Из обобщения педагогического опыта работы.
материал ( класс) по теме

Скрипник Виктория Валерьевна

Предварительный просмотр:

«Внедрение нетрадиционных техник ДПИ для развития креативности и успешности освоения детьми традиционных народных промыслов»  

                                                                    Скрипник В. В.,

                              педагог дополнительного образования     

                   

«Творчество плодотворно лишь тогда, когда идеи могут                                                конкурировать друг с другом, способствуя усилению напряжения мысли в ее поисковой деятельности, мобилизируя  эмоционально-чувственную и мотивационную сферу сознания»

                                  В. А. Сухомлинский

          Качество образования предполагает использование педагогами различных приемов, методов, методик и т. д. (разнообразных и новых), которые приводят к повышению результативности обучения в той или иной сфере деятельности, при котором повышается самосознание ребенка направленное на стремление и умение учиться, их интерес в познании и раскрытие творческого потенциала.

          Инновационная деятельность рассматривается, как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.

          Руководствуясь тем, что педагог нового века должен уметь создать плодотворную формирующую личность среду, содействующую обучению и изысканиям, активизирующую развитие креативности ребенка, способствующую обмену взглядами и сведениями, прививающую привычку к постоянному обучению через всю жизнь, особую роль я придала новизне, привносимой огромное количество нетрадиционных техник ДПИ, позволяющим поддерживать интерес к обучению у ребенка на протяжении всех лет обучения в объединении.

          Педагогам художественной сферы известно также, что даже очень способные обучающиеся самостоятельно не находят связи между традиционной и нетрадиционной культурой, не редко впитывают навязываемые стереотипы и шаблоны, заимствуют чуждые ценностные ориентиры. Теряются традиционные нравственные корни будущего поколения. Наиболее эффективным способом  решения таких проблем является объединение традиционных художественных ценностей с новыми нетрадиционными выразительными возможностями в процессе обучения ДПИ.

Использование разнообразных нетрадиционных техник в обучении ДПИ я осмелилась бы сопоставить с Методом морфологического ящика или методом многомерных матриц (Ф. Цвики). Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (используемого материала, техник исполнения, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей. Такой креативный метод исключительно эффективен для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

          Так, например, традиционным народным промыслам присущи некоторая выработанная жесткая заданность,  шаблонность образов, что в определенной степени влияет  на условия успешной творческой деятельности детей.  Зато в способах нетрадиционных изобразительных техник нет строгого контроля, а есть творческая свобода, подлинная радость и эффективный результат.

          Обучая детей Хохломской росписи, я применяю оригинальную методику педагога А.В.Никитиной (Санкт-Петербург) – рисование при помощи веревочки. Ожившая веревочка, способная превращаться во что угодно, придает рисунку необычный объем, легкость и мягкость красивых форм. Ребенку труднее всего  придерживаться контура, а веревочка удерживает непослушную кисточку. Рука начинает работать увереннее, ребенок не боится «залезть» за контур, - сдерживает веревочка.  В итоге получается аккуратная и красивая линия.  

Без использования кисточки, которая еще не хочет подчиняться неуверенным рукам и пальчикам, учащиеся получают изображения способом оттиска разнообразных предметов, соответствующих заданной форме.

          Выдавливая из тюбика с узким горлышком густую краску или жидкое окрашенное соленое тесто (резерв),  дети создают изумительный травный орнамент, овладение которым дается им нелегко.

          Необычный способ изображения позволяет ребенку справиться с трудностями освоения  кистевого письма и освоить характерные элементы росписей.  Результат радует детей аккуратностью, а процесс работы – новизной. Не требуется обводить трафарет,  появляется возможность экспериментировать, добавлять в работу что-то свое.

          С интересом и детской любознательностью, с множеством вопросов и восхищением дети занимаются аппликацией из засушенных растений в  технике «флористика».  Основой   служат засушенные растения (бобы, горох и пр.). В создании панно сохраняется традиционная закономерность орнаментального построения. Такую технику применяем и в работе при  изготовлении рамок для панно, покрывая их при доводке аэрозолевой автомобильной краской. 

          В качестве материала для декорирования рамок мы не останавливаемся на достигнутом и используем макаронные изделия разнообразной конфигурации. В этом году мной разработана методика изготовления таких рамок и проведено интегрированное занятие «Новогодняя игрушка»  по апробации изготовления в технике макаронных изделий «снежинки» и «бабочки». Декорирование отдается на откуп самим  ребятам. Фантазия здесь неограниченна.  В ход идут и гуашь, и пайетки, и бисер, и мишура, и та же аэрозолевая краска.

Необычно привлекательны и оригинальны аппликации из рыбьих костей. Хотя эти работы и требуют много времени, терпения и усидчивости, но результат оправдывает все! Экспериментируя разнообразием материала и способами его выражения, дети погружаются в состояние вдохновения и творческого порыва. Они очень гордятся своими шедеврами. Такие техники дают большой простор для творческого развития детей, приобщения к национальным местным традициям, для развития самосознания, инициативы  и целеустремленности в жизни.

          Последнее время я широко использую на занятиях технику тестопластики. Расписывая фигурки, дети применяют знания и умения орнаментального творчества. Я заметила, что работа с соленым тестом создает особенную атмосферу добра и взаимности среди детей. Как будто тепло печеных бабушкиных и прабабушкиных пирогов, сохранившееся в свойстве этого волшебного материала пронзает тонкие пальчики и души маленьких мастеров. Я работаю  вместе с детьми как художник, мастер. Происходит процесс совместного творчества, во время которого дети могут наблюдать за работой педагога, перенимая у меня приемы лепки или декорирования изделий. В процессе этой работы возникает творческое взаимодействие с детьми. Таким образом, в мастерской создаются наилучшие условия для творческого труда, дети раскрываются для общения, творческих находок.

           Хотелось бы отметить еще немаловажный фактор использования нетрадиционных техник в своей педагогической деятельности. Это своего рода генератор идей в творческих изысканиях обоих субъектов образовательного процесса. Как редко рождаются гениальные идеи, так же трудно иногда воплотить их в реальность. Как сложно ребенку придумать необычную тематическую поделку или название, так же трудно соединить в своей работе разнообразие свойств и качеств применяемого материала. Багаж полученных знаний нетрадиционных технологий дает уверенность и перспективные возможности реализации продукта своего воображения или своих сокровенных желаний. Успешно разрешая такие творческие проблемные ситуации,  ребенок стремиться к самореализации буквально во всех направлениях своей деятельности.

          Обучая детей народному творчеству, я не только даю детям знания, умения и навыки, но и создаю условия для успешного обучения, для сохранения и приумножения традиционных художественных ценностей, для формирования нравственно здоровой личности ребенка, совершенствую свой педагогический опыт, используя разнообразные инновации.

          Применение нетрадиционных техник позволяет развивать у детей оригинальность способа выражения, находчивость в поисках решения поставленных задач. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится свободной, радостной и успешной.

          Все новое в творчестве всегда интересно детям, разнообразие приемов, способов, средств делает образовательный процесс увлекательным, развивает свободу деятельности, воображение и фантазию. Ребенок проходит путь познания, начиная с уникальности народного творчества и заканчивая современными формами декоративно – прикладного искусства. Работы получаются разнообразными в своем исполнении, насыщеными новыми образами, но выдержаны в определенном художественном стиле.

           Считаю, что данное нововведение в мою педагогическую деятельность позволило обогатить содержание и некоторые технологии обучения и воспитания.



Предварительный просмотр:

C:\ВАЖНОЕ\Pictures\детские работы\2009 НОЯБРЬ\сувенир2\SL734078.JPGhttp://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcS0M_7pfNTdgPTzSPDrJBAcZ4XFTxWR5eujWlYdc-B-lUtqdT7W2Qhttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/382/85382293_applika3.jpg

http://s42.radikal.ru/i095/0909/b1/5a05a4cd4e5bt.jpg

Рабочая тетрадь

«ПО МОТИВАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ»

Рекомендуется для занятий с детьми 7 – 12 лет

     Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

   Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько, ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/images/khokhloma1.jpg

   

      Технология «золотой  хохломы»  

                                   

Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем снимает резцом излишек древесины, и постепенно придают заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) резные ковши и ложки, поставцы и чашки. Посуду точат из сырого дерева, поэтому, сначала ее сушат. Затем изделия грунтуют, обмазывают глиной (вапой). После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза.      Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски.   Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светло-зеленый, желтый, белый. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета.  

Хохломская роспись отличается тонкостью орнаментального узора, преимущественно растительного. Цветовая гамма включает в основном красный, черный и золотой цвета.

         МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Данное издание предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста и может быть с успехом использовано педагогами, учителями и родителями в домашних занятиях с детьми.

В рабочей тетради представлены разнообразные приемы выполнения основных элементов и мотивов хохломской росписи в нетрадиционных художественных техниках.

В приложении показана последовательность выполнения хохломской росписи с применением нетрадиционных техник изображения.

Представленные идеи применения нетрадиционных техник в обучении детей Хохломской росписи могут быть использованы как, с целью изучения нового материала, так и с целью закрепления изученного. Педагогическая сообразность используемых средств  заключается в том, чтобы   дети не только применяли усвоенные знания и умения, но и могли искать новые решения и творческие подходы.

Для развития  устойчивого интереса к тому виду деятельности, которое заинтересовало ребенка,  необходимо сделать его труд посильным, полным творческой свободы и эмоциональной наполненностью.

Применение нетрадиционных техник

Материалы, инструменты и техники:

  1. Аналогия « золота» -
  • акриловые, перламутровые краски и карандаши, гель-блеск и т. п.;
  • самоклеющаяся золотая бумага для выполнения в технике аппликации хохломских мотивов;
  1. Авторская технология (бронзовый порошок втирается в непросохшую залакированную  поверхность  будущего изделия).
  2. Резерв или контур – нанесение «травки» в хохломском узоре.
  3. Нить, пряжа – выполнение в технике «рисование веревочкой» основных ведущих линий орнаментального построения хохломской росписи (спираль, ветвь) и контурных изображений хохломских элементов росписи.
  4. Печатки из разнообразных материалов различной конфигурации, тычки – выполнение основных и дополнительных хохломских элементов.
  5. Пластилин – выполнение хохломских элементов и узоров.
  6. Макаронные изделия – построение хохломских элементов и орнаментальных полос.
  7. Роллы для квилинга, рыбьи кости - построение хохломских элементов и орнаментальных композиций.
  8. Техника «Кракле» - смешанная техника выполнения творческих работ по мотивам хохломской росписи.
  9. Заготовки под роспись – тестопластика, глина, пластилинопластика.

«Растительные элементы хохломской росписи»

Занятие 1 - 2.

Растительный орнамент состоит из небольшого числа мотивов: называемых «травкой», «ягодкой», «листком», и элементов: «осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз; «травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением; «капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге; «усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль; «завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента; «кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».

Хохломская роспись.

Идеи применения

Элемент «ягодка»

http://www.rusedu.info/galery/3_003.jpg

Элемент «листочки»

http://www.rusedu.info/galery/3_002.jpg

http://www.rusedu.info/galery/3.jpg

1. Элемент «ягодка» - техника оттиска и пальцеграфии.

C:\ВАЖНОЕ\Pictures\детские работы\уроки темп 2013-14\2014-01-30 16.40.17.jpg

2. Элемент «листок» - техника оттиска и пальцеграфии.

C:\ВАЖНОЕ\Pictures\детские работы\уроки темп 2013-14\2014-01-30 16.51.26.jpg

Применение на занятиях техники пальцеграфии помогает на первом этапе освоения кистевого письма изображать ровные, круглые гроздья ягод, тычинки цветов, лепестки растений, стебли, цветы (Хохломская роспись). Средство выразительности:    пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки  с гуашью, кисть, бумага любого цвета или стекло, салфетки, крем для рук. 

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь  (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге или стекле. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой с кремом, затем гуашь легко смывается.

Отпечаток и оттиск. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков различные композиции. Печатки несложно изготовить самим из множества разнообразных материалов:

а) взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное;

б)  разрезать пополам картофелину или морковку, сделать прорези по контуру необходимой фигуры и срезать по контуру лишнее.

в) можно использовать различные баночки из-под  краски, пробки, песочницы и т.п.

Средство выразительности:    пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки  с гуашью, кисть, печатки, бумага любого цвета или стекло, салфетки, крем для рук. 

Способ получения изображения: ребенок окунает печатку в мисочку с краской или  прижимает к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу или стекло. Для получения другого цвета меняются и мисочка и оттиск. 

Рисование способом «тычка». Эта техника удобна применительно художественной росписи, а также может использоваться в тотечной росписи, где особенно эффективно развивается фантазия и чувство цвета. Тычки могут быть готовые (Грифельный карандаш с резинкой на конце, зубочистка, соска, пипетка и т.д.). Тычки несложно изготовить самим: старая обрезанная кисть на 1-3 мм, трубочка от фломастера с вставленным поролоном (разнообразие изображения зависит от выбранного материала для тычка).

Средство выразительности:    пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки  с гуашью, кисть, тычки, бумага любого цвета или стекло

Способ получения изображения: ребёнок окунает тычок в мисочку с краской и наносит изображение на бумагу или стекло. Для получения другого цвета меняется мисочка с краской.

3.Травный орнамент - нанесение способом резерва

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\DSC03543.JPG

Занятие 3 - 4.

Цветок. Вначале рисуют внутренний элементы цветка - его сердцевинка, а к ней пририсовываются лепестки и другие элементы, дополняется разживкой.

Хохломская роспись.

Идеи применения

http://detsad114.ucoz.ru/_pu/4/73017678.jpg

Построение:

  (а)   -  в технике квилинг

http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo4/i2010/11/04/img_3173.jpg

(б)  - стилизация цветка в технике «рисование веревочкой» с использованием пальцеграфии.

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\SL734101.JPG

Рисование при помощи веревочки.

Средство выразительности:    рельеф.

Материалы:  простой карандаш, клей пва, веревочка, краски, кисть

Способ получения изображения: ребенок наносит клей по контуру карандашного наброска изображения и накладывает поверх него веревочку, слегка прижимая пальцами. Затем заполняет внутреннее и внешнее пространство  цветом.

«Композиционные построения в Хохломской росписи»

Занятие 5 - 10.

Хохломская роспись.

Идеи применения

Ведущий стебель «криуль»

http://900igr.net/datai/izo/KHokhlomskaja-rospis/0011-013-Travnyj-ornament.jpg

http://www.rusedu.info/galery/3_001.jpg

Рисование при помощи веревочки.

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\SL734065.JPG

Средство выразительности:    рельеф.

Материалы:  простой карандаш, клей пва, веревочка, краски, кисть

Способ получения изображения: ребенок наносит клей по контуру карандашного наброска изображения и накладывает поверх него веревочку, слегка прижимая пальцами.

Композиция круговых орнаментов: композиция по схеме «Ветвь», композиция по схеме «Спираль»

http://www.metodkabinet.yppk.ru/jpg/HG/20121204_001.JPG

Рисование при помощи веревочки. 

C:\ВАЖНОЕ\Pictures\детские работы\2009 НОЯБРЬ\сувенир2\SL734078.JPG

Работы детей 2-го года обучения в технике рисования при помощи веревочки возможно создавать в произвольной форме без карандашного наброска.

Орнаментальные полосы

Приложение 9

Приложение 9

Изучение основ построения  орнаментальных полос с использованием макаронных изделий.

Применение знаний композиционного решения в конструировании, в технике аппликации макаронными изделиями.

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\031011-1514.jpg

Виньетка - хохлома

Отпечаток и оттиск. 

E:\DCIM\Camera\2014-01-31 15.53.39.jpg

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков различные композиции. Печатки несложно изготовить самим из множества разнообразных материалов:

а) взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное;

б)  разрезать пополам картофелину или морковку, сделать прорези по контуру необходимой фигуры и срезать по контуру лишнее.

в) можно использовать различные баночки из-под  краски, пробки, песочницы и т.п.

Средство выразительности:    пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки  с гуашью, кисть, печатки, бумага любого цвета или стекло, салфетки, крем для рук. 

Способ получения изображения: ребенок окунает печатку в мисочку с краской или  прижимает к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу или стекло. Для получения другого цвета меняются и мисочка и оттиск.

 

 Рисование пластилином.

C:\ВАЖНОЕ\Pictures\детские работы\2011-2012ГОД\школа 3 урок\170412-1141(001).jpg

   Средство выразительности:   пятно, цвет, силуэт, фактура.

Материалы:  пластилин, стеки, картон

Способ получения изображения: ребенок рисует пластилином по поверхности картона, украшая изображение мазками, лепешками, колобками, жгутиками.

«Виды хохломской росписи»

Занятие 11 – 13

Верховое письмо называет так, потому что золочёная поверхность не закрашивается, а по ней, по верху, сочными мазками наносится рисунок. И называются варианты такой росписи - «под листок», «под ягодку». Эти поэтичные названия объясняют технологию рисунка: нарисовал художник листья или ягодные гроздья, сделав их главными, а потом соединил между собой веточками и травками. Верховое письмо наиболее живописное, допускает большое количество цветов.

Хохломская роспись.

Идеи применения

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSsrbsioLVltTZR3yc2t_4-qhQy0Jl0pNnKIP_oVOn799eY9LUa5A

Изделие в смешанной технике:

  1. С  отработкой мотивов «верховой» росписи.

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\241011-1716.jpg

2. Применение техники  «Кракле» для выполнения крупных элементов росписи с добавлением травки в проработке кистевого письма.

.

Роспись «под фон» или «фоновое письмо». На полуду (серебряный фон) наносятся контуры будущих листьев, цветов, ягод, птичек и других элементов росписи. Пространство по наружной стороне контурных линей закрашивается чёрной или красной краской - происходит «заливка» фона. После сушки и покрытия лаком в результате чего «серебро» превратится в «золото», художник начинает расцвечивать ягоды, другие элементы рисунка, оживки. А на свободном пространстве фона, где требуется, рисует травку.

В фоновой росписи выделяются собственно роспись «под фон» и «Кудрина». Принцип нанесения рисунка и тут, и там одинаков. Разнится росписи по структуре рисунка, который и определяет внешний вид.

Роспись «под фон» более напоминает «картинку» с красными ягодками, белыми ромашками, зеленой травкой. Изображения хотя стилизованы, но близки к реальным, узнаваемы. Фон в этой росписи заливается черным.

Хохломская роспись.

Идеи применения

Приложение 3

Изделие в технике аппликации тканью с применением самоклеющейся бумаги, резерва для создания хохломской «травки» в стиле росписи «под фон».

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\DSC03543.JPG

«Кудрина» же более абстрактна, фантазийна, затейлива. Из птичьих хвостов тут вырастают диковинные растения, листья напоминают перья, а из крупного сказочного цветка высыпаются каскадом ягоды. Любая поверхность под «Кудриной», особенно на чёрном фоне, напоминает гравированную или покрытая сканью - так графичен рисунок, так плотно ложится завиток к завитку. По-царски нарядно выглядит роспись и на красном фоне. Выполнение «Кудрины» более трудоемко, ответственно - кисточка «работает» подобно резцу или штихелю, неверное движение опасно, так как можно «разрезать» рисунок, изломать линию, нарушать композицию.

Хохломская роспись.

Идеи применения

Рисунок. Элемент *Кудрины* - хохломская роспись

Отработка орнамента «кудрина" в технике «боди арт».

«Построение композиционного узора в круг»

Занятие 14 – 15

Хохломская роспись.

Идеи применения

Виньетка - хохлома

Стилизация хохломских мотивов в нестандартном материале (рыбьи кости) с  построением узора в круг

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\IMG_1040.JPG

http://www.1-kvazar.ru/Img/hohloma1.jpg

Изучение основ композиционного построения с использованием макаронных изделий

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\2013-02-26 13.15.59.jpg

Рисование пластилином.

Средство выразительности:   пятно, цвет, силуэт, фактура.

Материалы:  пластилин, стеки, картон

Способ получения изображения: ребенок рисует пластилином по поверхности картона, украшая изображение мазками, лепешками, колобками, жгутиками.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/83/985/83985499_large_hohl002_l.png

Элементы верхового письма выполнены золотой акриловой краской

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\IMG_0856.JPG

«Орнамент, как основа Хохломской росписи»

Занятие 16 – 19

Хохломская роспись.

Идеи применения

1. Повторение – придает ценность малозначительному элементу, создает покой, уверенную силу.

2. Чередование – мотив располагается то в вертикальном, то в горизонтальном направлении.

3. Инверсия или обратное расположение узора. Один и тот же мотив располагается в противоположном направлении и дает возможность избежать однообразия при использовании одинаковых и неустойчивых форм.

4. Симметрия – расположение двух сходных мотивов по обе стороны от оси. Она может быть полная (зеркальная), относительная (достигается равновесие масс, цветов, пятен), частичная (детали мотива могут быть разными).

Изучение основ орнаментального построения

Составление орнамента в полосе на изделиях, выполненных в технике тестопластика, отрабатывалось изначально в бисере, затем в кистевом письме с применением пальцеграфии.

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\2013-12-20 18.11.26.jpg

Составление орнамента  на изделиях, выполненных в технике тестопластика с применением печатки и тычка.

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\2013-12-20 17.23.47.jpg

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\1356541449991.jpg

Составление орнамента  с использованием макаронных изделий.

C:\ВАЖНОЕ\Pictures\детские работы\2013-14 звезды нового века\звезды 2014 январь\2014-01-30 17.13.04.jpg

        Закрепление знаний и навыков законов орнаментального построения и его цветового решения с использованием растительных элементов в технике аппликации с применением резерва.

C:\Users\итц\Desktop\Обобщение\работы\DSC03542.JPG

Приложение.

Последовательность выполнения хохломской росписи с применением нетрадиционных техник изображения

Техника оттиска, пальцеграфии и «веревочки»

Пример № 1.

Шаг 1. E:\DCIM\Camera\2014-01-31 14.10.05.jpg

Шаг 2. E:\DCIM\Camera\2014-01-31 14.29.05.jpg

Шаг 3. E:\DCIM\Camera\2014-01-31 14.39.41.jpg

Шаг 4. E:\DCIM\Camera\2014-01-31 15.23.21.jpg

Шаг 5. E:\DCIM\Camera\2014-01-31 15.53.02.jpg

Пример № 2.

     E:\DCIM\Camera\2014-01-31 14.29.21.jpgE:\DCIM\Camera\2014-01-31 15.03.41.jpg

E:\DCIM\Camera\2014-01-31 15.53.39.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   учреждение

дополнительного  образования  

центр   творчества «Темп» г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края

Методическая разработка занятия

Тема: «Азбука из макарон»

                http://img-fotki.yandex.ru/get/5501/krulasova.5b/0_4b852_5409e1b7_-1-L.jpg

                   

Автор: Скрипник Виктория Валерьевна,

педагог дополнительного образования

Амурск

2014

Тема занятия: «Азбука из макарон»

Цель: Знакомство обучающихся с основными законами орнаментального построения и формирование  умения самостоятельного применения знаний.

Задачи:

  • обучающие 

- обеспечить усвоение детьми основных понятий и законов  построения орнамента средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности (пальцеграфия, аппликация макаронными изделиями);

  • развивающие 

- способствовать развитию психических и творческих способностей;

  • воспитательные 

- способствовать обогащению изобразительного и эстетического опыта; 

- содействовать стремлению к самовыражению через продуктивную деятельность;

- воспитывать аккуратность и самостоятельность;

- формировать потребности применять полученные знания на практике.

Тип занятия - занятие усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма организации учебного процесса: фронтальная, групповая, индивидуальная

 

Методы обучения - объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемный метод, частично-исследовательский метод.

Оборудование и материалы:

- листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой;

- макаронные изделия, клей ПВА, салфетки;

- картонные заготовки под декорирование;

- аэрозолевая акриловая краска;

- изображения ритма орнамента по форме, по размеру;

- набор карточек к дидактической игре «Расколдуй орнамент?»

- мультимедиапрезентация.

Предполагаемый результат

  • усвоение детьми основных понятий и законов  построения орнамента;
  • получение детьми первичного опыта применения орнаментальных законов ритма и симметрии в продуктивной деятельности;
  • освоение  умений техники декорирования предметов макаронными изделиями;
  • развитие мелкой моторики рук, основных психических процессов;
  • приумножение изобразительного и эстетического опыта ребенка;
  • развитие умений самостоятельного выбора творческих идей и их практической реализации;
  • приобретение стремления к аккуратности и самостоятельности в работе.

Методические рекомендации для педагогов:

- Обучающиеся самостоятельно озвучивают и описывают или показывают применяемые в своих работах законы построения орнамента. Презентуют название работы.

- Педагог по мере необходимости проводит разъяснение по теме и опрос обучающихся, столкнувшихся с трудностями усвоения нового материала.

 

Целевая группа: 8 – 10 лет (первый год обучения).

План проведения занятия:

1.Организационный этап занятия.  Приветствие учащихся. Концентрация внимания детей и настрой их на работу. Проверка готовности детей к занятию.

2. Подготовительный этап. Актуализация темы занятия. Введение в предлагаемый образовательный материал через вопросы и аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса.

3. Основной этап занятия:

- Этап актуализации имеющихся у детей знаний. 

- Этап знакомства с новым материалом.

Самостоятельная   работа по поиску ответа на поставленную педагогом задачу.

Обсуждение итогов выполненного задания.

Дидактическая игра «Расколдуй орнамент!»  

Практическая работа. Первичное усвоение материала. 

Правила техники безопасности.

Объяснение последовательности работы.

Практическая работа – декорирование детьми картонных заготовок   макаронными изделиями по собственному замыслу.

Педагог проводит индивидуальный инструктаж.

(Готовые изделия   окрашиваются педагогом золотой акриловой краской из баллончика в подсобном хорошо проветриваемом помещении кабинета)  

4. Итоговый этап.  Подведение итогов занятия. Анализ выполненных работ.

Рефлексия.

5. Информационный этап. Сведения о предстоящем занятии.

- На следующее занятие приготовьте, пожалуйста, зарисовки ритмичных и симметричных орнаментов, какие вы увидите дома, в окружающей вас среде.

Уборка рабочих мест.

Ход занятия

1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята.  Сегодня на занятии вы будете работать с необычным материалом. Вам понадобится: гуашь, вода, кисть, клей ПВА, и макаронные изделия.

2. Подготовительный этап.

- И тема нашего занятия звучит необычно «Азбука из макарон». Почему она так странно называется, и причем тут макароны? (Предположения детей)

- Что такое азбука? Из чего она состоит? (Из букв).

- Сначала вы учили буквы, а потом составляли слова, правильно? На этом занятии вы научитесь правильно составлять орнамент. Что же для этого нужно знать? (Азбуку орнамента). Как в азбуке, нужно знать из каких букв, т.е. элементов он может быть составлен, и как эти буквы – элементы расположить в нем.  

- Слово «мама», например, состоит из двух букв. Кто скажет, как они расположены в слове? (Дети отвечают поочередно).

- Правильно. Они повторяются и чередуются между собой, получается слово. И звучит оно «мама».

- В орнаменте элементы тоже повторяются и чередуются.  И орнамент тоже может звучать. А  составлять его мы будем, используя макароны разной формы.

- Давайте  узнаем, по каким законам составляется орнамент.

3. Основной этап занятия.

- Кто помнит, что это такое? (Орнамент – это узор, состоящий из стилизованных геометрических, природных, животных элементов (мотивов).

В зависимости от содержания он бывает геометрический, растительный, зооморфный. Предназначен для украшения предмета, более четкого выявления его формы).

- Орнамент не просто состоит из элементов, а построен на ритмичном чередовании различных элементов. В основе его лежат два композиционных начала – ритм и симметрия.

Ритм - элементы повторяются и по-разному чередуются. Поэкспериментируем! Объяснение нового материала с применением техники пальцеграфии.

Техника безопасности.

- Сядьте прямо, слушаем меня очень внимательно. Краской и водой не брызгаться, на вкус ничего не пробовать. Руки при необходимости промываем в воде и вытираем салфетками.

- Возьмите перед собой  лист бумаги, в баночку с гуашью окуните палец и поставьте им отпечаток в верхнем левом углу листа. Теперь другой пальчик окуните в баночку с краской другого цвета и поставьте отпечаток справа от предыдущего. Повторите так еще несколько раз до конца строчки. Что у вас получилось? (Орнамент в полосе).

- Послушайте, как он звучит. (Хлопок в ладоши – элемент одного цвета, хлопок ладонью по столу -  элемент другого цвета).

- Попробуйте  чередовать элементы, задав другой ритм.

Самостоятельная   работа по поиску ответа на поставленную педагогом задачу.

Обсуждение итогов выполненного задания.

- По какому признаку вы чередовали элементы? Чем отличаются элементы? (Чередовали по цвету).

-  А по какому еще признаку можно задать ритм? Можно изменить не только цвет элемента, но и другие признаки. (По форме, по размеру).

(Показ изображений ритма орнамента по форме, по размеру.)

 

- Где можно наблюдать ритм во времени? (Неделя повторяется в месяце, месяца повторяются каждый год, смена времен года).

- Итак, орнамент строится при помощи закономерного повторения и чередования элементов. Ритм – это? (Закономерное повторение и чередование элементов).  Чередование придает орнаменту разнообразие, оживляет его.

-  А теперь возьмите другой лист бумаги, согнутый пополам. Повторяйте за мной.  (Отпечаток бабочки). Фигура бабочки делится на две одинаковые половинки, правая и левая сторона как в зеркале отражает друг друга. Этот самый распространенный прием построения орнамента называется – зеркальная симметрия. Где в жизни вам встречалась зеркальная симметрия?  (Тело человека, животных).  

- Итак, зеркальная симметрия – это? (Когда предмет или фигура делятся плоскостью на две одинаковые половинки).  

Дидактическая игра «Расколдуй орнамент!»  

Инструкция:  

- Поиграем в волшебников. Здесь заколдованы карточки с мотивами росписи Хохлома и Городец. Ваша задача расколдовать их: разложить подходящие друг к другу карточки на три группы.

- Время игры ограничено. Начинаем! (Игра проходит группами  за одним столом.)

- Подведем итоги игры.  По какому признаку карточки подходят друг к другу? (Закон зеркальной симметрии, ритма по форме, ритма по размеру).

- Почему две карточки не подходят ни к одной из групп? (Задан ритм только по цвету).

- А чем еще они отличаются от остальных? (В ритме задан разный интервал между элементами).

Практическая работа. Первичное усвоение материала. 

Просмотр слайдовой презентации «Макарономания». Правила техники безопасности. Объяснение техники аппликации макаронными изделиями.

Практическая работа – использование основных законов построения орнамента, декорирование  картонных заготовок макаронными изделиями по собственному замыслу.

- Просмотрим  слайды.  

- Что вы увидели в этой презентации?

- В ней вы увидели, как из макарон разных форм можно создать красивые орнаменты и украсить ими изделие. А теперь попробуйте сделать работу самостоятельно. Копировать  не обязательно, лучше, если вы придумаете свое решение и этим удивите всех!

Правила техники безопасности.

- Спину необходимо  держать прямо, не сутультесь.

- Макароны и другие материалы на вкус не пробуем!

- Пальцы при необходимости вытираем салфетками.

- Соблюдаем дисциплину и не мешаем работе других детей.

Объяснение последовательности работы.

1. Составить   орнамент из макарон на изделии, не приклеивая их.

2. Приклеивать необходимо каждую макаронину поочередно.

3. Использовать небольшое количество клея.

Практическая работа – декорирование детьми картонных заготовок   макаронными изделиями по собственному замыслу.

Педагог проводит индивидуальный инструктаж.

(Готовые изделия   окрашиваются педагогом золотой акриловой краской из баллончика в подсобном хорошо проветриваемом помещении кабинета)  

 4. Итоговый этап.  Подведение итогов занятия. Анализ выполненных работ.

-  Молодцы, ребята! Вы все справились с работой. С помощью орнамента картонки превратились в прекрасный сувенир, которым вы порадуете своих родителей и сделаете приятный подарок.

- Вам понравилось составлять орнаменты?

Рефлексия.

- Ребята, как вы думаете, а где в жизни еще встречаются ритм и симметрия? (Музыка, человек, близнецы, цветок, танец, обои в доме, шторы и т.д.)

- В каких школьных предметах полученные сегодня знания могут вам пригодиться?  (Математика, технология, русский язык, музыка, природоведение)

- Где вы сможете применять полученные знания ритма и симметрии в орнаменте? (В кулинарии – украсить праздничный стол, блюдо, пирог. В шитье, например, при изготовлении фартука из разной расцветки материала. В интерьере – изготовить, например, шторы-висюльки на дверной проем и многое другое).

- Да, все правильно, ритм и симметрия повсюду вокруг нас. Эти законы вместе с орнаментом пришли к нам из жизни. Только стоит повнимательней присмотреться, и вас удивит, как многое вы не замечали раньше.

5. Информационный этап. Сведения о предстоящем занятии.

- На следующее занятие приготовьте, пожалуйста, зарисовки ритмичных и симметричных орнаментов, какие вы увидите дома, в окружающей вас среде.

Уборка рабочих мест.

 

Список использованной литературы:

1. Бойчук И.А.. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. // Детская школа ремёсел // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.shkolaremesel.varkhangelske.ru/izo_museum.htm

2. Корнилова, С.В. Уроки изобразительного искусства для детей 5 – 9 лет / С.В. Корнилова. – М.: Айрис Пресс, 2000.

3. Новицкая М.Ю. Культура народов России как источник формирования содержания духовно-нравственного образования // «Здравница». — 2011. — № 26.

4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.

Информационные ресурсы:

http://www.shkolaremesel.varkhangelske.ru/izo_museum.htm - русское народное творчество

 

Директор учреждения                                         А.А.Огарь                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Использование технологии д.м.н. В.Ф.Базарного «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие» в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.

«Здоровье - категория педагогическая»В.Ф. БазарныйЗдоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение ...

Обобщение педагогического опыта работы по теме Развитие орфографической зоркости учащихся

Ведущей педагогической идеей опыта является создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, со...

Обобщение педагогического опыта работы

Представлен опыт работы по программе "Мой родной город"...

Обобщение педагогического опыта работы

Обобщение педагогического опыта работы,  где представлены различные технологии, используемые в образовательном процессе...

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Обобщение педагогического опыта работы

Тема опыта: Интернет - ресурсы в совершенствовании познавательной активности учащихся на уроках английского языка.   Идея опыта:  создание интерактивной учебной  среды для фор...

Обобщение педагогического опыта " Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах"

Данный материал является обобщением педагогического опыта учителя школы 2 вида -Хроменок О.С....


 

Комментарии

Зуева Анастасия Николаевна

Большое спасибо за интересный материал! Прочитала с удовольствием и пользой для себя) Хотелось только выразить так же некоторое сомнение по поводу народных промыслов и макаронной техники в "одной упряжке". На мой взгляд, использование пищевых продуктов - неэтично( Тем более, привлечение к этому детей... а как же воспитание у них уважения к чужому труду? бережное отношение к продуктам и прочие ценности? ( Хотя тестопластика мне и интересна и понятна( Увы, я так запуталась: этично или нет? Детям очень нравится лепить из теста, а я пытаюсь уговорить себя, что не совершаю преступления. Вас не посещали подобные мысли? Как Вы справились с этим? Надеюсь, Вы не воспримете мой коментарий, как упрёк - я лишь прошу помощи))