже много лет применяю в подготовительной части урока при  прохождении программы по спортивным играм (волейбол, баскетбол) упражне...

    Пальчиковая гимнастика на уроках английского языка

    Очень интересные упражнения для младших школьников. Можно выполнять на уроках и во время мероприятий....

    Пальчиковая гимнастика на уроках английского языка

    Остроумно весёлое, удачно подобранное маленькое стихотворение, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на уроке, повышению эмоционально-положит...