Формирование нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Карфидова Марина Александровна

Большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Как воспитать человека — гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, ее культуре, традициям, достижениям? Прежде всего, необходим поиск ответа на вопрос «Кто я такой?» с точки зрения осознания своей принадлежности к нации, ее культуре и традициям

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование нравственно-патриотических чувств детей старшего  
дошкольного возраста на логопедических занятиях

Автор:

Карфидова  Марина

Александровна

Учитель-логопед

Актуальность

         Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные     ориентиры. Сегодня существует стремление государства к их возврату и обновлению с учетом современных реалий.

         Большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Как воспитать человека — гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, ее культуре, традициям, достижениям? Прежде всего, необходим поиск ответа на вопрос «Кто я такой?» с точки зрения осознания своей принадлежности к нации, ее культуре и традициям. В основе лежит процесс идентификации (отождествления), связанный с объединением себя с другим человеком или группой людей путем установления эмоциональной связи и принятия ценностей, норм, образцов поведения как собственных. Идентификация — сложный процесс, который невозможно в полной мере реализовать по отношению к дошкольникам. При выстраивании системы формирования основ патриотизма необходимо учитывать возможности воспитанников. Только к старшему дошкольному возрасту начинают складываться представления о своей национальной идентичности, система формирования основ патриотизма построена на эмоционально-познавательных основаниях. Она органично пронизывает воспитательно-образовательный процесс, а используемые технологии обеспечивают ее успешную реализацию.

         «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине. Понимание  величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту» — эти слова В.А. Сухомлинского точно отражают специфику и суть педагогической работы по патриотическому воспитанию детей.

         Патриотическое воспитание — понятие емкое. Патриотизм проявляется через поступки, совершаемые воспитанником в жизни. Большое внимание воспитателей и родителей уделяется содержанию детской деятельности. Занимаясь с детьми любым видом деятельности, взрослые влияют на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, формируют у него начальное чувство любви к Родине (отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям).

        Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для патриотического воспитания: на занятиях решаются задачи для познавательного развития ребенка, в игре прививаются навыки коллективизма, в трудовой деятельности — уважение к людям труда, трудолюбие, бережливость, организованность, чувство ответственности и долга.

         Наша задача как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

         На подгрупповых логопедических занятиях дети  подготовительной  группы  (6-7 лет)  осваивают и закрепляют с логопедом те же лексические темы, с которыми в данный месяц они знакомятся на занятиях с воспитателем.  Тематический  план занятий  состоит  из  нескольких  блоков,  которые  в  свою  очередь состоят из   занятий  по  гражданско-патриотическому   воспитанию.  

Тематический  план занятий

БЛОК  «Моя  семья»

СЕНТЯБРЬ

Занятие  «7 – Я»

Цель:  формировать  представления о мире  семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных  взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

۩  Для  детей  подготовительного возраста логопедом специально подбираются задания и упражнения.   На занятиях решаются речевые задачи – автоматизация звукопроизношения, расширение словарного запаса, развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи, развитие логического мышления и долговременной памяти, закрепление образования существительных с уменьшительно-ласкательным  значением

ОКТЯБРЬ

Занятие  «Это –я!

Цель: закрепление представлений о себе, формирование временной (возрастной) и пространственной (телесной) ориентации и координации движений, развитие диалогической речи, что поможет ребенку в дальнейшем принимать себя таким, какой он есть, быть более коммуникабельным и легко вступать в контакт со сверстниками.

۩ Для усвоения этой темы ребенку помогут такие игры, как «Что для чего нужно?», «Голова нужна человеку для того, чтобы думать…», ноги, уши, рот, глаза и т.д., «Подбери признак», «Глаза – большие, маленькие, голубые, карие, внимательные и т.д., двигательные упражнения на формирование пространственно-телесной ориентации и координации движений.  «Доставание правой рукой левого уха» и т.п., игры «Подбери действие», «Ноги – идут, бегут…, игра «Назови ласково»…

БЛОК  «Мой детский сад»

НОЯБРЬ

Занятие  «Детский сад – второй дом ребенка»

Цель:  формировать знания детей о профессиях работников детского сада, воспитывать уважение к труду взрослых.

۩ На занятиях решаются не только поставленные логопедом речевые задачи (деление названий профессий на слоги, составление предложений о людях, работающих в детском саду, составление рассказов по сериям картинок «День в детском саду»), но и нравственно-патриотические задачи – воспитание уважения к людям разных профессий, посвятивших себя нелегкому труду – заботе о детях, и любви к своему второму дому.

БЛОК  «Мой  город»

ДЕКАБРЬ

Занятие  «Наш  Екатеринбург»

Цель:  продолжать знакомить детей с общественными зданиями  города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города; воспитывать любовь к своему родному городу.

    ۩  В ноябре дети, занимающиеся на логопункте, осваивают тему «Кем быть?», где они закрепляют представления о наиболее распространенных профессиях, обогащают свой словарный запас названиями профессий, учатся составлять небольшие сообщения о профессиях своих родителей, идет знакомство с художественными произведениями Михалкова С.М., Барто А, Маяковского В.В. На занятиях проводятся речевые игры-соревнования на лучшие знания о профессиях людей, викторины «Кем быть?», составление рассказов на тему «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?».    

БЛОК   «Страна, ее столица, символика»

ЯНВАРЬ

Занятие  «Москва –  столица нашей Родины.  Символика  России»

Цель:  закрепить знания детей о Москве (символика, местоположение  на  карте,  достопримечательности).  Дать детям понятие о том,  что такое столица. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне. Формировать уважительное отношение к государственным символам.

 ۩  На занятиях решаются следующие задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней, обогащение речи образными выразительными средствами  (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине). Также на занятиях дети знакомятся с достопримечательностями города Москва. Познакомить с произведениями  В.А.Степанова «Герб России»,  «Флаг»,  «Москва».

БЛОК   «Культура и традиции»

ФЕВРАЛЬ

Занятие «Богатыри земли русской»

Цель: обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем как они защищали Родину. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.

۩  В феврале дети знакомятся с темой «Защитники Отечества». На занятиях воспитываются чувства уважения, благодарности и любви к людям, защищающим Родину от врагов; словарь детей пополняется новыми словами-синонимами – Отечество – Отчизна-Родина, защитник Отечества – боец, воин, солдат; защищать Родину – охранять, беречь. Также дети учатся образовывать существительные, обозначающие воинов-защитников различных военных профессий. На занятиях дети заучивают стихи о защитниках Отечества, читают  былины,   рассказы и баллады. Используются игры «Подбери синоним» /смелый - храбрый, отважный, геройский/, «Подбери родственное слово» /герой – геройский, героический/; расширяется словарный запас ребенка новыми словами и словосочетаниями.

МАРТ

Занятие  «Русские  народные  промыслы»

Цель:  расширить и закрепить представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами   их творчества. Обогащать словарь детей  хохлома, урало-сибирская роспись, филимоновская, богородская игрушка, жестовские подносы  и т.п.

۩  Нравственные задачи этих занятий включают формирование представлений о  народных промыслах, мастерах, воспитании   желания  самим создавать и творить  по мотивам русского народного творчества.  Логопедическими задачами являются – автоматизация поставленных звуков, развитие диалогической и связной речи, умение составить полный рассказ по картинками. Используются следующие дидактические игры: «Подбери признак»,  «Матрешка и мышки».  А  также  разучивание  песен  и  хороводов  по  теме.

БЛОК «Маленькие  дети – большие  права»

АПРЕЛЬ

Занятие:  «Я  имею  право»

Цель:  формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья  каждого  ребенка,  представление о значимости  образования в жизни каждого и дать понятие «право на безопасные условия жизни», «право  на гражданство»  и т.п.  Объяснить детям понятие «гражданство»,   воспитывать гражданско-патриотические чувства.

۩  Дать определение понятия «право»,  объяснить какими правовыми документами  оно закреплено. Довести до сознания детей то, что  каждый  ребенок является гражданином государства, в котором он живет.  Расширять опыт познания, интеллектуальные способности.  Активизировать словарь:  паспорт, гражданин России,  свидетельство о рождении.  Познакомить с произведением  В.А.Степанова «Российская семья», чтение детской энциклопедии Р.Ротенберга «Расти здоровым»  (глава  «Чтобы не случилось беды»)

БЛОК  «Мы -  патриоты»

МАЙ

Занятие:  «Наша  Родина – Россия»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных  российских  городов  и  рек,  народов, населяющих РФ, названия народных промыслов,  воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

۩  Воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней, обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине).

         Таким образом, решая одну из главных годовых задач детского сада, я, как специалист – учитель-логопед, тоже вношу свой вклад в формирование у детей нравственно-патриотических качеств личности и на выпуске в школу по результатам диагностик виден положительный результат – у детей расширен кругозор, развита любознательность, сформированы конкретные понятия о доме, семье, городе, малой и большой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.

В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития

1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста посредством туристско-краеведческой деятельности. Из опыта работы.

Из опыта работы педагога доплнительного образования МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" по социаализации и воспитанию нравственно-патриотических чувств  детей начальных класс...

Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей на основе знакомства с народным фольклором

Фольклор (англ. - народная мудрость, народное знание). Фольклор с давних времен оценивается как средство духовно-нравственного развития ребенка. Только произведения устного народного творчества удивит...

Формирование нравственно-патриотических ценностей средствами музейной педагогики

Представлен опыт работы руководителя школьного комплексно-краеведческого музея по формированию нравствено-патриотических ценностей...

Доклад: «Организация работы по формированию нравственно-патриотических чувств семейных группах»

laquo;Организация работы по формированию нравственно-патриотических чувств семейных группах»Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит ра...

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей с ОВЗ

Вопросы формирования мировоззрения, самосознания, самостоятельности и нравственности имеют большое значение в воспитании личности. Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личнос...