Анализ урока (теория)
материал по теме

Мавлиева Лиана Минисламовна

В работе представлены формы анализа и самоанализа урока, схема анализа и самоанализа урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_uroka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Формы анализа и самоанализа урока.

1 краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

2 структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;

4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;

5 структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 – аспектный  анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Примеры аспектов урока:

  1. реализация учителем триединой задачи урока,
  2. использование развивающих методов на уроке,
  3. изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся,
  4. пути развития познавательного интереса,
  5. формирование общеучебных умений и навыков у школьников,
  6. проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся,
  7. организация проблемного обучения на уроке и т.п.;

10 комплексный  анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).

Примерная схема комплексного анализа проблемно-развивающего урока

(схему можно использовать для самоанализа):

  1. готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя);
  1. внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку;
  1. организационные действия учителя (при необходимости);
  2. планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
  3. актуализация знаний и способов деятельности учащихся;
  4. какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);
  5. применение проблемных методов в учении школьников;
  6. соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;
  7. объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;
  8. учет учителем уровней актуального развития учащихся положительной мотивации учения;
  9. постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;
  10. владение учителем способами создания проблемных ситуаций;
  11. соблюдение правил постановки учебной проблемы;
  12. использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним;
  13. соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;
  14. формирование специальных и учебных умений учащихся;
  15. наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения;
  16. умения учащихся осуществлять логические операции;
  17. развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает);
  18. затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;
  19. соблюдение требований проблемно-развивающего обучения к домашней работе учащихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);
  20. учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий;
  21. что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления;
  22. общая результативность урока.

Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока).

Общие сведения:

  1. школа, класс, дата проведения урока;
  2. тема урока, задачи урока.

Оборудование урока:

  1. какие средства обучения использовал учитель;
  2. подготовлены ли наглядные пособия и технические средства обучения;
  3. как подготовлена классная доска к уроку.

Содержание урока:

  1. соответствует ли содержание программе, задачам урока;
  2. проведена ли его дидактическая обработка;
  3. формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
  4. с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
  5. как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
  6. какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
  7. как осуществлялись межпредметные связи;
  8. соблюдались ли внутрипредметные связи;
  9. способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока:

  1. какой тип урока избран, его целесообразность;
  2. место урока в системе уроков по данному разделу;
  3. как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
  4. каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
  5. соответствие структуры урока данному типу;
  6. как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения:

  1. принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
  2. в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
  3. как реализовывался принцип доступности обучения;
  4. с какой целью использовался каждый вид наглядности;
  5. как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;
  6. как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;
  7. в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
  8. какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
  9. как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
  10. как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения:

  1. в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
  2. какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
  3. какие методы способствовали активизации учения школьников;
  4. как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся;
  5. какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке:

  1. как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
  2. как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
  3. осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
  4. как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
  5. правильно ли оценивались знания и умения учащихся;
  6. как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);
  7. какие приемы использовал учитель для организации учащихся;
  8. как учитель подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя:

  1. умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
  2. показ учащимся рациональных способов учебной работы;
  3. определение объема учебного материала на урок;
  4. поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократичный или авторитарный), объективность;
  5. роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся:

  1. организованность и активность на разных этапах урока;
  2. адекватность эмоционального отклика;
  3. методы и приемы работы, уровень их сформированности;
  4. отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
  5. уровень усвоения основных знаний и умений;
  6. наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока:

  1. выполнение плана урока;
  2. мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
  3. уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

1-й – усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

2-й – применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й – применение в новой ситуации, т.е. творческое;

  1. общая оценка результатов и эффективности урока;
  2. рекомендации по улучшению качества урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ основных теорий игр

Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и т...

Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"

Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью дан...

Элективный курс по русскому языку в 11 классе "Анализ текста: теория и практика"

Рабочая программа предназначена  для проведения элективного курса «Анализ текста: теория и практика»  Л. Д. Беднарской в 11- классе и рассчитана на 34 часа....

«Анализ текста: теория и практика»

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 10 классе...

Открытый урок «Теория и практика аккомпанемента на уроке концертмейстерского класса»

Д.М.Ш. и Д.Ш.И.- это первая ступень профессионального музыкального образования. Но нельзя забывать и о прикладном значении предмета, каковым является домашнее музицирование. Учащиеся, обучающиеся в му...

Элективный курс «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 класс

Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.Задачи курса:Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.Формирование практических навыков...