Работа с трудными подростками в учебных заведениях.
статья на тему

работа с трудными подростками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_trudnymi_podrostkami.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Лазутченкова О.М.

преподаватель истории, обществознания

Работа с трудными подростками в учебных заведениях.

За многие годы своей работы, каждый педагог сталкивается в своей учебной практике с проблемными или как их еще называют « трудными» детьми. В последнее время « трудных» детей становится все больше и больше. Это результат политической, экономической и социальной нестабильности общества, изменения ценностных ориентаций, неблагоприятные семейно- бытовые отношения. Проблема общения с « трудными» детьми стала очень актуальной в настоящее время. Численность « трудных» детей постоянно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же наоборот, оказываются брошенными своими родителями.

Если раньше «трудными» детьми считались подростки, то сейчас дети попадают в данную категорию уже в возрасте 8-11 лет.

Стоит ребенку однажды попасть в список « трудных» детей, часто за ним по жизни тянется дурная репутация. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ. Перед взрослыми встают вопросы: « Что мы знаем о « трудных» детях? Почему они становятся « трудными» для нас?

Мы, взрослые, порой не понимаем или не хотим понять этих детей. Мы привыкли подгонять жизненные ситуации под привычный стандарт. Часто между детьми, родителями и педагогами возникают конфликты. И часто взрослые пользуются силовыми методами ( наказаниями, или административными взысканиями) и удаляют детей от себя, отталкивают их.

Прежде всего, нам взрослым необходимо понять, что, «трудные» дети – это не просто дети, с которыми трудно, а это дети, которым трудно.

Детская душа не может развиваться нормально без родительской поддержки и любви, она ослабевает, озлобляется и деформируется.

« Трудный» ребенок – это, как правило, ребенок, в душе которого затаилось чувство сиротства и отверженности. У ребенка формируется комплекс неполноценности, который требует выработки защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. У таких детей развивается повышенная чувствительность к мнению окружающих людей, склонны к обидчивости, упрямству.

Причины возникновения « трудных» подростков:

  1. биологические причины

- нарушение центральной нервной системы

- наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)

- умственная отсталость.

      2.   социальные причины

            - социальный статус района, в котором проживает подросток.

            - неблагополучный социально-психологический климат в учебном заведении.

            - неблагополучные семьи

            - многодетные дети

      3.   психологические причины

            - конфликт со взрослыми

            - конфликт со сверстниками

            - неадекватная самооценка

       4.  комплексные причины

            - общесоциальные причины

            - социально- правовые причины.

Оказание помощи « трудным» подросткам.

1.Организация педагогической помощи.

- создание благоприятных условий для развития личности « трудного» подростка.

- оказание помощи « трудным» детям.

- доброжелательное отношение к таким подросткам.

2. Организация медицинской помощи.

- систематическое проведение диспансерного осмотра « трудных» подростков с целью диагностики отклонения от нормального поведения.

- проведение профилактических мероприятий по предупреждению вредных привычек.

3. Организация психологической помощи.

- изучение психологических особенностей « трудных» подростков, умственного развития, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

- индивидуальные беседы с « трудными» детьми, с целью помочь им совершать осмысленные поступки.

- психологическая беседа с целью помочь подростку разобраться в своих проблемах.

Педагогу необходимо помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения, умения и навыки формирования интересов. А для этого необходимо:

  1. Изучать интересы и способности « трудных» детей.
  2. Привлекать в общественную работу, в данном учебном заведении ( кружки, спортивные секции).
  3. Поощрять « трудных» детей за их выполненную работу.
  4. Создавать атмосферу доверия между подростком и педагогом.
  5. Любить и уважать « трудных» детей.
  6. Влиять примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к окружающим.

Используемая литература:

  1. Рожков М.И. « Воспитание трудного ребенка», Москва, ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001 г.
  2. Степанов В.Г., « Психология трудных школьников», учебное пособие для студентов, Москва, 2001 г.
  3. Тихомирова Н.К. « Работа с трудными детьми», методические рекомендации для учителя, Москва, 1996 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки лабораторных работ по биологии для среднеспециальных учебных заведений.

Методические разработки лабораторных работ по биологии для средних учебных заведений....

Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"

Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ

Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....

Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)

В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение....

ФОРМЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Трудного подростка мы так называем потому, что с ним трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать или провести воспитательную беседу с таким ребёнком. В его отношении в...

Профилактика работы с трудными подростками (из опыта работы).

Много говорится и пишется сегодня о проведении успешной профилактической работе с трудными подростками. Мы, социальные педагоги, которые сталкиваемся с такими ребятами каждый день, стремимся постоянно...