Обобщение педагогического опыта работы
статья по теме

Обобщение педагогического опыта работы,  где представлены различные технологии, используемые в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_metod.seminaru.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд (фото)

Обобщение педагогического опыта работы.

Я работаю в МОУ Васюковская основная общеобразовательная школа с 1994 года. С 1995 года работаю учителем истории.  

Слайд 2. (фото)

В 1994г закончила Торжокское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов. В 2001 году закончила Тверской Государственный университет по специальности Преподаватель Филологии. В настоящее время имею вторую квалификационную категорию, провожу уроки в 5-9 классах.

3 слайд.(фото)

Свою главную цель педагогической деятельности вижу в том, чтобы формировать творчески мыслящую личность, способствовать ее саморазвитию и самовыражению. В связи с этой целью ставлю перед собой следующие задачи

4 слайд (фото)

  1.  Активизация познавательной активности учащихся, через систему нетрадиционных уроков, с использованием ИКТ;
  2. -развитие умений рассуждать и мыслить;
  3. - развитие творческих способностей учащихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;
  4. -развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников);
  5. -развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.
  6. В своей работе, я стараюсь выбирать те формы и методы организации образовательного процесса, чтобы школьник не только усвоил новый материал, но и нашел средство для самовыражения, впитал в себя «разумное, доброе, вечное», чтобы на уроках царила атмосфера творчества, желание  размышлять, искать пути разрешения проблемных ситуаций, активно высказывать свою точку зрения. На мой взгляд, данные задачи являются актуальными в школьном историческом образовании.

5 слайд (фото)

За последние три года уровень обученности  по истории составляет 100%; процент качества знаний составлял в 2009-10 уч.году 47%, в 2010-2011 году он составлял  59 %, в 2011-2012 уч.году процент качества знаний составил 57%.

6 слайд (фото)

В своей педагогической работе я использую сочетание разнообразных методов на различных этапах обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, уровня развития их мышления.  На мой взгляд,  на современном уроке ученик должен не просто слушать и запоминать, а под руководством учителя добывать и усваивать новые знания, исследовать факты и исторические источники, сам делать выводы. В связи с этим в своей работе стараюсь использовать различные формы нетрадиционных уроков: Урок-суд, урок – исследование, урок-экскурсия, урок-соревнование, все это не только способствует повышению познавательной активности учащихся, но и развивает творческие способности личности учащихся. Примерами таких уроков могут служить заочная урок-экскурсия «Рыцари средневековья» в 7 кл., урок-соревнование «Недаром помнит вся Россия» в 8 кл., урок-исследование «Тайны Древнего Египта» в 5 кл., урок-суд «Народники – герои или убийцы?» 8 кл, и др.

7 слайд

одна из зарекомендовавших себя методик нетрадиционного подхода к историческим событиям  и явлениям – методика проблемного изложения материала. С этой целью в начале изложения новой темы я обращаюсь к учащимся с проблемными вопросами или познавательными заданиями, поставленный еще до начала изложения вопрос заставляет их мыслить, заинтересовывает, повышает их познавательную активность. Очень важно приучать к такой работе, по моему мнению, еще с младших классов. Например, в 5 классе на уроке истории Древнего мира при изучении Древнего Египта я начинаю урок с постановки такой проблемы: «Как, по-вашему, вернее сказать: «Египет – дар Нила» или «Нил – дар Египта»? Пытаясь ответить на этот вопрос, ученики, опираясь на известные им факты из истории страны, учатся овладевать умением самостоятельно строить рассказ путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян. Проблемное изложение интересно тем, что этот вид деятельности носит творческий характер, требует от учащихся большой самостоятельности в суждениях. Решение проблемных задач с классом, как правило, обязательно является элементом дискуссии, на своих уроках я поощряю споры по изучаемым вопросам при анализе фактов, исторических документов, иллюстраций и т.п. Например, на уроке истории в 6 классе при изучении темы «Опричнина» в результате предварительного обсуждения ребята составляют перечень спорных вопросов для дискуссии «сторонников опричнины» и «земщины»:

  1. Кто из современников Ивана IV мог назвать его царь-псарь, великий государь, губитель? Какое название на ваш взгляд наиболее характеризует этого правителя?
  2. Какие последствия для России имела опричнина?  И т.п.

В итоге дискуссии ученики окончательно определяют свою позицию в вопросе о роли опричнины в установлении неограниченной власти царя.

(Аналогичную работу  провожу в 7 классе при изучении темы «Итоги правления Петра Великого – «Тиран на троне» или великий реформатор?)

В свои уроки я часто включаю и «опрос-кроссворды»: ученики заполняют кроссворд по изученной теме, при этом часть понятий кроссворда «готовит» новую тему. Такие кроссворды  составляю сама, использую уже готовые из методических пособий, а также кроссворды составляют сами ученики

8 слайд

Применение компьютерных технологий в современной школе – один из  эффективных способов активизации познавательной активности на уроках истории и повышения результативности учебного процесса. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, которой, к сожалению, не всегда достаточно, и вызывает интерес ребят. Расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения такие, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность.  На своих уроках я часто использую компьютерные презентации.  Проведение уроков–презентаций требует большой подготовительной работы, но даёт возможность использовать методы активного, деятельностного обучения. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, позволяют  глубже погрузиться в изучаемый материал.  Применение ИКТ технологий позволяет использовать интерактивные таблицы, карты, диаграммы, схемы. Работая с презентацией, учитель экономит время, на составлении таблиц, схем, диаграмм, которые появляется сразу на слайде.  

9 слайд

 Мною разработаны презентации : «Древний Египет» 5 кл, «Восточные славяне в древности» 6 кл, «Реформация в Европе» 7кл, «Индустриализация и коллективизация» 9 кл, «Внутренние реформы Николая I» 8 кл, «Тайны Древнего Египта» и др. В своей работе приходится очень часто пользоваться интернет-ресурсами, многие сайты помогают обучающимся в подготовке докладов, рефератов и составлению презентаций. Важным образовательным ресурсом является методический сайт: издательства «1 сентября»http://www.1september.ru/ru/ - и его раздел «история», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. http://his.1september.ru/index.php и сайт «Я иду на урок истории»  http://his.1september.ru/urok/ . На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др. Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, 

10 слайд

На своих уроках часто использую игровые технологии: элементы деловой игры, ролевые игры и дидактические игры, игры приучающие учащихся правильно ставить вопросы, и оперировать информацией. Это: «Отгадай термин», «Отгадай героя», «Словарное лото», «Хронологическое лото», «Словарная дуэль». Игры позволяют эффективно повторять пройденный материал, развивают  мышление и память, умения логически излагать материал, способность слушать друг друга, например: «Продолжи рассказ» или «Текст с ошибками» и т.п. Например, на уроке истории в 6 классе при изучении темы «Гуситское движение в Чехии» картину Констанцкого собора  разыгрываем по ролям. На мой взгляд такое ролевое представление материала позволяет учащимся более глубоко осознать важнейшие понятия: католическое духовенство, еретик, ересь, отлучение, церковный собор. Используя игровые технологии всегда придерживаюсь основных требований к организации игр в процессе обучения, что игра должна быть увлекательна и интересна, основываться на свободном творчестве и самодеятельности ребят; а также вызывать  у  школьников       только положительные эмоции;  в игре обязателен элемент соревнования между командами  или       отдельными  учащимися.( «Защита города от кочевников» 6 кл., « Умники и умницы» 7-9 «И вечный бой (Русь 9-13вв.)» 6-7кл.) и др.

11 слайд

На своих уроках использую и дифференцированный подход, т. к.  он помогает делать обучение более эффективным. Цели дифференцированного подхода - это  пробудить интерес, ликвидировать пробелы, сформировать умение работать  по образцу, развить устойчивый интерес к предмету, закрепить и повторить имеющиеся знания, сформировать умение работать самостоятельно. 

   Например, на уроке «Русь в период раздробленности. Господин Великий Новгород».

   Слабые  обучающиеся получают задание репродуктивного характера: с помощью учебника и атласа охарактеризовать географическое положение и природные условия Новгородской земли, выполнить задание в контурной карте.

Более сильным ребятам даю задание продуктивного характера: по картине художника А.М. Васнецова «Новгородский торг»:  заполнить таблицу «Экспорт и импорт товаров Новгородской республики». И определить по деталям, что торг происходит именно в Новгороде, а не в другом городе Древней Руси».

12 слайд   

Используя личностно-ориентированный подход на своих уроках, преследую цель: найти место на уроке для каждого, повысить эффективность процесса обучения за счет индивидуальных возможностей учащихся. К чему стремлюсь при создании личностно ориентированной ситуации? Во-первых, чтобы используемые мной приемы имели практическую ценность для ребенка не только в будущем, но и сейчас. Во-вторых, соприкосновение с личностной сферой ребенка осуществляю через диалог, как наиболее действенный способ. Диалог для меня – это сотрудничество с ребенком. Состоявшийся диалог – это уже результат. В-третьих, личностно ориентированную ситуацию очень часто создаю через игровую форму. Очень удачно для более точного и эмоционального восприятия новой темы и активизации мыслительной деятельности применяю метод составления синквейна. Синквейн — своеобразное стихотворение-миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы учащихся на уроке. Метод синквейна позволяет лучше освоить новые понятия, опираясь на ассоциативное мышление.  Подробное описание этого приема можно найти в газете «Первое сентября» от 14 января 2003. . Алгоритм написания синквейна: 1-я строка Кто? Что? 1 существительное (тема синквейна).  2-я строка: Какой? 2 прилагательных.  3-я строка: Что делает?        3 глагола.  4-я строка: Что автор думает о теме  Фраза из 4 слов.  5-я строка:        Кто? Что? (Новое звучание темы – итог, вывод) - 1 существительное.

13 слайд

 Пример применения синквейна на уроке истории в 6 классе при подведении итога по теме «Куликовская битва»: вы видите на экране.

1. Куликовская битва

2. Историческая, важная

3. Освободить, объединить, защитить

4. Битва ускорила освобождение Руси

5. Независимость

Вывод: победа на Куликовом поле положила начало освобождению Руси от ордынского владычества.

14 СЛАЙД

Каждый современный учитель на своем уроке пытается не только дать детям знания, он старается применять здоровьесберегающие технологии. Я ставлю перед собой следующие задачи: выполняя образовательную функцию, содействовать оздоровлению учащихся; вовлекать родителей в оздоровление детей; передавать знания по предотвращению отдельных болезней; пропагандировать здоровый образ жизни; совместными усилиями воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни. Для решения, поставленных задач на уроках я использую : общеоздоровительные физкультминутки, гимнастику для глаз. Например: обычные физкультминутки на уроке делаю тематическими –в 5 классе называю термин и прошу ребят встать , если термин относится к Древнему Египту, а присесть, если к другой стране древнего мира., и т.д.) или называя сражения прошу поднять руки, если победили - опустить руки  если проиграли, и т.д.); - шаг вперед – шаг назад на утверждения верно-неверно. На переменах проветриваем кабинет, занимаемся  в комнате здоровья. Передача знаний по предотвращению отдельных болезней осуществляется  как на  уроках, так и во внеурочной деятельности. Например: при изучении темы «Древний Египет» (5  класс) обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»; при выяснении причин вымирания американских индейцев ( 7- 8 класс) заостряем внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечаем, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов; при изучении средневековой Европы (7 класс) подчёркиваем, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья. В 5 классе при рассматривании темы «Спарта» акцентируем  внимание  на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина.  С целью пропаганды здорового образа жизни провожу такие внеклассные мероприятия как: «Молодёжь за здоровый образ жизни», «Береги здоровье смолоду»,  «Скажем «нет» нездоровым привычкам» и др. Таким образом у ребят формируется ценностное отношение к жизни и здоровью, которое позволит успешно адаптироваться во многих сферах жизни на пути к самореализации и социальной адаптации.

15 слайд

Внеклассная работа  так же позволяет повысить интерес к истории своей страны, проведение предметной недели дает обущающимся право выбора занятия по интересам, кому-то интересно принять участие в исторической викторине, кому-то нарисовать рисунок, кому-то поиграть в брейн-ринге. В разные годы интересно и увлекательно прошли познавательно-развлекательная игра «Путешествие Микитки в Москву Ивана Грозного».  «По страницам истории» – КВН для 8-9 классов.  «Рыцарский турнир» – игра для 7 класса.  «Был город фронт – была блокада» – историческая гостиная для 7-9 классов;  «Недаром помнит вся Россия» – брейн-ринг для 8 класса по Отечественной войне 1812 года.

16 слайд

За время работы в школе я трижды была классным руководителем, выпускала 11-ый и 9- ые классы. Сегодня мои выпускники взрослые состоявшиеся личности.

17 слайд

Сегодня я классный руководитель 8 класса. Ценностями нашего класса являются: самостоятельность, ответственность, трудолюбие, равноправие, упорство, дружелюбие, независимость, искренность, честность, единодушие, сознательность, творчество, вера в победу, отзывчивость. А все вместе нас объединяет – сотрудничество.

18 слайд

В воспитательной работе передо мной прежде всего стоит цель:  формирование групповой сплоченности  в классе на  основе различных  форм деятельности;  формирование доброго отношения  к жизни, умение находить в ней радость  и желание творить добро. Поэтому выбираю следующие направления внеурочной деятельности:  здоровьесберегающая деятельность;  нравственное воспитание;                                    патриотическое воспитание;  трудовое воспитание. На классных часах используем различные формы работы: беседы, лекции, игры.

19 слайд

В работе с родителями преследую  цель совместными усилиями способствовать воспитанию  всесторонне развитой  личности.  В своей работе старась  привлекать родителей к делам и проблемам школы; оказывать семье разнообразную специальную помощь; на родительских собраниях через педагогические лектории повышать педагогическую культуру родителей; проводить  профилактику негативного семейного воспитания.

20 слайд

В своей работе стараюсь делиться опытом с коллегами, выступаю на заседаниях школьного методического объединения. Темы выступлений « Стили общения. Коммуникативная компетентность учителя» и  «Использование интернет-ресурсов и ИКТ на уроках истории».

21 слайд

За время работы вместе с ребятами принимали участие в различных творческих конкурсах. Сегодня, оглядываясь назад, могу сказать, что любое достижение когда-то казалось невозможным. Я имею

Благодарность ОО за подготовку участника в рамках областного  конкурса сочинений «Радуга профессий» - 2009г;

Грамоту ОО за добросовестный труд, успехи в обучении и воспитании обучающихся – 2011г.;

Грамоту  Администрации Васюковского сельского поселения за активное участие в общественнозначимых мероприятиях Васюковского поселения – 2012г;

Благодарность за активное участие в работе социальной сети работников образования nsportal.

22 слайд

Мои ученики награждены в

Конкурсе сочинений «Радуга профессий» памятными  призами

В конкурсе сочинений «Сильна казна – сильна страна» и в конкурсе сочинений «Самая нужная профессия» дипломами второй степени.

Участники фестиваля  «Звездная радуга» награждены дипломом 3 степени, а в номинации художественное слово и вокальное творчество дипломами победителей.

 На сегодня приняли участие в конкурсе  «Святые заступники Земли Русской. Князь Владимир», итоги которого будут подведены в июне этого года.

23 слайд

Обобщая все вышесказанное, могу выделить свое педагогическое кредо, это

Любовь к детям; Доброжелательность; Справедливость; Внимательность; Знание предмета; Владение технологиями, методами  и формами обучения

24 слайд

Сегодня ставлю перед собой следующие педагогические цели и задачи на новый учебный год:   повышать свой педагогический уровень;  планировать и прогно-зировать процесс обучения;  стимулировать поисково-познавательную активность учащихся;  участвовать в методической работе школы и района.

25 слайд

В практических целях – аттестация на 1 категорию

26 слайд Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Использование технологии д.м.н. В.Ф.Базарного «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие» в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.

«Здоровье - категория педагогическая»В.Ф. БазарныйЗдоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение ...

Обобщение педагогического опыта работы по теме Развитие орфографической зоркости учащихся

Ведущей педагогической идеей опыта является создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, со...

Обобщение педагогического опыта работы

Представлен опыт работы по программе "Мой родной город"...

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Обобщение педагогического опыта работы

Тема опыта: Интернет - ресурсы в совершенствовании познавательной активности учащихся на уроках английского языка.   Идея опыта:  создание интерактивной учебной  среды для фор...

Из обобщения педагогического опыта работы.

Авторский методический материал и публикации (статьи, разработки, пособия....)...

Обобщение педагогического опыта " Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах"

Данный материал является обобщением педагогического опыта учителя школы 2 вида -Хроменок О.С....


 

Комментарии

Данную презентацию готовила для методического семинара в рамках конкурса "Учитель года"