«Организация исследовательской деятельности обучающихся в МОУ ДОД «Станция юных туристов г. Мичуринска»
статья по теме
Доклад на V областной научно-практической конференции работников образования «Путь в науку».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_koroteevoy.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация исследовательской деятельности обучающихся в МОУ ДОД «Станция юных туристов
г. Мичуринска»
Современное развитие образования предусматривает последовательные процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентаций, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноценного члена общества, гражданина своей страны. Именно поэтому, основными задачами современного образования, как основного, так и дополнительного, являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру, к самостоятельной жизни. В свете этого для педагога становится первостепенной задача научить юного гражданина страны способности ориентироваться в социуме, реализовывать свой творческий потенциал, стать создателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.
Безусловно, основная задача педагога при организации научно-исследовательской деятельности в учреждении дополнительного образования, следовать следующему правилу – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания не достаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Педагогом должен быть так организован учебный процесс, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования. Главный критерий – это личный интерес и личная увлеченность. В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности. Выполнение проектных исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить разворот от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие универсальных способностей и компетенций учащихся. Выполнение таких работ требует от учащихся умения работать с научной и научно-популярной литературой, свободно ориентироваться в Интернете для поиска нужной информации, критически сопоставлять различные гипотезы и теории, анализировать научные результаты, уметь представлять их графически, строить компьютерные модели и проводить лабораторные исследования, уметь оценивать границы применимости результатов. Все это в дальнейшем поможет школьникам легко войти во «взрослую» жизнь. Современное общество, прежде всего заинтересовано в развитии учебно-исследовательской деятельности человека, которая является одним из ведущих компонентов образовательного процесса. Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Овладение исследовательскими методами дает школьнику возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. По мнению А. И. Савенкова «исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития».
Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью. Именно в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все ключевые компетенции:
- Ценностно- смысловая компетенция
- Общекультурная компетенция
- Учебно-познавательная компетенция
- Информационная компетенция
- Коммуникативная компетенция
- Социально-трудовая компетенция
- Личностная компетенция – самосовершенствование
Для исследовательской работы педагогу весьма важно сформировать у обучающихся не только учебные навыки, необходимые при выполнении данной работы, но и рефлексивные способности, креативность. Исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом. Нельзя не отметить, что регулярная работа самого педагога в научно-исследовательской деятельности способствует дальнейшему развитию и усовершенствованию его профессиональных навыков.
С 2011 года МОУ ДОД «Станция юных туристов» города Мичуринска Тамбовской области в рамках разработки экологического блока программы «Мичуринск мой – ты часть большой России» начала проводить экспериментальную работу совместно с кандидатом технических наук НИИ садоводства имени Мичурина Ольгой Будаговской, прибор которой «Лазер плант тест» производит оценку функционального состояния листьев растений, произрастающих в городе Мичуринске, а значит и экологическую ситуацию в городе-наукограде.
Целью данного исследования является:
- Организация научно-образовательного процесса
- Проведение экологического исследования состояния растений, произрастающих непосредственно в черте города
- Определить возможность использования данного прибора учащимися среднего звена, имеющими уровень подготовки по биологии, не превышающий школьный базовый
Основные задачи данной научно-исследовательской работы следующие:
- Развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков
- Формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований
- Выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала
- Развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов
- Развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать
- Развитие умения общаться с аудиторией, выступая перед воспитанниками объединения
- Формирование чувства ответственности за порученное дело
- Воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы
- Воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности
Освоение прибора не вызвало у воспитанников трудностей, пробудило интерес к работе, которая подразумевает определение уровня фотосинтеза растений. Достоинством данного исследования является то, что после поднесения листа растения к датчику прибора, уже через 30 секунд можно увидеть результаты, выведенные на дисплее компьютера. Учащиеся сразу могут делать выводы относительно биологического состояния данного конкретного растения.
Иллюстрацией данной научно- исследовательской работы может служить проект по теме «Различия биологического состояния листьев берез, произрастающих в разных районах города Мичуринска», выполненный учеником 7-го класса, воспитанником объединения «Мичуринск мой – ты часть большой России» Коротеевым Михаилом под руководством педагога дополнительного образования Коротеевой Татьяны Николаевны.
и | ||
Исследовательский проект | Действия, выполненные учеником при проектировании | Умения, которыми должен овладеть ученик для выполнения успешного проектирования |
Цель исследования состоит в выявлении различий в процессе выработки фотосинтеза листьями растений, произрастающих в разных районах города. | Целеполагание | 1. Формулировать цели. 2. Выдвигать критерии. 3. Знать требования к хорошо сформулированной цели. 4. Соотносить каждую цель с критериями. 5. Оценивать формулировки цели. 6. Делать вывод. |
Объект исследования: листья берез. Предмет исследования: различия в показаниях выработки фотосинтеза в листьях растений разных районов города. | Определение предмета и объекта изучения. | Знать специфику объекта и предмета изучения. |
Гипотеза исследования: разница в показаниях зависит от экологической обстановки данного региона произрастания деревьев. | Выдвижение гипотезы. | 1. Формулировать требования к гипотезе. 2. Проверить свою гипотезу на соответствие этим требованиям. 3. Уметь скорректировать гипотезу в случае несоответствия требованиям. 4. Собирать информацию для выдвижения гипотезы. |
Задачи исследования: 1. Изучить и сравнить показания прибора; 2. Установить причины, повлиявшие на разницу в показаниях; 3. Сделать выводы об условиях для благополучного произрастания деревьев в районах города. | Постановка задач | 1. Знать, что такое задача исследования. 2. Уметь выдвигать критерии для оценки хорошо сформулированной задачи. 3. Уметь формулировать задачи. 4. Соотносить каждую задачу с критериями. |
Теоретическую основу исследования составляют источники информации о процессе фотосинтеза растений. | Работа с информацией: 1. Сбор; 2. Хранение; 3. Анализ; 4. Обработка; 5. Получение; 6. Передача; 7. Представление; 8. Управление базой данных | Ученик умеет собирать новую информацию, значит он: 1. Знает, зачем он это делает (есть цель); 2. Может выбрать источник информации; 3. Знает методы сбора информации; 4. Умеет воспринимать информацию в полном объеме; 5. Может запомнить нужную информацию и зафиксировать ее (записать, зарисовать, сохранить на электронном носителе); 6. Может опознать и отсортировать новую информацию; 7. Может сделать выводы о достижении цели; 8. Знает, где он сможет применить новую информацию. |
Таким образом, МОУ ДОД «Станция юных туристов», реализуя данную научно-исследовательскую программу, ставит своей важнейшей целью совершенствование знаний школьников, расширение их научного кругозора, приобретение учащимися навыков творческой деятельности, прививание интереса к научным исследованиям, помощь в обретении свого места в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии
В презентации по теме "Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии" представлены основные положения, этапы и результаты организации исследовательской деятельности о...
Организация исследовательской деятельности обучающихся
Методическое пособие составлено с целью оказания методической помощи педагогам в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся.В методическое пособие вошли о...
организация исследовательской деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий.
В данной статье раскрываются основные методы организации исследовательской деятельности с обучающими с применением дистанционных технологий, к статье прилагается презентация выступления....
Обобщение работы кафедры естествознания по организации исследовательской деятельности обучающихся
В статье представлены цель и задачи работы кафедры естествознания гимназии. Рассмотрены функции и приемы организации исследовательской деятельности. Обозначены этапы организации. Для каждого этапа опр...
Организация исследовательской деятельности обучающихся как одна из возможностей формирования ключевых компетенций выпускника УНПО
Основы формирования ключевых компетенций у обучающихся закладываются при реализации образовательных стандартах на различных ступенях обучения путем развития соответствующих личностных качеств. Одним и...
инновационные приемы в организации исследовательской деятельности обучающихся
Мастер-класс раскрывает основные приемы в организации исследовательской деятельности с детьми. В нем разбираются приемы, которые помогут обучающимся определиться с темой исследования, поднимут ин...
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...