Программа по развитию личности младшего школьного возраста "Я личность"
рабочая программа по теме
С.А. Сазыкина
Я личность
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и
детей, оставшихся бес попечения родителей,
детский дом «Ласточкино гнездышко»
С.А. Сазыкина
Я личность
программа по личностному развитию детей
младшего школьного возраста
Нововосточный 2012
Автор - составитель С.А. Сазыкина, воспитатель МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко» Тяжинского района Кемеровской области
Программа «Я личность» направлена на раскрытие индивидуальных способностей детей. Программа рассчитана на воспитанников младшего школьного возраста (7-10лет). Программа предназначена для работы воспитателей, социальных педагогов детских домов и интернатов.
Содержание
- Пояснительная записка 4
- Учебно-тематический план курса «Я личность» 6
- Этапы программы 7
- Календарно-тематический план воспитательной работы 9
- Литература 16
- Приложения 18
- Приложение №1 18
- Приложение №2 20
Пояснительная записка
Поступление в школу является, переломным моментом в жизни ребенка, начинается перестройка всех его познавательных процессов, изменяется образ жизни, режим дня и отношения с окружающими. В младшем школьном возрасте начинают закладываться не только память, внимание, воображение и т.д., но и фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. В условиях социальной, эмоциональной, психической депривации у детей, растущих в детских учреждениях, наблюдается не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых, принципиально иных механизмов. Для предупреждения появления негативных личностных особенностей, накладывающих отпечаток на дальнейшее становление личности воспитанников, была разработана программа «Я личность».
Цель программы:формирование личности воспитанников младшего школьного возраста
Задачи программы:
- создать условия для проявления самостоятельности; активной общественной и гражданской позиции;
- воспитывать целеустремленность, умение отстаивать свое мнение;
- раскрывать и развивать индивидуальные особенности детей – сирот.
Программа состоит на основе принципов:
- непрерывности и преемственности;
- доступность;
- соединения воспитания и обучения
Теоретические и практические занятия предполагаю такие методы работы с воспитанниками:
- как рассказ, беседа, лекции, практические работы, поисковые ситуации, экскурсии, работа с научно-популярной литературой, видеосредства. В процессе работы используются групповые и индивидуальные формы, основанные на исследовании мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, характерологической сфер личности.
Условия реализации программы:
- кадровое обеспечение детского дома (наличие психолога, социального педагога, педагога- организатора )
- материально техническая база (кабинеты психолога, социального педагога, библиотека, швейная и столярная мастерские, хоздвор, приусадебный участок)
- имеется необходимое оборудование ( DVD, TV, компьютерный комплекс, интернет)
Ожидаемые результаты:
- проявление самостоятельности
- проявление активной общественной и гражданской позиции
- повышение самоорганизованности, целеустремленности,
- раскрытие индивидуальных способностей детей
- умение выбирать нужную форму поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь);
- проведение выставок рисунков на тему «
Программа «Я личность» рассчитана на 2 года обучения в объеме 76 часов по трем основным этапам.
Учебно-тематический план курса
«Я личность»
Структура учебно-тематического плана курса
Разбей на года
№ п/п | Тема | Количество часов | Из них |
| |
Теория | Практика | ||||
1 | Диагностический | 2 |
| 2 | |
2 | Деятельностный | 72 | 32 | 44 | |
3 | Контрольный | 2 |
| 2 | |
| Итого: | 76 |
|
|
Этапы программы
1 этап.
Диагностический – предполагает выявление направленности потребностей, желаний, некоторых особенностей характера воспитанников детского дома на основании первичного анализа результатов диагностик «Если бы ты был волшебником?..» Худенко, «Радости и огорчения» Худенко; тест «Конфликтная ли Вы личность?» Вдович С.А; Тест «Несуществующие животные» Дукаревич М.З.
2 этап.
Деятельностный – ознакомление воспитанников с правилами этикета, представлениями о чертах характера; использование жестов, интонаций, мимики лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб. Воспитание у детей чувство дружбы и товарищества; формирование нравственных качеств воспитанников.
3 этап.
Контрольный - предполагает отслеживание эффективности использования программы, на основании диагностик «Если бы ты был волшебником?..» автор Худенко, «Радости и огорчения» автор Худенко; тест «Конфликтная ли Вы личность?» автор Вдович С.А; «Несуществующие животные» автор Дукаревич М.З.
1 этап
Диагностический
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Методики «Если бы ты был волшебником?..» «Радости и огорчения» Худенко (приложение №1) |
| 1 |
2
| Тест «Конфликтная ли вы личность» Вдович С.А (приложение №1) Тест «Несуществующие животные» автор Дукаревич М.З (приложение №1) |
| 1 |
| Итого: | 2 |
2 этап
Деятельностный
Тематический план воспитательной работы
по программе «Я личность»
1 год обучения
№ п/п | Название раздела | Тема занятия | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1 | Я и мой характер
| Что означают наши имена
| 1 |
|
Мой знак зодиака |
| 1 | ||
Хорошие черты моего характера | 1 |
| ||
Упражнение «Я не такой как все, и все мы разные» (приложение 2) |
| 1 | ||
Другие обо мне |
| 1 | ||
2 | Мои потребности и желания
| Что я люблю | 1 |
|
Мои наблюдательность и внимание (игры) |
| 1 | ||
Мои увлечения и желания(мини сочинение) |
| 1 | ||
Что мне нравится в других | 1 |
| ||
Кем я хочу быть (рисование) |
| 1 | ||
3 | Добро и зло
| Пословицы и поговорки о добре и зле | 1 |
|
Доброта – это что? | 1 |
| ||
Добро и зло в человеке. Игра «Волшебный стул» (приложение 3) |
| 1 | ||
Можно ли причинить зло людям? | 1 |
| ||
4 | Дружба
| Пословицы и поговорки о дружбе | 1 |
|
Чтение рассказа о дружбе |
| 1 | ||
У меня есть лучший друг (мини сочинение) |
| 1 | ||
Портрет друга (рисование) |
| 1 | ||
5 | Мои чувства и эмоции
| Наше настроение жесты и мимика (беседа психолога + игра) | 1 |
|
Чувство и поступки (беседа + игра) |
| 1 | ||
Мои эмоции (рисование), игра «Передай эмоцию», упражнение «Массаж в кругу» (приложение4) |
| 1 | ||
Пантомима на тему «Чувства и эмоции» (игры) |
| 1 | ||
6 | Правила этикета | Как вести себя в гостях | 1 |
|
Как вести себя за столом | 1 |
| ||
Просмотр мультфильма «Обезьянки обедают» |
| 1 | ||
Этикет и мы (викторина) |
| 1 | ||
Мое поведение (викторина) |
| 1 | ||
7 | Мои переживания и радости | Как справиться со страданием, горем, печалью? | 1 |
|
Стресс – как его преодолеть | 1 |
| ||
Я могу дарить людям радость |
| 1 | ||
Переживания: как с ними справляться? | 1 |
| ||
Поговорим об обиде и обидчивости. | 1 |
| ||
Я умею отдыхать и учиться. |
| 1 | ||
8 | Мое село
| Моя семья это? (сочинение) | 1 |
|
Мои друзья: кто они? |
| 1 | ||
Сооружение моего села (рисование) |
| 1 | ||
Мой дом и моя улица (мое общение на улице) | 1 |
| ||
Как бы я хотел провести лето? |
| 1 | ||
|
| Итого: | 38 |
Содержание первого года обучения
- Я и мой характер – знакомство воспитанников со значением имен и гороскопа. Узнать откуда пришла традиция называть человека по имени, отчеству. Воспитание активной гражданской позиции. Дать почувствовать ребенку его индивидуальность и неповторимость.
- Мои потребности и желания – развитие у детей младшего школьного возраста умение управлять своим настроением. Познакомить детей с разнообразными интересными способами проведения досуга. Просвещение воспитанников с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений оценок. Выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора.
- Добро и зло – расширение кругозора детей. Формирование положительных взаимоотношений, побуждающих их к добрым поступкам. Развитие чувства симпатии и эмпатии у детей. Расширить знания воспитанников о доброте и ее роли в жизни каждого человека.
- Дружба – раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; повышение сплоченности группы.
- Мои чувства и эмоции – научить воспитанников осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля; выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими.
- Правила этикета – привить воспитанникам навыки культурного поведения.
- Мои переживания и радости – Изучение чувства обиды, переживания и радости. Показать конструктивные способности работы с этими чувствами.
- Мое село – способствовать развитию нравственно-патриотических чувств к малой родине; формирование положительных взаимоотношений детей с близкими людьми.
Тематический план воспитательной работы
по программе «Я личность»
второй год обучения
№ п/п | Название раздела | Тема занятия | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1 | Я и мой характер | «Мое имя» Рисование: «Нарисуй настроение твоего имени» |
| 1 |
Мой характер: оценим недостатки | 1 |
| ||
Моя национальность и другие национальности. | 1 |
| ||
У меня есть характер «Я могу быть терпеливым» | 1 |
| ||
Какой я бываю разный! Игра «Зеркало» |
| 1 | ||
2 | Мои потребности и желания | Что делать, если я ни чего не хочу? | 1 |
|
Мои достижения: как я их оцениваю? | 1 |
| ||
Спорт – путь к здоровью! |
| 1 | ||
Я многое могу. |
| 1 | ||
Чтение сказки «Як» Д.Биссет Рисование «Исполнение мечты» |
| 1 | ||
Мои желания | 1 |
| ||
3 | Добро и зло | Игра «Подумаем о доброте» Рисование «Фея доброты» |
| 1 |
Почему люди бывают злыми? | 1 |
| ||
Сказка «Осколки доброты» Творческое задание «Осколок доброты» |
| 1 | ||
Каким я себе нравлюсь: злым , добрым? | 1 |
| ||
4 | Дружба | Просмотр м/ фильма «Крокодил Гена и Чебурашка» |
| 1 |
Игра «Колечко дружелюбия» Рисование «Добрые чувства» |
| 1 | ||
«Сказка про слона, про костер и про белую уточку». Д. Биссет Творческое задание «Четверо друзей» |
| 1 | ||
Рисование: «Мои школьные друзья» |
| 1 | ||
5 | Мои чувства и эмоции | Культура жестов, мимики в поведении человека | 1 |
|
Научись любить себя | 1 |
| ||
Опиши ситуацию в группе |
| 1 | ||
Упражнение «Театр эмоций» Инсценирование сказки «Аленький цветочек» |
| 1 | ||
Мир эмоций |
| 1 | ||
6 | Правила этикета | Поведение в детской библиотеке (экскурсия) |
| 1 |
Поведение в поликлинике, парикмахерской | 1 |
| ||
Ролевая игра «Вежливая просьба. Вежливый отказ» |
| 1 | ||
Об уступчивости |
| 1 | ||
7 | Мои переживания и радости | Грусть – чувство обиды | 1 |
|
«Радость» | 1 |
| ||
Игра «Кто нам дарит счастье» Творческое задание «Счастье и радость» |
| 1 | ||
Весна и мое настроение |
| 1 | ||
Стыд и совесть | 1 |
| ||
Я и мое настроение |
| 1 | ||
8 | Мое село | Мое село – моя Родина (беседа) | 1 |
|
Игра «Думаем о Родине» Рисование «Моя Родина Россия» |
| 1 | ||
«Сказка про княгиню Ефросинью» А.Королькова Игра «Мудрая княгиня» |
| 1 | ||
Рисование «Мой самый счастливый день» |
| 1 | ||
|
| Итого: | 38 |
Содержание второго года обучения
- Я и мой характер – закрепление представлений воспитанников о значении имен и традициях человека.
- Мои потребности и желания–Просвещение воспитанников с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений оценок.
- Добро и зло – развитие умения сопереживать; расширение кругозора детей. Пополнять знания воспитанников о доброте и ее роли в жизни каждого человека.
- Дружба – закрепление знаний детей о дружбе. Формирование нравственных качеств воспитанников.
- Мои чувства и эмоции – формирование позитивного отношения к себе; развитие творческого потенциала каждого ребенка.
- Правила этикета – развитие умения выбирать форму этикетного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
- Мои переживания и радости - способствовать обогащению нравственного опыта поведения младших школьников.
- Мое село - способствовать развитию нравственно-патриотических чувств к малой и большой Родине; формирование положительных взаимоотношений детей с близкими людьми.
Этап 3
Контрольный
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
| |
Теория | Практика |
| ||
1
| Методики «Если бы ты был волшебником?..» «Радости и огорчения» Худенко (приложение №1) |
| 1
| |
2 | Тест «Конфликтная ли вы личность» Вдович С.А (приложение №1) Тест «Несуществующие животные» Дукаревич М.З (приложение №1) |
| 1 | |
| Итого: | 2 |
|
Литература
- Леонов С.Д. Личностное самоопределение подростков в условиях детского дома // Детский дом. – 2008. – №1. – С. 46–48.
- Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости 50 уроков о добрых качествах. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002. – 320с. – (Серия «Образование и творчество»).
- Психическое развитие воспитанников детского дома (текст) / под ред. И.В.Дубровиной – М.: педагогика, 1990. – 264 с.
- А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Психология сиротства. ( текст). Изд.3-е. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.: ил.
- Социализация личности и образования: от теории к практике. – Н.Тагил: НТФ ИРРО,2002. – 47 с.
- Цебулевская А.Г. Влияние среды на воспитание личности // Детский дом. – 2003. – №8. – С. 25–37.
- В.Б. Шапарь. Новейший психологический словарь (текст); под общей ред. В.Б.Шапаря. – Изд.3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 806 с.
- Л.М. Шипицына. Психология детей-сирот (текст); Изд-во СПб. Ун-та, 2005. – 628 с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М, 2001.
- Д.Б. Эльконин. Детская психология: Учебное пособие / Ред. – сост. Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
Приложение №1
Методика «Если бы ты был волшебником?..»
Цель:определить направленность потребностей , желаний воспитанника.
Ребятам предлагается назвать три своих желания, которые они хотели бы осуществить.
Анализ ответов может быть представлен в следующей таблице:
Фамилия, имя | Желания | ||
для себя | для других | ||
| для близких (семья) | для людей вообще |
Методика «Радости и огорчения»
Цель:выяснить, каковы ценностные ориентации воспитанника.
Лист бумаги делят на две части, каждая из которых именует свой символ: солнце и тучи (день и ночь). Ребята в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения, а могут и написать о них.
Радости
| Огорчения |
|
|
Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
Цель:определение уровня конфликтности личности воспитанников.
Конфликтная ли Вы личность? Чтобы узнать это, воспользуйтесь тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос.
- В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?
а) нет;
б) только если имею для этого веские основания;
в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто кто его защищает.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а) только если люди необидчивые;
б)лишь по принципиальным вопросам;
в) споры – моя стихия.
4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то лезет в обход?
в) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
б) делаю замечание;
в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…
а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях!
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась:
а) промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным комментарием;
в) устрою скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
в) проигрыш надолго испортит настроение.
Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое «а» - 4 очка, «б» - 2, «в» - 0.
От 22 до 32 очков.Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда вас называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
От 12 до 20 очков.Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, лишь если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 10 очков.Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами – на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!
Тест «Несуществующие животные»
Цель:выявление некоторых особенностей характера ребенка.
Детям предлагается придумать и нарисовать несуществующее (фантастическое) животное.
Анализ результатов проводится в зависимости от расположения их на листе бумаги, выполнения ребенком отдельных элементов рисунка.
- Положение рисунка на листе бумаги:
- ближе к верху – высокая самооценка;
- в центре – норма;
- внизу, в уголке, - заниженная самооценка, неуверенность в себе.
2. Положение головы:
- повернута вправо (зеркальное отражение) – это говорит о том, что ребенку присущ реализм, он стремится обдумать, спланировать дело;
- повернута влево – это говорит о нерешительности, рефлексии, т.е. сомнениях ребенка в правильности выполнения задания;
- фас говорит об эгоцентризме, обращении на себя.
3. Нос: большой и длинный – любопытство.
4. Уши: присутствие ушей на рисунке говорит о значимости мнения окружающих для ребенка.
5. Рот:
- рот с языком – значимость того, что говорят о нем;
- рот с зубами – некоторая агрессия – возможно, в качестве защитной реакции;
- рот с губами – чувственность;
- рот закрыт – некоторая замкнутость, тревожность, боязливость.
6. Глаза: размер глаз – показатель степени страха (чем крупнее глаза, тем больше ребенок подвержен страхам).
7. Опора животного:
- крупные толстые лапы – основательность, рационализм;
- тонкие, длинные лапы – некоторое легкомыслие, мечтательность.
8. Множество конечностей (рук, ног, крыльев, хвостов) – широта взглядов.
9. Большое количество разных деталей говорит об энергичном характере.
10. Контур рисунка:
- четкий, заметный – уверенность в себе;
- тонки, штриховой – неуверенность.
11. Человекоподобие животного – детскость.
12. Присутствие каких- либо признаков пола – сексуальность.
Приложение №2
Упражнение « Я не такой, как все, и все мы разные»
Цель:подвести к пониманию того, что все люди разные и достойны уважения.
Инструкция:Нарисуйте или опишите, что такое «радость». Ваш рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно.
После выполнения задания все рисунки складываются в «волшебный ящик», все перемешивается и вытаскивается часть рисунков. Дети их рассматривают. Ведущий просит обратить внимание на различие в понимании и представлении понятия «радость». Проводится небольшое обсуждение и делается вывод, что люди по-разному понимают одни и те же вещи, что каждый человек особенный, неповторимый. Поэтому каждый незаменим и это важно понять для того чтобы ощутить свою ценность.
Анализ упражнения:
- Легко или трудно было рисовать рисунок?
- Почему?
- Что еще важно для того чтобы иметь чувство собственного достоинства?
Игра «Волшебный стул»
Вариант 1
Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорят, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Вариант 2
Попросите детей встать в круг, в центре поставьте какой-нибудь красивый стул.
Дети идут по кругу и поют:
Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!
По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.
Перед началом игры расскажите детям о том, что волшебный стул умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает у них все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.
Игра «Передай эмоцию»
Цель:Развитие умения чувствовать состояние других людей.
Детям предлагают по очереди передавать любую эмоцию, не повторяя друг друга с помощью жестов, мимики, пантомимы. Остальные должны до гадаться, какую эмоцию им передали.
Упражнение «Массаж в кругу»
Цель:Развитие чувства доверия друг к другу, эмоциональной близости.
Во время этого упражнения вся группа садится в круг — в затылок друг другу. Если у Вас мало места, можно поделить группу на несколько подгрупп. Каждый кладет ладони на плечи впередисидящего, после чего с закрытыми глазами начинает осторожно массировать его голову, спину, плечи. Через две минуты все поворачиваются, не открывая глаз, на 180°, так что весь круг теперь смотрит в противоположную сторону. Теперь каждый может отблагодарить партнера за все хорошее, что он получил от него в первом раунде. Теперь он делает массаж ему.
«Я личность» [Текст]: программа по развитию личности / составитель С.А. Сазыкина, воспитатель – Нововосточный: из-во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко» // 2012.
Технический редактор С.А. Сазыкина
Оригинал-макет подготовлен на компьютерном комплексе Муниципальное казенное образовательное учреждение детский дом «Ласточкино гнездышко»
652253, п. Нововосточный, ул. Мира, 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика умственного развития детей младшего школьного возраста.
Представлена диагностика уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.Диагностические тетради для 1-2классов (Амтхауэра, Антипенко). Есть ещё диагностические тетради для 3-5 кла...
Программа по развитию личности младшего школьного возраста "Я личность"
С.А. Сазыкина Я личность...
Влияние уровня речевого развития детей младшего школьного возраста на обучение
краткая характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, их причины возникновения. Роль педагога и родителей в подготовке детей к школе Диагностика готовности детей к школьном...
Программа "Диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста"
Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом логопедической работы. Программа направлена на определение актуального уровня речевого развития ребёнка....
ОСОБЕННОСТИ ПСОХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенн...
Умственное развитие детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида, в процессе ознакомления с природой.
статья на тему "Умственное развитие детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида, в процессе ознакомления с природой"....
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
Методическая разработка по вопросам оценивания творческих способностей детей, их развития и заинтересованности музыкой на занятиях ансамблевого музицирования по классу фортепиано....