Проектная деятельность-основа стандартов второго поколения
материал по теме

Похил Наталья Викторовна

Обобщение опыта работы в рамках проектно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_mo.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33 г.Владимира»

                                       

пЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ТЕМА:

«Проектно-исследовательская деятельность- основа стандартов второго поколения»


Автор: Похил Наталья Викторовна
учитель информатики

2012

 «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

А.Н. Колмогоров

Стандарты второго поколения – современные ориентиры качества образования.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и средней школы.

 Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой образования определяют 5 основных направлений развития общего образования. Одно из направлений – обновления образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрытия своих способностей, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты. Речь идет о Стандартах второго поколения – Стандартах 21 века.

Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов образования. Уже в школе дети должны получить возможность раскрытия своих способностей, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире.

Стандарты 1 поколения направлены на отработку знаний, умений, навыков (1998-2004г.г.).

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Сведения о проектных умениях по уровням сложности позволяют сформулировать педагогические задачи, решением которых достигается формирование проектной деятельности разного уровня, формируется разной степени сложности умение проектировать. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Предмет информатика и информационно-коммуникационные технологии преподаётся в нашей школе для детей разных возрастов, с третьего  по одиннадцатый класс

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения.

Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.

Таким образом, сложилась следующая система. Сначала  даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Например, для учащихся пятых и шестых классов проекты могут быть небольшие (на один урок):

5 класс – мини-проект «Анимация на  тему «»», созданная с помощью MS PowerPoint;

6 класс – мини-проект (интерактивная презентация) «Я и моя семья».

Для учащихся 7 – 9 классов проекты более длительные, рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе:

7 класс – проект «Сколько времени мы проводим за ПК», включающий мониторинг свободного времени ученика в течение недели, проведение расчётов в электронных таблицах и визуализация обработанных данных с помощью диаграмм и графиков.

8 класс – проект «Мой сайт», созданный с помощью языка HTML, включающий разные виды информации.

9 класс – мультимедийный проект «Мой класс»

Приёмы организации проектной деятельности в старших классах остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:

большинство учащихся уже имеют навыки работы на персональном компьютере;

изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;

формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой;

в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.

учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.

Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Это возможно сделать в рамках внеурочной деятельности. Для учеников, которые разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, незаменимым помощником является метод проектов. Формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей- основная цель моей работы.

Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Таким образом, представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии,  профессиональным интересам педагогической общественности.

Эта работа особенно актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода  на ФГОС нового поколения.

Выделяются следующие этапы работы над проектом:

 

        

В результате обобщения опыта по использования проектной технологии
в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:

Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Положительным результатом работы в использовании проектно-исследовательского подхода своей педагогической деятельности могу считать проект учащихся 9 «Б» , Неупокоева константина и Липатова Никиту, «Код да Винчи», занявший первое место в научно – практической конференции физико-математического цикла. В своей работе учащиеся продемонстрировали не только знание материала, но блестящее владение компьютерными технологиями, знание языков программирования.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

5. Библиографический список

Аюпова С.Д. «Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии» http://festival.1september.ru/

Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power Point / «Информатика и образование». 2002. №9.

Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения./ «Директор школы», № 6, 1995

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / «Народное образование», № 7, 2000.

Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. / «Учитель», № 4, 2000.

Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. / «Учитель», № 1, 2000.

Потылицина Е.А.  «Нетрадиционные формы проведения урока физики в основной школе». http://www.idppo.kubannet.ru/

http://pedagog2010.lokos.net/article/standarty-novogo-pokoleniya-sovremennye-orientiry-kachestva-obrazovaniya

Выбор темы проекта

С помощью учителя-предметника

Самостоятельно

Распределение обязанностей

В парах

В группах

Детальная разработка проблемы

Разбиение проекта на подпроекты

Определение целей подпроектов

Поиск информации по проблеме

Анкетирование

Библиотека

Интернет

Оформление проекта

На бумажном носителе

На компьютерном носителе

Презентация проекта

Защита проекта

Оценивание проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования по Стандартам второго поколения

Данная программа является частью общеобразовательной программы начального общего образования ( ООП НОО) разработанная в МБОУ СОШ №3 2010 год в связи с участием школы в эксперименте по внедрению Станда...

Презентация "Стандарты второго поколения. Иностранный язык"

Презентация является сопровождением к выступления на МО учителей иностранного языка "Федеральный государственный стандарт общего образования  второго поколения: деятельностный подход. Иностранный...

Материалы по внедрению стандартов второго поколения

Здесь размещены материалы для изучения содержания стандартов второго поколения по физике....

Сравнительный анализ государственного стандарта второго поколения для начальной школы со стандартами основной школы по русскому языку

Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Главное отличие нового плана – появление в нем в качестве обязательного компонента внеу...

Формирование универсальных познавательных учебных действий по музыке во втором классе государственных стандартах второго поколения.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели .Учитель привить ученикам новые умения. Во – первых , это универсальные учебные действия, которые составляют основу умения уч...

Формирование универсальных познавательных учебных действий по музыке во втором классе государственных стандартах второго поколения.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели .Учитель привить ученикам новые умения. Во – первых , это универсальные учебные действия, которые составляют основу умения уч...

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...