ИКТ на уроках русского языка и литературы
статья по теме

Зиатдинова Татьяна Александровна

В статье представлен мой опыт работы с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Зиатдинова Т.А.

ИКТ на уроках русского языка и литературы

(Муниципальное общеобразовательное учреждение «Рудногорская средняя общеобразовательная школа»)

        Информационные технологии в нашем современном обществе играют важную роль в становлении личности ребенка. Новые нормативные документы (ФГТ, ФГОС) отвечают требованиям времени, обеспечивают непрерывность образовательного процесса на всех ступенях. Если раньше преимущество отдавалось формированию у детей знаний, умений и навыков, то сейчас на первое место ставится формирование интегративных качеств и нравственных характеристик личности, умения учиться, готовности к саморазвитию и самовоспитанию в течение всей жизни как основной результат образования. IT в современном мире являются основным инструментом для формирования коммуникативных, информационных учебных действий; стимулирования познавательной активности, освоения новых знаний. Использование IT способствует повышению качества образования, профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, наблюдается рост их достижений.

         Применение современных информационно-коммуникационных технологий в обучении начато мною в 2001 году.   Одной из первых среди преподавателей  начала применение обучающих презентаций в процессе преподавания, при разработке и проведении открытых уроков и мастер - классов по предмету. Кабинет литературы, в котором я работаю, оснащён компьютером и мультимедиа, имеет районный паспорт.

За этот период создана обширная видеотека презентаций к урокам.  Опрос учащихся показал, что наибольшее предпочтение они отдают урокам, проводимым с новыми средствами наглядности, с применением компьютерных технологий. Я убедилась на своем опыте, что компьютеры вызывают стойкий интерес у школьников, помогают им учиться с увлечением, добиваться высоких результатов.                                                                                На уроках русского языка и литературы  использую готовые программные продукты, ресурсы Интернет, программы  MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher).  Я шаг за шагом научилась пользоваться  готовыми презентациями и создавать свои.  Эта необычайно интересная программа   обогащает урок эмоциями, психологически облегчает процесс усвоения, прививает интерес к литературе, расширяет кругозор и повышает эффективность урока. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок более интересным. При этом компьютер становится помощником преподавателя. Роль  учителя здесь особенно важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знания и развитие. Учитывая, что информация должна быть учебной, специальным образом обработанной, помещённой в некую программную среду и только затем представленной,  становится очевидным, что работа учителя в условиях компьютерного обучения усложняется: требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.      

Если говорить об использовании готовых программных продуктах, то хотелось бы остановиться  на мультимедиа-пособии из серии «Виртуальная школа» «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. Её цель - помочь школьникам освоить курс русского языка за любой класс на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала (от 16 (5 кл.) до 49 (7 кл.) уроков по курсу, более 150 иллюстраций, более 20 анимаций, около 150 аудиофрагментов, 131 интерактивный тренажер, 490 тестов, более 100 проверочных заданий, около 100 терминов и понятий в справочнике, экзамен по курсу, многократное прохождение одной и той же темы и урока, тестирование по темам и урокам, дневник успеваемости, копирование и печать энциклопедических статей и иллюстраций) – вот то, что стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся при использовании данных дисков.

        Неоценимую помощь в работе мне оказывает программа "Фраза", которая  является  своеобразным электронным репетитором, разработанным опытными преподавателями русского языка, методистами и психологами. "Фраза" содержит около 4 000 заданий по ВСЕМ темам курса русского языка средней школы, в том числе около 1 000 заданий для подготовки к выпускным   экзаменам. Задания систематизированы в соответствии с программой изучения русского языка в общеобразовательных учреждениях России. С помощью этой программы можно повысить уровень грамотности письма, изучить и повторить правила орфографии и пунктуации, тщательно проверить знания и моментально восполнить пробелы. «Изюминка» этой программы состоит в том, что «репетитор» следит за каждым  шагом обучающегося, мгновенно реагируя на ошибки; в случае затруднения выводит на экран соответствующие правила с примерами и исключениями; помогает сразу исправить свои ошибки; позволяет зрительно запоминать только верные написания; в конце работы подводит итоги и выставляет оценку, ведет статистику успеваемости.  

         В своей деятельности использую  электронные словари. Так как в кабинете есть компьютер, то заглянуть в такой словарь можно прямо на уроке.

        В последнее время стала использовать онлайн-тестирование.  Ребят привлекла такая форма контроля знаний, желающих пройти такое тестирование на уроке всегда много. Тесты on-line дают возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.
        Активно использую
электронную почту: рассылаю индивидуальные задания, конкурсные материалы. Ребята также присылают мне свои работы.

         При организации индивидуально-дифференцированной работы стараюсь использовать задания, обеспечивающие все этапы формирования орфографического навыка: нахождение и обозначение орфограмм, обоснование условий выбора правильного написания; самостоятельное решение орфографической задачи, использую игровые кадры «Четвертое лишнее», «Собери слово» и др. С большим желанием учащиеся выполняют различные диктанты: словарные, и орфографические, и орфоэпические, и контрольные диктанты, диктанты с грамматическими заданиями. Ученик должен вписать пропущенную букву, знак препинания. Затем машина суммирует ошибки и выставляет оценку. Точно так же, как и письменные диктанты, можно использовать словарный диктант при закреплении, контрольный диктант после освещения темы. Наблюдения показывают, что после занятий на компьютерах учащиеся начинают серьезнее относиться к орфографии и пунктуации, ученик начинает убеждаться, что неправильное или небрежное написание орфограмм или пунктограмм создает реальные помехи для коммуникации.

        В своей работе я также  использую программы     "Репетитор", «Нескучные уроки. Клавиатурный тренажёр» БУКАСОФТ, ФИПИ «Интенсивный курс-тренинг, «1С русский язык». Уроки с использованием  этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. А еще применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение.      Дифференцированный подход на уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития. Например, по программе «Ксюша спешит на помощь. Русский язык 8-9 класс» ученики работают дома, на кружке, после уроков  в любое свободное время. Это лингвистические игры-тренажеры  по восьми  темам в  трёх уровнях. Её любят так  называемые «слабые и трудные ученики». Азарт игры ненавязчиво увлекает, в итоге -  развивает практическую грамотность. А вот используя мультимедийные средства эпизодически, бессистемно, можно нанести вред обучению, которое  повлияет на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения, а работать в комплексе.

                                                                                                                                                       

Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы.

     Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы учащиеся с удовольствием слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье». На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, прозвучал романс «И скучно, и грустно». Многие ребята выучили наизусть именно это стихотворение, хотя у них был выбор. Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тесты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева и тд.

    В последнее время издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы (программа В.Я.Коровиной). С большим вниманием учащиеся слушают актерское чтение произведений, отвечают на вопросы, которые им задаёт компьютер.

Сегодня на уроке литературы мы совершаем виртуальные экскурсии на родину писателя или поэта, посещаем музеи (например, учащимся очень понравился музей В.В.Маяковского, находящийся в Москве на Лубянке), слушаем мастерское чтение любимых классических произведений.  

ИКТ должны стать, прежде всего, помощниками, и использование их на уроках должно быть целесообразным, правильным и, может быть, даже, осторожным.  Не нужно увлекаться и перенасыщать урок показом слайд-шоу. Никогда не забываю, что на уроке литературы главную роль играет все-таки слово-учителя, ученика, эмоциональный настрой учителя, умение подать литературный материал, донести до чувств учащихся. А наглядный материал только помогает и дополняет СЛОВО учителя.  

         Использование ИКТ развивает исследовательские способности учащихся, повышает их речевую активность, способствует  осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, создания своего текста, своего проекта. Так в 10 классе все учащихся  попробовали себя в проектной деятельности. « Презентация поэтического сборники А.Фета и Ф.Тютчева», «Серебряный век в науке и искусстве». Работы получились весьма удачные и интересные.    

Эффективность любого урока определяется не тем, что даёт детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. В заключение хочется отметить, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Уроки литературы – это уроки творчества, вдохновения, погружения в мир автора, это праздник души. Потому использование ИКТ не должно стать самоцелью. ИКТ должны стать, прежде всего, помощниками, и использование их на уроках должно быть целесообразным, правильным и, может быть, даже, осторожным.                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...