ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ
методическая разработка на тему

Калашникова Ольга Викторовна

Методическая разработка "ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorenie_proydennogo_na_uroke.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ

СВОЯ ОПОРА

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

  Ученик составляет развернутый план опорного конспекта. Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои планы, хотя бы частично.

ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ

  Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

  Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают.

ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ

  Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

  При этом не обязательно , чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них останутся как открытые проблемы данной темы.

СВОИ ПРИМЕРЫ

  Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.

  Возможны сочинения своих задач. Выдвижение идей по применению изученного материала.

ОПРОС – ИТОГ

  В конце урока учитель задает вопросы, побеждающие к рефлексии урока.

 Например: что на уроке было главным? Что было интересным? Чему научились? На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек. Мнения, возможно, и не совпадут. Важно: учитель не должен добиваться , чтобы главным назвали именно то, что считает таковым он. Другое дело – он может наравне со всеми высказать свое мнение.

ОБСУЖДАЕМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.

  При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается. Сильный учитель не даст манипулировать собой при таком обсуждении, но всегда учтет и мнение учеников. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ РАНЕЕ ТЕМ

СВОЯ ОПОРА

  Ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы.

  Часто это имеет смысл делать на листе большого формата. Не обязательно всем классом повторять таким образом тему. Пусть, например, половина учеников повторяют одну тему, а другая половина – другую. Можно предложить ученикам создать «универсальную шпаргалку» по данной теме.

ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ

  Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.

  Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков.

ПОВТОРЕНИЕ С РАСШИРЕНИЕМ

  Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволят дополнить знания по всей ранее изученной темы. 

  На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ

  Ученики подбирают или придумывают свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

  Прием хорош тем, что повторение предыдущего сколь угодно давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения.

УРОВНИ И ВИДЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ТРИ УРОВНЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  Учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.

  Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

  Второй уровень задания – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивать программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого типа.

  Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

  Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить некоторые типовые группы. Например, ученикам предлагается разработать:

-сказки, фантастические рассказы по учебным темам;

-чайнворды, кроссворды;

-тематические сборники интересных фактов, примеров и задач;

-учебные комиксы;

-плакаты – опорные планы.

ЗАДАНИЕ МАССИВОМ

  Любой из уровней д/з учитель может задать массивом. Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.

  Учитель задает например 60 задач. Ученик обязан решить минимум 15, остальные – по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал – тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.

  Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам, особенно в подростковом возрасте.

  Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, не который способен «замахнуться». И таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.

  Хочу подчеркнуть плюсы при задании массивом.

1.Происходит самосогласование  ребенка и уровня задач, которые он решает.

2.Дети решают разные задачи, у них появляется дополнительная возможность поговорить не на тему «мыльной оперы», а на тему учебную, обменяться решениями.

3.Выбирая свои задачи, ученик волей – неволей читает остальные. Таким образом, его учебный кругозор становится гораздо шире, то есть он знает гораздо больше задач, чем ему дают, а также учится с первого взгляда оценивать сложность задачи.

ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ

  Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания.

  Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности.

ТВОМЧЕСТВО РАБОТАЕТ НА БУДУЩЕЕ

  Ученики выполняют творческие домашние задания по разработке дидактических материалов.

  Если учитель пользуется этим приемом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний урок-повторение пройденного 2 класс

Когда наступает конец 2 четверти, и все малыши в ожидании праздника - такой урок одновременно позволит повторить изученный материал и создаст новогоднюю атмосферу, например, задание "наряди ёлочку" -п...

Урок русского языка в 5-а классе «Синтаксис и пунктуация. Повторение пройденного материала».

Урок русского языка в 5-а классе «Синтаксис и пунктуация.Повторение пройденного материала»....

Открытый урок в 5 классе "Повторение пройденного о глаголе"

Данный урок представляет собой открытый урок в 5 классе по теме "Повторение пройденного о глаголе"...

Конспект урока по ФГОС с использованием сингапурских методов обучения на тему: «Повторение пройденного материала по теме «Имя прилагательное».

Урок разработан по ФГОС с использованием сингапурских методов обучения. Включает в себя презентацию, аудиозапись , видеофизкультминутку и конспект урока...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....