Материал к занятию "Кукла в жизни русского народа"
занимательные факты по теме

Гуля Наталья Владимировна

Одним из моих любимых занятий является собирание коллекции кукол.

Кукол собираю в основном фарфоровых. Кукла – это не только игрушка, это часть культуры со своей историей.

В своей работе я познакомлю вас с историей самых первых кукол, которые создавались на самой заре зарождения нашего государства.

В своей группе в рамках проекта «Приобщение детей к культуре народов Забайкальского края»  я несколько занятий посвятила истории русской куклы.

Русская пословица говорит: «С куклами возиться - бытию учиться».

Для русского человека кукла было не просто игрушкой, забавой, а носительницей определённого смысла, обряда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly.docx41.99 КБ
Файл kukly_v_zhizni_nashih_predkov.pptx469.32 КБ
Файл kukly_2.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Куклы в жизни наших предков

Одним из моих любимых занятий является собирание коллекции кукол. Кукол собираю в основном фарфоровых. Кукла – это не только игрушка, это часть культуры со своей историей. В своей работе я познакомлю вас с историей самых первых кукол, которые создавались на самой заре зарождения нашего государства.

В своей группе в рамках проекта «Приобщение детей к культуре народов Забайкальского края»  я несколько занятий посвятила истории русской куклы.

Русская пословица говорит: «С куклами возиться - бытию учиться».

Для русского человека кукла было не просто игрушкой, забавой, а носительницей определённого смысла, обряда.

Кукла является первой среди игрушек в русской игровой культуре.

Кукла – оберег является первоисточником народной обрядовой культуры     т. к. обряды и ритуалы древних славян были основаны   на смысловом значении куклы.

На сегодняшний день кукла – оберег, не утратила своего предназначения и исторической ценности и до сих пор  является объектом  исследования для этнографов, историков,  психологов, медиков, педагогов и искусствоведов.

Одной из известных кукол является кукла-скрутка.

Кукла-скрутка - это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. Древнейшие образцы таких кукол найдены в Египте - в захоронениях-современниках пирамид. История же России не представляется без этих маленьких чудесных созданий: в каждой русской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми, а либо обережными.

Самые первые куклы делались из золы. Как это ни странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом.  Я думаю - оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Я немного расскажу о некоторых.

Итак, самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Это первая самодельная кукла, которую я увидела. Мне её показала моя бабушка. Когда я бывала летом в пионерском лагере, в бытность моего далёкого детства, мы с девочками с удовольствием играли в такие куклы.
Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в неё клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у неё ладилось.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зернушку". Делали её после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зёрнами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у неё были дети.

И смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несёт в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту... А порой - и суженого указать, ребенка от хвори вылечить, о судьбе поведать. И для разных целей куклы изготавливались разные.

Куклы-скрутки - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не пригодятся нам в этой затее: кукла-скрутка изготавливается без использования иглы и ножниц. И в этом тоже был заложен огромный смысл.

Кроме всего прочего, изготовление куклы-скрутки имеет мощные антистрессовые свойства: куклотерапия давно известна современным психологам и широко используется и у нас, и за рубежом. Работа с куклой помогает женщине раскрыться, ощутить свою женственность, проявить любовь и заботу о самых дорогих людях. Узелок за узелком уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом, и чувствуется прикосновение к чему-то волшебному. Рождение куклы и есть самое настоящее волшебство.

Если изготавливается кукла-оберег, нужно использовать свеже-сорванную «живую» веточку с «хорошего» дерева. Это правило для большинства народных кукол.

Разные виды кукол использовались для детских игр. Самая простая делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья. Потом кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Игрушка готова. Еще один вид кукол делали из щепки, которую также обматывали лоскутами. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным. А кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика.

Все детские куклы являлись одновременно оберегами, которые должны изготовляться без иголок и ниток. Игрушка «шудон» в переводе с удмуртского означает «счастье». Эта посланница древних времен, эпохи матриархата, готовила девочек к семейной жизни, к материнству. Она играла большую воспитательную роль в крестьянской семье. Родители трудились с утра до вечера и детьми занимались мало. Вместо себя оставляли «заместителей» в виде игрушек. Их мастерили из подручного материала: из оставшейся соломы, полешек, щепок, обрезков ткани. В крестьянском доме ничего не пропадало и каждый лоскуток шел в дело.

Зимние лихоманки (есть еще и весенние) - это обережные куклы от нечести в доме, которая является причиной болезней и разлада в доме. Зимних лихорадок 12, каждая имеет свое имя и связана с определенной болезнью (злым духом). Лихорадок клали в печь, в современном варианте, где-то рядом на полку. И украшение для кухни и помощь в доме. И естественно, так как кукла обережная, то делается по определенным правилам.

Например кукла Лихоманка, Трясовица.

Лихорадки, они же Лихоманки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Слово «лихорадки» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка («манья» - привидение, «манить» - лгать, обманывать).

По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полёте своём она целует избранные жертвы, и от прикосновения её уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет болезнь губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка...»

Согласно славянской мифологии, создал Лихорадок злокозненный Чернобог из грязи, болотной жижи и колючек репейника. Летом богатырь Перун загоняет злых лихорадок в адские глубины огненные, потому в это время людям они не опасны. А с началом зимы, когда Перун засыпает, Чернобог насылает их вновь на род людской. Как начинает день быть короче ночи, нужно начинать беречься их. Например, защитных кукол делать.

В народе существует множество преданий и поверий о лихорадках. Сёстры могут ходить по земле, как все вместе, так и в одиночку. Могут залетать в дом через печную трубу или вентиляционное окно. Могут окликивать людей с улицы ночами, кто отзовется во сне – заболеет. Из табуистических соображений зовут их ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тетка, гостьюшка, гостейка и др. Упоминаются случаи, когда людям удавалось погубить или поймать и заточить лихорадку. Наверное поэтому количество демониц в разных местах называется разное. Чаще всего, говорится о том, что числом их 9, 12, 13, хотя есть варианты и по 40, 77.

Согласно мифам уже христианских времен, лихорадок - девять или двенадцать крылатых сестер, дочерей царя Ирода и царицы Жупелы.

Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды. Остальные двенадцать сестер во всем ей послушны. Всем остальным сестрам народ тоже дал имена. Лихорадки в своих названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного.

Вот эти названия:

1. Трясся (Трясавица) - от глагола «трясти».
2. Огнея, или Огненная: «Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи», - то есть она производит внутренний жар.
3. Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): словно лёд, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться.
4. Гнетея - она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.
5. Грудица или Грынуша - ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.
6. Глухея или Глохня - налегает на голову, ломит её и закладывает уши, отчего больной глохнет.
7. Ломея, или Костоломка: «Аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину».
8. Пухнея - пускает по всему телу отёк (опухоль).
9. Желтея, Желтуха - эта желтит человека, «аки цвет в поле».
10. Коркуша, или Корчея - ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.
11. Глядея - не даёт спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.
12. Невея (мертвящая), огнеястра - она всех проклятее, и если вселится в человека - он уже не избегнет смерти. (Это та самая плясавица , то есть Иродиада , ради которой была отрублена глава Иоанна Крестителя).

Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок.

Делали их из щепок обмотанных лоскутками (обязательно) из сношенной одежды. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в неё и вселится вместо кого-то из домочадцев. Поэтому, поработавших свой срок куколок сжигали по весне на Сараки или Чистый четверг или на Благовещенье (в разных местах по-разному), освобождая дом от негатива.

Изготавливая лихорадок, часто читали заговор, называя каждую по именам. Мастерство состояло в том, чтобы вязались куклы в ритме наговора, последний завязанный узел, совпадал с последним словом.

Одевали лихорадок покрасивше, поярче, чтобы кукла точно понравилась болезни-демонице.

Если в доме кто-нибудь болел, хозяйка уговаривала куклу освободить человека от болезни, начиная дополнительно украшать её одежду и делать подношения. Когда добрые уговоры не помогали, хозяйка могла начинать бранить её, обещая выставить на улицу, где холодно и голодно, или пугать, что бросит в печь.

Куклы кувадки.

Кувадки - простые и очень непростые куклы, простые по форме и непростые по образу которые они раскрывают, по тому состоянию, которое открывается, когда их делаешь.

Сегодня мало кому известен обряд «кувады». Но в середине XIX века он, как полустёршийся след дремучей старины, еще существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребёнка.
Мужчине, отцу ребенка, отводилась особая роль. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются «кувада».
В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни).
Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу.

После родов куклы сжигались во время обряда очищения.

К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались.
Но назначение их изменилось: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от злых духов. Обычно в связке было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и весёлые, они заменяли погремушки. Так же считали, что до четырех лет нельзя давать в руки ребенка ничего холодного - ни железа, ни глины. Чтобы не застудить душу. А в руках у детей постоянно были "тёплые" куклы - из ткани или дерева.

Кувадки можно подвесить над колыбелью целой гроздью, и количество кукол обязательно должно быть нечетным. Это важное условие для того, чтобы куклы стали оберегом.

Кукла-скрутка, висящая в доме на стене, – наилучший оберег от порчи и сглаза. Сделать ее может каждый. Главное – приступая к работе, думать только о хорошем. Помните о том, что лоскутки, из которых вы будете мастерить платье, косынку и фартук куклы, должны быть новыми. Наши предки верили, что одежда, поношенная человеком, хранит в себе его проблемы и печали.

Источники:

  1. Афанасьев А.Н. Воззрения славян на природу. – М.: Современный писатель, 1995;
  2. Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. – Л.: Наука, 1989;
  3. Латынин Л.А. Образы народного искусства. -  М.: Знание,   1983;
  4. Сапожникова Т.Б.  Изготовление тряпичной куклы. – Первое сентября, Искусство, 2006  №20;
  5. Рыбаков Б.А.  Язычество древних славян. – М.: Русское слово, 1997;


Славянские куклы – обереги . http://www.vsepodelki.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куклы в жизни наших предков Гуля Н.В. МБДОУ № 58 Г.Чита

Слайд 2

Наиболее древний вид народной игрушки «панк»

Слайд 3

Кубышка-Травница. Тряпичная кукла, наполненная ароматными травами: мятой, мелиссой, чабрецом и др. Древнейший способ наполнить дом чудесными ароматами. Действует успокаивающе или наоборот бодряще. Эта кукла изготавливается уникальным образом без иголки.

Слайд 4

«БЕССОНИЦА» Если плачет вдруг дитя, Быстро сделаем тебя, Лоскуточки подберем В колыбель твою кладем

Слайд 5

Лихоманки Свадебная кукла-неразлучники

Слайд 6

«ЛИХОРАДКИ» Двенадцать фигурок у печки висят Во все стороны глядят Нет ли где болезни, хвори Хранить здоровье наша доля!

Слайд 7

«НЕРАЗЛУЧНИКИ» Вместе в радости и горе Неразлучная семья, Чтобы зло не приходило Стороною обходило .

Слайд 8

Кувадки Зернушка

Слайд 9

Филипповка Интересная шестирукая кукла, помощница по хозяйству, хранительница порядка. Помогает женщине справляться со множеством дел, распределять свои силы, чтобы в доме были чистота, порядок , уют и лад .

Слайд 10

Ресурсы: http :// www.rukukla.ru/article/trya/tulckii_macterovoi_kuklapereverty6.htm Славянские куклы – обереги . http :// www . vsepodelki .



Предварительный просмотр:

МБДОУ № 58

Развлечение для детей старшей группы

Тема: «Кукла из глубины веков»

Цель: Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.

Задачи:

  1. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.
  1. Формировать у детей творческие способности в создании кукол-оберегов.
  2. Продолжать упражнять в умении завязывать узелки.
  3. Совершенствовать мелкую моторику.
  4. Расширять словарный запас: оберег, кувадка, лихоманка.
  5. Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
  6. Развивать сценические способности.

Предварительная работа:

  1. Занятия на тему «История тряпичной куклы», «Кукла - оберег», «Лекарственные растения».
  2. Заучивание пословиц и поговорок о труде, потешек, нескладушек и т.д.
  3. Просмотр презентаций о куклах,

Оборудование:

  1. Нитки шерстяные, разноцветные.
  2. Ножницы.
  3. Веник.
  4. Презентация «Куклы моего народа»
  1. Выставка кукол и журналов о куклах.
  2. Куклы.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Ход :

Воспитатель: Дорогие ребята! Я узнала, что вы в детском саду изучаете историю кукол и учитесь делать их своими руками. Приглашаю Вас в гости - посетить мою выставку кукол.

-Давайте рассмотрим с вами, какие тут есть куклы.

Дети; Пластмассовые, фарфоровые, глиняные, тряпичные, резиновые, бумажные. Эти куклы сделаны на различных фабриках по изготовлению игрушек. Все эти куклы современные, а вы изучали историю возникновения кукол, и даже сами учились их делать.

Воспитатель: Расскажите, из чего делали самые первые куклы в Древней Руси?

Дети:

  1. Самые первые куклы делались из золы.
  2. Брали золу из печки и смешивали её с водой.
  3. Потом скатывали шарик, сушили и к нему прикрепляли юбку.
  4. Такую куклу называли Баба - женское божество.
  5. Этой куклой не играли, она была оберегом, и её передавали от бабушки к внучке.

Она была оберегом.

Воспитатель: А что такое оберег?

  Дети: Оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

-        А из чего еще делали кукол в Древней Руси?

Дети: Из дерева, но такими куклами тоже не играли. Женщина давала куклу мужу, когда тот уходил на войну или в дальнюю дорогу. Она охраняла его и напоминала о доме.

Воспитатель: - А вы знаете, ещё женщины делали кукол из стриженых волос, складывали их в мешочек и клали эту куклу около больного, чтобы он быстрее выздоравливал.

Дети, а что вы знаете про куклу - стригушку- травницу.

Дети: Такую куклу делала из травы мать, работая в поле, что бы ребёнку было чем играть.

Воспитатель: -А какую траву добавляли, чтобы кукла приносила пользу?

Дети: Лекарственные: зверобой, подорожник, пижму, клевер, ромашку, медуницу, мяту...

Воспитатель: На Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра - Маланья. Давайте покажем.

Физминутка

У Маланьи у старушки

(хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей.

(показать семь пальцев)

Все без бровей,

(очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами,

(растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами

(показать длинный нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами,

(очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой,

(очертить большой круг вокруг головы)

 Вот с такой бородой.

(показать руками большую окладистую бороду)

 Они не пили, не ели

(одной рукой поднести ко рту «чашку», другой - ложку»)

На Маланью все глядели,

(держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И всё делали вот так...

(ребёнок показывает любое движение).

Воспитатель:

На завалинках в светёлке,

Иль на бревнышках каких

Собирались  посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души.

  Наш досуг порою мелок,

  И чего там говорить:

       Скучно жить без посиделок,

        Их бы надо возродить!

Детей приглашают на посиделки Бабушка.

Удобно ли вам гости, дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?

Ребёнок

Гостям-то, известное дело, хватило место, да не тесновато ли хозяевам?

Бабушка.

В тесноте, да не в обиде!

Красны девицы, да добры молодцы,

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь!

Исполняются шутливые диалоги.

Девочка

Ой, ребята, а я что видела!

Дети

Что?

Девочка

Ехала деревня мимо мужика,

 Вдруг из подворотни лают ворота!

Мальчик

Лошадь ела кашу, а мужик овес.

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Девочка

Стучит-бренчит по улице,

 Фома едет на курице.

А Тимошка на кошке, по кривой дорожке!

Мальчик

Катя-Катя, Катюха!

Оседлала петуха.

Петух заржал, на забор побежал!

Девочка

Ну, ребята, вы загнули,

Чуть не до смерти пугнули,

Да и где же это видано?

Да и где же это слыхано?

Бабка

Ну и шутники вы!

Вот видите у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: « Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка оставила. Береги его - он полон добра! Я сберегла и теперьвам покажу, что в нём! Старенький сундук, уже 200 лет ему, а может и больше!

Как вы думаете, ребята, что в нём? (предположения детей)

А хотите заглянуть? Открываем сундук. Ой, да здесь куклы, да какие красивые! Для чего этих кукол сделали? Чтоб деткам играть, развлекаться, да ума набираться!

Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? Почему вы так решили? Конечно, добрый и его доброта поселилась в каждой кукле. Поэтому кукол любят и взрослые и дети!

А каких кукол вы знаете? Расскажете нам? Просмотр презентации.

Бабка:

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.

И блоху он подкует, дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет,

А что такое утварь? Почему её так называли?

А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.

Ведь с детства не научишься,

Всю жизнь намучишься.

Ну-ка, кто хочет свое умение показать?

Давайте покажем всем, какие куклы вы умеете делать. Но сначала разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла

(шагают по столу средний и указательный пальчики)

И играла, и плясала,

(шагают по столу безымянный и средний пальчики)

До чего ж она устала -

(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

Забралась под одеяло,

(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает её)

Правила ТБ в работе с ножницами.

Бабка.

А вы, ребятушки, что призадумались? Призадумались, Закручинились? Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось. И для вас у меня есть игра-забава. Ну-ка, где мой веник волшебный.

Становитесь, ребятки. Вы в кружок скорей вставайте и играть начнем.

Будем передавать веник. На ком веник остановиться, тот и загадку загадывает.

           Игра "Веник". Загадки:

  1. Три струны, её узнай-ка,
  2.  Заиграла             Балалайка.

Без неё в деревни скучно,

Вместе с ней поют частушки.

 Пляшет Маша и Антошка

Под весёлую                Гармошку.

3. Деревянная подружка,
Без неё мы как без рук,
На досуге веселушка

И накормит всех вокруг.

 Кашу носит прямо в рот,

 И обжечься на даёт! Ложка!

Вот вам задание. Это куклы кувадки. Отгадайте, что в них спрятано?

-Давайте определим, что спрятано в кукле?

Дети на ощупь определяют, что находится в кукле:  фасоль, овёс, гречка.

Кто знает, зачем в куклу клали это?

Переговорки между девочками и мальчиками.

Мальчики: Девочки-беляночки

 Где вы набелилися?

Девочки: Мы вчера коров доили

Молоком умылися,

Мальчики: Вы послушайте девчата

Нескладуху буду петь

Не дубу свинья пасётся

 В бане парится медведь.

Девочки: А у нас на сарафанах

Косолапы петухи

Сами мы не косолапы

Косолапы женихи.

Мальчики: Запрягу я кошку в дрожки

А котёнка в тарантас

Повезу свою подружку

Всем соседям напоказ.

Девочки: Мы с Егорушкой сидели

У куста малинова

 Сверху ягода упала

Придавило милого.

Мальчики: На горе стоит телега

Слезы капают с дуги

Под горой стоит корова

Надевает сапоги.

Девочки: По деревне я пошла

 Димочку увидела

 Под кустом сидел и плакал

Курица обидела.

Ох, вы меня и насмешили.

Бабка. Засиделись мы что-то. Ну, плясать выходи и девчат выводи.  Танец «Матрёшки».

А теперь рукодельницы покажите своих кукол. Какие куклы у вас получились? Как их называют? Для чего их на Руси делали?

Ну и куклы у вас получились, на загляденье. Вот порадовали, так порадовали. А теперь настало время и мне вас угощать. Курочка у меня под печкой сидит, да яйца несёт не простые, а шоколадные. Милости прошу к угощению.

Дети получают угощение и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...

конспект урока "Ритуалы, обычаи в жизни русского народа Владимирщины

Конспект урока "Ритуалы, обычаи в жизни русского народа Владимирщины"....

"Музыка в жизни русского народа"

Фрагмент урока музыки (слушание). 1 клаас, 2 четверть....

Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"

Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....

Внеклассное мероприятие по биологии "История одного растения в жизни русского народа"

Форма проведения: интеллектуальная играКатегория участников: 5-7 классЦели: 1.Образовательные: научить составлять описания растений, характеризовать роль растений в жизни русского народа;2.Развивающие...

Методическая разработка внеурочного занятия «Образ тряпичной куклы в жизни русского народа» (мероприятие, приуроченное к празднику «День Матери»).

    Аннотация Занятие в рамках внеурочной деятельности посвящено актуальным вопросам духовно-нравственного воспитания. Замысел занятия заключается в приобретение знаний о б...


 

Комментарии

Рябова Галина Георгиевна

Наталья Владимировна! Интересное у Вас увлечение. Спасибо за работу!
Детям 4 класса покажу и расскажу обязательно.

Банникова Наталья Анатольевна

Замечательная работа! Много нового для себя открыла. Нужно будет ученикам показать обязательно.

Вагу Мария Викторовна

Интересная работа, особенно для ребят начальной школы.

Гуля Наталья Владимировна

Спасибо большое за комментарии.

Карандина Галина Ивановна

Добрый вечер, Наталья Владимировна! Очень интересная работа. Я со своими учащимися выполняла исследование по данной теме и хочу заметить, что данный материал захватывает детей.
Спасибо!

Яковлева Маргарита Сергеевна

Наталья Владимировна!Радует каждая Ваша работа!Видно,что Вы творческий педагог!Спасибо!

Гуля Наталья Владимировна

Спасибо большое за отклики. Готовлю открытое занятие с использованием кукол, нарядов для детей, русской самопрялки и т.д. Они у меня любят русские песни петь.

Нестерова Марина Георгиевна

Наталья Владимировна! Как интересно, узнала новое для себя, можно использовать на практике в школе.

Хусаинова Екатерина Сергеевна

Уважаемая Наталья Владимировна!Прекрасная работа!Думаю, детям будет очень интересно узнать о куклах наших предков.

Гуля Наталья Владимировна

Спасибо, коллеги, за добрые слова.

 Андрей Андрианович Канев

Наталья Владимировна! Удачи Вам в Вашем прекрасном творческом мастерстве!!!!

Петухова Елена Васильевна

Интересная работа.

Быкова Галина Ивановна

Умница! Работа отличная! Надо идти в школу работать.

Гуля Наталья Владимировна

Спасибо, Галина Ивановна! Но куда же я своих непосед брошу. Они для меня самые любимые. Через год может с ними пойду. Не знаю.