Открытый урок по теме:Лечебное питание
методическая разработка (11 класс) на тему

Быковская Анна Борисовна

Заключительный урок лабораторной работы. Показан проектный метод работы, групповое и индивидуальное обучение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon d_i_e_t_a_no_5.ppt820 КБ
Office presentation icon dieta_no1.ppt1.69 МБ
Office presentation icon dieta_no_11.ppt946 КБ
Office presentation icon tema_uroka.ppt102 КБ
Office presentation icon dietano9.ppt347.5 КБ
Файл urok_lechebnoe_pitanie.docx449.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д И Е Т А № 5 назначается при заболеваниях печени и желчного пузыря Разработали: Навицкая Анастасия Слипчук Яков Кот Валентина Нечаева Екатерина

Слайд 2

Используемые приемы лечения: щажение печени и желчного пузыря от перегрузки исключением продуктов, затрудняющих деятельность этих органов. В основе диеты лежат ограничение жира и введение значительного количества животного белка. Диета исключает свиной жир, маргарин, жирную птицу, мясо и рыбу, желтки яиц, бульоны, бобовые, грибы, кислые, соленые, острые и копченые продукты, жареные и сильно охлажденные блюда. Вторые блюда приготавливают в отварном и запеченном виде. Прием пищи 5 раз в день. Соль в блюда входит в умеренном количестве (до 10 г в день).

Слайд 3

Меню суточного рациона Завтрак 1 Суп молочный рисовый 250 г Сыр обезжиренный 20 г Хлеб белый черствый 30 г Напиток из свежих фруктов 200 г Завтрак 2 Творожная запеканка 150 г Компот из свежих яблок 100 г Обед Салат из белокочанной капусты со свежими помидорами и огурцами 100 г Суп овощной 250 г Вареная колбаса 20 г Картофельное пюре с морковью 150 г Отвар из шиповника 100 г Хлеб 60 г Сухое печенье 45 г Полдник Яблоки сладкие 50 г Пудинг овсяный с сухофруктами 100 г Чай сладкий 100 г Ужин Припущенная рыба 75 г Отварные макаронные изделия 150 г Напиток морковно-апельсиновый 100г Хлеб 60 г Паужин Самбук из абрикосов с сиропом 100г

Слайд 4

Энергетическая ценность блюд Суп молочный рисовый 74 ккал Сыр обезжиренный 76 ккал Напиток из свежих фруктов 116 ккал Творожная запеканка 396 ккал Компот из свежих яблок 54 ккал Салат из белокочанной капусты со свежими помидорами и огурцами 55 ккал Суп овощной 68 ккал Колбаса вареная 43 ккал Картофельное пюре с морковью 126 ккал Отвар из шиповника 32 ккал Яблоки сладкие 23 ккал Пудинг овсяный с сухофруктами 307 ккал Припущенная рыба 72 ккал Отварные макаронные изделия 538 ккал Напиток морковно-апельсиновый 115 ккал Самбук абрикосовый 453 ккал Хлеб 201 ккал Сухое печенье 50 ккал Итог: 2799 ккал, что соответствует энергетической ценности суточного рациона для данной диеты ( 2800 ккал).

Слайд 5

Блюда диеты № 5 Рыба запеченная Запеканка творожная Суп овощной протертый Самбук абрикосовый Далее


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диета № 11 назначается при заболевании туберкулёзом (СТАДИЯ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ) Разработали: Никулина Марина Скорнякова Наталья Хушуун Маргарита Ларина Ирина Дмитриева Изаслава

Слайд 2

Назначение диеты Способствует уменьшению воспалительного процесса, снижению интоксикации организма. Предусматривает ограниченное количество поваренной соли. Увеличение продуктов богатых витаминами С и Р (черная смородина, шиповник, апельсин, брусника и т.д.). В этот период необходимо, чтобы организм был обеспечен кальцием, для этого включают в рацион молочные продукты. Пищу принимают 5-6 раз в день, небольшими порциями. В период выздоровления калорийность повышается. В питание включают мясо, рыбу, яйца (продукты, содержащие белок). В этот период рекомендуют продукты, стимулирующие желудочную секрецию (соусы, приправы, натуральные соки). В период выздоровления назначаемая диета способствует повышению защитных сил организма. Исключают жирные сорта мяса и птицы, острые соусы, торты и пирожные с большим количеством крема. Целесообразно применять мед, изюм, лимон, свежеприготовленные соки

Слайд 3

Меню суточного рациона Завтрак 1 Молочный суп с вермишелью 250 г Хлеб, сливочное масло 20/20 г Чай сладкий 200/15 г Завтрак 2 Фрикадельки из телятины заливные 250 г Салат витаминный 100 г Какао 200 г Обед Салат из рыбы горячего копчения 150 г Борщ московский 250 г Голубцы с мясом и рисом 216 г Компот из свежих ягод 200 г Пампушки с чесноком 50 г Полдник Гренки с сыром 50 г Кофе с молоком 200 г Ужин Котлеты мясные 75 г Картофельное пюре 150 г Соус красный основной 50 г Чай сладкий 200/15 Хлеб пшеничный 20 г Паужин Яблоко медовое 50 г Темный горький шоколад 50 г Сок натуральный персиковый 200 г

Слайд 4

Калорийность суточного рациона Молочный суп с вермишелью 132 ккал Хлеб с маслом 111 ккал Чай сладкий 25 ккал Фрикадельки из телятины заливные 994 ккал Салат витаминный 258 ккал Какао 120 ккал Салат из рыбы горячего копчения 160 ккал Борщ московский 95 ккал Голубцы с мясом и рисом 453 ккал Пампушки с чесноком 75 ккал Компот из апельсинов и мандаринов 159 ккал Гренки с сыром 193 ккал Кофе с молоком 39 ккал Картофельное пюре 47 ккал Соус красный основной 138 ккал Чай с молоком 45 ккал Котлеты мясные 107 ккал Сок персиковый натуральный 22 ккал Яблоко медовое 35 ккал Шоколад темный горький 58 ккал Хлеб пшеничный 50 ккал Итог: 3316 ккал, что соответствует суточному рациону данной диеты (3200 – 3400 ккал)

Слайд 5

Блюда диеты № 11 Котлета мясная с гарниром Голубцы с мясом Борщ московский Гренки с сыром Далее


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Ход занятий

Приветствие. Проверка состава группы.

Сообщение темы урока (слайд)

На сегодняшнем уроке мы обобщим и закрепим знания по изученной теме, вы продемонстрируете свои проектные работы. В течение нескольких занятий вы выполняли самостоятельную групповую работу: разрабатывали диетическое меню суточного рациона для определённой диеты с расчётом энергетической потребности. Оценку за эту работу мы выставим каждому из Вас вместе с руководителями групп, будем учитывать вашу работу в группе, работу по карточкам – заданиям, которые Вы будете выполнять в конце нашего урока. А так же с помощью компьютера мы оценим ваши знания по изученной теме при выполнении программированного задания.

Прежде чем мы начнём представление работ мне хотелось бы зачитать Вам слова, которые будут являться эпиграфом нашего урока: «Где нет лечебного питания, там нет и рационального лечения» (М.И. Певзнер).

У каждого из вас на столах находятся листы с таблицей, которую необходимо будет заполнить в процессе представления проектов.

Итак, представляем 1 диету (слайды).

После представления диеты группами преподаватель задаёт вопросы по разработанным диетам, ученики группы так же могут задавать вопросы. (преподавателю для контроля времени при проведении урока предлагается составить дополнительные вопросы).

По 1 диете вопрос преподавателя: «Почему при данной диете обязательно механическое щажение и чему оно будет способствовать?».

Диета № 5 «Почему в данной диете обязательно выдерживание временных интервалов приёма пищи?»  «почему данной диетой не допускается употребление жареных блюд?»

Диета № 9. «Что будет являться заменителем сахара при приготовлении  сладких блюд для данной диеты?». «В составленном вами меню  на обед в качестве холодной закуски предлагаете салат из белокочанной капусты. Какую заправку Вы можете предложить и почему?».

Диета № 11. «Почему в рационе питания людей, страдающих туберкулёзом, назначают продукты богатые витаминами?»

После представления проектов для проверки знаний учащимся предлагается половине группе по изученной теме выполнить программированный контроль (проверка знаний идёт автоматически), а вторая группа выполняет расчёты по карточкам – заданиям (затем группы меняются).

Образцы карточек – заданий и мини-таблица Покровского, с помощью, которой ученики выполняют расчёт (Ответы на карточки должны быть заранее просчитаны преподавателем, для быстрого контроля правильности выполнения).

Тестовая работа

Тема: Лечебное питание

Время выполнения 10 минут

  1. Какова цель лечебного питания:

А) повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды

Б) совместно с другими методами лечения воздействовать на причины, вызвавшие заболевание, и способствовать выздоровлению больного

В) способствовать выведению из организма человека вредных веществ

    2. Выберите один из основных приёмов тепловой обработки, используемый в лечебном питании:

          А) жарка во фритюре

          Б) припускание

         В) запекание в жарочном шкафу до коричневого колера

  3. Дайте характеристику механическому щажению:

        А) исключение продуктов богатых экстрактивными веществами, возбуждающими секреторную функцию желудка и кишечника

        Б) исключение из рациона очень холодной и горячей пищи

       В) изменение консистенции пищи, ограничение её объёма, исключение из рациона богатых клетчаткой продуктов

  4. Выберите оптимальную температуру подачи блюд в лечебном питании:

       А) 15: 56 градусов

       Б) 10: 80 градусов

       В) 25: 75 градусов

  5. Что называется диетой:

     А) это выведение из организма человека шлаков

     Б) это лечебный рацион больного человека

    В) это комплекс мер, способствующих быстрому снижению лишнего веса человека

  6. Выберите краткую характеристику диеты № 5:

     А) назначается при заболеваниях печени. Используется химическое и механическое щажение. Питание дробное

     Б) назначается при заболеваниях желудка. Используется термическое и механическое щажение. Питание дробное

    В) назначается при заболеваниях сахарным диабетом. Используется механическое щажение. Питание дробное.

  7. Что называется экстрактивными веществами:

    А) природные соединения, включающие жиры и жироподобные вещества

    Б) хорошо растворимы в воде, придают вкус и аромат, способствуют процессам пищеварения

   В) органические соединения, участвующие в солевом обмене в организме человека

  8. Можно ли при приготовлении вторых блюд для диеты № 1 использовать жарку на открытом огне:

   А) да

   Б) нет

   В) только в начальной стадии заболевания

  9. Выберите технологическую последовательность приготовления компота из свежих яблок для лечебного питания:

  А) подготовленные яблоки нарезают дольками, кладут в воду с сахаром (кипящий сироп), варят при слабом кипении 10 минут, добавляют цедру лимона, настаивают, подают

  Б) подготовленные яблоки кладут в воду, варят 20 минут, добавляют сахар, охлаждают, подают

 В) подготовленные яблоки кладут в холодную воду с сахаром, доводят до кипения, варят 5 минут, добавляют ванилин, подают

10. Почему при диетическом питании пищу рекомендуют подавать в протёртом виде:

А) пища становится менее калорийной

Б) пища лучше усваивается организмом человека

В) пища не раздражает слизистую оболочку желудка человека, лучше усваивается и не задерживается в организме человека.

Ключ ответов:

  1. Б
  2. Б
  3. В
  4. А
  5. Б
  6. А
  7. Б
  8. Б
  9. А
  10. В

Программист выводит результаты программированного контроля на слайд.

Итак, подводя итоги нашего урока, мне хотелось бы вернуться к эпиграфу (слайд).

Вы действительно своими работами, ответами на вопросы доказали, что лечебное питание совместно с другими методами лечения воздействует на причины, вызвавшие заболевание и способствует выздоровлению больного. Эффективность лечебного питания состоит в сочетании принципов механического, химического, термического щажения органов больных людей. А так же сегодня мы с вами закрепили и обобщили знания по изученной теме. После окончания урока руководители своих групп соберут ваши таблицы, тетради с расчётами по карточкам - заданиям.

Мне хотелось бы всем присутствующим здесь зачитать слова русского физиолога Павлова.  Пусть они прозвучат, как слова напутствия для каждого из нас: (слайд)

«Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то и высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как всюду, лежит в середине: не увлекайся, но оказывай должное внимание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Разговор о правильном питании"

Урок по теме "Витамины. Чудесные вещества" 2 класс...

Открытый урок на тему" Значение питания в жизни человека"

Цель:  Формирование  у учащихся представления  о здоровом  питании.Задачи:1. Показать  значение питания в жизни человека.         ...

Открытый урок по ОБЖ "Рациональное питание"

Правильное рациональное питание детей....

Открытый урок по теме: "Минеральное питание растений. Охрана почвы"

Открытый урок для проведения в 6 классе. Урок выполнен в соответствии с ФГОС....

Открытый урок "Расчет суточного рациона питания в MS Excel"

Цели урока: познакомить обучающихся с алгоритмом решения задач с использованием табличного процессора MS Excel; оценить возможность применения табличного процессора в профессиональной деятельности; на...

Конспект открытого урока на тему: «Физиология питания» 5 класс

Физиология питания - это наука о превращении пищи в организме человека. Поступающая в оранизм пища превращается в энергию и "кирпичики" для построения человеческого тела. Потребность ор...

Конспект открытого урока на тему:«Физиология питания. Составление меню к завтраку».

Цель урока: Познакомить учащихся с принципами здорового питания, научить составлять меню завтрака с учетом требований к здоровому питанию.Задачи: закрепить представления о составе пищевых продуктов, и...