Проектирование современного урока
статья по теме
Проектирование современного урока
Что такое урок , знает каждый. (слайд №2)
Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Специфические признаки урока: (слайд №3)
- постоянная группа учащихся;
- руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них;
- овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.
Что же такое современный урок?
В этой связи немаловажно напомнить два основных значения слова «современный»: (слайд №4)
Ø современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;
Ø современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.
Несомненно, второй смысл слова для нас важнее в связи с тем, что в последние годы в школе обозначились новые педагогические тенденции –
изменение целеполагания в направлении природосообразности обучения
усиление личностной ориентации образования
индивидуализация образовательных траекторий учащихся
творческая и развивающая направленность базового обучения
технологизация и компьютеризация учебного процесса.
(слайд №5)
Три постулата современного урока:
1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
2. 2 Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры
3. Человек в качестве субьекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая роли цепи иникогда не выступая в роли средства.
Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы
�? -i0�B�|C 10]>
Проектирование современного урока
Что такое урок , знает каждый. (слайд №2)
Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Специфические признаки урока: (слайд №3)
- постоянная группа учащихся;
- руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них;
- овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.
Что же такое современный урок?
В этой связи немаловажно напомнить два основных значения слова «современный»: (слайд №4)
Ø современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;
Ø современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.
Несомненно, второй смысл слова для нас важнее в связи с тем, что в последние годы в школе обозначились новые педагогические тенденции –
изменение целеполагания в направлении природосообразности обучения
усиление личностной ориентации образования
индивидуализация образовательных траекторий учащихся
творческая и развивающая направленность базового обучения
технологизация и компьютеризация учебного процесса.
(слайд №5)
Три постулата современного урока:
1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
2. 2 Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры
3. Человек в качестве субьекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая роли цепи иникогда не выступая в роли средства.
(слайд №11) Главная дидактическая цель урока может быть сформулирована следующим образом
Тип урока | Главная дидактическая цель урока |
Вводный урок | Дать общее представление о… |
Урок изучения новых знаний | Изучить… |
Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков | Закрепить…знания, сформировать…умения…, навыки… |
Урок применения знаний | Выработать умение применять знания в схожей ситуации, другой или самостоятельно |
Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщить единичные знания, привести в систему |
Урок проверки, оценки и | Определить уровень усвоения ЗУНов и их комплексного применения. |
В традиционном понимании структура урока – совокупность его взаимосвязанных и взаимообусловленных составных частей (элементов). «Структура урока должна быть достаточно гибкой, она зависит от специфики дидактических задач, средств их выполнения и реальных условий обучения» (по В.В.Краевскому)
(слайд №15,16,17)
Примерная структура современного урока | |
Название этапа | Содержание этапа |
Организация деятельности
|
Мотивация, целеполагание, планирование |
Повторение (актуализация опорных знаний) | · Определение уже имеющихся у учащихся знаний и представлений по изучаемой теме · Активизация элементов ранее изученного содержания, чтобы облегчить изучение нового материала |
Изучение нового материала
|
Представление (в разных формах) той информации, которая необходима для усвоения учащимися |
Закрепление | Усвоенный материал может быть присвоен, когда появляется автоматизм в его использовании, т. е. это этап выполнения конкретных действий по присвоению информации: устные и письменные упражнения, решение задач, коллективное обсуждение и многое другое. |
Контроль | Сопоставление хода деятельности с какими-либо внешними критериями, эталонами, нормами и образцами. По целевому назначению различают срезовый и дифференцированный контроль. Срезовый: фиксируется некоторый уровень планируемых результатов обучения и определяется, кто из учеников достиг этого уровня, а кто – нет. Оценочная шкала, соответственно, бинарная. Дифференцированный: результаты каждого ученика сопоставляются со всей шкалой планируемых результатов обучения, чтобы выяснить, на каком уровне реально находится этот ученик. |
Коррекция | Данный этап рассматривается в разных источниках с двух точек зрения: 1 – анализ допущенных ошибок и их исправление 2 – анализ, развитие и распространение успешных решений Какую из позиций принять – подскажет твой профессионализм. |
(слайд №18) «Уроки, проводимые в одной форме, могут иметь разные структуры, и наоборот, разные формы могут иметь общую структуру» (по В.В.Гузееву)
Последовательная (простая; линейная) структура урока | Параллельная (сложная; нелинейная) структура урока |
В любой момент времени на уроке для всех учеников (возможно исключение до 10%) проводится один и тот же этап: повторение, контроль, изучение нового материала и т.д. | В одно и то же время разные ученики (группы учеников) занимаются разными видами деятельности: одни – выполняют самостоятельную работу по пройденному материалу, другие – самостоятельно изучают новую тему и готовят ответы на вопросы, предложенные учителем, третьи - … Таким образом, учащиеся работают в разных этапах урока. |
Уроки глубоко и основательно изучены в дидактике и в дополнительных комментариях не нуждаются. | Проводятся крайне редко, сложны в управлении; предъявляют высокие требования к мастерству учителя. |
Дифференциация, индивидуальный подход осуществляется путем применения карточек с заданиями различной сложности. | Позволяют работать в условиях глубокой дифференциации, обеспечивать индивидуальное развитие учащихся. |
Традиционная система обучения | Инновационные педагогические технологии |
(слайд №19,20)
Требования к современному уроку.
1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.
2. Учет реальных учебных возможностей учащихся уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.
3. Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.
4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.
5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших понятий, положений, выделение главного в содержании обучения.
6. Обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.
7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, проблемного обучения, которые способны активизировать познавательную деятельность учащихся.
8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.
9. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей.
11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.
12. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
13. Определение содержания и объема домашних заданий, не допуская перегрузки учащихся.
14. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций.
Как же построить такой урок?
1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
· четко определить и сформулировать для себя его тему;
· определить место темы в учебном курсе;
· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
· и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3.Спланировать учебный материал
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
· узнавание нового материала;
· воспроизведение;
· применение знаний в новой ситуации;
· применение знаний в незнакомой ситуации;
· творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
Составить три набора заданий:
· задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
· задания, способствующие осмыслению материала учеником;
· задания, способствующие закреплению материала учеником.
4.Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5.Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
· что контролировать;
· как контролировать;
· как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
(Слайд № 22) .Чтобы реализовать на уроке конкретные культурные нормы общения, педагог использует систему пяти простых организационных правил:
1. Доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле внимания каждого ребёнка и максимально содействуя соблюдению предложенной нормы взаимодействия;
2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей лёгкий способ исполнения требуемого;
3. Раскрывать положительную программу действий на каждый момент взаимодействия, придавая требованию позитивный характер, и избегать негативного требования, то есть требования не делать чего-либо;
4. Не предъявлять детям такого рода требований, которые им не под силу в настоящий период их развития;
5. Авансировать успех деятельности детей на уроке;
(Слайд №23) Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
· формальную;
· содержательную;
· аналитическую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_sovremennogo_uroka.docx | 60.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование современного урока
Что такое урок , знает каждый. (слайд №2)
Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Специфические признаки урока: (слайд №3)
- постоянная группа учащихся;
- руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них;
- овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.
Что же такое современный урок?
В этой связи немаловажно напомнить два основных значения слова «современный»: (слайд №4)
современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;
современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.
Несомненно, второй смысл слова для нас важнее в связи с тем, что в последние годы в школе обозначились новые педагогические тенденции –
изменение целеполагания в направлении природосообразности обучения
усиление личностной ориентации образования
индивидуализация образовательных траекторий учащихся
творческая и развивающая направленность базового обучения
технологизация и компьютеризация учебного процесса.
(слайд №5)
Три постулата современного урока:
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
2 Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры
Человек в качестве субьекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая роли цепи иникогда не выступая в роли средства.
Урок как система
Урок как система состоит из элементов (этапов): (слайд №6)
Элементы урока (этапы) взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру урока:
Урок как любая система должен иметь цель.
Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы
Педагогические цели и задачи урока (слайд №7)
образуют многоуровневую систему, включающую:
ПОМНИ: цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование, а при необходимости, трансформация наших целей в их цели. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.
Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске, в опосредованной ненавязчивой форме в ходе диалога. При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик
сам себе их поставил
они понятны ему
очевидны
с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)
Основными характеристиками целей сегодня являются
конкретность
привлекательность / побудительность
достижимость
Вариантов определений понятия «цель» не так много. Основные могут быть сведены к таким:
планируемый результат
ожидаемый результат определенных действий, осуществляемых самостоятельно или совместно с кем-то
образ будущего результата
М.В.Кларин выделяет несколько основных способов целеполагания. Образовательная цель должна отражать те изменения в ребенке, которые произойдут в процессе проведения каждого конкретного урока. Этими изменениями могут быть пережитые чувства, пробудившиеся желания, осознанные мотивы, обновленное видение себя, принятые идеи, проверенные умения…
Основные способы определения целей обучения по М.В.Кларину (слайд №8)
Целеполагание – главная функция деятельности учителя, возникающая на стадии замысла проекта урока. В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности, их предъявления друг другу, согласования и достижения
Целеполагание –
то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование
Цели должны быть: (слайд № 9)
реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
соотносимы с типом и содержанием урока
личностно ориентированы
(слайд №10)
Традиционный подход к целеполаганию | Целеполагание «от ученика» | Задачи этапа урока (микроцели) |
ознакомить учащихся с … | будут знать | узнают… вспомнят… |
выработать умения … | будут уметь | повторят… научатся… |
закрепить навык | приобретут навык | закрепят… поупражняются… |
воспитывать интерес к предмету | смогут поразмышлять … задуматься о … смогут проявить … | поразмышляют… продемонстрируют… |
воспитательные цели реализуются через 3 канала: содержание (текст упражнений, задач…), формы урока и личный пример учителя.
(слайд №11) Главная дидактическая цель урока может быть сформулирована следующим образом
Тип урока | Главная дидактическая цель урока |
Вводный урок | Дать общее представление о… |
Урок изучения новых знаний | Изучить… |
Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков | Закрепить…знания, сформировать…умения…, навыки… |
Урок применения знаний | Выработать умение применять знания в схожей ситуации, другой или самостоятельно |
Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщить единичные знания, привести в систему |
Урок проверки, оценки и | Определить уровень усвоения ЗУНов и их комплексного применения. |
Обучающие цели:
Обеспечить понимание содержания учебного материала
Обеспечить уровень его усвоения
Обеспечить применение знаний на практике в стандартной, нестандартной и творческой ситуации;
Добиться…
Сформировать и продолжить формирование общеучебного или специального…умения,…навыка,
Актуализировать…
Обобщить…
Систематизировать…
Воспитывающие цели:
Создать условия для…
Способствовать выявлению, раскрытию…способностей,
Возбудить интерес…
Прививать, укреплять навыки…
Убедить в целесообразности…, значимости…
Развивающие цели:
Способствовать становлению или развитию,,,
Содействовать развитию…
Помочь…
Для достижения целей урока на каждом его этапе планируются дидактические задачи.
(слайд №12) Элементы урока (этапы), взаимосвязанные между собой, образуют целостную структуру урока
В свою очередь, элемент урока – это часть урока, обладающая свойствами единственности и целостности. «Единственность» - невозможность дальнейшего расчленения элемента на логически целостные и завершенные части.
(слайд №13,14)
В традиционном понимании структура урока – совокупность его взаимосвязанных и взаимообусловленных составных частей (элементов). «Структура урока должна быть достаточно гибкой, она зависит от специфики дидактических задач, средств их выполнения и реальных условий обучения» (по В.В.Краевскому)
(слайд №15,16,17)
Примерная структура современного урока | |
Название этапа | Содержание этапа |
Организация деятельности | Мотивация, целеполагание, планирование |
Повторение (актуализация опорных знаний) | Определение уже имеющихся у учащихся знаний и представлений по изучаемой теме Активизация элементов ранее изученного содержания, чтобы облегчить изучение нового материала |
Изучение нового материала | Представление (в разных формах) той информации, которая необходима для усвоения учащимися |
Закрепление | Усвоенный материал может быть присвоен, когда появляется автоматизм в его использовании, т. е. это этап выполнения конкретных действий по присвоению информации: устные и письменные упражнения, решение задач, коллективное обсуждение и многое другое. |
Контроль | Сопоставление хода деятельности с какими-либо внешними критериями, эталонами, нормами и образцами. По целевому назначению различают срезовый и дифференцированный контроль. Срезовый: фиксируется некоторый уровень планируемых результатов обучения и определяется, кто из учеников достиг этого уровня, а кто – нет. Оценочная шкала, соответственно, бинарная. Дифференцированный: результаты каждого ученика сопоставляются со всей шкалой планируемых результатов обучения, чтобы выяснить, на каком уровне реально находится этот ученик. |
Коррекция | Данный этап рассматривается в разных источниках с двух точек зрения: 1 – анализ допущенных ошибок и их исправление 2 – анализ, развитие и распространение успешных решений Какую из позиций принять – подскажет твой профессионализм. |
(слайд №18) «Уроки, проводимые в одной форме, могут иметь разные структуры, и наоборот, разные формы могут иметь общую структуру» (по В.В.Гузееву)
Последовательная (простая; линейная) структура урока | Параллельная (сложная; нелинейная) структура урока |
В любой момент времени на уроке для всех учеников (возможно исключение до 10%) проводится один и тот же этап: повторение, контроль, изучение нового материала и т.д. | В одно и то же время разные ученики (группы учеников) занимаются разными видами деятельности: одни – выполняют самостоятельную работу по пройденному материалу, другие – самостоятельно изучают новую тему и готовят ответы на вопросы, предложенные учителем, третьи - … Таким образом, учащиеся работают в разных этапах урока. |
Уроки глубоко и основательно изучены в дидактике и в дополнительных комментариях не нуждаются. | Проводятся крайне редко, сложны в управлении; предъявляют высокие требования к мастерству учителя. |
Дифференциация, индивидуальный подход осуществляется путем применения карточек с заданиями различной сложности. | Позволяют работать в условиях глубокой дифференциации, обеспечивать индивидуальное развитие учащихся. |
Традиционная система обучения | Инновационные педагогические технологии |
(слайд №199,20)
Требования к современному уроку.
1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.
2. Учет реальных учебных возможностей учащихся уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.
3. Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.
4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.
5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших понятий, положений, выделение главного в содержании обучения.
6. Обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.
7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, проблемного обучения, которые способны активизировать познавательную деятельность учащихся.
8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.
9. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей.
11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.
12. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
13. Определение содержания и объема домашних заданий, не допуская перегрузки учащихся.
14. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций.
Дидактические требования к современному уроку:
четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся.
(Слайд № .21) Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
· четко определить и сформулировать для себя его тему;
· определить место темы в учебном курсе;
· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
· и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3.Спланировать учебный материал
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
· узнавание нового материала;
· воспроизведение;
· применение знаний в новой ситуации;
· применение знаний в незнакомой ситуации;
· творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
Составить три набора заданий:
· задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
· задания, способствующие осмыслению материала учеником;
· задания, способствующие закреплению материала учеником.
4.Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5.Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
· что контролировать;
· как контролировать;
· как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
(Слайд № 22) .Чтобы реализовать на уроке конкретные культурные нормы общения, педагог использует систему пяти простых организационных правил:
Доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле внимания каждого ребёнка и максимально содействуя соблюдению предложенной нормы взаимодействия;
Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей лёгкий способ исполнения требуемого;
Раскрывать положительную программу действий на каждый момент взаимодействия, придавая требованию позитивный характер, и избегать негативного требования, то есть требования не делать чего-либо;
Не предъявлять детям такого рода требований, которые им не под силу в настоящий период их развития;
Авансировать успех деятельности детей на уроке;
(Слайд №23) Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
· формальную;
· содержательную;
· аналитическую.
Литература:
Л.М.Плахова «Курс молодого бойца или Азбука директора школы», Москва, «Просвещение», 2005г.
М.Г.Ермолаева «Современный урок: анализ, тенденции, возможности», Санкт-Петербург, КАРО, 2008г.
М.В.Кларин «Сравнительный анализ некоторых психологических теорий научения», ж. «Школьные технологии», 2004г., №6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование современного урока. Целеполагание.
Данный материал разработан с целью организации деятельности Школы молодого специалиста. Целеполагание - достаточно сложный и один из самых проблемных аспектов работы учителя. В педагогической практике...
Статья "Проектирование современного урока на примере урока информатики."
Проектирование современного урока на примере урока информатики« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»....
Технологическая карта урока: основа проектирования современного урока
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы ра...
Требования к современному уроку: причины потери времени на уроке, проектирование современного урока в реализации ФГОС. Матричное оценивание деятельности учителя как способ профессионального развития педагога.
Методические материалы круглого стола. Взаимодействие с коллегами....
Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"
Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...
Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».
Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...
Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания
Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е....