Проектирование современного урока
статья по теме

 

Проектирование современного урока

Что такое урок , знает каждый.   (слайд №2)

Урок – это такая форма организации педагогического процесса,  при которой педагог в течение точно  установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей  каждого  из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали  основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения,  а также для воспитания и развития познавательных способностей и  духовных  сил школьников.

 Специфические признаки урока:      (слайд №3)

- постоянная группа учащихся;

- руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них;

- овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.

 

Что же такое современный урок?

В этой связи немаловажно напомнить два основных значения слова «современный»: (слайд №4)

Ø  современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;

Ø  современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

Несомненно, второй смысл слова для нас важнее в связи с тем, что в последние годы в школе обозначились новые педагогические тенденции –

изменение целеполагания в направлении природосообразности обучения

усиление личностной ориентации образования

индивидуализация образовательных траекторий учащихся

творческая и развивающая направленность базового обучения

технологизация и компьютеризация учебного процесса.

(слайд №5)

Три постулата современного урока:

1.      Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

2.      2 Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры

3.      Человек в качестве субьекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая роли цепи  иникогда не выступая в роли средства.

 

Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы

�? -i0�B�|C 10]>

Проектирование современного урока

Что такое урок , знает каждый.   (слайд №2)

Урок – это такая форма организации педагогического процесса,  при которой педагог в течение точно  установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей  каждого  из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали  основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения,  а также для воспитания и развития познавательных способностей и  духовных  сил школьников.

 Специфические признаки урока:      (слайд №3)

- постоянная группа учащихся;

- руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них;

- овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.

 

Что же такое современный урок?

В этой связи немаловажно напомнить два основных значения слова «современный»: (слайд №4)

Ø  современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;

Ø  современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

Несомненно, второй смысл слова для нас важнее в связи с тем, что в последние годы в школе обозначились новые педагогические тенденции –

изменение целеполагания в направлении природосообразности обучения

усиление личностной ориентации образования

индивидуализация образовательных траекторий учащихся

творческая и развивающая направленность базового обучения

технологизация и компьютеризация учебного процесса.

(слайд №5)

Три постулата современного урока:

1.      Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

2.      2 Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры

3.      Человек в качестве субьекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая роли цепи  иникогда не выступая в роли средства.

 

 

(слайд №11)   Главная дидактическая цель урока может быть сформулирована следующим образом

Тип урока

Главная дидактическая цель урока

Вводный урок

Дать общее представление о…

Урок изучения новых знаний

Изучить…

Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков

Закрепить…знания, сформировать…умения…, навыки…

Урок применения знаний

Выработать умение применять знания в схожей ситуации, другой или самостоятельно

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщить единичные знания, привести в систему

Урок проверки, оценки и

Определить уровень усвоения ЗУНов и их комплексного применения.

 

 

В традиционном понимании структура урока – совокупность его взаимосвязанных и взаимообусловленных составных частей (элементов). «Структура урока должна быть достаточно гибкой, она зависит от специфики дидактических задач, средств их выполнения и реальных  условий обучения» (по В.В.Краевскому)

(слайд №15,16,17)

 

Примерная структура современного урока

Название этапа

Содержание этапа

 

Организация деятельности

 

 

Мотивация, целеполагание, планирование

 

Повторение

(актуализация опорных знаний)

·   Определение    уже    имеющихся    у      учащихся

   знаний    и    представлений   по  изучаемой    теме

·   Активизация     элементов    ранее        изученного

    содержания, чтобы облегчить изучение нового      материала

 

Изучение нового материала

 

 

Представление (в разных формах) той информации, которая необходима для усвоения учащимися

 

 

Закрепление

Усвоенный материал может быть присвоен, когда появляется автоматизм в его использовании, т. е. это этап выполнения конкретных действий по присвоению информации: устные и письменные упражнения, решение задач, коллективное обсуждение и многое другое.

 

 

 

 

 

Контроль

Сопоставление хода деятельности с какими-либо внешними критериями, эталонами, нормами и образцами.

По целевому назначению различают срезовый и дифференцированный контроль.

Срезовый: фиксируется некоторый уровень планируемых результатов обучения и определяется, кто из учеников достиг этого уровня, а кто – нет. Оценочная шкала, соответственно, бинарная.

Дифференцированный: результаты каждого ученика сопоставляются со всей шкалой планируемых результатов обучения, чтобы выяснить, на каком уровне реально находится этот ученик.

 

 

Коррекция

Данный этап рассматривается в разных источниках с двух точек зрения:

1  –   анализ  допущенных  ошибок  и  их   исправление

2 – анализ, развитие и распространение успешных решений

Какую из позиций принять – подскажет твой профессионализм.

 

 

 (слайд №18)    «Уроки, проводимые в одной форме, могут иметь разные структуры, и наоборот, разные формы могут иметь общую структуру» (по В.В.Гузееву)

 

Последовательная (простая; линейная) структура урока

Параллельная (сложная; нелинейная) структура урока

 

 

В любой момент времени на уроке для всех учеников (возможно исключение до 10%) проводится один и тот же этап: повторение, контроль, изучение нового материала и т.д.

В одно и то же время разные ученики (группы учеников) занимаются разными видами деятельности: одни – выполняют самостоятельную работу по пройденному материалу, другие – самостоятельно изучают новую тему и готовят ответы на вопросы, предложенные учителем, третьи - … Таким образом, учащиеся работают в разных этапах урока.

Уроки глубоко и основательно изучены в дидактике и в дополнительных комментариях не нуждаются.

Проводятся крайне редко, сложны в управлении; предъявляют высокие требования к мастерству учителя.

Дифференциация, индивидуальный подход осуществляется путем применения карточек с заданиями различной сложности.

Позволяют работать в условиях глубокой дифференциации, обеспечивать индивидуальное развитие учащихся.

Традиционная система обучения

Инновационные педагогические технологии

 

(слайд №19,20)

Требования к современному уроку.

1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.

2. Учет реальных учебных возможностей учащихся уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.

3. Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших понятий, положений, выделение главного в содержании обучения. 

6. Обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, проблемного обучения, которые способны активизировать познавательную деятельность учащихся.

8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

9. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей.

11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

12. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

13. Определение содержания и объема домашних заданий, не допуская перегрузки учащихся.

14. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций. 

 

 

Как же построить такой урок?

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

·      четко определить и сформулировать для себя его тему;

·      определить место темы в учебном курсе;

·      определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

·      и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

·      узнавание нового материала;

·      воспроизведение;

·      применение знаний в новой ситуации;

·      применение знаний в незнакомой ситуации;

·      творческий подход к знаниям.

            Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Составить три набора заданий:

·      задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

·      задания, способствующие осмыслению материала учеником;

·      задания, способствующие закреплению материала учеником.

 

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

·      что контролировать;

·      как контролировать;

·      как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

(Слайд № 22) .Чтобы реализовать на уроке конкретные культурные нормы общения, педагог использует систему пяти простых организационных правил:

1.      Доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле внимания каждого ребёнка и максимально содействуя соблюдению предложенной нормы взаимодействия;

2.      Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей лёгкий способ исполнения требуемого;

3.      Раскрывать положительную программу действий на каждый момент взаимодействия, придавая требованию позитивный характер, и избегать негативного требования, то есть требования не делать чего-либо;

4.      Не предъявлять детям такого рода требований, которые им не под силу в настоящий период их развития;

5.      Авансировать успех деятельности детей на уроке;

(Слайд №23)    Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

·      формальную;

·      содержательную;

·      аналитическую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_sovremennogo_uroka.docx60.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование современного урока

Что такое урок , знает каждый.   (слайд №2)

Урок – это такая форма организации педагогического процесса,  при которой педагог в течение точно  установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей  каждого  из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали  основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения,  а также для воспитания и развития познавательных способностей и  духовных  сил школьников.

 Специфические признаки урока:      (слайд №3)

- постоянная группа учащихся;

- руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них;

- овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.

Что же такое современный урок?

В этой связи немаловажно напомнить два основных значения слова «современный»: (слайд №4)

современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;

современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

Несомненно, второй смысл слова для нас важнее в связи с тем, что в последние годы в школе обозначились новые педагогические тенденции –

изменение целеполагания в направлении природосообразности обучения

усиление личностной ориентации образования

индивидуализация образовательных траекторий учащихся

творческая и развивающая направленность базового обучения

технологизация и компьютеризация учебного процесса.

(слайд №5)

Три постулата современного урока:

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

2 Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры

Человек в качестве субьекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая роли цепи  иникогда не выступая в роли средства.

Урок как система

Урок как система состоит из элементов (этапов): (слайд №6)

Элементы урока (этапы) взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру урока:

Урок как любая система должен иметь цель.

Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы

Педагогические цели и задачи урока (слайд №7)

образуют многоуровневую систему, включающую:

ПОМНИ: цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование, а при необходимости, трансформация наших целей в их цели. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.

Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске, в опосредованной ненавязчивой форме в ходе диалога. При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик

сам себе их поставил

они понятны ему

очевидны

с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)

Основными характеристиками целей сегодня являются

конкретность

               привлекательность / побудительность

                               достижимость

Вариантов определений понятия «цель» не так много. Основные могут быть сведены к таким:

планируемый результат

ожидаемый результат определенных действий, осуществляемых самостоятельно или совместно с кем-то

образ будущего результата

М.В.Кларин выделяет несколько основных способов целеполагания. Образовательная цель должна отражать те изменения в ребенке, которые произойдут в процессе проведения каждого конкретного урока. Этими изменениями могут быть пережитые чувства, пробудившиеся желания, осознанные мотивы, обновленное видение себя, принятые идеи, проверенные умения…

Основные способы определения целей обучения по М.В.Кларину (слайд №8)

Целеполагание – главная функция деятельности учителя, возникающая на стадии замысла проекта урока. В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности, их предъявления друг другу, согласования и достижения

Целеполагание –

то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование

Цели должны быть: (слайд № 9)

реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы

сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата

соотносимы с типом и содержанием урока

личностно ориентированы

 (слайд №10)    

Традиционный

подход  

к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

воспитательные цели реализуются через 3 канала: содержание (текст упражнений, задач…), формы урока и личный пример учителя.

(слайд №11)   Главная дидактическая цель урока может быть сформулирована следующим образом

Тип урока

Главная дидактическая цель урока

Вводный урок

Дать общее представление о…

Урок изучения новых знаний

Изучить…

Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков

Закрепить…знания, сформировать…умения…, навыки…

Урок применения знаний

Выработать умение применять знания в схожей ситуации, другой или самостоятельно

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщить единичные знания, привести в систему

Урок проверки, оценки и

Определить уровень усвоения ЗУНов и их комплексного применения.

Обучающие цели:

Обеспечить понимание содержания учебного материала

Обеспечить уровень его усвоения

Обеспечить применение знаний на практике в стандартной, нестандартной и творческой ситуации;

Добиться…

Сформировать и продолжить формирование общеучебного или специального…умения,…навыка,

Актуализировать…

Обобщить…

Систематизировать…

Воспитывающие цели:

Создать условия для…

Способствовать выявлению, раскрытию…способностей,

Возбудить интерес…

Прививать, укреплять навыки…

Убедить в целесообразности…, значимости…

Развивающие цели:

Способствовать становлению или развитию,,,

Содействовать развитию…

Помочь…

Для достижения целей урока на каждом его этапе планируются дидактические задачи.

(слайд №12) Элементы    урока    (этапы),     взаимосвязанные    между    собой, образуют целостную структуру урока

В свою очередь, элемент урока – это часть урока, обладающая свойствами единственности и  целостности. «Единственность» - невозможность дальнейшего расчленения элемента на логически целостные и завершенные части.

(слайд №13,14)  

В традиционном понимании структура урока – совокупность его взаимосвязанных и взаимообусловленных составных частей (элементов). «Структура урока должна быть достаточно гибкой, она зависит от специфики дидактических задач, средств их выполнения и реальных  условий обучения» (по В.В.Краевскому)

(слайд №15,16,17)

Примерная структура современного урока

Название этапа

Содержание этапа

Организация деятельности

Мотивация, целеполагание, планирование

Повторение

(актуализация опорных знаний)

Определение    уже    имеющихся    у      учащихся

   знаний    и    представлений   по  изучаемой    теме

Активизация     элементов    ранее        изученного

    содержания, чтобы облегчить изучение нового      материала

Изучение нового материала

Представление (в разных формах) той информации, которая необходима для усвоения учащимися

Закрепление

Усвоенный материал может быть присвоен, когда появляется автоматизм в его использовании, т. е. это этап выполнения конкретных действий по присвоению информации: устные и письменные упражнения, решение задач, коллективное обсуждение и многое другое.

Контроль

Сопоставление хода деятельности с какими-либо внешними критериями, эталонами, нормами и образцами.

По целевому назначению различают срезовый и дифференцированный контроль.

Срезовый: фиксируется некоторый уровень планируемых результатов обучения и определяется, кто из учеников достиг этого уровня, а кто – нет. Оценочная шкала, соответственно, бинарная.

Дифференцированный: результаты каждого ученика сопоставляются со всей шкалой планируемых результатов обучения, чтобы выяснить, на каком уровне реально находится этот ученик.

Коррекция

Данный этап рассматривается в разных источниках с двух точек зрения:

1  –   анализ  допущенных  ошибок  и  их   исправление

2 – анализ, развитие и распространение успешных решений

Какую из позиций принять – подскажет твой профессионализм.

 (слайд №18)    «Уроки, проводимые в одной форме, могут иметь разные структуры, и наоборот, разные формы могут иметь общую структуру» (по В.В.Гузееву)

Последовательная (простая; линейная) структура урока

Параллельная (сложная; нелинейная) структура урока

В любой момент времени на уроке для всех учеников (возможно исключение до 10%) проводится один и тот же этап: повторение, контроль, изучение нового материала и т.д.

В одно и то же время разные ученики (группы учеников) занимаются разными видами деятельности: одни – выполняют самостоятельную работу по пройденному материалу, другие – самостоятельно изучают новую тему и готовят ответы на вопросы, предложенные учителем, третьи - … Таким образом, учащиеся работают в разных этапах урока.

Уроки глубоко и основательно изучены в дидактике и в дополнительных комментариях не нуждаются.

Проводятся крайне редко, сложны в управлении; предъявляют высокие требования к мастерству учителя.

Дифференциация, индивидуальный подход осуществляется путем применения карточек с заданиями различной сложности.

Позволяют работать в условиях глубокой дифференциации, обеспечивать индивидуальное развитие учащихся.

Традиционная система обучения

Инновационные педагогические технологии

(слайд №199,20)

Требования к современному уроку.

1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.

2. Учет реальных учебных возможностей учащихся уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.

3. Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших понятий, положений, выделение главного в содержании обучения.  

6. Обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, проблемного обучения, которые способны активизировать познавательную деятельность учащихся.

8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

9. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей.

11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

12. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

13. Определение содержания и объема домашних заданий, не допуская перегрузки учащихся.

14. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций.

Дидактические требования к современному уроку:

четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

реализация на уроке всех дидактических принципов;

создание условий успешного учения учащихся.

(Слайд № .21) Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

·      четко определить и сформулировать для себя его тему;

·      определить место темы в учебном курсе;

·      определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

·      и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

·      узнавание нового материала;

·      воспроизведение;

·      применение знаний в новой ситуации;

·      применение знаний в незнакомой ситуации;

·      творческий подход к знаниям.

            Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Составить три набора заданий:

·      задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

·      задания, способствующие осмыслению материала учеником;

·      задания, способствующие закреплению материала учеником.

 

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

·      что контролировать;

·      как контролировать;

·      как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

(Слайд № 22) .Чтобы реализовать на уроке конкретные культурные нормы общения, педагог использует систему пяти простых организационных правил:

Доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле внимания каждого ребёнка и максимально содействуя соблюдению предложенной нормы взаимодействия;

Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей лёгкий способ исполнения требуемого;

Раскрывать положительную программу действий на каждый момент взаимодействия, придавая требованию позитивный характер, и избегать негативного требования, то есть требования не делать чего-либо;

Не предъявлять детям такого рода требований, которые им не под силу в настоящий период их развития;

Авансировать успех деятельности детей на уроке;

(Слайд №23)    Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

·      формальную;

·      содержательную;

·      аналитическую.

Литература:

Л.М.Плахова «Курс молодого бойца или Азбука директора школы», Москва, «Просвещение», 2005г.

М.Г.Ермолаева «Современный урок: анализ, тенденции, возможности», Санкт-Петербург, КАРО, 2008г.

М.В.Кларин «Сравнительный анализ некоторых психологических теорий научения», ж. «Школьные технологии», 2004г., №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока. Целеполагание.

Данный материал разработан с целью организации деятельности Школы молодого специалиста. Целеполагание - достаточно сложный и один из самых проблемных аспектов работы учителя. В педагогической практике...

Статья "Проектирование современного урока на примере урока информатики."

Проектирование  современного урока на примере урока информатики« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»....

Технологическая карта урока: основа проектирования современного урока

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы ра...

Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.     Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е....