Открытые уроки
материал на тему

Парахина Ирина Викторовна

Открытые уроки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_2.doc32 КБ
Microsoft Office document icon urok_3.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по творчеству А.С.Грибоедова. Комедия «Горе от ума».

Форма проведения: телемост « Из 20 века в 19-й».

Цель урока: обобщение и систематизация изученного материала по творчеству А. С. Грибоедова; развитие у учащихся способности перевоплощаться , исполняя роли героев пьесы, выделять основное в характере персонажа, его нравственном облике; проверка знаний по теории литературы, критической литературе, содержания изучаемого произведения.

Оборудование: портрет писателя, портреты героев комедии, фонозапись сцен из комедии, карточки для индивидуальной работы; «загадочный» пакет.

                             Ход урока.

1.Чтение учителем вступительного стихотворения.

    В какое время жить нам довелось:

    Вокруг- событий масса и открытий.

    Соединяет страны телемост;

    И разные века соединит он.

    К концу подходит уж 20 столетье,

    Уже стучится в двери новый век,

     Но как бы ни было в нём всё великолепно,

     Нам также интересен человек!

     Мы перебросим с вами телемост

      Из века современного в век прошлый,

      Поищем в нём ответ на свой вопрос;

      Что превосходно в людях и что пошло?

      Когда-то Чацкий, прибывший в Москву,

      Пытался сравнивать «век нынешний с минувшим»,

      Но лишь настроил против он молву,

       Закрыты были и сердца и души.

       Теперь настал для нас с тобой черёд.

       Сквозь годы мы спешим к нему на встечу,

       Быть может, там скорей ответ найдём

        И подвести итог нам будет легче.

        Но как же всё-таки нам в телесеть попасть?

        Представьте, это очень даже просто:

        Вам шифр лишь нужно будет разгадать,

        Ответив правильно на все мои вопросы.

Внимание! Внимание! Вход в межвековую телесеть начат! Кодовый шифр, вводящий в эфир, предоставить!

На доске:

2.Ответы учащихся на вопросы «литературного» шифра.

1) К какому роду литературы относится жанр комедии?

2) В чём заключается особенность драм произведений?

3) Как сначала назвал своё произведение Грибоедов?

4) Какие правила классицизма были сохранены в ней автором?

5) Объясните значение устаревших слов и выражений, взятых из текста комедии.

« Езжал то вечно цугом…»

« Тупеем не кивнут…»

«Куртаг..»-

« Вельможа»-

«Времён Очаковских и покоренья Крыма..»-

3.Вход в телесеть завершён, телемост « Из века 20 в век 19» в эфире. (звучит музыка из вальса Грибоедова-тихо).

В телемосте участвуют группы: Ф.о., сторон. Чацкого, эксперты.

Когда комедия была написана, она была запрещена цензурой для печати и постановки на сцене. В 1863 году запрещение потеряло силу, и пьеса стала играться чуть ли не на всех сценах России, трудно перечислить всех замечательных исполнителей « Горя от ума»( Щепкин, Станиславский, Бабочкин, список не закончен до сих пор). Каждый человек может найти в комедии кладезь нераскрытого, неизведанного. Мы попытаемся сегодня, заглянув в 19 век, ещё раз переосмыслить содержание произведения , и то, что некоторые сцены московской жизни того времени будут проиграны перед нами поможет нам увидеть происходившие в доме Фамусова события.

а) Прослушивание фонозаписи д. 1, явл. 7(отрывок)

Вопросы:- Почему именно этот отрывок был дан для прослушивания? Какое значение имеет эпизод разговора Софьи с Чацким по приезду его в Москву?(завязка произведения).

- Как и где происходит развитие конфликта?

б) – Инсценированное чтение монологов Фамусова и Чацкого («Вот то-то все вы гордецы…» «А судьи кто?»).

-Как характеризуют данные монологи героев пьесы?(эксперты дают анализ).

-почему именно Фамусова и Чацкого сталкивает автор для спора?(идея произведения : «век нынешний и век минувший».)

Работа с текстом : характеристика героев произведения с цитированием.

в) «Литературная дуэль». «Кто сказал, о ком сказали».(фамусовское общество-Чацкий и его сторонники; эксперты подводят итог)  .Каждая из сторон называет   афоризм или известную цитатную характеристику героев произведения по очереди-заминка- «убит».

Например: « Служить бы рад, прислуживаться тошно.»

Эксперты: какие из афоризмов( названных и неназванных  соревнующимися) вошли внашу речь как пословицы и поговорки?

г) Да. Страсти накалились подобно комедийным. А в произведении как называется такой накал страстей?(кульминация)-«Загадочный пакет».

Инсценирование: д.3, явлен. 13, 14, 15, 16, 17.

Ропот среди гостей Фамусова: « Безумный по всему..»

-Почему гостям Фамусова было выгодно признать Чацкого сумасшедшим?(итоги работы  над «загадочным пакетом».)

-Как его содержание соотносится с темой нашего разговора ?

д) Итак, Чацкий признан сумасшедшим . В комедии , по первой задумке автора события должны были завершиться. Но Грибоедов вводит 4 действие « Зачем? Что в нём происходит? (развязка: Софья-Чацкий-Молчалин).

Чацкий покидает дом Фамусова.

-Инсценирование последних явлений 4 акта.

-Кем же ушёл Чацкий –победителем или побеждённым?

4. Заключительное слово учителя.

Телемост, который соединил сегодня нас с веком А. С. Грибоедова и его героев, подходит к концу. Как бы не называлась эта связь : память, Интернет, литературное наследие- уже более 150-ти лет люди говорят словами из этого произведения, значит, оно актуально и сейчас и, надеюсь, будет интересным и в будущем.

Каково ваше мнение? Будут ли читать Грибоедова в 21 веке? Чем привлекает вас это произведение?

А. Блок в поэме «Возмездие» написал такие строки:

    Кто б ни был ты,-среди обедов,

    Или храня служебный пыл,

    Ты, может быть, совсем забыл ,

     Что жил чиновник Грибоедов,

     Что службы долг не помешал

     Ему увидеть в сне тревожном

     Бред Чацкого о невозможном

     И Фамусова шумный бал…

     Я слышу возмущённый крик :

     Кто ж Грибоедова не знает?»

      Пусть каждый чаще повторяет

     Строк сатирический язык.

5.Итоги: оценки, дом. Задание: сочинение.

Приложение.

1.Афоризмы: Свежо предание, да верится с трудом.

                        У девушек сон утренний так тонок.

Л. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев , и барская любовь.»

    « Счастливые часов не наблюдают.»

С. «Сон в руку.»

Ф. « Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара.»

Ф. « Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой.»

Л. «Скалозуб: и золотой мешок и метит в генералы»

Ч. « Ум с сердцем не в ладу.»

Ф. «Что за тузы в Москве живут и умирают».

Ч. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Ч. «Дома новы, но предрассудки стары».

Ч. «А судьи кто?»

      « Времён Очаковских и покоренья Крыма».

Ч. « Фрипун, удавленник, фагот,

       Созвездие манёвра и мазурки».

С. « Вот нехотя с ума свели».

Ч. « Ведь нынче любят бессловесных.

      Вот он на цыпочках и не богат словами.»

С. « Что гений для иных, а для иных чума.»

     « Не моего романа».

Ч. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».

М. «В мои года не должно сметь своё суждение иметь».

П. М. «Отъявленный мошенник, плут: А. А. Загорецкий».

Хл. «Лгунишка он, картёжник, вор»…

Ф. «Ученье –вот чума, учёность –вот причина».

     « Забрать все книги , да и сжечь».

Ч. « Мильон терзаний.

     Как платья, волосы, так и умы коротки.

      Молчалины блаженствуют на свете».

Ф. « Ба, знакомые всё лица!

      В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов».

Ч. «Мечтанья с глаз долой и спала пелена».

Ф. «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?».

2.Тексты.(см. тетрадь).

3.Загадочное письмо: явл. 21-22(кульминация).

Работая с данным текстом и текстом комедии «Горе от ума», замените выделенные фразы цитатами из произведения.

1.Второстепенные персонажи , выходящие на сцену в третьем действии, осколки « века минувшего» , подтверждают своим поведением то , что сказано о персонажах внесценических. Княгиня Тугоуховская , которая озабочена поиском женихов для шести дочерей и поэтому посылает мужа к Чацкому, но , узнав, что тот не камер-юнкер и не богат, отзывает князя обратно; старуха Хлёстова  не видит существенной разницы между своей служанкой и собачонкой, а Загорецкого благодарит за подарочек, ценит за то, что умеет угождать, хотя знает, что он обманщик, игрок.

2. По ходу пьесы мы обнаруживаем , что у Фамусова есть все основания быть довольно молодым поколением: молодые идут по стопам отцов, унаследовав от старших и жизненные цели, и способы их достижения. Молчалин хочет получать награды и развлекаться, а чтобы добиться успеха, готов выполнять чужие желания и даже стать возлюбленным дочери начальника ; Скалозуб думает только о том , чтобы стать генералом , знает что есть разные пути продвижения по службе, и рад любым возможностям : «То старших выключат иных , другие, смотришь, перебиты»; Софья хочет покровительствовать и благодарит Загорецкого за подарок и особенно за усердие, подобно Хлестовой.



Предварительный просмотр:

Лекция .

Обзор русской литературы 18 века.

Русская литература 18 века переняла традиции европейской культуры , но также сохранила и лучший опыт литературы Древней Руси , прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.

Произошли существенные изменения в литературном языке: он приблизился к современной речи.

В конце 17-начала 18 веков в России стал обновляться весь уклад жизни. Значительную роль сыграли преобразования, осуществлённые Петром 1( Петербург , новые учебные заведения, образование стало независимо от церкви, учреждена Академия наук. Первая печатная газета «Ведомости».)

Ближайшим сподвижником  Петра стал архиепископ Феофан Прокопович , который в своих речах прославлял победы Петра, создание им русского флота.

Один из первых создателей новой литературы был А. Д. Кантемир. «Сатиры» Буало послужили образцом жанра для Кантемира + отечественные традиции. Он высмеивал боявшихся просвещения священников и дворян, противников петровских реформ; осуждал знатное безделье, умел показать нравы и быт светской эпохи. Не боялся вводить в стихи просторечные слова и выражения, писал силлагическим стихом.(чтение отрывка из сатиры).

В. К. Тредиаковский-первый русский поэт, который начал разрабатывать новую систему стихосложения: силлабо-тоническую; ввёл понятие «стопы», т. е. единицу стиха, представил собственное сочетание ударных и безударных слогов(ямб, хорей, дактиль и т. д.)-новшество в русском стихосложении.( пример-чтение отрывка из стихотворения).

Продолжил Ломоносов, в творчестве которого главное место занимали оды.

Задачи, стоящие перед отечественной культурой , по –своему решил современник Ломоносова А. П. Сумароков как родоначальник русского театра (первый театр- 1756г.), ставили трагедии и комедии Сумарокова, основное содержание которых имело политическую направленность.

В творчестве Сумарокова наиболее всесторонне разрабатывалась жанровая система классицизма( чтение отрывка).

В русской литературе именно в период классицизма осуществлялся процесс формирования литературного языка в отличие от европейского.1760-1790-новый этап в истории общественного и культурного развития России(Екатерина, новые учебные заведения, развивается журналистика).

Появляется разночинная русская интеллигенция , которая приобрела значительную роль; из её среды вышло немало замечательных людей; расширился читательский состав.

Новые задачи решали писатели второй половины 18 века: Державин Г. Р., Фонвизин Д. И., Карамзин Н. М. . У каждого излюбленный жанр и стиль.

Державин –ода, стихотворения, построенные на лучших традициях.

Сатирические журналы Н. И. Новикова ,который печатал статьи, затронувшие вопрос о положении крепостных крестьян(пример).

Фонвизин ( «Недоросль»-проблемы воспитания), Радищев( «Путешествие из Петербурга в Москву»-книга о судьбе русского народа),Карамзин(глава сентиментализма «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»).

Не зная литературы 18 века, нельзя глубоко понять творчество Пушкина и его современников. Гоголь. Толстой, Достоевский неоднократно обращались к наследию писателей 18 века.

Приложение.

Итальянское Возрождение.

(От Данте к Петрарке и Боккачо)

1в.        2в.  

1) Когда началась эпоха Ренессанса              1)Что значит «эпоха Возрож-

    и где она зародилась?                                     дения»? В каких странах она                                                                                

В каких областях жизни она нашла                  протекала особенно бурно?

отражение?

2) Какова композиция «Божествен-                 2)Кто выступает в роли прово-

ной комедии» Данте?                                          дника в ад? Кого он встречает

                                                                               на своём пути во втором круге

        ада?

3)Что такое сонет? Кто явился                         3) Что такое новелла? Сколько

родоначальником данного жанра?                      новелл входит в состав «Де-

                                                                                камерона?

                                      4) Кому посвятили свои произведения

            Данте?                                                              Петрарка?

5)Кто повлиял на развитие                                5)Какова тема сонетов Петрар-

творчества Дж. Боккачо?                                   ки? Для литературы какого пе-

В каком направлении оно развивалось?           риода характерна данная тема?

                                       6)В чём состоят идеи Эпохи

                                                       Возрождения?

Деепричастия                                                        Предлоги

Не смотря                                                              Несмотря(на)

Шёл, не смотря себе под ноги.                    Пошли в поход несмотря на непо-

(обозначает добавочное к основ-                 году.(можно заменить –вопреки

ному глаголу действие –шёл и                    чему-то, имеет значение уступки-

не смотрел , можно заменить                       хотя былы непогода).

деепричастием не глядя, относится

к глаголу , отвечает на вопросы как?

что делая?



Предварительный просмотр:

Тема: Путевые заметки.

Цель урока: формирование умения распознавать жанр путевых заметок, развитие умения анализировать текст , писать сочинения соответственно заявленному жанру;

Уч-ся: знать особенности жанра «путевые заметки», уметь распознавать жанр и характеризовать его стилевые черты и речевые особенности ,создавать сочинения в жанре путевых заметок.

Оборудование: тексты для анализа.

                                    Ход урока.

1.Речевая разминка.

-Определите , о каком жанре публицистике идее речь?

а)О событии рассказано как о процессе(репортаж)

б) Главная особенность такого текста-впечатления, ассоциации.(эссе)

в) В центре внимания –интересная (выдающаяся) личность(портретный очерк).

г) А в таком тексте , будто по фотографиям ,мы можем представить себе путешествие()

2.Изучение нового материала.

Итак, речь пойдёт о жанре публицистики ,позволяющем путешествовать  вместе с автором и видеть мир его глазами.

-Вспомните, какие программы на телевидении позволяют нам увидеть разные уголки нашей планеты?(« Клуб путешественников», «Непутёвые заметки», «Вокруг света», «Заметки натуралиста», « В мире живой природы» и др.).

-А как без помощи камеры и фотоаппарата показать те места ,которые произвели на нас впечатления и о которых хочется рассказать?(написать рассказ  об этом).

-Как вы думаете , от чего зависит , сможем ли мы представить то, что видел автор?(искусство рассказчика).

Мы будем учиться писать путевые заметки .А каковы особенности этого жанра, выясним, прочитав теоретический  материал(параграф 33, с.198).

1)Работа  с учебником-с.198

  + языковые средства: гл. сов. в.,о/л предложения, назывные пр-я(место, время), вопр. и воскл. пр-я, усилит. Частицы.

3.Закрепления материала.

а)работа с текстом упр.289(чтение, анализ, вопр.с. 201)

б) самост.работа-упр.290(устно, с карандашом, проверка)

в)упр.291(план,подготовка к сжатому пересказу).

4.Итог урока.

 -Чему учились на уроке? Чем интересен жанр путевых заметок?

5.Домашнее задание: упр.291(устно; сжатый пересказ, вывод; упр.293(п).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...