Методический бюлетень
материал по теме

Паначёва Ирина Евгеньевна

Роль домашних заданий в повышении качества образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnee_zadanie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

               

           

                                               МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

                         ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

  1. Жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования одинаковое для всех и  не удовлетворяющее потребности детей.
  2. Единообразие, стереотипный выбор методов и форм обучения, недооценка эмоций в обучении.
  3. Неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами.
  4. Пренебрежение развитием учеников, натаскивание, ориентация на зубрежку.
  5. Наследственные особенности, черты характера.
  6. Неблагополучная обстановка в семье
  7. Не посильность выполнения домашних заданий, приводящая к снижению интереса к обучению.
  8. Низкая мотивация к обучению.

                         РОЛЬ  ДОМАШНИХ  ЗАДАНИЙ

        В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

   Одним из путей совершенствования процесса обучения является улучшение содержания и организации домашних заданий по предмету.

Целесообразная система домашних заданий   в каждом классе и совокупности всех классов - необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала   позволяет и обуславливает необходимость применения разных видов домашних заданий. При  этом главные цели учителя: обоснование вида домашнего задания в зависимости от изучаемого материала; правильное сочетание видов домашних заданий (системы) в каждом классе и во всех классах.

   Разнообразие домашних заданий не самоцель, а одно из средств  достижения главной цели – повышения качества знаний учащихся.

   О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают (и, возможно, небезосновательно), что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но  исследования качества знаний учащихся показывают, что домашнее задание в повышении качества знаний учащихся занимает не последнее место. На это следует обратить внимание, особенно молодым учителям. Ни один вопрос не может быть исследован  глубоко без изучения наследия прошлого.

 Рассмотрим организацию работы учащихся в русской дореволюционной и советской школах.  

  Для дореволюционной школы характерна перегрузка учащихся домашними заданиями, обусловленная догматическими методами обучения, господством

механической зубрежки. Кратко такой тип учебного процесса можно охарактеризовать так:

-Что «подается» ученикам на «вход»?

-Догматические словесные формулировки.

-Чем характеризуется учебная деятельность ученика?

-Заучиванием словесных формулировок без достаточного понимания изучаемого.

-Что на «выходе»?

-Дословное воспроизведение заучиваемого.

-Что развивало такое обучение?

-Механическую память. Механическая зубрежка порождала скуку и отвращение к  учению.

    К концу  19 в. стали заметны существенные недостатки в сложившейся системе обучения. Огромный вклад в разработку проблемы внес великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России  К.Д. Ушинский. Он считал выполнение домашних заданий необходимым видом учебных занятий, составной, обязательной частью обучения. С его точки зрения «без домашних уроков учение может продвигаться вперед очень медленно». К.Д. Ушинский определял домашнюю работу как одну из форм самостоятельной работы, придавая при этом большое значение умению ученика самостоятельно учиться. В своих трудах он сформулировал ряд требований к домашним заданиям школьников:

-домашнее задание должно быть посильным;

-домашнее задание не должно быть большим по объему;

-домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока учащиеся не научатся работать самостоятельно.

   К содержанию и объему домашних заданий можно предъявлять следующие основные требования.

  1. Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий  влияет на ход последующих классных занятий опыт организации домашних заданий показал, что

тщательное планирование домашних заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объем.

  1. Домашние задания должны способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся, чтобы выполнить это требование, необходимо включать в домашние задания элемент нового по сравнению с материалом

урока, работу творческого характера, предоставлять учащимся возможность проявить изобретательность, самостоятельность, заставить их напрячь мысль, повторить необходимый предыдущий материал.

  1. Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными: однообразие утомляет школьников, ведет к потере интереса, так как, ученик,  хорошо овладевший способом выполнения отдельных заданий, вынужден в таком случае снова выполнять известные ему задания. Содержание

программного материала позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери интереса к предмету.

  1. Домашние задания должны быть доступными и посильными, но не точной копией работы, выполненной в классе, так как развитие мышления школьника может быть с большим успехом достигнуто путем упражнения его в творческом решении посильных задач, вместо изучения сложных мало доступных теорий.
  2. Давая домашнее, задание учителю стоит провести инструктаж по его выполнению (цель, значение, содержание). Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию. В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.

 

      Умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий способствует укреплению связи обучения с жизнью, развитию самостоятельности и активности школьников в обучении, преодолению трафарета в задавании учебного материала на дом, ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями, развитию индивидуальных интересов учащихся, повышению качества обучения в школе.

     Таким образом, соблюдая все изложенные выше требования к домашним заданиям, учитель создает оптимальные условия для развития самостоятельного мышления школьников, их познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...