Организация профориентационной работы в ЯКСЭ с выпускниками общеобразовательнях учебных заведений.
статья по теме

Кондакова Гульсулу Кажмуратовна

Профориентационная работа имеет большое значение как для абитуриента, так и для ССУЗов. Целью профориентационной работы является оказание поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Кондакова Г.К.

Республика Саха, г. Якутск.

АУ РС(Я) ЯКСЭ  им. П.И. Дудкина

Организация профориентационной работы в ЯКСЭ

с  выпускниками общеобразовательнях учебных заведений.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Целью профориентационной работы является оказание поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

ССУЗы могут столкнуться с острой нехваткой абитуриентов 2013 году из-за неблагоприятной демографической ситуации в стране, количество выпускников ежегодно уменьшается. Изменился  механизм приема абитуриентов в связи с введением ЕГЭ, теперь  задача приемных комиссий состоит в том, чтобы   собрать документы, проверить результаты ЕГЭ по федеральной базе данных, провести подсчет и подвести итог. Конечно, это облегчает задачу, но зато теперь нам сложнее найти «своего» профильно-ориентированного студента: что за человек к ним пришел, видим уже только после зачисления. Насколько он увлечен избранной специальностью? Есть ли у него склонность к ней? На эти вопросы ответы мы получаем в процессе учебы, но можно получить раньше проводя профориентационную работу в ОУ.

Кроме того, в силу объективных и субъективных причин ССУЗЫ не являются приоритетными учебными заведениями для выпускников школ: к первым следует отнести в том числе непропорциональное соотноношение оплаты труда и затраты на производство и условия труда, ко вторым-явный перекос в СМИ показа гуманитариев с высшим образованием (“белые воротнички”-банковские и офисные работники...). Как результат –низкий рейтинг среди выпускников школ технических профессий, плохая информированность о сути профессии.

Как результат-подача документов на зачисление по остаточному принципу (не получилось поступить, куда хотелось, пойду, куда получиться..), отсев на младших курсах в том числе в силу разочарования в будущей професии

 На наш  взгляд, нынешние выпускники школ улусов и города Якутска  сейчас достаточно остро нуждаются в методическом профориентационном сопровождении в процессе обучения и частично эту роль может и должен  взять на себя ЯКСЭ.

Система профориентационной работы, в идеале, должна носить комплексный и многоступенчатый характер, "сопровождать" подрастающего человека в ходе обучения и выборе профессии. Поэтому, начинать профориентационную работу необходимо еще в момент обучения человека в школе.

По сути, в ЯКСЭ можно рассмотреть следующий пример организации профориентационной работы:

  1. Сопровождение одной или нескольких групп учащихся начиная с 5 классов мобильной группой студентов ЯКСЭ. Мобильная группа, состоящая из студентов, получит больший эффект проведения профработы. Поскольку учащиеся больше идут на контакт со сверстниками, чем с преподавателями.
  2. Создание регулярно обновляемого профориентационного уголка в школе, который будет содержать: специализированное издание профориентационной направленности – республиканский ежемесячный журнал для старшеклассников, их родителей, педагогов ”Кем быть?“. Журнал освещает современное состояние и проблемы развития отечественной системы профориентации. В нем раскрываются актуальные вопросы выбора профессии, процесса профессионального самоопределения молодежи, важное место занимают проблемы перспективного развития профессий и рынка труда, профориентационной работы с молодежью; профессионально-квалификационные характеристики специальностей; профессиограммы; программы самовоспитания для подготовки себя к избранной профессиональной деятельности; информация для учащихся о путях получения избранных профессий, об учебных заведениях, профилирующих предметах, сроках обучения, перспективах обучения в ВУЗах и профессионального роста;  комплекты информационно-справочных, наглядно-иллюстративных материалов профориентационной тематики, необходимых для профессионального просвещения учащихся и т. д.
  3. Создание на сайте ЯКСЭ странички с содержанием анкеты, теста учитывающего интересы и склонности учащегося. Чтобы ученик мог разобраться, какая специальность ему  ближе на самом деле. Видео о колледже и специальностях, о предприятиях  где выпускники колледжа уже  трудоустроены и существующих перспектив трудоустройства у будущих выпускников, диалогов с родителями и учащимися, виртуальных лабораторных работ, когда учащийся может войти на сайт и попробовать собрать ту или иную схему или пройти пробный тест вступительных испытаний, советов для родителей и учащихся о выборе предметов ЕГЭ и учебных заведений. 
  4. Организация экускурсий для школьников на предприятия города. Экскурсия на предприятие - это возможность познакомить учащихся образовательных учреждений с многообразием профессий, получить непосредственное представление о тонкостях и нюансах разных видов специальностей, о содержании труда профессионалов в различных производственных и научно-исследовательских областях, расширить кругозор учащихся.
  5. Помощь учащимся в выборе специальности через средства массовой информации СМИ (специальные циклы передач, рубрики в периодических изданиях).
  6. Тесное сотрудничество с ЦЗН для выяснения наиболее востребованных специальностей.
  7. Включение дополнительных часов, для проведения профориентационной работы, в учебный план, проведение дня открытых дверей для встреч с представителями предприятий, учебных заведений.
  8.  Привлечение родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях; привлечение  наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с преподавателями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.
  9.  Создание на базе лабораторий Колледжа технических кружков для школьников для того, что - бы те смогли более тесно познакомиться с особенностью будущей профессии, это позволит сделать выбор при поступлении более осознанным и, следовательно, уменьшить отсев на младших курсах. Участие в таких кружках студентов старших курсов позволит углубить и собственные знания и навыки.

Эти мероприятия  позволят проводить профориентационный мониторинг и сопровождение учащегося, начиная с момента выбора профессии и заканчивая этапом трудоустройства. Возможно, что профориентация, даже при ее наличии в школе, будет востребована не всеми учащимися в силу ряда разных причин.  Поэтому при проведении профориентационной работы  следует предварительно запланировать рекламное и информационное сопровождение, повышающих интерес к ней в среде школьников.

Считаем, что такая работа может быть комплексной и многоплановой-размещение информации об учебном заведении и специализации в школах города и Республики, в спортивных и культурных учреждениях, массово посещаемых старшеклассниками, баннеры на улице, социальная и коммерческая информация (программы и ролики) в электронных СМИ Республики.

Реализация некоторых пунктов  данных мероприятий требует определенных материальных затрат, в том числе собственно профориентационная работа, а также размещение материалов имиджевого характера в СМИ. Если провести данные мероприятия, они в комплексе могут дать максимальный эффект.

Новикова Т.Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. - М.: АПК и ПРО, 2009 - 110 с.

.Немов Н.В. управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2010 - 68 с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки лабораторных работ по биологии для среднеспециальных учебных заведений.

Методические разработки лабораторных работ по биологии для средних учебных заведений....

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях Исследование направлено на изуче...

Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений "Тема молитвы в литературе"

Учебная хрестоматия входит в комплект пособий, обеспечивающих литературное образование в 5- 9 кл. на основе государственного стандарта при изучении раздела «Духовная литература»...

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений химического и биологического профилей.

Элективный курс «Химическая и биологическая защита растений».Пояснительная запискаОбеспечение населения нашей страны сельскохозяйственной продукцией является одной из важнейших задач агропромышленного...

ТЕНДЕНЦИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Т. ЧижскаяНациональный технический университет Украины«Киевский политехнический институт» ТЕНДЕНЦИи ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В гуманитарных классахобщеобразовательных учебных заведений В работе показ...

О некоторых особенностях организации и развития спорта в средне-специальных учебных заведениях.

О некоторых особенностях организации и развития спорта в  средне-специальных учебных заведениях....

Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»

Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....