Игра "Формула успеха"
классный час (5 класс) на тему

 

За последние годы произошла резкая смена форм деятельности, предлагаемых детям в качестве способа организации их свободного времени. Известно, что молодежный досуг представляет собой не только одну из доминирующих, но и для ряда социальных групп молодежи приоритетную форму социализации личности, формирование культуры. В ней реализуются и девиантные установки субъекта, формируется особый субкультурный класс жизнедеятельности личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formula_uspeha.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра "Формула успеха"

За последние годы произошла резкая смена форм деятельности, предлагаемых детям в качестве способа организации их свободного времени. Известно, что молодежный досуг представляет собой не только одну из доминирующих, но и для ряда социальных групп молодежи приоритетную форму социализации личности, формирование культуры. В ней реализуются и девиантные установки субъекта, формируется особый субкультурный класс жизнедеятельности личности.

Цель: создание условий для саморазвития, самоопределения, самоутверждения в процессе совместной деятельности подростков и взрослых на основе индивидуального и дифференцированного подходов.

Задачи: 

  1. Выявление и оказание помощи в развитии творческого потенциала подростков, включение каждого в творческую развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
  2. Профориентация подростков;
  3. Создание и развитие органов самоуправления;
  4. Профилактика девиантного поведения подростков;
  5. Организация досуга.

Ведущие идеи:

  1. Развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
  2. Содействие личностному и профессиональному самоопределению подростков;
  3. Самореализация ребенком своего “Я”, его адаптация к жизни в современном обществе.

Создание благоприятных условий для развития личности ребенка в практической, общественно значимой, коллективной деятельности; развития внутренней состоятельности и внешней культуры.

Все используемые формы воспитательно-образовательной работы делятся на 3 группы:

  1. Мероприятия – ситуация, организованная педагогом с воспитательно-образовательной целью,
  2. Игра – воображаемая или реальная деятельность, организованная среди подростков для обучения, досуга, общения и развития,
  3. Коллективное творческое дело (КТД) – самый высокий уровень взаимодействия подростков друг с другом и со взрослым.

Условия реализации: 

  1. Широкий выбор деятельности,
  2. Поиск новых форм работы,
  3. Создание методической базы.

Тренинг “Формула успеха”

Цель: создание условий для саморазвития, самоутверждения в процессе совместной деятельности подростков.

Задачи: 

  1. Формирование эмоционально положительной Я-концепции: Я могу, способен, значу;
  2. Формирование способностей к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям;
  3. Развивать невербальные способы взаимодействия и общения; умение давать и принимать информацию в необычной форме;
  4. Через упражнения и игры формировать терпимость к чужому мнению, сплоченность группы

I. Вводная часть

Цель: создание благоприятных условий для работы группы, напомнить об основных принципах тренинга. Вместе придумать и принять правила именно этой группы.

Любая группа людей, собирающихся начать большую работу, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить максимально возможных результат. Правила записываются на плакат и в течение всего тренинга висят на видном месте:

  1. Не перебивать.
  2. Безоценочное общение.
  3. Семеро одного ждут.
  4. Не вести перекрестные разговоры.
  5. Закон поднятой руки.
  6. Готов – подай знак.
  7. Слушать и слышать.
  8. Правило пирога.

Упражнение “Передай маску”

Это упражнение взбадривает детей, делает их более внимательными, помогает настроиться на работу в группе. Каждый может избавиться от тех непродуктивных настроений, с которыми он пришел, и тем самым освободить голосу для работы.

Инструкция:

Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение. Например, вот такое (зафиксируйте на лице какое-то выражение, медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение вашего лица). А дальше я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он “передает” своему соседу слева. И так все по очереди.

II. Основная часть

Упражнение “Ожидание” (что вы ожидаете от тренинга)

У вас есть потребность в признании и самоутверждении. Личность стремится к самостоятельности. Образуется разрыв между “Я хочу” и “Я могу”, и это приводит к более активным поискам путей и средств самоутверждения.

На плакате:

Средства самоутверждения личности

Социально-ценные

Социально-полезные

Антисоциальные

Если расположить все возможные формы самоутверждения личности по прямой, то на одном ее конце (+ положительном) оказался бы подвиг как внешний вид социального утверждения, а на другом (– минус) преступление как крайняя форма антисоциального утверждения.

Рис. 1

В повседневной жизни мы не можем совершать постоянно подвиги. Подвиг – это героический, самоотверженный поступок.

Между черной и белой стороной медали существует и нечто среднее. Какими формами мы можем заполнить нашу прямую.

Перечислите по кругу (поступок, достижение …)

Каждый вправе выбрать свой путь, любую форму утверждения.

Задача тренинга – вывести формулу успеха и определить, что для этого необходимо.

У каждого из нас есть способности и возможности, и каждый может быть успешным. У одних это происходит путем признания их интеллектуальных способностей, у других – хороших физических данных, у третьих – активной общественной деятельности и т.д.

Игра “Корзинка”

Цель: с помощью игры выявить, какими способностями обладает каждый из учеников.

Детям предлагаются прямоугольники из цветной бумаги и дается задание за 2-3 минуты написать то, где вы себя можете проявить.

Корзина пускается по кругу и дети читая складывают свои листочки.

Рефлексия

Мы сейчас выясним, что у вас достаточно широкий круг интересов. Все вы творческие личности и многое умеете и можете.

Первое звено нашей цепи: Я МОГУ.

Я вам напомню произведение Э.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”:

“ Однажды в магазин “Овощи – фрукты” из далекой южной страны доставили много ящиков с апельсинами. Когда их стали открывать, оказалось, что в одном из ящиков апельсинов совсем не оказалось, зато на дне его спит какой-то толстый пушистый зверек. Продавец его вытащил из ящика и поставил на прилавок. Зверек секунду постоял, а потом – чебурах! – и упал с прилавка на стул, а со стула на пол.

– Фу ты, Чебурашка какой! – сказал продавец.

Зверек открыл глаза и огляделся.

– Ты кто? – спросил его продавец.

– Не знаю…

– А как тебя зовут?

– Не знаю…

– Ну ладно! Тогда тебя будут звать Чебурашка”.

Так у Чебурашки появилось имя.

Упражнение “Имена”

Имена есть у всех нас. У русских, кроме имени, есть еще и отчество. А у других народов детям дают двойные и тройные имена, считается, что так у ребенка будет больше ангелов-хранителей.

Объединитесь в парах и дайте характеристику имени своего партнера.

Например:

Т – тактичная

А – активная

Т – требовательная

Ь

Я – яркая

Н – настойчивая

А – агрессивная

На работу в парах дается 1-2 минуты.

Прочитайте характеристику имени по очереди друг другу и выскажите свое мнение, совпадает ли оно с тем, как вас описали.

– Анализируя характеристики имен, которые вы дали, какой можно сделать вывод?

– Вы описывали просто имя или имя конкретного человека и его качества, и какие черты характера отразили?

– У многих характеристика имени совпала с мнением партнера, а у некоторых нет.

Очень важно, чтобы ваше мнение и мнение окружающих о вас совпадало. Это и есть адекватная самооценка.

Следующая составляющая нашей формулы: Я АДЕКВАТНОЕ.

Упражнение “Копилка”

Учащиеся пишут на листе, прикрепленном на спине у каждого из участников, положительные качества, присущие данному человеку.

Задание: собрать больше положительных качеств за 3-4 минуты. Затем снимите листочки со спины и поставьте галочку против того качества, с которым вы согласны. Подсчитайте совпадения.

Рефлексия: Тот, кто был активнее, тот и узнал о себе больше.

Очень важно для успешности то, что оценка самого себя совпадает с оценкой окружающих.

Следующая составляющая формулы успеха: Я ПЛЮС.

Упражнение “Быстрые превращения”

– Начните ходить по комнате.

Сейчас мы с вами будем превращаться в различных людей, испытывающих разные чувства. Представьте, что вы сейчас – актер, стоящий на сцене после удачного выступления. Зал вам рукоплещет, слышны крики “Браво!” Превратитесь в этого актера. Что вы сейчас чувствуете? А теперь, представьте, что вы нечаянно разбили красивую вазу в гостях у друга. Что вы чувствуете сейчас? И т.д.

Мини пауза.

Деление на микрогруппы.

Игра “Чемодан желаний”

Задание: выберите из “чемодана” набор вещей, аксессуаров, и всего того, что вам необходимо для успеха в профессиональной деятельности, семейной жизни. Обозначьте это все на ватмане, если есть необходимость, дополните недостающие вещи рисунками.

Выполнять работы мы будем в форме коллажа.

III. Заключение

Обсуждение и защита.

Последняя составляющая формулы: Я ХОЧУ.

Что я хочу в своей жизни. Хороших друзей, благополучной семьи, удачной карьеры бизнесмена, великих научных открытий. Все это отразилось в ваших проектах будущего.

Заключение (по кругу).

– Что вы ожидали от этого тренинга сбылось?

Вывод:

От того, какие формы утверждения вы выберите и в какой среде вы окажетесь, зависит ваше успешное будущее. Формула не окончена и она будет изменяться и пополняться в зависимости от возраста и поставленной цели.

Я МОГУ + Я АДЕКВАТНОЕ + Я+ + Я ХОЧУ

ФОРМУА УСПЕХА

Рефлексия. Что я получил от игры?

Список литературы 

  1. Журнал “Воспитание школьников”, № 1, 1997.
  2. Психическое развитие воспитанников детского дома. Под редакцией И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., “Педагогика”, 1990.
  3. А.В. Волхов. Дети и взрослые: взаимообогащение. – М.: ГОУЦРСДООД, 2000.
  4. А.С. Прутченко. Школа жизни. Методические разработки социально-психологических тренингов. – М., 2000.
  5. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Москва-Воронеж, 1997.
  6. Общение и личностный рост. Приложение № 2, Барнаул, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“СОЗДАНИЕ СРЕДЫ,ПОБУЖДАЮЩЕЙ К УСПЕХУ. МОТИВАЦИЯ УСПЕХА У ШКОЛЬНИКА”

   В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с  нежеланием детей учиться. Вероятно, причины этого следует искать не только внутри школы, но и за её стенами. Вредные прив...

Исследовательская деятельность: от успеха учителя - к успеху ученика

Если Вы занимаетесь исследовательской деятельностью в области языкознания - ознакомьтесь с данным материалом....

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах . Классный час "Твоя формула успеха"

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха"  в старших классах (презентация и конспект)...

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

Классный час «Формула успеха» Для учащихся 8 – 9 классов Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней.

Очень скоро вы выйдете в бескрайний океан взрослой жизни. Этот океан очень прекрасен и хранит много тайн, может быть, именно тебе предстоит открыть одну из тайн. Но океан жизни полон также бурь и тума...

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...


 

Комментарии

Формирования эмоционально положительный Я-концепции: Я могу, способен, значу.