Музыка в баснях
методическая разработка (5 класс) по теме

Данная разработка представляет собой подробный план-конспект урока по музыке в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_muzyka_v_basnyah.docx20.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема четверти: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки.

Тема урока: Музыка в баснях.

Цели урока: 1.  Показать связь музыки с баснями.

                         2. Дать понятие - что такое «квартет».

                         3. Познакомить более близко со струнными смычковыми инструментами, с    

                             новым инструментом-альтом.

                         4. Развитие певческой интонации в пределах от d1-d2.

Оборудование: 1. Пластинка №4 (7-8) из фонохрестоматии.

                               2. Хрестоматия. 5 класс.

                               3. «Музыкальный словарь в рассказах» Л. Михеева.

                               4. Портреты И. Крылова, А. Бородина.

                               5. И. Крылов «Басни» (с иллюстрациями).

                               6. Таблица №8 («Симфонический оркестр»).

Ход и содержание урока.

I. Начало урока –  музыкальное приветствие. (Т3)

II. Контроль домашнего задания.

П.: Вспомните, ребята, ваше домашнее задание. Назовите басни, где музыка является главным действующим лицом.

У.: «Скворец», «Кошка и соловей», «Квартет».

П.: Показывает иллюстрацию к басне «Квартет».

П.: Ребята, а кто автор басни «Квартет»?

У.: Иван Андреевич Крылов.

П.: А что означает слово «квартет»? Соло – 1 исполнитель; дуэт – 2; трио – 3; квартет– 4.

           Квартет – это ансамбль, состоящий из четырёх музыкантов. Но слово квартет имеет ещё одно значение. Давайте снова прочтём строки басни: «затеяли сыграть квартет…». Значит, прежде всего квартет – это название произведения, написанного для 4-х исполнителей.

            Наиболее часто квартеты пишутся для двух скрипок, альта и виолончели, Крылов имел ввиду именно такой квартет: «басом» раньше называли виолончель. Называется он струнным, так как рассчитан он на исполнении одними только струнными инструментами.

            Кто мне сможет показать на плакате инструменты, вошедшие  в состав струнного квартета?

У.: Скрипка, альт, виолончель.

П.: Сейчас ребята сделают нам небольшое сообщение об этих инструментах.

У.: Королева оркестра – скрипка – самый распространённый струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный» - говорили о ней музыканты ещё в XVIII веке.

У.: Быть может вы знаете, что альтом называется низкий голос девочки или мальчика. Самый низкий женский голос, контральто, раньше тоже назывался альтом. А потом это название перешло к одному из струнных инструментов. Может быть потому, что тембр его похож на контральто – мягкий, грудной, выразительный. Сейчас альт получает всё большее распространение в качестве концертного инструмента.

У.: Виолончель очень похожа на них, но значительно больше по размеру. Звук виолончели густой, сочный, певучий. По окраске он напоминает человеческий голос. Если скрипку или альт музыканты держат горизонтально на плече, то виолончель слишком велика для этого. Её ставят вертикально на металлический шпиль, который упирается в пол, а музыкант играет сидя.    

П.: А сейчас я вам расскажу древнегреческий миф о том, что среди всех музыкальных инструментов самым красивым, самым выразительным и волнующим звуком обладают струнные…

            «Пан – по верованиям древних греков – бог лесов и рощ, покровитель стад и пастухов - гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал самого Аполлона (бога искусства и света) на состязание. Это было на склоне горы Тмол. Судьёй был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Пан закончил. Когда замерли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все присутствующие как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Закончил Аполлон. Замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмол присудил Аполлону победу. Все славили великого бога – кифареда. А опечаленный Пан, побеждённый Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов…»

             Этот миф не только о том, что среди всех музыкальных инструментов струнные обладают самым красивым и выразительным звуком, но и  том, как велика сила искусства. (Кифара – один из предков современных струнных инструментов, возникла очень давно из охотничьего лука).

А сейчас устраивайтесь поудобнее и мы с вами прослушаем запись басни «Квартет» со звучанием струнного квартета. Слушая басню, подумайте над вопросом:

               Будет ли исполнение квартета выразительным и волнующим, как и звучание кифары в мире древних греков?

У.: прослушивают басню «Квартет».

П.: А теперь, ребята ответьте на вопрос:

                Какова мораль басни?

У.: Чтобы хорошо делать какое-либо дело, нужно умение, старание, согласие.

П.: А сейчас мы прослушаем  III ч. II квартета А.Бородина в исполнении профессиональных музыкантов. А это портрет композитора.

                 Подумайте ребята, что отличает эту прекрасную музыку от хаоса, производимого

4-мя незадачливыми музыкантами из басни Крылова.

Ученики слушают III ч. II квартета А.Бородина.

П.: Ребята, обратите внимание на гармоничное слияние голосов, выразительные интонации, насыщенное звучание музыки, гибкую мелодическую линию. Струнные квартеты писали Чайковский, Григ, Шуберт, Глинка, Моцарт, Бетховен. Квартеты для другого состава инструментов встречаются значительно реже. Бывают квартеты для духовых инструментов, вокальные (которые часто встречаются в операх, где участвуют 4 главных действующих лица).

                     Сегодня мы с вами чаще слышали звучание струнных, духовых или клавишных инструментов?

У.: Струнных.

П.: Наше новое вокальное произведение так же будет исполняться под аккомпанемент струнного смычкового инструмента. Давайте послушаем и определим, что это за инструмент  и узнаем, о чём говорится в этой песне.

У: Прослушивают норвежскую народную песню «Волшебный смычок».

О необыкновенной силе искусства, которое так же необходимо человеку, как пища и кров.

П.: А теперь, ребята, мы проведём вокально – хоровую работу.?

а) распевка (на букву ю);

б) характер песни;

в) одноголосие, дикция;

г) художественный образ.

III. Выставление оценок за урок.

IV. Домашнее задание. Назовите кинофильмы, где музыка является главным действующим лицом.

V. На выходе звучит «Волшебный смычок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 6 классе "Музыка в баснях и сказках - главное действующее лицо"

конспект урока в 6 классе "Музыка в баснях и сказках - главное действующее лицо ". Цель: научить учащихся понимать, что музыка может быть "главным действующим лицом в баснях"...

Музыка в басне

Урок музыки в 5 классе в рамках темы четверти "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?". В ходе урока учащиеся знакомятся с творчеством русского баснописца И.А.Крылова и русского композито...

Музыка в баснях И.А.Крылова

В уроке ярко прослеживается взаимодействие трёх видов искусства: литературы, музыки. изобразительного искусства...

Урок музыки в 5 классе с презентацией "Музыка в баснях И.А.Крылова"

Тема  урока:  Музыка  в  баснях  И.А.Крылова.Цель  урока:   вместе  с  учащимися  выяснить,  каким  образом  музыка  играет...

Урок музыки в 5 классе "Музыка и басни"

Уроки музыки в 5 классе раскрывают взаимодействие видов искусств. Отвечая на вопрос «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?», пятиклассники знакомятся с литературными произведениями о муз...

Презентация к уроку музыки "Музыка в баснях"

Презентация к уроку музыки "Музыка в баснях"...