Я - гражданин России
методическая разработка (11 класс) по теме

Урок литературы, истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.ya-grazhdanin_rossii.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                ГОУ НПО

                                       ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №34

МОСКОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ

142531 Московская область,

г. Электрогорск, ул. Кржижановского, дом 12, корпус 1

Интегрированный урок истории и обществознания

на тему:

«Я - Гражданин России»

Разработали и провели:

преподаватель литературы и истории

Карнизова Наталья Владимировна,

преподаватель истории и обществознания

Лахман Марина Самуиловна

2008

Цели урока

-подвести учащихся к пониманию того, что твердые взгляды человека на мир, на свое место в мире, побуждающие его к определенным поступкам, не могут возникать путем навязывания или принуждения, а формируются под влиянием сложной умственной (интеллектуальной) деятельности и напряженной работы души – чувства, нравственных оценок;

-доказать, что именно союз ума и чувства, их согласованность с нравственностью свидетельствуют о духовном богатстве человека.

Задачи урока:

-способствовать формированию правовой культуры учащихся;

-пробудить у учащихся отношение к правовым документам, Конституции и Всеобщей Декларации прав человека, как к особым социальным и личным ценностям;

Оборудование

-магнитофон, аудиокассеты с записью Гимна РФ;

-аппаратура для презентации урока;

-библиотечка правовых документов;

- структура  содержания преамбулы Конституции РФ;

-фотографии, связанные со статьями Конституции Социалистического общенародного государства.

Ход урока

(звучит Гимн РФ)

Карнизова Н.В. (говорит о теме урока, целях и задачах). Ребята! У Владимира Маяковского есть «Стихотворение о советском паспорте» (читает наизусть). Поэтому главный аспект нашего урока – человек, то есть гражданин России. «Гражданин - это человек, имеющий права». Звание «гражданин» всегда было связано с наличием определенного круга прав и обязанностей, причем права и обязанности неразрывно взаимосвязаны. Основные требования государства к своим гражданам содержатся в законах, поскольку эти законы выработаны демократическим путем: народ избрал депутатов законодательных органов, а они, учитывая волю избирателей, установили правовые нормы, в том числе и в форме требований общества к гражданину. Так принято во многих странах мира. Это зафиксировано и во Всеобщей декларации прав человека.

Лахман М.С.: Хочется обратить ваше внимание на то, что  международный правовой документ, Всеобщая Декларация прав человека, был создан в 1948 году. Этот документ был ответом международного сообщества на ужасы второй мировой войны, и ставил целью помочь восстановлению попранных тоталитарными режимами основных прав и свобод человека, защитить достоинства личности, помочь установить дружеские отношения между народами, укрепить всеобщий мир и безопасность.

   Ребята! Актуальна в наши дни статья 29 Конституции Российской Федерации, которая запрещает пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, пропаганду и агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. В ст. 29 Декларации говорится (см. Приложение 1).

   Как вы думаете, какие же обязанности лежат на гражданине нашей страны? Прежде всего, он должен соблюдать Конституцию. В действующей Конституции зафиксированы обязанности гражданина страны. 12 декабря  считается Днем принятия Конституции Российской Федерации. Конституция не только политический и юридический, но и идеологический документ. Наша Конституция имеет достаточно высокий уровень демократических принципов, на которых должен основываться наш общественный и государственный строй: это верховенство закона; признание и гарантии прав человека и гражданина; политический, идеологический и экономический плюрализм; закрепление демократических форм – разделение властей, всеобщего избирательного плана; вовлеченность нашего государства в мирное сообщество; признание примата международного права и т.д.  Что означает слово «Конституция»?

Учащийся (1): Слово «Конституция» происходит от латинского constitutio –установление, устройство. Конституция – это основной закон государства, она определяет основы конституционного строя, государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных), исполнительных и судебных органов власти, устанавливает избирательную систему, фиксирует права и свободы граждан, символы государства. Нередко ее положения имеют прямое действие, то есть не требуют для реализации непременной «расшифровки», конкретизации в соответствующих правовых актах.

Карнизова Н.В.: Каково место Конституции  среди других правовых документов?

Учащийся (2): Роль Конституции как юридического документа весьма велика. Она – основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все остальные законы государства принимаются в точном соответствии с ее положениями. Нарушения конституционных положений являются очень серьезными правонарушениями. Вопросы соответствия тех или иных действий, правовых актов Конституции рассматривает Конституционный Суд РФ.

Лахман М.С.: Ребята! Юридический документ – первая в нашей истории демократическая Конституция, порвавшая с вековыми традициями государственного произвола, заставляющая по-новому осмыслить роль права в жизни человека, общества, объявившая Россию  правовым государством. Уважение к закону – основа юридической ответственности личности. Поговорим о сути и роли Конституции в обществе. Конституция – одна из важнейших основ демократии. Само ее появление в конце XVIII века стало следствием ликвидации монархического абсолютизма. В дальнейшем, в том числе и в наше время, основной ролью Конституции было и остается  последо-

вательное утверждение демократического устройства государства. В этом ее суть, главная цель.

В связи с эти наука указывает на две главные задачи современной Конституции: обеспечить такое устройство власти, когда она ограничена правом (право выше власти); закрепить неотъемлемые права человека.

Карнизова Н.В.: Ребята! План преобразований, созданный Лорис – Меликовым к 1881 году, был назван  современниками «первой конституцией» (см. Приложение 2). Он представлял собой как бы завершающую главу реформ Александра II. Неограниченные полномочия, предоставленные Михаилу Тариэловичу, позволили ему тщательно продумать все необходимые преобразования с тем, чтобы представить императору четкую программу действий. Основным стремлением Лорис – Меликова была, если не полная ликвидация, то существенное ограничение действий радикально – революционных сил. Он понимал, что разгул терроризма, направленного против властей, ставит под угрозу итоги  великих реформ. В проекте дополнения государственных реформ Лорис – Меликов старался в значительной степени модернизировать саму борьбу с революцией.

Лахман М.С.: Помимо реформ в полиции и в среде общественных отношений Лорис – Меликов стремился к некоторой демократизации системы управления. Он предложил расширить компетенцию земских представительств и органов настолько, чтобы они смогли решить некоторые вопросы судебного, финансового и надзорного характера. Министр стремился к снижению уровня коррупции и получению достоверных сведений о проблемах в стране. Одним из самых блестящих замыслов Михаила Тариэловича в рамках «конституции» был план о равномерном распределении налогового бремени, причем часть сборов с низших классов он предлагал переложить на высшие. Но, к сожалению, он смог лишь отменить акцизные сборы на соль, остальные мероприятия всячески откладывались и затягивались Сенатом. В день окончательного рассмотрения  проекта Лорис – Меликова император был убит. Новый монарх не был заинтересован в «демократизации» и потому столь необходимые стране преобразования не смогли осуществиться. Их стал претворять в жизнь только внук Александра II, Николай. К тому времени реформы уже не могли спасти страну и монархию от революционного краха.

Карнизова Н.В.: В преамбуле Конституции России констатируется следующее (см. Приложение 3). В самой структуре содержания преамбулы видны пути решения главных задач Конституции. Каково было отношение к Конституции (конституционному вопросу) в России?

Учащийся (3): В России отношение к Конституции было сложным, неоднозначным, противоре-

чивым. Простой народ не имел совершенно никакого представления о подобного рода юридических актах. Небольшой же слой образованного народа разделился на сторонников конституционного правления и противников его. Сторонники («западники», «либералы»)

доказывали, что без Конституции Россия обречена на всестороннее отставание от развитых стран.

Противники (почвенники, «славянофилы») были против принятия Конституции.

Лахман М.С.: Почему некоторые слои российского общества опасались принятия в стране Конституции?

Учащийся (4): Почвенники, «славянофилы», консерваторы были против принятия Конституции и конституционного правления, потому что считали, что любая Конституция в любой стране – это дестабилизирующий ситуацию в государстве документ (поскольку развязывает руки многочисленной оппозиции режиму), а в условиях монархии необходимость в ней равна нулю, ибо «отеческое» правление царя – самодержца – самый прогрессивный и эффективный способ управления огромной страной с неоднородным по национальному и социальному признакам населением.

Карнизова Н.В.: Даже Лев Толстой, много вреда принесший монархической власти, писал, что менять монархию на Конституцию – это такой же вздор, как если бы предложили вместо православия пашковство или скопчество (то есть мелкие нелепые секты). Ребята! Когда в России были приняты Основные Государственные законы? 

Учащийся (5): Основные Государственные законы в России были приняты 17 октября 1905 года с провозглашения Манифеста. Населению обещались «незыблемые основы гражданской свободы на

началах действительной неприкосновенности личности». Народ получил право принять действенное участие в управлении государством через Государственную Думу (представительную и законодательную власть).

Лахман М.С.: Манифест 17 октября являлся частью Основных государственных законов, которые были приняты вскоре и стали играть роль неписаной Конституции. Обратите внимание на фотографии, где изображены обложка Конституции Социалистического Общенародного Государства и портрет вождя, Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Ленин писал: «…Только одна Советская Конституция служит, и будет постоянно служить трудящимся и является могучим орудием в борьбе за осуществление социализма». Ребята! Какие Конституции принимались после октября 1917 года?

Учащийся (6): После октября 1917 года были приняты: Конституция РСФСР 1918 года (см. Приложение 4) (так называли бывшую Российскую  империю). Это была Конституция классовой борьбы, гражданской войны.

Учащийся (7): Затем была принята Конституция СССР 1924 года. Она закрепила создание СССР

на тех основаниях, которые в начале 90-х годов привели к распаду Советского Союза.

Учащийся (8):  Через год была принята Конституция РСФСР 1925 года как части СССР; затем Конституция СССР 1936 года («сталинская», но на самом деле написанная Бухариным (см. Приложение 5-6). Это Конституция «победившего социализма».

Учащийся (9): Конституция РСФСР 1937 года, республиканский вариант Конституции СССР,

затем Конституция СССР 1977 года – «манифест развитого социализма», Конституция РСФСР

1978 года – республиканский вариант союзного «манифеста».

Учащийся (10): Наконец, после краха «развитого социализма» в декабре 1993 года в результате

референдума была принята Конституция Российской Федерации, закрепившая основы конституционного строя в условиях рыночной экономики, построения правового демократического государства. 

Карнизова Н.В.: Советскому этапу конституционного развития России свойственны такие характеристики как: воплощение идей классовой борьбы; построения социализма; идеологичность; политизированность; отсутствие контроля за выполнением конституционных норм и т.д.

Лахман М.С.: Действовавшая до сентября 1993 года Конституция РСФСР оставалась во многом Конституцией социалистического советского государства. По содержанию она была клочковата и противоречива. В нее были внесены оправки и дополнения «рыночного» характера, однако наряду с этим говорилось о советском государстве, советском конституционном строе, социалистической демократии. Она перестала соответствовать реальным экономическим, социальным и политическим условиям жизни страны.

Карнизова Н.В.: Новая Конституция РФ (см. Приложение 7) заложила основы новой общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических процедурах. В соответствии с Конституцией Российское государство является демократическим, федеральным, правовым. Объявляется реальное народовластие. Частная собственность находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной. Признается идеологическое многообразие, многопартийность. Все это знаменует качественно новый этап в развитии Российского государства.

Лахман М.С.: Ребята!  А вы знаете свои обязанности, обязанности  гражданина РФ?

Учащийся (11): Гражданин обязан защищать Отечество и нести военную службу (ст.59).

Учащийся (12): Гражданин обязан охранять природу и окружающую среду (ст.58).

Учащийся (13): Гражданин РФ обязан заботиться о воспитании детей.

Учащийся (14): Гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст.44), платить законно установленные налоги и сборы (ст.57),

Карнизова Н.В.: Гражданские права составляют самую многочисленную группу конституционных прав. К ним относятся право на жизнь (ст.20), на сохранение своего достоинства (ст.21), на свободу и личную неприкосновенность (ст.22), на неприкосновенность жилища (ст.25), на свободное передвижение по стране и свободный выезд за ее пределы, и возвращение без каких-либо помех (ст.27). Важнейшим гражданским правом является право на свободу совести, свободу вероисповедания.

Лахман М.С.: Конвенция о правах ребенка – достаточно большой правовой документ. Назовите,

Пожалуйста, основные права ребенка.

Учащийся (15): Право на жизнь, имя, приобретение гражданства.

Учащийся (16): Права на благополучную семейную жизнь и права на сохранение и укрепление здоровья.

Учащийся (17): Права на образование и культурное развитие.

Учащийся (18): Права, защищающие ребенка в экстремальных ситуациях (в суде, заключении, на войне).

Учащийся (19): Право свободно выражать свое мнение, право на свободу мысли, совести.

Карнизова Н.В.: Ребята! Вы должны знать, что разрыв связи между правами и обязанностями ведет к нарушению правовых границ свободы, а значит, к утрате самого смысла права как меры свободы.

Лахман М.С.: Регулирование семейных отношений приведено в соответствии с Конституцией РФ, другими федеральными законами, и прежде всего, с новым Гражданским кодексом РФ, закрепляющим ценности частного (гражданского) права. Семейный кодекс, вступивший в действие с 1 марта 1996 года, не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечивает гарантии осуществления и охраны семейных прав граждан в новых социально- экономических условиях.

Карнизова Н.В.: В Семейном кодексе (7 разделов, 21 глава и 170 статей) сформулированы основные начала (принципы) семейного законодательства, на которых строится семья и семейные отношения: добровольность брака; равенство прав супругов и родителей; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, приоритетная защита их прав и интересов, а также прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.

Лахман М.С.: Сегодня на уроке  мы не только поговорили о столь актуальной в наши дни теме, теме гражданина, но и вспомнили о статьях Конституции РФ и о Всеобщей декларации прав человека.

Карнизова Н.В.: В заключение урока, прошу всех встать и исполнить Гимн РФ.

(звучит Гимн РФ в исполнении учащихся)

Приложение 1

Статья 29 Всеобщей Декларации прав человека

1.Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2.При осуществлении своих прав и свобод каждый человек  должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Приложение 2

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...

Внеклассное мероприятие по обществознанию.Гражданин России.

Презентация. Целевая аудитория-обучающиеся коррекционных школ VIII вида. Направление: формирование основ правового и нравственного воспитания. Материал можно использовать при проведении тематических м...

Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"

Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека  к здоровью ребёнка. Реализация проекта  - это комплекс ме...

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.

Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...

Я – гражданин России

"Я – гражданин России"- это пропедевтический курс по потреотическому воспитанию обучающихся, начиная с первого класса....

Праздник "Мы -граждане России" + буклет "Я - гражданин России"

Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности....