КРУЖОК "ЮНЫЙ МАТЕМАТИК" ДЛЯ 5 КЛАССА
материал (5 класс) на тему

БУРМИСТРОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

 

Полное наименование

Математический кружок «Юный математик»

Цель и задачи программы

Цель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка способностей.

Образовательные задачи:

-  углубление и расширение знаний учащихся по математике;

-  привитие интереса учащимся к математике;

-  активизировать познавательную деятельность;

-  показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

-  воспитание культуры личности;

-  воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

-  воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;

-  воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

-  развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-  формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Адресат проектной деятельности

обучающиеся  5а, 5б класса   МАОУ Абатская СОШ №1 в возрасте 10-12 лет

Сроки реализации программы

2013-2014 учебный год (33 часа).

5а, понедельник с 1255-1340

5б, четверг с 1255-1340

Направления деятельности

естественно - научное

Краткое содержание программы

ü Занимательная арифметика

ü Занимательные задачи

ü Компетентностно - ориентированные задачи

ü Логические задачи

ü Геометрические задачи

ü Проекты

Ожидаемые результаты

Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание брошюры  «Математическая шкатулка»(банк нестандартных задач для учащихся 5 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся.    Также результатом деятельности обучающихся на занятиях кружка является успешное выполнение срезовых и итоговых контрольных работ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_yunyy_matematik_dlya_5_klassa_2013-2014.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Абатская средняя общеобразовательная школа № 1

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по воспитательной работе МАОУ Абатская СОШ №1


___________________А.И. Шишигина

«___»_____________2013 г.

Модифицированная программа

математического кружка

«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

Разработана в 2013 году

Срок реализации:  

2013-2014 учебный год

Возраст обучающихся: 10-11 лет

Автор: Бурмистрова Елена Юрьевна,

учитель математики

с. Абатское

2013

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

Полное наименование

Математический кружок «Юный математик»

Цель и задачи программы

Цель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка способностей.

Образовательные задачи:

-  углубление и расширение знаний учащихся по математике;

-  привитие интереса учащимся к математике;

-  активизировать познавательную деятельность;

-  показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

-  воспитание культуры личности;

-  воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

-  воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;

-  воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

-  развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-  формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Адресат проектной деятельности

обучающиеся  5а, 5б класса   МАОУ Абатская СОШ №1 в возрасте 10-12 лет

Сроки реализации программы

2013-2014 учебный год (33 часа).

5а, понедельник с 1255-1340  

5б, четверг с 1255-1340  

Направления деятельности

естественно - научное

Краткое содержание программы

  • Занимательная арифметика
  • Занимательные задачи
  • Компетентностно - ориентированные задачи
  • Логические задачи
  • Геометрические задачи
  • Проекты

Ожидаемые результаты

Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание брошюры  «Математическая шкатулка»(банк нестандартных задач для учащихся 5 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся.    Также результатом деятельности обучающихся на занятиях кружка является успешное выполнение срезовых и итоговых контрольных работ.

Название организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Абатская средняя общеобразовательная школа №1

Почтовый адрес

627540, Тюменская область, Абатский район, с. Абатское, ул. Советская, 52

Ф.И.О. руководителя

Бурмистрова Елена Юрьевна, учитель математики

Дата создания программы

28 августа 2013 г.

Актуальность введения кружка по математике в школьную программу:

  • кружок  позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
  • позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности, что способствует более успешному выполнению срезовых и итоговых контрольных работ;
  • различные формы проведения кружка, способствуют повышению интереса к предмету;
  • рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического мышления обучающихся.

        Математика занимает особое место в образовании человека,  что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.         Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте. Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.

        Программа кружка рассчитана на учащихся 5 классов.  Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике. Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования.

        Цель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка способностей.

        Образовательные задачи:

-        углубление и расширение знаний учащихся по математике;

-        привитие интереса учащимся к математике;

-        активизировать познавательную деятельность;

-        показать универсальность математики и её место среди других наук.

        Воспитательные задачи:

-        воспитание культуры личности;

-        воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

-   воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;

-   воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

-        развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-        формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

 

Содержание программы:

        Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе  уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой  (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения. Также рассматривается решение компетентностно - ориентированных задач, задач ЕГЭ, решение олимпиадных задач.

Формы проведения занятий:

  • практикум по  решению задач;
  • решение задач, повышенной трудности;
  • работа с научно - популярной литературой.

Занятия организованы по принципу: теория - практика

Ожидаемые результаты

  Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание брошюры  «Математическая шкатулка»(банк нестандартных задач для учащихся 5 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся.    Также результатом деятельности обучающихся на занятиях кружка является успешное выполнение срезовых и итоговых контрольных работ.

В результате занятий в кружке учащиеся должны

Знать:

-   старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;

-   названия больших чисел;

-   свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;

-    приёмы быстрого счёта;

-    методы решения логических задач;

-    свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

-    понятие графа;

-    понятие софизма.

Уметь:

-    читать и записывать римские числа;

-    читать и записывать большие числа;

-    пользоваться приёмами быстрого счёта;

-    решать текстовые  задачи на движение, на взвешивание, на переливание;

-    использовать различные приёмы при решении логических задач;

-    решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;

-    решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.

-    выполнять проектные работы.

 

 

Тематическое планирование 


Раздел


Тема

Кол-во занятий

Сроки проведения

план

факт

1

 

 

Занимательная арифметика

 

Тема1.  Запись цифр и чисел у других народов

1

 

 

Тема 2. Числа - великаны и числа- малютки

1

 

 

Тема3.  Приёмы  быстрого счёта

1

 

 

2

Занимательные задачи

 

Тема 1. Магические квадраты

1

 

 

Тема 2.Математические ребусы

1

 

 

Тема 3. Софизмы

1

 

 

Тема 4.Задачи с числами

1

 

 

Тема 5.Старинные задачи

1

 

 

3

Компетентностно-ориентированные задачи

Тема 1. Задачи типа В1 ЕГЭ

2

Тема 2. Задачи типа В2 ЕГЭ

1

Тема 3. Задачи типа В4 ЕГЭ

3

Компетентностно-ориентированные задачи

2

4

Логические задачи

 

Тема 1.Задачи, решаемые с конца

1

 

 

Тема 2.Круги Эйлера

2

 

 

Тема 3.Простейшие графы

1

 

 

Тема 4.Задачи на переливания

2

 

 

Тема 5.Задачи на взвешивания

2

 

 

Тема 6.Задачи на движение

2

 

 

5

Геометрические задачи

 

Тема 1.Задачи на разрезание 

1

 

 

Тема 2.Задачи со спичками

1

 

 

Тема 3.  Геометрические головоломки

1

 

 

6

Проекты

Тема 1.Проектные работы.

3

 

 

 

 

 

ИТОГО:

32

 

 

Краткое содержание разделов

I. Занимательная арифметика

Тема 1.Запись цифр и чисел у других народов

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел.  Цифры у разных народов.  Римская нумерация.

Тема 2.Числа - великаны и числа- малютки

Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.

Тема3.  Упражнения на быстрый счёт

Некоторые приёмы быстрого счёта.

Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99.

Умножение на число, оканчивающееся на 5.

Умножение и деление на 25,75,50,125.

Умножение и деление на 111,1111 и т.д.

Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.

Умножение чисел, близких к 100.

Умножение на число, близкое к 1000.

Умножение на 101,1001 и т.д.

 

II. Занимательные задачи

Тема 1 . Магические квадраты.

Отгадывание и составление магических квадратов.

Тема 2.Математические ребусы.

Решение заданий на восстановление записей вычислений.

Тема 3. Софизмы.

Понятие софизма. Примеры софизмов.

Тема 4.Задачи с числами

 Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр.

III. Компетентностно-ориентированные задачи

Тема1. Задачи типа В1 ЕГЭ.

Решение текстовых задач.

Тема2. Задачи типа В2 ЕГЭ.

Решение заданий графически заданных.

Тема3. Задачи типа В4 ЕГЭ.

Решение задач в табличном задании.

 IV. Логические задачи

Тема 1.Задачи, решаемые с конца.

Решение сюжетных, текстовых  задач методом «с конца».

Тема 2.Круги Эйлера.

Решение задач с использованием кругов Эйлера.

Тема 3.Простейшие графы

Понятие графа. Решение простейших задач  на  графы.

Тема 4.Задачи на переливания.

Решение текстовых задач на переливание.

Тема 5.  Взвешивания.

Решение задач  на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь.

Тема 6.  Задачи на движение.

Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление,  движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке.

Тема 7.Старинные задачи

Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.

 

V. Геометрические задачи

Тема 1.Задачи на разрезания.

Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».

Тема 2. Задачи со спичками.

Решение занимательных задач со спичками.

Тема 3.Геометрические головоломки.

«Танграм».

VI. Проекты

Тема 1.Выбор тем и выполнение проектных работ. Примерные темы проектов:

  • Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.
  • Софизмы и парадоксы.
  • Математические фокусы.
  • Математика и искусство.
  • Математика и музыка.
  • Лабиринты.
  • Палиндромы.
  • Четыре действия математики.
  • Древние меры длины.
  • Возникновение чисел.
  • Счёты.
  • Старинные русские меры.
  • Магические квадраты.
  • Свои темы проектов.

Используемая литература

  1. Применение компетентностного подхода на уроках математики, Лаврова-Кривенко Я.В, ТОГИРРО, 2011.
  2. Система подготовки учащихся к олимпиадам различных уровней, Лаврова-Кривенко Я.В., Ильина З.В., ТОГИРРО, 2011.
  3. Сборники тестовых заданий ЕГЭ, 2012-2013 Изд. Легион-М, АСТ-Астрель и др.
  4. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2002.
  5. Виват, математика! Занимательные задачи и упражнения. 5 класс/ авт.-сост. Н.Е. Кордина.- Волгоград: Учитель, 2011.- 111 с.
  6. П.М. Камаев. Устный счёт. М.: Чистые пруды, 2007.(Библиотека « Первого сентября», серия « Математика», №3 (15)/2007)
  7. Интернет ресурсы: http://www.mathege.ru, http://live.mephist.ru , http://www.math-on-line.com, http://www.mathnet.ru. и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....