«Организация исследовательской деятельности обучающихся в МОУ ДОД «Станция юных туристов г. Мичуринска»
статья по теме

Коротеева Татьяна Николаевна

Доклад на V областной научно-практической конференции работников образования «Путь в науку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_koroteevoy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация исследовательской деятельности обучающихся в МОУ ДОД «Станция юных туристов

г. Мичуринска»

   Современное развитие образования предусматривает последовательные процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентаций, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноценного члена общества, гражданина своей страны. Именно поэтому, основными задачами современного образования, как основного, так и дополнительного, являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру, к самостоятельной жизни. В свете этого для педагога становится первостепенной задача научить юного гражданина страны способности ориентироваться в социуме, реализовывать свой творческий потенциал, стать создателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.

    Безусловно, основная задача педагога при организации научно-исследовательской деятельности в учреждении дополнительного образования, следовать следующему правилу – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания не достаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Педагогом должен быть так организован учебный процесс, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования. Главный критерий – это личный интерес и личная увлеченность. В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности. Выполнение проектных исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить разворот от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие универсальных способностей и компетенций учащихся. Выполнение таких работ требует от учащихся умения работать с научной и научно-популярной литературой, свободно ориентироваться в Интернете для поиска нужной информации, критически сопоставлять различные гипотезы и теории, анализировать научные результаты, уметь представлять их графически, строить компьютерные модели и проводить лабораторные исследования, уметь оценивать границы применимости результатов. Все это в дальнейшем поможет школьникам легко войти во «взрослую» жизнь. Современное общество, прежде всего заинтересовано в развитии учебно-исследовательской деятельности человека, которая является одним из ведущих компонентов образовательного процесса. Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Овладение исследовательскими методами дает школьнику возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. По мнению А. И. Савенкова «исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития».

     Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных  особой собранностью. Именно в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все ключевые компетенции:

  1. Ценностно- смысловая компетенция
  2. Общекультурная компетенция
  3. Учебно-познавательная компетенция
  4. Информационная компетенция
  5. Коммуникативная компетенция
  6. Социально-трудовая компетенция
  7. Личностная компетенция – самосовершенствование

   Для исследовательской работы педагогу весьма важно сформировать у обучающихся не только учебные навыки, необходимые при выполнении данной работы, но и рефлексивные способности, креативность. Исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом. Нельзя не отметить, что регулярная работа самого педагога в научно-исследовательской деятельности способствует дальнейшему развитию и усовершенствованию его профессиональных навыков.

  С 2011 года МОУ ДОД «Станция юных туристов» города Мичуринска Тамбовской области в рамках разработки экологического блока программы «Мичуринск мой – ты часть большой России» начала проводить экспериментальную работу совместно с кандидатом технических наук НИИ садоводства имени Мичурина Ольгой Будаговской, прибор которой «Лазер плант тест» производит оценку функционального состояния листьев растений, произрастающих в городе Мичуринске, а значит и экологическую ситуацию в городе-наукограде.

   Целью данного исследования является:

  1.     Организация научно-образовательного процесса
  1.  Проведение экологического исследования состояния растений, произрастающих непосредственно в черте города
  2. Определить возможность  использования данного прибора учащимися среднего звена, имеющими уровень подготовки по биологии, не превышающий школьный базовый

   Основные задачи данной научно-исследовательской работы следующие:

  1. Развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков
  2. Формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований
  3. Выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала
  4. Развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов
  5. Развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать
  6. Развитие умения общаться с аудиторией, выступая  перед воспитанниками объединения
  7. Формирование чувства ответственности за порученное дело
  8. Воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы
  9. Воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности

Освоение прибора не вызвало у воспитанников трудностей, пробудило интерес к работе, которая подразумевает определение уровня фотосинтеза растений. Достоинством данного исследования является то, что после поднесения листа растения к датчику прибора, уже через 30 секунд можно увидеть результаты, выведенные на дисплее компьютера. Учащиеся сразу могут делать выводы относительно биологического состояния данного конкретного растения.

Иллюстрацией данной научно- исследовательской работы может служить проект по теме «Различия биологического состояния  листьев берез, произрастающих в разных районах города Мичуринска», выполненный учеником 7-го класса, воспитанником объединения «Мичуринск мой – ты часть большой России» Коротеевым Михаилом под руководством педагога дополнительного образования Коротеевой Татьяны Николаевны.

и

Исследовательский

проект

Действия, выполненные

учеником при проектировании

Умения, которыми должен

овладеть ученик для выполнения успешного проектирования

Цель исследования состоит

 в выявлении различий

в процессе выработки

 фотосинтеза листьями

 растений,

произрастающих

в разных районах города.

Целеполагание

1. Формулировать цели.

2. Выдвигать критерии.

3. Знать требования к хорошо

сформулированной цели.

4. Соотносить каждую цель с критериями.

5. Оценивать формулировки цели.

6. Делать вывод.

Объект исследования:

листья берез.

Предмет исследования:

различия в показаниях выработки фотосинтеза в листьях растений разных районов города.

Определение предмета и объекта изучения.

Знать специфику объекта и предмета изучения.

Гипотеза исследования:

разница в показаниях зависит от экологической

обстановки данного

региона произрастания деревьев.

Выдвижение гипотезы.

1. Формулировать

требования к гипотезе.

2. Проверить свою гипотезу на соответствие этим требованиям.

3. Уметь скорректировать гипотезу в случае несоответствия требованиям.

4. Собирать информацию для выдвижения гипотезы.

Задачи исследования:

1. Изучить и сравнить показания прибора;

2. Установить причины, повлиявшие на разницу в показаниях;

3. Сделать выводы об условиях для благополучного произрастания  деревьев в районах города.

Постановка задач

1. Знать, что такое задача исследования.

2. Уметь выдвигать критерии для оценки хорошо сформулированной задачи.

3. Уметь формулировать задачи.

4. Соотносить каждую задачу с критериями.

Теоретическую основу исследования составляют источники информации о процессе фотосинтеза растений.

Работа с информацией:

1. Сбор;

2. Хранение;

3. Анализ;

4. Обработка;

5. Получение;

6. Передача;

7. Представление;

8. Управление базой данных

Ученик умеет собирать новую информацию, значит он:

1. Знает, зачем он это делает

(есть цель);

2. Может выбрать источник

информации;

3. Знает методы сбора информации;

4. Умеет воспринимать информацию в полном объеме;

5. Может запомнить нужную информацию и зафиксировать ее (записать, зарисовать, сохранить на электронном носителе);

6. Может опознать и отсортировать новую информацию;

7. Может сделать выводы о достижении цели;

8. Знает, где он сможет применить новую информацию.


   Таким образом,  МОУ ДОД «Станция юных туристов», реализуя  данную научно-исследовательскую программу, ставит своей важнейшей целью совершенствование знаний школьников, расширение их научного кругозора, приобретение учащимися навыков творческой деятельности, прививание интереса  к научным исследованиям, помощь в обретении свого места в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии

В презентации по теме "Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии" представлены основные положения, этапы и результаты организации исследовательской деятельности о...

Организация исследовательской деятельности обучающихся

Методическое пособие составлено с целью оказания методической помощи педагогам в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся.В методическое пособие вошли о...

организация исследовательской деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий.

В данной статье раскрываются основные методы организации исследовательской деятельности с обучающими с применением дистанционных технологий, к статье прилагается презентация выступления....

Обобщение работы кафедры естествознания по организации исследовательской деятельности обучающихся

В статье представлены цель и задачи работы кафедры естествознания гимназии. Рассмотрены функции и приемы организации исследовательской деятельности. Обозначены этапы организации. Для каждого этапа опр...

Организация исследовательской деятельности обучающихся как одна из возможностей формирования ключевых компетенций выпускника УНПО

Основы формирования ключевых компетенций у обучающихся закладываются при реализации образовательных стандартах на различных ступенях обучения путем развития соответствующих личностных качеств. Одним и...

инновационные приемы в организации исследовательской деятельности обучающихся

Мастер-класс раскрывает основные приемы в организации исследовательской деятельности с детьми. В нем разбираются приемы, которые помогут обучающимся определиться с темой исследования, поднимут ин...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...