инновационная деятельность
материал по теме

Межпредметный проект "Путешествие в страну Океанию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_po_okeanii_itog.docx67.93 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат III – IV вида г. Армавира  Краснодарского края

                                                                               Согласовано                                                                                            Утверждено на заседании МО                                    заместитель директора по УВР        

                                                                               __________________Н.В. Хохрина

протокол № _ от ____ 2013 г.

Руководитель МО___________                        ___________ 2013 г.                                                                        

                                                   

                                                                              .

Межпредметный проект

 «Путешествие в страну Океанию»

 

Авторы проекта:

Пономаренко А.А.

Дашко О. Н.

Армавир, 2012

  1. Полное название проекта: «Путешествие в страну Океанию». Наглядно-демонстрационное пособие «Подводный мир».
  2. Авторы проекта: учитель-логопед Пономаренко А.А., педагог Дашко О.Н.
  3. Участники проекта:  учащиеся 2-4 классов ГБС(к)ОУШИ III-IV вида г. Армавира, учитель начальных классов Дашко О.Н., учитель-логопед Пономаренко А.А.
  4. Актуальность и описание проблемного поля.

Для успешного школьного обучения очень важна хорошо развитая речь первоклассников, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся.
Трудности овладения навыками устной и письменной речи учеников с нарушениями зрения проявляются довольно быстро.

В силу нарушений зрительных анализаторов у слабовидящих детей, речевое развитие формируется своеобразно и часто не укладывается в обычные возрастные границы.

Коррекционная работа со слабовидящими учащимися начальных классов осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Она строится с учетом ведущих дидактических и специальных принципов для данной группы детей (принципы корригирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, учет уровней сформированности речи и структуры речевых нарушений, опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны и т.д.).

       В познании окружающего мира человек пользуется не только своим чувственным опытом, но и словом. При нарушении зрения деятельность самого механизма речи не изменяется. Но слепота и слабовидение затрудняют подражание и наблюдение за движением речевых органов собеседника, из-за чего часто страдает произношение. Кроме того, речевое развитие ребенка характеризуется и его словарем, а у детей с дефектами зрения довольно часто нарушается отнесенность слова к определенному предмету, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. Все это затрудняет овладение школьными знаниями детьми с дефектами зрения.

 В своей практике педагоги используют различные методы обучения: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

Наглядность - один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики. Зрительные и тактильные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти обучающихся с нарушениями зрения, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств.

Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что: "...обучение детей строится на живом созерцании, на конкретном образе". На вопрос: "Что такое наглядное обучение?" Ушинский отвечал: "Это такое обучение, которое строится не на отвлеченных словах, а на конкретных образцах, непосредственно воспринятых ребенком. Дитя мыслит красками, формами, ощущениями". Наглядность в обучении Ушинский понимал не узко, связывая ее только лишь со зрительным восприятием, а с включением всех органов чувств. "Чем больше органов чувств принимает участие в восприятии предметов, тем больше впечатлений получает ребенок, тем прочнее они сохраняются в его сознании и потом легче вспоминаются".

Использование информационных наглядно-демонстрационных стендов для правильного и адекватного восприятия окружающего мира положительно влияют на речевое и интеллектуальное развитие слепых и слабовидящих детей.  В коррекционной школе III – IV вида данный метод облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.

Применение наглядно-демонстрационного панно «Подводный мир» стимулирует активность учащихся младшего школьного возраста на ознакомление с предметами подводного мира, восполняет  недостаток зрительной информации с помощью осязания и слуха.

Учитывая, что многие первоклассники с нарушением зрения в течение первого года обучения не овладевают в достаточной степени техникой чтения и письма, целесообразно коррекционную работу по формированию  связной речи проводить в занимательной форме. В процессе ознакомления с окружающим подводным миром ученики расширяют и совершенствуют словарный запас.  Содержание работы по развитию речи и зрительного восприятия слабовидящих учащихся направлено на обобщение предметных представлений за счет уточнения, взаимного расположения частей предмета, активизации речи и представлений о предмете при пространственной ориентировке в окружающей действительности. Младшие школьники с нарушением зрения с трудом овладевают пространственными отношениями. Следовательно, они не могут отразить их правильно  в речи (особенно ярко проявляется при построении предложно - падежных конструкций).

Для коррекции этих нарушений нужно  обогатить опыт детей.  При работе с наглядно-демонстрационным стендом «Подводный мир» используется  практическая деятельность детей: обследование и сравнение предметов, ориентировка в микро и макро пространстве (к себе, от себя, на моделях, в реальном мире) с переносом опыта в речь. Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагается назвать, где расположен предмет на стенде. Назвать действия с предметами, которые выполняет логопед или сам ученик; придумать предложение на основе выполненного действия.

Используя пособие «Подводный мир», учащиеся  овладевают операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале, учатся делить слова на слоги, соотносить слова со слоговой схемой, а также выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой. Чтобы максимально облегчить детям понимание и усвоение учебного материала, нами  используются традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный кружок – гласный звук, синий квадрат – твердый согласный, зеленый треугольник  – мягкий согласный.

Предложенная система работы со слабовидящими учащимися по развитию речи помогает нам добиваться высоких результатов. Эту систему можно совершенствовать, дополнять, находить новые варианты, опираясь на свой творческий потенциал.

  1. Цель проекта: Содействие в познании окружающего мира воспитанникам школы-интерната посредством  наглядно-демонстрационного пособия «Подводный мир».
  2. Задачи проекта.
  1. Знакомство учащихся с окружающим подводным миром;
  2. Активизация и актуализация словаря по теме «Морские обитатели»;
  3. Развитие связной речи учащихся;
  4. Развитие грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, притяжательные и относительные прилагательные, словообразование и словоизменение);
  5. Развитие навыков языкового анализа и синтеза (развитие слогового анализа, звукового анализа, звукобуквенный анализ слов);
  6.  Развитие интонационной стороны речи;
  7. Развитие мышления, памяти, воображения;
  8. Развитие творческого потенциала учащихся;
  9. Развитие навыков пространственной ориентировки.
  1. Предполагаемый результат:
  1. Расширение представлений об окружающем мире;
  2. Развитие произносительных умений и навыков;
  3. Активизация и актуализация словаря по теме «Подводный мир»;
  4. Развитие у учащихся мышления, памяти, внимания, воображения;
  5. Развитие творческого потенциала учащихся;
  6. Развитие мелкой моторики;
  1. План действий и его выполнение:
  1. Срок реализации проекта: сентябрь-декабрь 2012 г.
  2. Поисковая работа: подбор иллюстративного материала по теме «Подводный мир»;  знакомство с литературными произведениями С. Сахарного, А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена; разучивание стихов; знакомство с обитателями морских глубин посредством загадок; подбор фотографий и видеороликов о жизни в морских глубинах; изучение информации в сети интернет.
  3. Зарисовка эскизов наглядно-демонстрационного пособия «Подводный мир»,  выполнение моделей и рисунков морских обитателей, подбор материалов для выполнения панно.
  4. Организация совместной деятельности детей и педагогов над проектом (изготовление морских обитателей на учебных занятиях, оформление панно); выставка рисунков и поделок из различных материалов «Морские обитатели».
  5.  Подведение итогов (презентация).
  1.  Форма проекта:  пособие по ознакомлению с окружающим миром «Подводный мир».
  2. Защита проекта.

Демонстрация продукта: проведение интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим подводным миром «Путешествие в страну Океанию».

Приложение 1

План конспект

фронтального логопедического занятия

по ознакомлению с окружающим миром

для учащихся 2 класса с системным недоразвитием речи

«Путешествие в страну Океанию»

Цель: стимуляция познавательной деятельности за счет расширения активного и пассивного словаря  по теме «Мир морских обитателей».

Задачи:

  1. Расширение  и систематизация  знаний учащихся о представителях морского дна.
  2. Развитие  речи, наблюдательности, мыслительной  активности, умения высказывать и обосновывать свои суждения.
  3.  Формирование грамматического строя речи: согласование существительных с числительным в роде, числе; образование притяжательных прилагательных; формирование понятия “родственные слова”.
  4. Развитие  артикуляционной  моторики.
  5. Расширение лексического запаса по изучаемой теме.
  6. Развитие связной речи: составление предложений по опорным словам.

Оборудование: Наглядно-демонстрационное пособие «Подводный мир»;  текстовые задания.

Ход занятия

Ребята, жизнь  -  самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Теперь повсюду кипит жизнь - как в знойных пустынях, так и в вечных снегах, на суше, в воздухе и в морских просторах. 

Море всегда тянуло человека к себе, может быть даже больше, чем небо. Мировой океан является местом обитания огромного количества растений, рыб, морских животных, в том числе млекопитающих.

Ребята, я приглашаю вас сегодня в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и его обитателях, опустимся в глубины подводного царства.

Ну что, нам пора в путь!

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Море сегодня  неспокойно, волны подкатывают к берегу одна за другой.

Упражнение «Волна».  Рот широко открыт. Кончик языка крепко упирается в нижние резцы. Прилив…  Подержав какое-то время язык в этом положении, убрать его глубоко-глубоко в рот. Отлив. …

Повторить это чередование несколько раз.

Упражнение  «Парус». Рот широко открыт. Кончик языка крепко упирается в нижние резцы. Удерживаем положение, считая до 8.

 Упражнение «Акулы»

На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть двигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

Упражнение  «Рыбки» 

1.Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
2.  Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

Упражнение «Кит»

Кончик языка поочередно  поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе.

Логопед: Ну,  вот мы и добрались до маленького экзотического острова. Море приготовило для нас подарки. Посмотрите сколько здесь ракушек, давайте прислоним их к уху и послушаем шум моря.  

Подбор родственных слов.

Посмотрите, на острове нашем растут пальмы,  а бананы на них какие-то необычные, на них написаны  слова. И все эти слова похожи на слово “рыба”. Давайте попробуем сочинить стихи:

Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как …
(рыбы)

Я б хвостом махала гибким
И,  резвилась, словно …
(рыбка)

Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая…
(рыбешка)

Выплывает, корм, ища
Пребольшая …
(рыбища)

Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой...
(рыбак)

Логопед: Давайте вспомним  все слова близкие слову рыба (Дети называют слова). Молодцы ребята! Вспомнили все родственные слова.

Ребята! Посмотрите, кто это выходит из пучины морской?  Неужто нас встречает сам царь Нептун!

Нептун:

Гордый я морей властитель,

Рыб, дельфинов повелитель.

Мой дворец на дне морском

Весь усыпан янтарем.

Здравствуйте, друзья! Рад приветствовать вас в моем государстве - Великой Океании. Зачем пожаловали, гости дорогие?

Логопед: Великий государь,  хотим мы с ребятами больше узнать  о морском царстве, о его жителях. Дай полюбоваться сокровищами Океании, расскажи о стране  Великой Океании.

Нептун:  Ну что ж, познакомлю вас с царством моим. Много  рыб диковинных живет в морской пучине, может и слыхали вы о них:

Это самый крупный зверь,

Словно лайнер многотонный.

А питается - поверь! -

Только мелочью - планктоном.

Проплывает тут и там

По арктическим морям. (Кит)

Ты уже, дружок, конечно,

Что-то слышал обо мне:

Я всегда пятиконечна

И живу на самом дне. (Морская звезда)

Пронеслась о нем молва:

Восемь ног да голова.

Чтобы всем страшнее было,

Выпускает он чернила. (Осьминог)

Каждый, кто бывал на море,

С ярким зонтиком знаком.

Из водички и из соли

Состоит он целиком.

Ты в воде его не тронь -

Обжигает, как огонь. (Медуза)

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми.

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям. (Рыбы)

Этот домик я могу

Отыскать на берегу.

В нем укрытие моллюска,

И хозяин гордый:

"Домик выдержит нагрузку,

Известковый, твердый". (Ракушка)

Скачет он не по полям,
А по голубым волнам.
У лошадки есть дружок –

Водяной …морской конек

Скорее зонтик ей вручите,
От дождика ее спасите.
Промокла, вся дрожит от страха.

Нет, воду любит …черепаха

В глубине морской живет,
Быстро под водой плывет.
Много у нее иголок,
Как у ежиков и елок. (Рыба ЁЖ)

Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает. (Краб)

Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (Дельфины).

В Черном море знаменит я
Тем, что возле дна хожу
И с собою ядовитый
Костяной кинжал ношу.       (Скат - хвостокол)

Море синее прекрасно.
Только плавать в нем опасно!
Как бы вас не «хватанула»
Кровожадная … (Акула)

 Нептун: Приглашаю вас в мое царство. Готовы  к погружению?

Логопед: Нам нужно немного времени, чтобы подготовиться к погружению…

Физкультминутка

Дыхательная гимнастика

Дети становятся в обруч, поднимают его на уровне пояса.
Произвести короткий, спокойный вдох через нос. Задержать на 2-3 секунды воздух в лёгких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос – выдох через нос,

вдох через рот – выдох через нос,

вдох через рот – выдох через рот.

Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

Логопед: Посмотрите, на дне живет одна  не простая рыбка. Она волшебная, золотая. Рассмотрите ее повнимательнее и ответьте на мои вопросы.

Это чья голова?  –  это рыбья голова.
Это чье туловище?  –  это рыбье туловище.
Это чьи плавники?  –  это рыбьи плавники.
Это чей хвост?  –   это рыбий хвост.
Это чья “чешуя”?  –  это рыбья “чешуя”.
Это чей глаз?  –  это рыбий глаз.

Логопед: Молодцы ребята! Старались отвечать полным предложением.

 Ребята,  Золотая рыбка  просит нас о помощи,  говорит, что не может составить предложения. Все слова у нее перепутались. Помогите ей, пожалуйста! (Дети получают карточки со словами).

В, рыба, обитать, море,  много. (В море обитает много рыб)
Черное жить дельфин море.
  (В черном море живут дельфины)

Краб, камни, между,  забился.  (Между  камней забился краб)
Сказка, рыбак, о, рыбка, и. (Сказка о рыбаке и рыбке)

Логопед: Спасибо вам, друзья, что помогли справиться с этим заданием.

Игра «Четвертый лишний».

 (назови лишний предмет и  объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Акула, кит, дельфин,
бобёр.
Плавники,
шерсть, чешуя, жабры.
Плавник, чешуя, щупальца, уши.

Песок, трава, камни, ракушки.

Нептун: Очень я люблю своих подданных, да вот только ласково  обратиться к ним не могу.

Логопед: Ребята, давайте поможем Нептуну, назовем ласково всех морских обитателей.

Игра  «Назови ласково» (образование прилагательных уменьшительной формы).
Карась -
карасик (дельфин, медуза, осьминог, морская звезда, электрический скат, морской ёж).

Нептун: Спасибо, ребята! Да, много у меня в Океании обитателей. 

Игра «Нептун-хвастун»

Нептун: У меня есть медуза.

Дети: А мы видели в твоем царстве 5 таких медуз.

Нептун: А у меня есть еще и дельфин (морская звезда, электрический скат, морской окунь и др.)

Логопед: Ребята, давайте покажем Нептуну, что мы тоже кое-что знаем о  морских обитателях. Давайте выложим  под морским обитателем столько прямоугольников, сколько слогов в этом слове.

Нептун: Вот недавно нашел я в глубинах своих какой-то странный подарок (показывает детям мешочек, раскрывает его и достает карточки с буквами), а для чего он мне никак не пойму!

Логопед: Все очень просто, ребятам нужно найти морских обитателей, в названия которых этот звук стоит на первом месте.

Нептун достает карточки, а уч-ся  называют обитателей.

Логопед: А еще наши ребята могут определить, сколько звуков в названии обитателя.

Дети выполняют задания у стенда.

Нептун: Ох, порадовали вы меня сегодня, да вот только царство мое, разбрелось повсюду.

Логопед: Мы поможем тебе, вернем обитателей на места. (Дети выполняют задание по пространственной ориентировке).

Соня, прикрепи медузу в правый верхний угол  моря. Артур,  помоги осьминогу попасть в дом, который находится в левом нижнем углу. И т.д.

Нептун: Молодцы, ребята! А теперь пора прощаться.

Логопед: Ребята, давайте каждый из вас выскажет своё пожелание Царю Великой Океании.

План-конспект занятия

«Обитатели подводного мира. Изготовление коллективной работы «Подводный мир».

Цель:  Расширить знания детей о море и морских обитателях.

Задачи:

- развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;

- развитие мышления, воображения, художественного вкуса, мелкой моторики рук,

- развитие умения создавать совместную композицию в соответствии с замыслом;

- воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности; расширение кругозора детей;

- воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы;

Оборудование: картины, изображающие морских обитателей, компьютер, диск “Морские обитатели”.

  1.  Организационная часть. 

Педагог: Добрый день,  дорогие друзья! Я очень рада нашей встрече.

Ребята, а вы любите путешествовать?

- Что такое путешествие? (поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам для ознакомления или отдыха)

- А на чем можно путешествовать? (дети перечисляют…)

- Все верно. Отгадайте загадку:

Здесь - куда не кинем взор -

Водный голубой простор.

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной.

А порой тут тишь да гладь.

Все смогли его узнать? (Море)

  1. Основная часть.

Педагог: - Да, верно. Это море. Сегодня мы вместе продолжим путешествие по сказочной стране - Великой Океании. А на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

 Под водой железный кит,

Днём и ночью кит не спит,

Днём и ночью под водой

Охраняет твой покой. (Подводная лодка)

Педагог: - Да, сегодня мы представим себя юными мореплавателями и совершим путешествие на подводной лодке.

- Итак, наше путешествие начинается! Займите свои места! Подводная лодка готова к отплытию! (под звук морской волны) 3-2-1! Спуск!

- Ну, вот мы и погрузились на дно моря!

Педагог: - А каких морских обитателей вы знаете? Отгадайте загадки:

(Загадки сопровождаются показом слайдов)

С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица. (Рыба)

В буйном море-океане

 Рыба страшная живёт.
 У неё большой живот,
 Пасть с ужасными зубами. (Акула)

Как плывут они красиво – 
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (дельфины)

Гриб прозрачный водяной,
Проплывал вместе с волной. (Медуза)

Прочные колючки –
Как ножки и ручки .
Посмотрите, малыши:
Ползают по дну…
(Ежи)

Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает. ( Краб)

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног – 
Вот и весь я - … (осьминог).

Через море – океан
Плывет чудо – великан,
А ус во рту прячет. (Кит)

Кто же в море
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
В море… (черепахи).

- Молодцы, хорошо знаете морских обитателей. Ребята, посмотрите, как безгранична фантазия природы, которая создала такое разнообразие форм и окраса всех морских обитателей. (Показ  слайдов.) Какого цвета бывают рыбы?

 (Особое внимание детей обращается на разнообразную окраску морских рыб).

- Давайте посмотрим на рыбку. Какой формы бывают? Из каких частей  состоит рыба? (Дети называют части тела рыбы). Чем покрыто тело рыбы? (чешуей).

- Как вы думаете,  для чего рыбе нужны плавники, хвост? (шевеля плавниками, рыба передвигается, хвост-это руль, с его помощью рыба меняет направление движения).

-  Для чего нужны водоросли в море? (служат кормом для морских животных, обогащают воду кислородом, очищают от бактерий, употребляются в пищу (морская капуста)).

Педагог: Ребята, посмотрите,  а что это такое? Это сундук. Что на нем написано?  (Для ребят. От  Нептуна). Посмотрим, что в нем. Письмо!

Давайте прочтем его. (Чтение письма)

«Здравствуйте ребята! Погостили вы у меня в царстве - Великой Океании, порадовали играми. Но беда у меня приключилась: дочка моя Русалочка печалится, слезы горькие льет. Подевались куда-то ее подруженьки верные – рыбки золотые. Не с кем ей в прятки да салки играть. И надеюсь, что не откажите в просьбе мне и поможете  Русалочке вновь веселой стать, подружек ей смастерить. Высылаю вам посылку. Надеюсь, что дары мои помогут вам. Много слышал я о ваших способностях и уверен, что вы справитесь и просьбу мою выполните. Спасибо за помощь. Царь Нептун»

Давайте посмотрим, что еще есть внутри. (Педагог достает различные материалы для изготовления аппликации: ракушки, морские звезды и камешки, цветную и креповую бумагу, крупу, засушенные листья).

Педагог: - Ребята, поможем Нептуну? (Да)

- Ребята, что можно изобразить на картине? Из каких материалов можно сделать рыб? Из чего и как можно сделать водоросли? (Дети высказывают свои предложения).

Педагог: Водоросли можно вырезать из бумаги, сделать из креповой бумаги. (Показ возможных вариантов).

- Ребята, сначала вы возьмете трафареты, нарисуете силуэты, затем вырежете по нарисованной линии и украсите своих рыбок, затем приступите к изготовлению водорослей. Когда рыбки будут готовы, приклеим их на картину. Затем оформим дно моря: приклеим  водоросли, ракушки и  камешки, звезды.

Физкультминутка.

К морю быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно.
Вместе раз – это брас,
Одной другой – это кроль.
Все как один плывем как дельфин.

  1.  Практическая часть.

Дети выбирают по своему желанию материал, силуэт рыбки, обводят шаблон, вырезают и оформляют. В конце совместной деятельности переносят свои водоросли и рыбок на незавершенную композицию, раскладывают, передвигают и приклеивают, добавляют картину ракушками, звездами,  камешками.

Самостоятельная творческая деятельность.

Под звуки тихой музыки дети выполняют свои работы.

В процессе работы педагог проводит текущий инструктаж.

Пальчиковая гимнастика «Морские животные»

Жил да был один дельфин,     перед грудью, плавные движения влево - вправо.

Два конька дружили с ним.    ладони развернуты вертикально,       поочередные     движения вверх - вниз.

Приплывали к ним киты,         руки сложены накрест, взмахи ладонями.

И акула и моржи.

Те учили их считать:               сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем                         пальчики, начиная с большого

Раз, два, три, четыре, пять.     ладони сложены

В. Волнина 

4. Подведение итогов занятия

Рассматривание детьми коллективной работы.

Нравится ли вам картина?

Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? Что у вас получилось лучше всего?

Понравилось ли сегодняшнее занятие?

Выполнили мы просьбу Нептуна?

Ребята, как вы думаете, понравятся ваши рыбки Русалочке и Нептуну? Теперь Русалочка перестанет грустить и у нее появятся новые друзья. Вы работали дружно, сообща, все вместе. Молодцы! Наше занятие окончено.

Приложение 2

Стихи о морских обитателях

На дне морском...

Инна Сударева

Дядя кит

Дядя Кит - он самый-самый:
Самый важный, самый главный,
Самый добрый и большой,
И, как небо - голубой.
Он плывет по океану,
Удивляет всех фонтаном.

Морской ёжик

Живет на дне колючка -
Угрюмый Ёжик-злючка.
За камушки цепляется,
Морской травой питается.

Морские звездочки

Звездочки морские
Новый Год встречали.
И коралл, как ёлку,
Дружно наряжали.
Только нет игрушек
В море под водой.
И пришлось им ветки
Украшать собой.

Дельфины

Вот Дельфины-акробаты
Белобокие ребята.
В цирке водном выступают,
В обруч прыгают, играют.
Любят вальсы танцевать,
Хором песенки пищать.

Краб

Краб - известный забияка,
Он чуть-чуть похож на рака.
Клешни грозные имеет
В драках шумных не робеет.

Морская звезда. 

На дне морском живёт звезда 
И всем твердит упрямо, 
Что будто бы она туда, 
На дно, с небес упала. 
С самих небес упала! 

Морской ёж. 

Дружить всерьёз с морским ежом 
Нам нужно осторожно. 
Ведь не секрет, что родом он 
Из хищных иглокожих – 
Коварных иглокожих! 

Осьминог.
 

Снаружи грозный осьминог, 
В душе – добрейший малый: 
Он приготовил нам пирог 
С начинкой из коралла – 
Из нежного коралла! 

Мурена. 

Мурена – рыба просто жуть, 
Таких мы не встречали: 
Характер злой, ума чуть-чуть, 
А зубы – как из стали. 
Из самой прочной стали! 

Дельфин. 

Он самый умный из зверей 
На море и на суше. 
Спасает тонущих людей. 

Осьминог

Бедный-бедный Осьминог
Нынче утром сбился с ног.
Перепутались во сне,
Словно нитки, ноги все.

Морские коньки

Рыжие лошадки
Есть и вороные.
А еще, ребятки,
Есть коньки морские.
Нет у них подковок,
Нет пушистой гривы.
Под водой, в кораллах
Плавают игриво.

Камбала

Чудо-рыбка Камбала
Очень плоскою была.
И когда играла в прятки,
То прикинулась оладкой.

Акула

У акулы белой
каждый день - заботы:
Зубы все почистить -
сложная работа.

У нее их много:
В несколько рядов
Тысяча опасных,
Остреньких зубов.

Медуза

Барышня-Медуза

В пышных кружевах

Весело танцует

На морских волнах.

Длинные серёжки

Очень ей идут.

Ими любоваться

Рыбы все плывут.

Чайке белой снится море
Ю. Ким

Чайке белой снится море,
берег людный, бриз, волна,
гуща водорослей, корни
сосен хвойных, глубина.

Чайке снится небо, скорость,
ветер в крыльях, парус, плеск,
соль на камнях, невесомость,
искры солнца, звёздный блеск.

Сны прекрасны белых чаек.
Свалка - дом, реальность, жизнь.
Голосистый хор печален:
тут - не спи, а покружись!

Чайке снится море, лето,
гальки глянцевой тепло…
Будит клюва стук о клетку,-
рыбий дом через стекло.

Дельфин
Наталья Матюх

О дельфинах всем известно —
Нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки
И легки для дрессировки.

Он в этом деле лучший. 
Дельфин – спасатель лучший! 

Беседа «Окраска тела рыб»

По окраске рыбы очень разнообразны. На дальнем Востоке, например, водится рыба с прозрачным телом, через которое видны все внутренности. Этот окрас, а точнее отсутствие всякого окраса, помогают выжить этой мелкой рыбке в пенных прибрежных волнах.

В Азии и на Чукотке есть рыбы черного цвета. На большой глубине этот цвет помогает рыбе быть незаметной, да и обитает она только темноводных водоемах. В зимнее время эта рыба зарывается в темный ил, что помогает ей уберечься и от морозов и от хищников.

Ручьевая форель меняет свою окраску. Во время нереста у нее появляются цветные пятна, а в остальное время года она одета в темную чешую, которая ничем не выделяется.

Есть разноцветные рыбы. К таким относится Гольян. Его цвета до сих пор всех удивляют. Спинка зеленая, бока желтые, брюхо красное. Зачем ему такая окраска до сих пор остается загадкой.

Но самые яркие рыбы обитают, конечно, в тропиках. Там можно встретить любые цвета. А тела некоторых рыб даже украшены правильными геометрическими фигурами. Тропические рыбы по своей окраске могут посоперничать даже с тропическими птицами.

А что же с нашими родными щуками и окунями? У них присутствует характерный зеленый оттенок, который помогает им оставаться незамеченными для жертв в наших реках и озерах. А уклейки и плотва еще лучше приспособлены для наших водоемов. Снизу они белые, как вода, а сверху черные.

Ближе к поверхности воды живут рыбы с более серебристым оттенком, глубже могут встретиться рыбы красного, розового и коричневого цветов. На глубине более километра обитают рыбы преимущественно темных цветов: синий, фиолетовый, черный.

Большое влияние на цвет рыбы оказывает цвет воды и глубина водоема. В прозрачной воде рыбы более светлые, в темной воде - наоборот.

А еще, рыба может менять со временем свой цвет, если меняет среду обитания. Так что рыбы сродни хамелеонам. Они делают все для того, чтобы их никто не заметил.

Встречаются среди рыб и альбиносы (белые среди черных) и мелоны (черные среди белых). Самое же интересное то, что на глубине в несколько тысяч метров, куда не проникает даже самый сильный луч солнца, можно встретить ярко раскрашенную рыбу.

Загадки

Здесь - куда не кинем взор -

Водный голубой простор.

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной.

А порой тут тишь да гладь.

Все смогли его узнать? (Море)

Это самый крупный зверь,

Словно лайнер многотонный.

А питается - поверь! -

Только мелочью - планктоном.

Проплывает тут и там

По арктическим морям. (Кит)

Над водой взметнулась глыба -

Это очень злая рыба.

Показала свой плавник

И опять исчезла вмиг. (Акула)

Ты уже, дружок, конечно,

Что-то слышал обо мне:

Я всегда пятиконечна

И живу на самом дне. (Морская звезда)

Пронеслась о нем молва:

Восемь ног да голова.

Чтобы всем страшнее было,

Выпускает он чернила. (Осьминог)

Посмотрите! Под водой

Вырос целый сад.

Он накормит нас с тобой,

Попадет в салат. (Морская капуста)

Я без моря - никуда,

В море - вся моя еда.

Сам живу на берегу,

Круг полярный стерегу.

Лапы - что-то вроде ласт.

Я как морж, но не клыкаст. (Тюлень)

Объясняю малышу,

Чтобы не было ошибок:

Зверь я, воздухом дышу,

Но похож на крупных рыбок.

В ватерполо я ловкач

И с детьми играю в мяч. (Дельфин)

Каждый, кто бывал на море,

С ярким зонтиком знаком.

Из водички и из соли

Состоит он целиком.

Ты в воде его не тронь -

Обжигает, как огонь. (Медуза)

Поднимается волна

И закроет берег вскоре.

Это спутник наш Луна

Так притягивает море. (Прилив)

В океане ходим мы,

Словно синие холмы.

Океан - наш дом родной,

В нем немало миль.

В шторм идем большой стеной,

Утихаем в штиль. (Волны)

В море только под водой

Можно встретиться с землей.

Тут лежат морские звезды,

Камешки, песок.

Где-то близко ходит грозный,

Важный осьминог.

И погибшие суда

Опускаются сюда. (Дно)

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми.

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям. (Рыбы)

Этот домик я могу

Отыскать на берегу.

В нем укрытие моллюска,

И хозяин гордый:

"Домик выдержит нагрузку,

Известковый, твердый". (Ракушка)

В море я всегда солена,

А в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскаленной

 Мне совсем не место. (Вода) 

Скачет он не по полям,
А по голубым волнам.
У лошадки есть дружок –

Водяной …морской конек

Пусть заманчив червячок,
Виден сквозь него крючок.
На губах ее улыбка,

Рыбака обманет …рыбка

Скорее зонтик ей вручите,
От дождика ее спасите.
Промокла, вся дрожит от страха.

Нет, воду любит …черепаха

Клешнями дно реки цепляет,
Ракушки ими открывает.
Ползет и делает «крак-крак»,

Вы узнаете? Это …рак

На меня взглянуть вам стоит,
Существо я непростое.
Чтоб по дну я ползать мог,
Восемь я имею ног.  (Осьминог)

В глубине морской живет,
Быстро под водой плывет.
Много у нее иголок,
Как у ежиков и елок. (Рыба ЁЖ)

Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает. (Краб)

Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (Дельфины).

В Черном море знаменит я
Тем, что возле дна хожу
И с собою ядовитый
Костяной кинжал ношу.       (Скат - хвостокол)

Море синее прекрасно.
Только плавать в нем опасно!
Как бы вас не «хватанула»
Кровожадная … (Акула)

Кто из морских жителей краснеет, увидев обед? (Кальмар)

 У кого из морских жителей рот на брюхе? (Акула)

 

Кругом вода, а с питьем беда. (Соленое море)

 

Через океан плывет великан и выпускает воды фонтан. (Кит)

 Каких камней в море нет? (Сухих)

Я выросла в лесу, в безмолвной тишине,

Теперь я вас несу по голубой волне.

(Лодка)

Живет между камнями голова с четырьмя ногами.  (Черепаха)

В воде она живет, нет клюва, а клюет.
(Рыба)

В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует – бежим по воде.

(Волны)

Если он на дне лежит, судно вдаль не побежит.

(Якорь)

Великан стоит в порту, освещая темноту,

И сигналит кораблям: заходите в гости к нам!

(Маяк)

Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног, вот и весь я – …

(Осьминог)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

Самообразование и инновационный поиск учителя, ориентация педагога на инновационную деятельность

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогаМастерство учителя – это специальность, которой надо учиться...

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...

Промежуточные итоги реализации проекта инновационной деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки

Данный пакет документов включает перечень документов, которые  позволят в общеобразовательной школе создать единое образовательное пространство для всех учащихся, в том числе с ограниченными возм...