рабочая программа
рабочая программа (9 класс) по теме

Гусарова Лариса Александровна

рабочая программа элективного курса по выбору профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  п. СЕВЕРНЫЙ

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО  «Мыслитель»

________/Гусарова Л.А/

ФИО

Протокол №  1  от

« 27 »  августа 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ ООШ

п. Северный

__________/Шаронова Н.В./

ФИО

Протокол № 1  от

«29 » августа 2012г

«Утверждено»

Руководитель МОУ ООШ

п. Северный

____________/Хазитова О.П./

ФИО

Приказ №  от

«01» сентября 2012г.

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

« МОЙ ВЫБОР»

 

2012-2013 уч.год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  п. СЕВЕРНЫЙ

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО  «Мыслитель»


________/Гусарова Л.А/

ФИО

Протокол №  1  от

« 27 »  августа 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ ООШ

п. Северный

__________/Шаронова Н.В./

ФИО

Протокол № 1   от

«29» августа 2012г

«Утверждено»

Руководитель МОУ ООШ

п. Северный


____________/Хазитова О.П./

ФИО

Приказ №  от

«01» сентября 2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

ГУСАРОВОЙ ЛАРИСЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

II квалификационная категория

ПО     ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

 

« МОЙ ВЫБОР»

 

 .2012 - 2013  учебный год

                                                   Пояснительная записка.

На современном этапе от учащихся требуется четкое осознание своих целей, умение планировать, корректировать свои планы и сознательно претворять их в жизнь, поэтому в Концепции модернизации российского образования в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики заложено создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.

Программа структурирована следующим образом: всего 68 часов по 1 часу в неделю на два года обучения: в 8- классе - 34 часа, в 9-м классе – 34 часа. Однако изучение программного материала можно менять, варьировать, так как модули, составляющие программу, являются самостоятельными.

Особенностью предлагаемой программы является межпредметная направленность, позволяющая учащимся на практике применять знания из различных областей. Программа не только информирует, но и дает на практике использовать методики самоорганизации, самопознания и самоконтроля.

 

Цель программы:

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 8-9-х классов образовательной школы в выборе индивидуального маршрута профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.

Задачи:

- сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам школы;

- способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

- обеспечить школьников способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

- способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю его дальнейшего обучения.

                                                                 Формы деятельности:

  1. самоанализ;
  2. анализ научных и художественных источников, СМИ;
  3. анализ практических примеров проблемных ситуаций;
  4. групповые дискуссии;
  5. индивидуальная работа;
  6. индивидуальная и групповая проектная работа;
  7. психотренинг;
  8. психодиагностические процедуры;
  9. ролевые и деловые игры;
  10. эвристические задания.

В данной программе используются групповые и интерактивные методы обучения. Преимущества тренинговой формы проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.

Оценка достижений учащихся: оценивание происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного продукта; результаты заносятся в портфолио учащихся. В конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе профиля обучения и моделирует личную образовательную траекторию.

В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:

  1. знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения,  в частности;
  2. умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
  3. знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;
  4. представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

                                                               Содержание учебного курса.

8 класс

Введение (1 час)

Занятие направлено на знакомство учащихся с предлагаемой программой, личное и групповое целеполагание. Тренинг «Знакомство».

Модуль 1. «Что я знаю о себе?» (11 часов).

Тема 1. Я – человек и личность (1 час).

Личность. Индивид. Анализ собственной личности и выявление уровня развития собственного Я (телесного, социального, рефлексивного, духовного). Рефлексия – обращенность познания человека на самого себя.

Тема 2. Характер и темперамент (2 часа).

Врожденные особенности человека.  Диагностика темперамента.  Влияние темперамента на выбор профессии. Устойчивые особенности личности:  черты характера.

Тема 3. Психические качества личности (2 часа).

Внимание, память, мышление, воображение. Интеллектуальные возможности человека.

Тема 4. Интересы и склонности (1 час).

Интерес и склонности как важные составляющие успеха в жизни. Диагностика собственных интересов.

Тема 5. Самооценка (1 час).

Понятие самооценки. Диагностика собственного  уровня самооценки.

Тема 6. Мотивация личности (2 часа).

Жизненные и профессиональные ценности, цели, мотивы. Мотивация достижений.

Тема 7. Здоровье и профессиональный выбор (2 часа).

Понятие здоровья. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на состояние здоровья подростка. Группы здоровья. Влияние состояния здоровья на выбор профессии.

Модуль 2. «Сущность профессионального самоопределения» (5 час)

Тема 8. Профессиональное самоопределение – что это? (2 час).

Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения.

Тема 9. Типы самоопределения человека (2 часа).

Типы самоопределения человека: самоопределение в конкретной трудовой функции, самоопределению на конкретном трудовом посту, самоопределение в специальности, самоопределение в профессии, жизненное самоопределение, личностное самоопределение.

Тема 10. Профессиональные ценности (1 час).

Ценности профессиональной элиты, с которой себя отождествляет школьник.

Модуль 3. Портфолио (портфель достижений) (4 часа)

Тема 11. Проектирование основного и дополнительного образования (2 часа).

Начальная стадия выбора: «хочу», «могу» и «надо». Профессиональный план: основной вариант, запасной вариант.

Тема 12. Анализ успешности человека (2 часа).

Понятие «Портфолио». Структура портфолио. Информация в портфель достижений.

Модуль 4. «Классификация мира труда» (7 часов).

Тема 13. Мир профессий (3 часа).

Типы профессий: «человек-техника», «человек-человек», «человек-природа», «человек-знаковая система»,  «человек - художественный образ». Классы профессий в соответствиями с целями труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Отделы профессий, в основе которых лежат применяемые орудия труда и средства производства: профессии ручного труда, профессии механизированного труда, профессии автоматизированного труда, профессии, в которых основными орудиями труда выступают функциональные свойства организма.

Тема 14. Профессиография (2 часа)

Понятие профессиографии. Формула профессии.

Тема 15. Профессиональные пробы (2 часа).

Мини-проект «Профессиональная проба».

Модуль 5. «Переговорная площадка с родителями» (3 часа)

Тема 16. Мои родословные ценности (1 час)

Профессиональная история семьи.

Тема 17. Совместное проектирование профессионального будущего (2 часа).

Влияние семьи на выбор профессионального  маршрута.

 Модуль 6. «Жизнь по собственному выбору» (3 часа).

Тема 18. Самоконтроль (2 часа).

Как управлять собой. Чувство собственного достоинства. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. Тренинг «Как управлять собой»

Тема 19. Мой выбор (1 час).

Составление профессиограмм, списков  необходимых книг, журнальных и газетных статей, адресов сайтов, телефонных справочников.

Мини-проект «Мой выбор».

9 класс

Модуль 1. «Мой выбор» (17 часов).

Тема 1. Твои возможности без границ (2 часа).

Варианты выбора продолжения образования по окончании основной школы. Профиль обучения. Право на собственное содержание образования. Возможности и ограничения. Вера в успех. Противоречия мира профессионального образования и образовательного труда. Человек как «делатель» общественной пользы. Интерес к собственному будущему.

Тема 2. Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда (2 часа).

Особенности индустриального и постиндустриального общества. От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальностей. Изменения, происходящие в обществе, и их влияние на  жизнь человека. Самобытность человека в меняющемся мире. Слагаемые оценки труда ученика старшей школы, студента, современного профессионала.

 

Тема 3. Рынок труда и образовательных услуг (3 часа).

Изменения на отечественном рынке труда. Мозаичная профессиональная культура. «Синие», «белые», «золотые» воротнички. Универсальный работник и специалист в определенной области знания. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Индивидуальные и профессиональные качества человека. Человек как субъект выбора. Помощники человека в поиске работы. Образование и профессия.

Тема 4. Пути продолжения образования и приобретения профессии (3 часа).

Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений. Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории). Рынок образовательных услуг. Риски предстоящего выбора.

Тема 5. Притязания человека и его профессиональная карьера (2 часа).

Современные представления о профессиональной карьере. Пути достижения карьеры. Ценностные ориентации в жизни человека. Воля и профессиональный успех. Способы согласования притязаний человека с требованиями его деятельности. Определение и характеристика «формулы успеха».

Тема 6. Принятие решения о выборе профиля обучения (2 часа).

Определение понятия «готовность к принятию решения». Характеристика компонентов и вариантов выбора профиля обучения. Факторы выбора профиля обучения. Согласование рационального и интуитивного в выборе.

Тема 7. Проектирование индивидуальной образовательной траектории (3 часа)

Значимость способностей и мотивов в выборе профиля обучения и пути продолжения образования. Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы. Критерии готовности к принятию решения о выборе профиля обучения.

Модуль 2. «Развитие компетентности в общении» (17 часов).

Тема 1. Значение общения в жизни человека (2 часа).

Человек как социальное существо. Роль общения в развитии личности. Общение: отдельный вид деятельности или составная часть любой деятельности человека?

Функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния.

Уровни общения: социально-ролевой, деловой, интимно-личностный.

Тема 2. Вербальные средства общения (1 час).

Общая характеристика средств общения: вербальные и невербальные.

Речь как процесс осуществления коммуникации. Язык как средство говорения. Различные стороны речи: содержательная сторона и звуковое оформление речи. Звуковое оформление процесса говорения (тон, тембр, высота, интонация, громкость, скорость, ритмичность и т.д.) Роль грамотности речи и языка в адекватном выражении мыслей. Особая важность владения речью для отдельных групп людей (политики, люди социальных профессий, журналисты и т.д.) и сфер жизни (в особенности делового общения)

Тема 3. Невербальные средства общения (1 час).

Особенности невербальной коммуникации. Невербальные средства общения: выразительные движения тела, мимика, жесты, дистанция общения. Функции невербальных сообщений (дополнение, опровержение, замещение вербальных сообщений, регулирование разговора). Проблема корректной интерпретации невербального поведения.

Тема 4. Виды общения (1 час).

Виды общения: примитивное общение, духовно-личностное общение, манипулятивное общение, светское общение, деловое общение.

Влияние вида общения на выбираемый стиль и стратегию поведения.

Тема 5. Слушание собеседника (2 часа).

Слушание – одна из сторон взаимодействия в процессе общения. Распределение ответственности за взаимодействие между слушающим и говорящим. Внимание как основа активного слушания. Условия эффективного восприятия речи.

Тема 6. Передача информации (2 часа).

Характеристика передачи информации как одной из сторон взаимодействия в процессе общения. Модели передачи информации, эффективность передачи информации

Тема 7. Эффективное общение (2 часа).

Учет индивидуально-психологических характеристик партнера в общении (темперамент, характер, стили и способы деятельности и т.д.) для создания наиболее комфортной обстановки в ситуации общения. Тренинг «Эффективное общение»

Тема 8. Роль самопрезентации в общении (1 час).

Роль самопрезентации в общении. Приемы расположения к себе. Положительный имидж. Репутация.

Тема 9. Публичное выступление на «5» (2 часа).

Ситуации публичных выступлений. Оптимизация подготовки к выступлению. Способы поддержания внимания аудитории. Психологическое состояние оратора. Уверенность в себе. Ролевая игра «Эффектное выступление»

Тема 10. Барьеры в общении (1 час).

Наиболее распространенные барьеры общения: демонстрация разности позиций, непонимание интересов, состояния собеседника, его отношения к другим людям, вещам, событиям, переход с роли на личность. Ситуации, условия, фразы, вызывающие психологический дискомфорт собеседника. Способы избегания и преодоления таких ситуаций. Техника «Я-ориентированных высказываний».

Тема 11. Деструктивное общение (1 час).

Способы оказания нежелательного влияния: модели влияния. Защита от манипулирования.

Поведение при использовании собеседником негативных техник.

Тема 12. Агрессивно-конфликтное взаимодействие (1 час).

Конфликт и его оценка в аспекте возможностей решения.

 Учебно – тематическое планирование по курсу «Мой выбор»

                                                                          9 класс

№ п\п

 Тема урока

Количество

 часов

Дата проведения

Примечание

Модуль 1. «Мой выбор»

17

1

Твои возможности без границ

2

2

Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда.

2

3

Рынок труда и образовательных услуг.

3

4

Пути продолжения образования и приобретения профессии.

3

5

Притязания человека и его профессиональная карьера.

2

6

Принятие решения о выборе профиля обучения.

2

7

Проектирование индивидуальной образовательной траектории.

3

Модуль 2. «Развитие компетентности в общении»

17

1

Значение общения в жизни человека.

2

2

Вербальные средства общения.

1

3

Невербальные средства общения.

1

4

Виды общения.

1

5

Слушание собеседника.

2

6

Передача информации.

2

7

Эффективное общение.

2

8

Роль самопрезентации в общении.

1

9

Публичное выступление на «5»

2

10

Барьеры в общении

1

11

Деструктивное общение.

1

12

Агрессивно- конфликтное взаимодействие

1

                                  Учебно – тематическое планирование

по курсу «Мой выбор»

8 класс

№ п\п

 Тема урока

Количество

 часов

Дата проведения

Примечание

1.

Инструктаж по ТБ. Введение.

1

Модуль 1. «Что я знаю о себе?»

11

2.

Я –человек и личность.

1

3.

Характер и темперамент.

2

4.

Психические качества личности.

2

5.

Интересы и склонности.

1

6.

Самооценка.

1

7.

Мотивация личности.

2

8.

Здоровье и профессиональный выбор

2

Модуль 2. «Сущность профессионального самоопределения»

5

9.

Профессиональное самоопределение – что это?

2

10.

Типы самоопределения человека.

2

11.

Профессиональные ценности.

1

Модуль 3. «Портфолио»

4

12.

Проектирование основного и дополнительного образования.

2

13.

Анализ успешности человека.

2

Модуль 4. «Классификация

 мира труда»

7

14.

Мир профессий.

3

15.

Профессиография.

2

16.

Профессиональные пробы.

2


Модуль 5 «Переговорная площадка с родителями».


3

17.

Мои родословные ценности.

1

18.

Совместное проектирование профессионального будущего.

2

Модуль 6. «Жизнь по собственному выбору».

3

19.

Самоконтроль.

2

20.

Мой выбор.

1

Литература.

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. М., 2002
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996
  3. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Программа для учащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004
  4. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Рабочая тетрадь ля профессионального самоопределения учащихся / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004
  5. Микляева А.В. Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). – СПб., 2003
  6. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие. – М.: 2002
  7. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., 2005
  8. Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство – М., 2005
  9. Садилова О.Л., Шевченко Ю.А. Психология делового общения. Пермь, 2004
  10. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Учебное пособие /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; 2005

11. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Программа курса. Методическое пособие для учителя /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...