Банк заданий к урокам чтения
материал (5 класс) по теме
Банк заданий будет полезен учителям литературы. В нем представлены упражнения для развития техники чтения. Упражнения для формирования навыков выразительного чтения. Упражнения для понимания смысла текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Банк заданий к урокам чтения
Упражнения для развития техники чтения:
1.Чтение вслух.
2.Чтение про себя.
3.Чтение жужжащее.
4.Чтение хором.
5.Чтение в темпе скороговорки.
6.Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
8.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
10. «Буксир»:
А) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
Б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
12. «Прыжки». Чтение через слово.
13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определённым признаком (начинается на букву А; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
16.Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
18. «Фотоглаз»:
А) на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
Б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.
19. «Угадай»:
А) антиципация слов, предложений, пословиц;
Б) чтение текста через решётку.
20. «найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
21. «Счёт слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения:
1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
2.Чтение труднопроизносимых слов.
3.Чтение скороговорок.
4. «Окончания». Повышенное требование к чёткости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
5.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
7.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
8.Чтение одного предложения с разной интонацией.
9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
11.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.
12.Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.
13.Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
14.Словарь настроений. Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение», прочитать ещё раз, пытаясь это настроение передать.
15.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
16. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу.
17. «Замена». Чтение с изменением голоса героя.
18.Чтение по ролям.
19.Чтение по ролям без слов автора.
20.Инсценирование.
21.Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».
22.Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Упражнения для понимания смысла текста:
1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2.Озаглавливание текста.
3.Деление текста на части, составление плана.
4.Определение темы текста, главной мысли.
5.Определение типа текста.
6.Подбор иллюстрации к тексту.
7.По иллюстрации определить содержание текста.
8.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
9.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
10.Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
11.Чтение для подготовки к пересказу.
12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
14.Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст.
15.Распространение предложений.
16.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом.
17.Составление кроссвордов по тексту.
18.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
19.Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
20.Подбор загадок к словам из текста.
21.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
22.Составление ребусов к словам из текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Банк заданий для проведения письменных квалификационных испытаний в форме решения педагогических ситуаций
Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Пример задания...
Подготовка к ЕГЭ Открытый банк заданий ( задание из раздела квантовая физика )
При подготовке к ЕГЭ составляю тест из заданий открытого банка . Данный тест составлен при закреплении тем по квантовой физике....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-612708-1427206247.jpg)
Задание 3: изобразительно - выразительные средства (открытый банк заданий - курсы)
Распределить ивс по группам...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/04/picture-1343004-1638630893.jpg)
Банк заданий повышенной сложности (олимпиадные задания) по русскому языку
Олимпиадные задания по русскому языку для индивидуальной подготовки одаренных детей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/10/picture-864892-1654808880.jpg)
Банк грамматических заданий для уроков английского языка (4-9 классы)
Банк грамматических заданий для уроков английского языка содержит подборку эффективных упражнений и игр, которые будут полезны учащимся 4-9 классов. Их систематическое использование способствует повыш...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-951876-1509429826.jpg)
Банк индивидуальных заданий для урока русского языка по теме "Однородные члены предложения" 8 класс
Задания для закрепления темы"Однородные члены предложения" 8 класс Задания тестового характера. Могут быть использованы как проверочные работы....