Возможности одаренного ребенка в образовательном пространстве
статья по теме

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья20.93 КБ

Предварительный просмотр:

  

Возможности одаренного ребенка в образовательном пространстве

 Н.Б. Бархатова, Н.А. Иванова, Н.Ф. Седова

Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям.

Ш.А. Амонашвили

 В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», «Концепции модернизации образования до 2010 года», Президентская инициатива «Наша новая школа». Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети  являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Педагоги – новаторы, исследователи, занимающиеся проблемой одаренности, считают, что изучение особенностей развития одаренных детей вносит значимый вклад в распознание возможностей всех детей.

Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, марафонах. Сложность заключается и в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

2. Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.

3. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.

4. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.

5. Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одарённых детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Выявление одаренных детей должно начинаться уже с детского сада на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности; имеют активную, познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Современная школа стремится к созданию условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей. Это выражается в:

  1. создании для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;
  2. включении в учебный план факультативных и элективных курсов, профильном и углубленном изучении предметов школьной программы;
  3. развитии сети дополнительного образования;
  4. организации научно-исследовательской деятельности;
  5. организации и участия в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
  6. организации эффективного взаимодействия педагогов.

Образовательные или воспитательные, так называемые развивающие программы для одаренных детей, подчас, не развивают способности ребенка, а только эксплуатируют их. Творческий продукт ребенка нужен учителям или родителям примерно так же, как язычникам нужен фетиш. Олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции истощают одаренность ребенка так же, как ее истощают ожидания и надежды взрослых, которым ребенок пытается соответствовать. Здесь мы встречаемся с проблемой. С одной стороны, одаренность ребенка как бы слишком востребована социумом, с другой – одаренность впадает в кризис невозможности реализоваться, предъявить свои способности. Тонкость в том, что сообщество взрослых требует из лучших побуждений не столько того, что может делать ребенок, сколько того, что хочет, чтобы этот ребенок делал. В педагогической практике эта тонкость очень заметна. Когда учитель обучает не в соответствии с индивидуальной и уникальной зоной ближайшего развития именно этого ребенка, а привычно предъявляя всеобщий образец, стандарт, стереотип, т.е. свои амбиции и ожидания. Остается острым открытый вопрос, что ребенок постепенно лишается своей одаренности, обменивая ее на признание, похвалу, заботу, внимание и т.п. Вместе с этим он утрачивает свою собственную жизнь, свои переживания, свои действия, утрачивает самого себя. Вот тот барьер, который не могут преодолеть большинство одаренных детей. Для того, чтобы одаренному ребенку вырасти в одаренного взрослого, педагогический процесс должен быть выстроен в режиме педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личности одаренного ребенка и поддержки его одаренности через предоставление ребенку : 1) права приобретать собственный познавательный опыт, 2) права быть субъектом собственной деятельности. То есть приобретать собственный жизненный опыт, попросту предоставлять права быть и становиться  Самим Собой. Как выясняется, это очень непростая педагогическая задача. Таким образом, личность одаренного ребенка не будет слишком деформирована, если в паре «образовательная система - одаренный ребенок» будет восстановлено равновесие. Для этого необходимо сместить акцент с одаренности ребенка на саму личность этого ребенка, акцент с процесса целенаправленного развития неких качеств на процесс педагогической поддержки, создания условий для естественного роста одаренного ребенка. Итак, возможность накапливания индивидуального познавательного опыта, индивидуального жизненного опыта, возможность быть субъектом собственной деятельности – вот те опоры, на которых строится полноценная педагогическая поддержка одаренным детям. Литература

1. Артемов В.А. Естественный эсксперимент. Его применение в школе первой ступени. М., 1997

2. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991

3. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1993

4. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал. 1994. Т. 15. , № 4. С. 83-93.

5. Кулемзина А.В. Связь показателей интеллекта и умственной одаренности // Наш Понедельник. Новосибирск, 1998.

6. Кулемзина А.В. Детская одаренность: Психолого-педагогическое исследование. Томск, 1999.

7. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М., 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»...

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

Паспорт проекта Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве

ПроблемаКак из массовой общеобразовательной школы сделать инклюзивную школу?Идея проектаОбеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха всеми б...

Выступление на тему «Особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.Социализация и...

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».

В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, вызванные различными отклонениями в состоянии здоровья, и н...

Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....