ДЭНС метод в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
статья

Статья посвящена здоровьесберегающей технологии ДЭНС в логопрактике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Солнцева Елена Александровна

учитель-логопед

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Центр Психолого-Педагогической Реабилитации и Коррекции «Доверие» г.Санкт-Петербурга Петродворцового района  

Метод динамической электронейростимуляции

в коррекционном логопедическом процессе

          В настоящее время  число маленьких пациентов с неврологической  речевой патологией растет. Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов, таких как: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия, постнатальные  инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях – всё это вызывает различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводит к задержке речевого развития, речевым расстройствам. До последнего времени в своей практике в коррекционных целях мы использовали комплекс логопедических мероприятий, включающий развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, массаж языка  и т. д.), развитие мелкой моторики кисти, дифференциацию звуков, обогащение словарного запаса, развитие фонематического слуха, звуко-буквенный анализ, производилась работа над грамматическим строем речи, счетом, цветом, пространственными и временными понятиями, обобщением, исключением. Но использования только данного комплекса мероприятий, зачастую, бывает недостаточно.

        На сегодняшний день существует многообразие медикаментозных средств, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений. Как правило, положительного стойкого эффекта удается добиться только путем интеграции педагогических и медицинских методик.

        Особое внимание заслуживают  методы   здоровьесберегающих технологий, которые включают компенсаторные механизмы развития всего организма. К таким действенным эффективным методам коррекции неврологической патологии, в том числе речевых нарушений, относят применение аппаратов динамической электронейростимуляции (ДЭНС). Метод динамической электронейростимуляции официально зарегистрирован Министерством здравоохранения РФ ( лицензия ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития № 99-03-002203 от 10.04.2010г.)

         Для подтверждения данного тезиса рассмотрим суть проведенного исследования на базе детского сада №112 «Сказка» г. Астрахани. В исследовании приняли участие дети 6-летнего возраста. С заинтересовавшимися родителями были проведены индивидуальные собеседования, в ходе которых были выяснены индивидуально-психические особенности детей, собран анамнез и социальные данные семьи, объяснены  особенности воздействия ДЭНС-терапии. Таким образом, было выявлено 2 группы детей:

        1) экспериментальная, в которой находились дети, родители которых дали согласие на применение ДЭНС-метода в общем коррекционном процессе (5 человек);                                                    

2) контрольная, в которой находились дети, родители которых не заинтересовались ДЭНС-терапией, поэтому они принимали участие в традиционном комплексном коррекционном процессе (5 человек).

        Целью исследования явилось изучение возможности коррекции речевых нарушений посредством ДЭНС-метода и подготовка организма к эффективному функционированию, необходимому в работе над устранением речевой аномалии вообще.                                  

          Были поставлены задачи:

        1. Провести первичное обследование обеих групп детей с целью выявить общие и отличительные признаки развития детей с речевыми нарушениями.                                                                  

        2.Провести эксперимент по внедрению в систему логопедической работы инновационного метода динамической электронейростимуляции с целью повышения эффективности коррекции речевых проблем детей.

        3. Сопоставить результаты первичного и последующего обследования у экспериментальной и контрольной групп детей.

        4. Сделать выводы по проделанной работе.

         В  ходе первичного обследования было выявлено, что обе группы детей практически не отличались друг от друга по сложности анамнезов и соматических заболеваний. Все дети имели стертую форму дизартрии. Этиологическими факторами были: неблагоприятные роды, желудочно-кишечные заболевания в раннем детстве, токсикоз беременности, постнатальные заболевания травматического и воспалительного характера. Отмечалась неврологическая симптоматика: нарушение иннервации мышц, лицевой мускулатуры, ослабление  небного рефлекса, тремор языка, мышечный гипо- или гипертонус, изменения со стороны вегетативной системы, нарушение произвольных и непроизвольных общемоторных двигательных актов. Кроме того имелись нарушения интеллектуальной деятельности: низкая работоспособность, нарушения внимания и памяти.

        Для экспериментальной группы детей  была определена в сочетании с традиционной схемой коррекции следующая методика ДЭНС-воздействия[1].

на специальные речевые зоны:

1. язык,

2. середина носогубной складки,

3. дно ротовой полости (точка глотки),

4. подушечки больших пальцев обеих рук,

5. границы роста ногтевых пластинок;

общие универсальные зоны:

1. шесть точек (точки выхода корешков тройничного нерва)

2. перчаточно-носочная зона,

3. шейное кольцо,

4. шейно воротниковая зона;

точки усиления:        

1. гипофиз (точка третий глаз),

2. абсолют (1-ый шейный позвонок).

3. точка Хэгу ( на тыльной стороне ладони в середине перепонки между большим и указательным пальцем)

              Было проведено 3 курса аппаратным методом по принципу иглорефлексотерапии. Каждый курс длился 10 дней по 25 минут стимуляции в день. Перерывы между курсами составляли 3-4 недели. Родители, которые выполняли все рекомендации добросовестно, добились наилучших результатов у своих детей. Наиболее быстрые результаты достигнуты у редко болеющих детей ( Костя Б., Антон Е.). У детей, часто болеющих отмечалась невосприимчивость к простудным заболеваниям (даже во время карантина по гриппу). Родители Эмиля Б. отметили, что ребенок стал активнее в играх и на занятиях, проявился интерес к рисованию, ответы стали не односложные, а распространенные и осмысленные. У Светы О. нормализовался глоточный рефлекс. Миша К. стал удерживать язык в заданной позе определенное время: прекратился тремор языка, почти нормализовался его мышечный тонус. У всех детей улучшилось звукопроизношение, выработался самоконтроль за произношением, достаточно координированной стала моторика, в динамике стала развиваться интеллектуальная деятельность детей в виде повысившейся умственной работоспособности, памяти и внимания.    

             Одновременно проводилась логопедическая работа с детьми контрольной группы. Работая с этими детьми, мы отмечали большие трудности в постановке звуков и, особенно, в их автоматизации из-за проблем подвижности артикуляционного аппарата. Язык быстро утомлялся, слабо развивался контроль над речью, дети быстро уставали, становились расторможенными и отвлекаемыми. Дети, пропустившие занятия по болезни всякий раз после заболевания  возвращались к прежнему этапу коррекции, в то время как пациенты экспериментальной группы не имели пропусков занятий по болезни в связи с ежедневной аппаратной активацией у них точки иммунитета Хэгу.  К концу учебного года  уровень развития детей  экспериментальной группы был на один порядок выше, чем уровень детей контрольной группы. Таким образом, проведенное исследование показывает, что можно и нужно использовать динамическую электронейростимуляцию в целях коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

         Во-первых, — это общеоздоровительный метод, суть которого в подготовке организма к эффективному функционированию, необходимому в работе над устранением различных  речевых аномалий.

Во-вторых, — это возможность изучать в динамике компенсаторные механизмы организма.

 В-третьих, — это также психологически   стимулирует ребенка к познавательной деятельности, потому что он быстрее начинает осознавать свою успешность.

Для улучшения результативности  работы необходимо:

-устранять сопутствующие заболевания,

-проводить комплексную терапию,

-усиливать педагогическую и коррекционную работу ( воспитатели и логопеды детских

 садов),

-активно привлекать родителей к индивидуальной работе с ребенком.

Итак, включение метода динамической электронейростимуляции в  комплекс реабилитационных мероприятий позволяет значительно быстрее и эффективнее корректировать речевые нарушения детей.

Список использованной литературы

                                       

1. Чернышов В.В. Руководство по динамической электронейростимулирующей терапии

аппаратами ДЭНАС Екатеринбург 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми

      Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.  Смысл утверждения в том, что нужн...

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Формы и методы работы с одарёнными детьми

Если дети – национальное  достояние любой страны,  то одаренные дети – её интеллектуальный творческий  потенциал. Чем раньше учитель  обнаружит незаурядные  способности в свои...

Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качес...

Формы и методы работы с одаренными детьми в области исследовательской деятельности

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской раб...

презентация "Методы работы с одарёнными детьми"

Решение проблемных ситуаций на уроках и во внеурочной деятельности...