Тема «Метод проекта как условие развития творческой личности»
статья по теме

Пожидаева Светлана Сергеевна

В помощь учителям при работе над ворческим проектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Парабельская гимназия

РЕФЕРАТ

Тема «Метод проекта как условие развития творческой личности»

Выполнен: Пожидаевой С.С.

учителем географии, высшая категория

Томск -2012 г.

ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ИНДУСТРИЯ,

НАПРАВЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ.

С. П. КАПИЦА

Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этим обусловлено распространение метода проектов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюби. он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важно, чтобы проблема была взята из реальной жизни, являясь знакомой и значимой для ребенка. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении. Но в результате они должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему.

В современном понимании проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Цели проектной деятельности таковы: воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, формировать проблемы и находить пути решения; развитие у учащихся критического мышления.

Проектная деятельность – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.

Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Этим и обусловлено распространение в школах методов и технологий проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении.

При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Метод проекта позволяет выбирать темы подпроекта, партнеров по работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Все это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает их мотивацию у учебе, познавательную и творческую активность.

Данная  деятельность требует от учителя, который выбрал для себя направление работы с помощью метода проекта, не только быть учителем-предметником, но и стать специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе, иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками. Нельзя резко ограничивать самостоятельность и инициативу учащихся, чтобы у них не пропал интерес к творчеству.   

Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.

Работа над творческим проектом проводится поэтапно. Исследователь Н.В. Матяш выделил три основных этапа: организационно – подготовительный, технологический и обобщающий (см. табл. 1)

Таблица 1

Этапы выполнения творческого проекта


п/п

Название подэтапа

Содержание подэтапа

I. Организационно – подготовительный этап

11

Поиск проблемы

Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное.

Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк проектов, раскрывает требования к ним, технологии их выполнения и критерии оценивания

2.

Осознание проблемной области

Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирает одну, наиболее актуальную.

Учитель выступает в роли консультанта.

3.

Выявление конкретной потребности. Первое мини- исследование

Опираясь на собственные знания и обобщая информацию различных источников, учащиеся проводят мини – исследования.

Учитель – наблюдатель, консультант, советчик

4.

Определение конкретной задачи и ее формулировка

У-ся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта.

Учитель помогает уточнить формулировку

5.

Построение «звездочки обдумывания». Второе мини – исследование

У-ся на листе бумаги составляют схематический перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, дизайн.

Учитель проверяет, уточняет, советует

6.

Выработка  идей, вариантов, альтернатив. Третье мини – исследование.

Учащиеся на листе бумаги «набрасывают» возникшие идеи, записывают их в виде фраз, отдельных слов, картинок и т.д.

Учитель уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу

7.

Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Четвертое мини-исследование

Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают эскиз продукта проекта  с его описанием.

Учитель наблюдает, консультирует, обобщает

8.

Разработка технологического процесса

Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля.

Учитель наблюдает, консультирует, обобщает

9.

Контроль качества

Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества проекта.

Учитель проверяет, обобщает результаты

II. Технологический этап

10.

Выполнение технологических операций

Учащиеся подбирают режимы работы, самоконтроль, вносят изменения в технологический  процесс, контролируют последовательность операций, режимы обработки, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, контролируют организацию рабочего места

III. Обобщающий этап

11.

Коррекция

Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устанавливают и устраняют недочеты

12.

Контроль, испытание

Учащиеся осуществляют контроль и коррекцию параметров продукта

Учитель наблюдает, консультирует

13.

Записки, реклама

Учащиеся готовят рекламу.

Учитель наблюдает, консультирует

14.

Оформление

Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями

Учитель консультирует, помогает

15.

Самооценка

Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта

Учитель наблюдает, консультирует

16.

Защита проекта

Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы

Учитель слушает и участвует в оценке проекта

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Некоторые критерии оценивания работ учащихся

Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом

Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения своей работы.

Практическое использование предметных и надпредметных знаний, умений и навыков.

Количество новой информации, использованной в работе.

Степень осмысления использованной информации.

Уровень сложности и степень владения использованными методиками.

Оригинальность идеи, способа решения проблемы.

Осмысление проблемы проекта и формирование цели проекта или исследования.

Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности.

Владение рефлексией

Творческий подход к подготовке объектов наглядности для презентации.

Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Собранный материал реферата носит общепринятый характер, и был успешно использован в моей личной практике. Чтобы  приобрести опыт и найти что-то новое, нужно работать, искать, не бояться браться за эксперимент.

«Чтобы научить решать задачи, надо их решать», - заметил когда-то Д. Пойа.

Литература:

Биология.5- 9  классы: проектная деятельность учащихся/ авт.- сост. Е.А. Якушкина и др.- Волгоград: Учитель, 2009.

География.9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.- сост. Н.В. Яковлева.- Волгоград: Учитель, 2008.

Обществознание .6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А. Северина.- Волгоград: Учитель, 2011

Опытно- экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология (из опыта работы) /авт.- сост. В.В. Москаленко, Н.И. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.

Технология. Творческие проекты: организация работы/ авт.- сост. А. В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.

Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят,  что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Понятие о проектной деятельности. Метод проектов и его преимущества. Основные требования к использованию метода проектов....

статья "Метод проектов как условие развития творческой личности школьника"

В статье представлена система действий учителя и учащихся на определённых этапах  разработки проектов и как пример приводятся основные этапы разработки  и тезисы  научно-исследовательск...

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

В статье ставится задача рассмотреть исследовательскую  деятельность  как  развитие творческой личности. Творческая личность - это личность человека-творца, который создает  новые...

Выступление на заседании учителей естественно-математического цикла «Метод проектов как условие развития творческой личности»

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине....

«Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой личности»

В работе представлена система преподавания с использованием технолонии исследовательской деятельности. Считаю целесообразным  применение исследовательской  технологии, которая способствует б...