Эссе «Моя педагогическая деятельность»
материал на тему

Журавкова Мария Александровна

Это эссе я написала для конкурса  профессионального мастерства «Молодой учитель», организованном комитетом по молодежной политике Администрации Ростовской области в рамках  проводимого в 2010 году в Российской Федерации Года учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                 Эссе «Моя педагогическая деятельность»

                                                                     «Вы ничему не можете научить человека.
                                                           Вы можете только помочь открыть это в себе».

                                                                                                                        Г. Галилей.

 

     Я выросла в духовно богатой семье. Моя мама – учитель с большой буквы, обладатель наград разного достоинства. Она работает в школе более 30 лет. Моя бабушка, мои прадедушка и прабабушка, три сестры моей бабушки, мои дяди и тёти, двоюродные братья моей мамы и их жёны - учителя. Если сложить педагогический стаж нашей «семьи», то он превысит 500 лет.  Поэтому я с детства привыкла к разговорам о школе, об успехах или «выходках» их учеников. Я  слушала эти разговоры, развесив уши, и так много было в них неподдельного интереса, ярких эмоций, сопереживания своим ученикам, что я ещё в детстве поняла - буду учителем.

     Я работаю учителем английского языка. В  основе моей педагогической деятельности  лежит моё отношение к ученикам, которое выражается в следующем: не сформировать личность, а создать условия для реализации её способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку в гору, находясь на её вершине, а помочь преодолеть её, вовремя подставив плечо. Для этого стараюсь учиться, работая над собой, учиться, когда передаю свои знания другим, учиться, общаясь с другими. Поэтому снова ищу, пробую  и ошибаюсь. Стараюсь найти новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои  последующие уроки отличались от предыдущих.
     Приятно ведь видеть, как ученики радуются вместе с тобой, сопереживают. И удачи, и неудачи делают нас ещё ближе. Только с учениками растёт учитель. Я думаю, самое страшное – увериться в том, что всё знаешь, всё понимаешь. Учиться учитель должен всю жизнь, не успокаиваться на достигнутом, сомневаться и  искать новые ответы на старые вопросы, чтобы не бояться возражений свих учащихся, не избегать детских вопросов, смело и убеждённо вести диалог со своими учениками. Это заставляет трудиться над собой и над своей собственной душой. А щедрые детские глаза дарят мне доверие и признательность. В этом, на мой взгляд, и заключается учительское счастье.

      Одни считают, что быть учителем – это значит иметь высокий авторитет среди родителей, детей, коллег. По мнению других, учитель - это образец для подражания, которого сознательно, а чаще всего неосознанно копируют дети. По мнению третьих, учитель в школе не для того, чтобы « научить», а чтобы быть с детьми, жить с ними, чтобы ребёнок от этого становился лучше. Я же убеждена,  учитель – это не профессия, а образ жизни. Быть учителем, значит жить школой, интересами своих учеников.

     Быть учителем – это значит верить в себя, в свои силы. Начинающий педагог должен переступить порог школы с твёрдым решением, что, какие бы сложности ни ожидали его, он будет настоящим профессионалом своего дела. И станет таким не на склоне своих лет, а прямо с ходу. Пусть будут ошибки. Это, конечно, нежелательно, но их не избежать. Но пусть они будут ошибками профессионала, который метит в мастера, а не ошибками человека, случайно выбравшего учительскую тропу.

     Я с первых же шагов учительства с жадностью впитывала опыт своей мамы и коллег, изучала детей, старалась разобраться в педагогической науке. Каждый урок и каждую встречу со своими учениками планировала как процесс самосовершенствования. Этот путь «собирания по крупицам» продолжаю и сейчас.   Моё время будет заполнено изучением опыта коллег, чтением книг, экспериментированием, наблюдением и обобщением накопленного опыта. И если в этом стремлении я не достигну вершины мастерства, то хоть приближусь к ней, и от этого выиграют как мои ученики, так и я. Стать мастером - это желание, которое должно быть неотъемлемой чертой каждого учителя. 
     Каким быть должен настоящий учитель, мастер?

                     Интеллигентным, добрым, милым,

                     Душою чистым и лицом красивым.

                     Уметь понять ребёнка в час любой,

                     Особенно, когда беда над головой.

                     Поняв обиды, боль чужую,

                     Должна я на защиту встать стеной.

                     Ребёнка всякого уметь любить.

                     Всё делать для ребят с душою,

                     В своей работе не искать покоя.

                     Учителем не надо становиться –

                     Уверена, что нужно им родиться!

      Вот каким мне представляется мастер педагогического труда, Учитель с большой буквы.

      Да, труд учителя нелёгок. Из множества жизненных дорог выбирают эту те, у кого сложилось своё представление об учительской профессии, своё педагогическое кредо. Его можно представить в виде руки, где каждый палец обозначает какое-то определённое качество: профессиональная успешность, любовь к детям, творческая активность, активная жизненная позиция, позитивный взгляд на жизнь.

      А в целом - это рука педагога, которая поддержит ученика, поведёт его по пути знаний. «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь».  Поэтому самой высокой оценкой моего труда я считаю ни дипломы и грамоты, ни благодарности руководства, а то, что в конце урока на мои слова: « Урок окончен. Спасибо», - вдруг слышу: «Спасибо Вам!»
Это значит, моего урока ждали, и он не обманул ожидания. Я здесь нужна.
Я – учитель!
                     С тех пор, как мир возник во тьме,

                      Ещё никто на всей земле
                     Не предавался сожалению

                      О том, что отдал жизнь учению.

       Конечно, я порой устаю, и тогда мне хочется закрыть глаза и отключиться от всего. Но не получается. Дети всё же умудряются проникнуть в темноту, которая воцаряется вокруг меня, когда я закрываю глаза, и освещают её, задают мне тысячу сумбурных задач, заставляют волноваться, и тогда я говорю сама себе: ничего не поделаешь, это уже твоя, одна – единственная учительская жизнь, смысл которой я попыталась заключить в такие строки:

                                   Семь лет я школою дышу.

                                   Здесь моё сердце, отданное детям.

                                   Я этой фразой очень дорожу

                                   И чувствую себя за всё в ответе.

                                   Мечтаю, чтоб в российской школе

                                   Был счастлив каждый ученик,

                                   Чтоб утром шёл по доброй воле

                                   И не боялся за дневник.

                                   Пусть не боится говорить,

                                   И если надо, получать советы.

                                   Ну а учитель должен рядом быть,

                                   Но не давать готовые ответы.

                                   Свою концепцию сложила я давно:

                                   Равненье на успех – и свой, и детский.

                                   Жить творчески нам свыше суждено-

                                   Таков закон мой в жизни веский!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе. Моя педагогическая деятельность.

Эссе написано для школьного конкурса "Учитель года"...

Эссе "75-летие алтайского края в моей педагогической деятельности"

Статья - эссе о педагогической деятельности учителя математики в алтайском крае...

Эссе "Моя педагогическая деятельность"

Эссе "Моя педагогическая деятельность" было написано мной на конкурс "Молодой учитель -2010"...

Педагогическое эссе о воспитательной деятельности классного руководителя

Эссе о педагогической деятельности классного руководителя...

Эссе "Моя педагогическая деятельность"

Эссе "Моя педагогическая деятельность"...

Эссе Моя педагогическая деятельность

В моём профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и радость, чувство гордости за достижения моих учащихся, и боль, чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но...

Эссе "Моя Педагогическая Деятельность"

К профессии учителя с уважением относились во все времена. Наверное, потому, что учитель - это не просто высокообразованный человек, а прежде всего тот, кто умеет передать свои знания другим, объяснит...