Сообщение"Игровое начало-органичный компонент урока ритмики"
статья по теме

Тронина Мария Александровна

Обучение и развитие детей предполагает не только изучение явлений окружающего мира, обучение чтению, счету и т.д. Большое значение имеет и физическое развитие ребенка, для чего подходит обучение танцевальной ритмике. Ритмическое движение и музыка оказывают благоприятное влияние на детей. Возникает вопрос: чему же мы должны обучить ребенка на занятиях ритмики? Развивать чувство ритма, умение слушать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, формировать творческую активность, воображение, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сообщение по предмету"ритмика"35 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление к семинару «Роль игры в развитии детей»

для руководителей детских объединений, воспитателей групп детских садов, начальных классов.

тема «Игровое начало - органичный компонент занятия ритмики»

Цель: Формирование движенческого навыка посредством игрового начала.

Задачи:

1. Активизация и развитие музыкально- ритмических способностей через игровое начало.

2. Формирование и развитие навыка управления своим телом в сочетании с музыкальным сопровождением.

3. Воспитание выразительности движений, образности в исполнении.

4. Воспитание труда на занятии посредством игры.

Слово ритмика произошло от слова ритм – что означает равномерное чередование каких-нибудь элементов. Ритм можно слышать, ощущать не только в музыке, но и в окружающей нас действительности: ритм дождя, ритм падающих снежинок, последовательность времен года, смена дня и ночи, солнечных и пасмурных дней, ритм определенных действий, ритм жизни, где светлая и темная полоса сменяют друг друга. Получается, что ритм можно уловить во всем, что нас окружает.

Обучение и развитие детей предполагает не только изучение явлений окружающего мира, обучение чтению, счету и т.д. Большое значение имеет и физическое развитие ребенка, для чего подходит обучение танцевальной ритмике. Ритмическое движение и музыка оказывают благоприятное влияние на детей. Возникает вопрос: чему же мы должны обучить ребенка на занятиях ритмики? Развивать чувство ритма, умение слушать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, формировать творческую активность, воображение, речь.

Цель занятий ритмики – это приобщение детей к танцевальному искусству, к хореографии.

Деятельность учащихся в этом процессе открывает практически неограниченные возможности для реализации физического, эстетического, познавательного, творческого потенциала личности. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельность, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия. Игра на занятии ритмики не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Вообще, процесс хореографических занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему специальных упражнений и игр, направленных на развитие физических, психомоторных и творческих способностей детей. Если игра для ребёнка - это способ существования, способ познания и освоение окружающего мира, то специальные игры на занятиях ритмики - это шаг к постижению танцевального искусства, начало художественной деятельности и творчества учащихся.                                            Детей танцевальные игровые композиции обогащают яркими образными движениями, создаются благоприятные условия для эмоциональной разрядки и выброса негативных эмоций и чувств, улучшается функция концентрации внимания. Немаловажным фактором является и то, что музыкальные ритмические игры развивают у детей музыкальность, пластическую выразительность, способствуют гармоничному развитию. Среди конкретных навыков развиваются такие, как способность отметить начало и завершение в движении мелодии, услышать ритмический рисунок композиции, осознать средства музыкальной выразительности. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.          Распространены случаи, когда дети поначалу с удовольствием и энтузиазмом посещают занятия, а потом постепенно запал угасает, интерес к занятиям ослабевает. Заставлять ребенка заниматься, если он этого не хочет, не стоит, так как к позитивным результатам такой подход не приведет точно.  Гораздо лучше вводить в упражнения дополнительные двигательные действия, выполняя их с другим музыкальным сопровождением. Разнообразить ритмические упражнения, танцевальные элементы поможет игровая форма занятий, которые представляют собой законченную сюжетную композицию. Благодаря такой форме можно развить пластичность, координацию движений, накопить двигательные навыки. Кроме того, игры являются отличным средством для создания атмосферы бодрости, радости, удовольствия. Во время игр ребята прекрасно усваивают, совершенствуют способности и навыки.      Таким образом, игра – это ведущая деятельность, которая не должна уходить из жизни ребенка, как младшего, так и среднего школьного возраста. Благодаря игре, процесс вхождения в учение происходит плавно и легко, потому что психологически ребенок всё ещё бессознательно принимает игру. Также важно отметить, что усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее. Ребёнок, увлеченный замыслом нового упражнения, не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, требующими перестройки и поиска решения. В игре же дети сами стремятся научиться тому, чего они ещё не умеют. Здесь нужно учитывать и следующее: то, что ребенок слышит - он часто забывает; то, что ребенок видит - он запоминает; то, что ребенок делает сам - он понимает.

Как видим, игра- это самый позитивный способ привлечения детей к процессу обучения ритмики. В качестве примера предлагаю вам практическую часть занятия на примере учащихся 1 класса хореографического отделения Дебесской детской школы искусств.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов при развитии координации движений на уроках ритмики у детей с нарушениями интеллекта

Элемент игры  очень важен на   занятиях  ритмикой. Ведь само по себе обучение не всегда привлекает детей с ограниченными возможностями здоровья.  Упражнения развивают чувство ...

Использование игрового метода на уроках ритмики.

Методическая разработка-практикум. В помощь учителям ритмики общеобразовательных школ 1-6 классов....

Импровизированное, интерактивное, музыкально-игровое действие «Бессердечный Слон» на тему о человеческих качествах для урока ритмики.

Бессердечие (бездушие) – это отсутствие многих добрых, красивых чувств в сердце человека. Бездушный и бессердечный человек, поступая плохо, не жалеет о сделанном, видя чужое горе или беду, он отворачи...

Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»

Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...

Игры и игровые приемы на уроках ритмики

Значение игр на уроках  ритмики...

Сообщение: «Игровые уроки истории плюсы и минусы»

laquo;Игровые уроки истории: плюсы и минусы»...