Учебная программа "Школа базопасности"
рабочая программа (7 класс) по теме

Сухоплюева Ксения Владимировна

Учебная программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_programma_shkola_bezopasnosti.doc484.5 КБ

Предварительный просмотр:

К.В. Сухоплюева

Школа безопасности

дополнительная образовательная программа по спортивному  туризму

для обучающихся 11-15 лет

2011

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Утверждаю

директор ________ Н.П. Цибина

Школа безопасности

дополнительная образовательная  программа по спортивному туризму  

для обучающихся 11-15 лет

Составитель:

Сухоплюева Ксения Владимировна,

педагог дополнительного образования

 

Обсуждено на заседании педсовета

Протокол №1

«____»____________________2011 г.

2011

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………...…4
  2. Тематическое планирование первого года обучения…………………...9
  3. Тематический план первого года обучения……………………..……....8
  4. Краткое содержание программы первого года обучения………..….….9
  5. Тематическое планирование второго года обучения……………….…14
  6. Тематический план второго года обучения……………………...……..15
  7. Краткое содержание программы второго года обучения……………...16
  8. Ключевые термины………………………………………………………21
  9. Литература……………………………………………………….…….…24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность образовательной программы дополнительного образования детей «Школа безопасности» - туристско-краеведческая. Программа разработана в 2006 году, переработана и дополнена в соответствии с современными требованиями к образовательным программам дополнительного образования в 2011 – 2012 учебном году.

Актуальность программы заключается в том, что занятия туризмом, реализуя стремления подростка к познанию себя и окружающей среды, могут являться мощной профилактической мерой, альтернативой неблагополучных компаний.

Новизна: Программа предусматривает возможность варьировать виды туризма (пеший, водный, экспедиционный), степень и категорию сложности маршрута в зависимости от индивидуальных особенностей детей и подростков. В рамках одного туристского мероприятия организовываются занятия для детей различных годов обучения. Дети и подростки старших годов обучения помогают в организации занятий для начинающих. Для детей легко осваивающих Программу, предусмотрена возможность достижения высоких спортивных результатов, реализованная через участие в городских, областных Первенствах по туризму.

Важнейшей отличительной особенностью Программы от уже существующих является активное привлечение к образованию детей родителей.

Педагогическая целесообразность программы очевидна, так как обучающиеся по ней дети получают дополнительные знания по общеобразовательным предметам, таким как история, география, ОБЖ, повышают свой образовательный уровень по экологии. Наряду с этим они приобретают практические навыки по оказанию первой доврачебной  помощи, выживанию в экстремальных условиях природной среды, умению ориентироваться на местности. Кроме того, при реализации Программы повышается психологическая защищенность ребенка от агрессивной  внешней социальной среды, дети становятся коммуникативными, способными реализовать свой творческий потенциал. Расширяется их социальный опыт.

Цель: социализация детей и подростков через занятия туризмом и краеведением.

Задачи: 

Обучающие:

  • обучение навыкам туризма, спортивного ориентирования и краеведения;
  • формирование экосознания и навыков экоповедения у детей, подростков и взрослых;
  • обучение элементам физической культуры и основам различных видов спорта органично связанных с туризмом (беговые лыжи,  спортивное ориентирование, скалолазание и т.д.).

Воспитательные:

  • выработка эстетических критериев в ходе общения с природой-носительницей неподражаемой красоты и изящества,
  • приобретение потребности созидательно трудиться, достигая конкретных результатов, полезных как самому ребенку, так и всему коллективу;
  • воспитание любви к физкультуре и спорту и стремления к здоровому образу жизни;
  • воспитание личности с высокими нравственными критериями, способной отстаивать их в реальной жизни;
  • овладение навыками общения и взаимодействия в туристической группе, формирование коммуникативной культуры личности.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей личности ребенка;
  • развитие основных физических качеств туриста: силовой подготовки, быстроты, выносливости,  выдержки, терпимости;
  •  развитие морально-волевых качеств туриста: целеустремленности, активности, настойчивости смелости, решительности, инициативности и смекалки;
  • развитие психологической устойчивости к экстремальным ситуациям в туристических походах и в жизни.

Срок реализации программы – 3 года.

Организация учебно-воспитательного процесса. Формы и режим занятий. Учебно-тематический план составлен, исходя из нагрузки на одну учебную группу - 9 часов в неделю. Теоретические занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа. Практические занятия 3 часа в неделю. Во время осенних, зимних и весенних каникул проводятся учебно – тренировочные сборы, походы выходного дня, экскурсионные поездки. Коллектив принимает участие в соревнованиях по пешему и водному туризму различного уровня.

        Разделение детей на группы по возрастам позволяет детям успешно осваивать программу:

  • от 11до 12 лет  — 1-ый год обучения,
  • от 12 до 14 лет  — 2-ой год обучения,
  • от 14 до 15 лет  — 3-ий год обучения.

        Оптимальное количество детей в каждой группе — 10-12 человек.

Ожидаемые результаты

После окончания первого года обучения:

1) обучающиеся будут знать:

  • основные термины и понятия, применяемые в туризме;
  • основы безопасности туристического путешествия;
  • основные понятия экологии как науки;
  • классификацию  экстремальных  условий природной среды;
  • познакомятся с приемами выживания человека в условиях автономного существования;
  • правила поведения в туристическом путешествии;
  • элементы начальной топографической подготовки;
  • режим дня в туристическом путешествии
  • начальные сведения о возможных травмах и заболеваниях в походе, и оказании доврачебной помощи пострадавшему  или заболевшему,

2) уметь:

  • грамотно упаковать рюкзак и подрать себе оптимальную одежду для участия в походе или экспедиции;
  • расставить палатку и приготовить себе спальное место;
  • развести костер и приготовить на нем пищу при участии или консультации педагога;
  • заготовить дрова для костра;
  • установить групповой тент для защиты от дождя;
  • завязать и применить на практике пять туристских узлов,

3) у обучающихся будет сформировано:

  • азы экологического сознания, привиты основные навыки экологической культуры;
  • стремление к участию в походах 3-ей степени сложности и походах 1-ой категории сложности;
  • желание участвовать в районных и окружных туристических соревнованиях и слетах;
  • усиление эстетических и познавательных потребностей,

4) воспитано:

  • личностная направленность на других;
  • умение общаться в разновозрастном коллективе;
  • чувство ответственности и самодисциплины как необходимого компонента безопасности в туристском путешествии

После окончания второго года обучения:

1) обучающиеся будут знать:

  • основные этапы КТМ (контрольного туристского маршрута);
  • проблемы взаимодействия человека с окружающей средой;
  • основные правила и приемы выживания человека в условиях автономного существования;
  • правила проведения соревнований по пешему и водному туризму;
  • классификацию карт, условных обозначений, виды масштабов;
  • состав походной аптечки для соревнований, пеших и водных походов 1-ой категории сложности;
  • виды костров и их назначение;
  • основные продукты питания и требования к нормам их расхода в туристском походе;

2) уметь:

  • правильно организовать бивуак;
  • ориентироваться на местности с помощью карты и компаса, определять масштаб карты, определять азимут;
  • завязывать и применять на практике 10 туристских узлов;

3) у обучающихся будет сформировано:

  • экологическое сознание, привиты основные навыки экологической культуры;
  • стремление к участию  походах 1-ой и 2-ой категорий сложности;
  • желание участвовать в окружных и городских туристических соревнованиях и слетах;
  • потребность постоянного эстетического развития и физического совершенствования;
  • навыки общения и взаимодействия в туристской группе;

4) воспитано:

  • сознательное желание созидательно трудится в интересах коллектива;
  • умение сознательно сдерживать свои эмоции и потребности в коллективе;
  • чувство ответственности перед коллективом;
  • осознание необходимости строгой самодисциплины в туристском путешествии;

После окончания третьего года обучения:

1) обучающиеся будут знать:

  • тактику и технику прохождения КТМ (контрольного туристического маршрута);
  • основные экологические проблемы районов туристских путешествий;
  • способы ориентирования без компаса, способы приготовления пищи в условиях автономного существования;
  • особенности отображения различных форм рельефа на топографической карте;
  • понятие полевых и камеральных работ;
  • состав и требования к упаковке походной аптечки для походов 2-ой и 3-ой категории сложности;
  • специфику питания в пеших и водных категорированных походах;

2) уметь:

  • выбрать место для стоянки и ночлега в походе;
  • выбрать район путешествия, разработать нитку маршрута;
  • подготовить специальное групповое снаряжение для походов 2-ой и 3-ой категории сложности;
  • составить график дежурств и распределить обязанности в группе с учетом индивидуальных особенностей участников похода;
  • применять на практике способы страховки и самостраховки на соревнованиях и в походах 2-ой и 3-ей  категорий сложности;
  • самостоятельно выбрать тему  краеведческого задания для похода или экспедиции;

3) у обучающихся будет сформировано:

  • осознание важности соблюдения принципов и норм экологической культуры;
  • стремление к участию в  походах 2-ой и 3-ей категорий сложности;
  • желание участвовать в окружных и городских пеших и водных Первенствах по туризму;
  • потребность созидательно трудиться, достигая конкретных результатов полезных как ребенку, так и всему коллективу;
  • стремление к здоровому образу жизни, любовь к физкультуре и спорту;

4) воспитано:

  • основные морально-волевые качества туриста: целеустремленность, активность, настойчивость, смелость, инициативность и смекалка;
  • психологическая устойчивость к экстремальным ситуациям в туристских походах и в жизни;
  • высокие нравственные критерии личности и стремление отстаивать их в реальной жизни;

Проведение многодневных выездных мероприятий во время школьных каникул позволяет педагогу  дополнительного образования своевременно контролировать ожидаемые промежуточные и конечные результаты. При явном несоответствии ожидаемых и полученных результатов, педагог дополнительного образования может достаточно быстро провести  коррекцию тематических учебных планов объединения, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику.

Наиболее эффективным способом проверки ожидаемых результатов усвоения программы являются туристские сборы, экспедиции, соревнования, походы выходного дня и многодневные походы. Важно в зачетных туристских мероприятиях проводить соревнования и тестирование по туристским навыкам. Каждому участнику зачетных походов необходимо уметь составить иллюстрированный фотографиями отчет по мероприятию и  подготовить выступление в устном журнале. Каждый принимает участие в ведении летописи объединения и конкретного выездного мероприятия. При выполнении краеведческого задания ребята делятся на бригады 3-4 человека для ведения экологического дневника и фиксирования наблюдений.

При положительных результатах ребятам вручаются значки  и удостоверения «Турист России».

После прохождения категорийных походов и защиты маршрутов в Маршрутно- квалификационной комиссии, каждому участнику выдается справка о совершении похода определенной категории сложности. На основании этих справок участникам походов присваиваются разряды по туризму.


Тематический план первого года занятий

Темы занятий

Количество часов

Всего

теоретические занятия

практические занятия

Вводное занятие

3

3

-

Основы туристской подготовки

60

30

30

Походы по родному краю

(вне сетки часов)

Основы туристской подготовки

81

30

51

Походы по родному краю

(вне сетки часов)

Основы туристской подготовки

9

-

9

Ориентирование и Топографическая подготовка

42

21

21

Общая и специальная физическая подготовка

30

3

27

Основы медицинской подготовки

30

21

9

Походы по родному краю

(вне сетки часов)

Сдача зачетов

9

3

6

Туристские походы и экскурсии

30

3

27

Однодневный поход

30

3

27

17

Многодневный летний зачетный поход

(вне сетки часов)

18

Итого

324


Тематический план первого года обучения

№ п\п

Тема

Подтема

Количество часов

1

Вводное занятие

----------------

3

2

Ориентирование и

Топографическая подготовка

  • Компас

6

  • Азимут

6

  • Измерение расстояний

6

  • Ориентирование по местным предметам

3

  • Топографическая карта

6

  • Топографические условные знаки, топографические съемки

12

3

Основы туристкой подготовки

  • Туристское снаряжение. Укладка рюкзака

12

  • Туристский лагерь

6

  • Туристские узлы

12

  • Естественные препятствия в пешем походе

12

  • Преодоление естественных препятствий – туристское многоборье

54

  • Подготовка путешествия, выбор маршрута.

12

  • Обязанности в туристской группе

6

  • Техника пешеходного туризма

6

  • Физические нагрузки, движение в походе

9

  • Режим дня в походе

6

  • Туристские слеты, соревнования

118

4

Медицинская подготовка

  • Состав аптечки

3

  • Основные приемы оказания первой медицинской помощи при различных травмах

15

  • Способы транспортировки пострадавшего

12

5

Общая и специальная физическая подготовка

  • Общая физическая подготовка
  • Специальная физическая подготовка

30


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Вводное занятие. Чем будет заниматься объединение. Что такое топография, ориентирование, медицинская подготовка, туристское многоборье, значение этих знаний. Знакомство с планом работы объединения на год и на последующие годы, режим занятий и тренировок, материалами и инструментами, необходимыми для занятий в объединении «Школа безопасности».

Основы туристских путешествий

Личное и групповое туристское снаряжение

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Особенности снаряжения для зимнего похода.

Снаряжение туриста. Обувь и одежда туриста (для лета и зимы). Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде, лыжам и другим предметам снаряжения. Как готовить снаряжение к походу. Правила укладки рюкзака. Как надо носить рюкзак и обращаться с ним на привалах. Уход за обувью в походе. Групповое снаряжение туристов: список основных предметов, требования к ним. Устройство туристской палатки. Практические занятия. Укладка рюкзака. Свертывание и упаковка палатки.

Укладка рюкзака. Способы и правила укладки.

Практические занятия

Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.

Туристские узлы.

Виды, группы узлов и их предназначение. Способы завязывания.

Практические занятия. Вязание узлов.

Естественные препятствия. Что такое естественные препятствия. Виды. Каким образом они преодолеваются.

Практические занятия. Практика осуществляется на тренировочных занятиях, городских и областных соревнованиях, а так же   в туристском путешествии любой сложности.

Организация и техника движения в походе, режим походного дня. Туристский бивак. Значение активного способа передвижения на большие расстояния. Прогулка и поход. Шаг туриста, положение корпуса и рук при пешем и лыжном передвижении. Дыхание и выносливость. Движение цепочкой. Построение цепочки. Интервалы в различных условиях. Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего. Режим движения в пешем и лыжном походе: ходовой час и привалы, нормальная скорость движения, количество ходовых часов. Режим ходового дня и режим на дневке. Преодоление простейших подъемов и спусков пешком и на лыжах. Преодоление опасных участков. Тропление лыжни.

Туристский лагерь, привал. Требования к месту разбивки бивака. Планировка объектов на биваке. Порядок и правила разведения костра в походе, виды топлива для костра, типы костров. Ночлеги в населенных пунктах.

Практические занятия. Индивидуальная разработка почасового режима (графика) движения группы по маршруту (для маршрутов планируемых учебно-тренировочных походов). Разбор разработок. Упражнения по планировке территории бивака на пейзажных картинах и крупномасштабных планах местности. Например, на картине найти ошибки в организации туристского лагеря.

Обязанности в туристской группе. Какой должна быть туристская группа, какие обязанности бывают, для чего они нужны.

Практические занятия. Практика осуществляется в туристском путешествии любой сложности.

Гигиенические правила туриста. Самоконтроль. Что такое гигиена и самоконтроль туриста. Гигиеническая подготовка перед походом. Уход за телом и ногами в походе. Утренний туалет и зарядка. Закаливание организма. Питьевой режим в походе. Как уберечь ноги от потертостей. Отдых на коротком привале, проветривание и мытье ног. Сушка одежды и обуви в походе. Купание в походе. Гигиенические правила и снаряжение туриста: головной убор, очки от солнца, подстилка для сидения на пеньке, земле, индивидуальный медицинский пакет, правила использования средств от комаров и мошек. Как хранить в рюкзаке туалетные принадлежности, посуду, грязное белье. Постель туриста в палатке.
Приемы самоконтроля. Почему каждый турист обязан не скрывать своего недомогания.

Техника пешеходного туризма

Снаряжение туриста, его виды. Туристские узлы, их предназначение.  Естественные (природные) препятствия, виды, способы преодоления.

Практические занятия. Работа с туристским снаряжением, отработка прохождения естественных препятствий в природной и комнатной среде.

Однодневный учебно-тренировочный поход

и разбор его итогов. (ПВД).

Составление списка (или таблицы) условных топографических знаков, изображающих встреченные на небольшом участке маршрута местные предметы. Ориентирование карты по компасу и по Солнцу. Сравнение нескольких разномасштабных карт района проведения похода. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Техника разжигания костра. Обратные засечки (определение азимутов на заданные дальние ориентиры).

Туристские слеты, соревнования.

Предусматривается ознакомление обучающихся с организацией и проведением туристских слетов и соревнований и как практическая работа – работа в судейской коллегии на городских соревнованиях.

Туристские походы и экскурсии. В течение учебного года наряду с учебно-тренировочными походами и тренировочными выездами должно быть проведено несколько экскурсий и походов, во время которых юные проводники познакомятся с достопримечательностями своего родного края, побывают в музеях, у исторических памятников, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях области (края).
В результате этих экскурсий и изучения темы "Наш край" учащиеся должны получить достаточное представление об истории, природных богатствах, социалистическом строительстве в области (крае), где они живут.

Ориентирование и Топографическая подготовка

Компас. Что такое компас. Значение изобретения компаса. Типы компасов. Устройство компаса. Пять правил обращения с компасом.
Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование, визирный луч. Что такое движение по азимуту, когда оно применяется.
Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечки. Что такое засечки, когда они применяются; техника выполнения засечек (порядок действий и правила).
Практические занятия. Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный ориентир (обратная засечка) и нахождение ориентира по заданному азимуту (прямая засечка).

Азимут. Что такое азимут: определение, отличие азимута от простого угла (чертеж). Понятие о горизонтальных и вертикальных углах в пространстве. Обратный азимут, его определение. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта: СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ, ССВ, СВВ, ЮВВ, ЮЮВ и т. д. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо ("Роза направлений"), его значение для проводника. Направления в пространстве по сторонам тела: основные (справа, слева, впереди, сзади), дополнительные (справа - сзади, впереди - слева и т. д.). Память направлений. Азимутальный тренировочный треугольник.
Практические занятия. Построить на бумаге из данной точки заданные азимуты (по различным направлениям) и показать дугой величину азимута (выполнять на глаз без транспортира). Определить обратный азимут; упражнение повторить несколько раз графически, а затем аналитически (прибавляя или вычитая из прямого азимута 180°). Упражнения на смешанное ориентирование (без применения компаса); графическое решение задач на смешанное ориентирование.

Пример задания: "Справа мельница, слева дом лесника, на востоке озеро. Если повернуться лицом к мельнице, то озеро будет слева - сзади. Определи азимут на дом лесника".
Многократное повторение перед занятием ("зарядка") азимутального кольца, не заглядывая в чертеж. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов по карте. Задание на дом: придумать и вычислить для себя три тренировочных треугольника.

Измерение расстояний. Для чего в походе необходимо измерять расстояния. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр. Средний шаг. От чего зависит величина среднего шага. Как измерить свой средний шаг. График, таблица или линейка перевода пар шагов в метры (ЛПШМ).
Глазомер, его значение для туриста-проводника. Способы тренировки глазомера.
Практические занятия. Измерение кривых линий (маршрутов) на картах разного масштаба курвиметром. Измерение каждым учащимся под наблюдением руководителя своего среднего шага, составление ЛПШМ пли графика перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Во время прогулок и походов оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на чистых листах бумаги и на топокартах.

Ориентирование по небесным светилам и особенностям местных предметов. Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Азимут на Солнце в разные часы дня. Определение сторон горизонта по звездам. Контур созвездия Большой Медведицы. Как найти Полярную звезду. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.
Практические занятия. Упражнения по рисункам на проложение вертикальной плоскости, проходящей через Полярную звезду. Задачи на определение азимута движения по тени от Солнца, определение азимута на Солнце в разное время дня.
Во время походов и тренировочных выездов - упражнения по определению сторон горизонта по Солнцу и тени, отыскание на небе созвездия Большой Медведицы и Полярной звезды, определение сторон горизонта по положению Полярной звезды.

Топографическая карта. Определение топографической карты. Топографическая и географическая карты. Значение карт для путешественников. Значение карт в народном хозяйстве и обороне государства. Старение карт. Копирование и увеличение карт (теория).         Обращение с картой в походе. Крупно- и мелкомасштабные карты. Что такое масштаб. Виды масштабов. Преобразование числового масштаба в натуральный. Как пользоваться линейным масштабом. Определение азимутов линий на карте.
Практические занятия. Определение по карте элементов, менее других подверженных изменениям со временем, составление списка местных предметов, сгруппированных по степени быстроты изменений. Преобразование числового масштаба в натуральный, вычисление длины линий на карте по ее масштабу арифметически и с помощью полоски бумаги по линейному (графическому) масштабу. Измерение азимутов различных направлений на карте. Задача: вычислить азимуты и расстояния участков заданного маршрута на карте, выразить расстояния во времени движения по участкам.

Топографические знаки. Что мы называем местными предметами. Как выглядят они с птичьего полета (на аэрофотоснимке участка земной поверхности). Роль топографических знаков на карте. Знаки местных предметов и буквенно-цифровые характеристики их. Группы знаков. Виды знаков. Цвет, форма и размер знаков. Объяснение знаков и незнакомых местных предметов.
Что такое рельеф местности. Как рельеф местности изображается на топографической карте.
Практические занятия. Зарисовка в тетрадях топографических знаков по группам (65 знаков). Опознавание знаков на топографических картах. Чтение топокарты по квадратам и маршрутам. Топографический диктант.

Топографические съемки. Что такое топографическая съемка местности. Виды топографических съемок. Значение.

Практические занятия. Выполнение различных видов съемок в помещении и на местности. Работа с топографическими картами и условными знаками.

Общая и специальная физическая подготовка

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов.

Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен.

Органы пищеварения и обмен веществ. Нервная система — центральная и периферическая.

Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья.

работоспособности.

Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма.

Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке. Дневник самоконтроля.

 Практические занятия: Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.

Общая физическая подготовка

Основная задача общей физической подготовки — развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств туристов.

Всесторонняя физическая подготовка — основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов.

Требования к физической подготовке, ее место и знамение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем физическом развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и тактикой. Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения. Ежедневные индивидуальные занятия членов группы. Практические занятия: Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скакалкой, гантелями. Элементы акробатики. Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гимнастические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол. Плавание — освоение одного из способов.

Специальная физическая подготовка

Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства туристов.

Место специальной физподготовки на различных этапах процесса тренировки. Характеристика и методика развития физических и специальных качеств, необходимых туристу: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы. Индивидуальный подход в решении задач общей и специальной физической подготовки.

Основная цель тренировочных походов —- приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.

Практические занятия:Упражнения на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты. Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабления мышц.

Медицинская подготовка.

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).

Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий.

Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.

Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.

Практические занятия: Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.

Походная медицинская аптечка

Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка, аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порошковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного, дня и многодневных. Перечень и назначение, показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты.

Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний.

Практические занятия: Формирование походной медицинской аптечки.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм.

Заболевания в походе Профилактика заболеваний и травматизма. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению пи ионических навыков.

Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания.

Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.

Практические занятия: Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).

Приемы транспортировки пострадавшего

Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.

Практические занятия: Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.

Сдача зачетов. Сдачу зачетов на звание инструктора-проводника 3-го класса следует проводить в основном практическим путем - в виде игр и соревнований по прохождению азимутального маршрута, по глазомерному и шагомерному измерению расстояний, по разведению костра, знанию топографических знаков, на лучшую выкопировку с карты и т. д. Кроме того, очень важна для инструкторов проверка знаний по теории, умения изложить эти знания. Такая проверка проводится в виде ответов на вопросы по билетам.


Учебно - тематический план

второго года обучения

Сроки реализации

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теоретические

 занятия

Практические

занятия

1 четверть

Вводное занятие

3

3

-

Обеспечение безопасности обучающихся

9

9

-

Ориентирование и топографическая подготовка

39

18

21

Спортивное ориентирование

21

9

12

Походы по родному краю

Вне сетки часов

2 четверть

Организация туристского путешествия

27

12

15

Медицинская подготовка

24

9

15

Туристская тактика

18

9

9

Походы по родному краю

Вне сетки часов

3 четверть

Техника пешеходного туризма

21

9

12

Техника горного туризма

24

12

15

Физическая подготовка

42

15

27

Специальная подготовка

42

15

27

Походы по родному краю

Вне сетки часов

4  четверть

Краеведение

36

27

9

Повторение пройденного материала и подготовка к зачетам

9

9

-

Сдача зачетов

6

6

-

Туристское путешествие

Вне сетки часов

Итого

324

162

162


Тематический план второго года обучения

№ п\п

Тема

Подтема

Количество

часов

1

Вводное занятие

3

2

Ориентирование

  • Компас

3

  • Ориентирование в походе

3

  • Ориентирование без карты (движение по азимуту)

3

  • Ориентирование с помощью карты

6

3

Топографическая подготовка

  • Топокарта

3

  • Местность, рельеф

6

  • Масштабы карт

3

  • Топографические знаки

3

4

Спортивное ориентирование

  • Знаки спортивного ориентирования

6

  • Карты спортивного ориентирования

9

5

Организация туристского путешествия

  • Подготовка туристского похода

3

  • Организация движения

3

  • Гигиена туриста

3

  • Первая медицинская помощь

6

6

Медицинская подготовка

  • Оказание первой медицинской помощи

12

7

Туристская тактика

  • Документация

9

8

Техника пешеходного туризма

  • Естественные препятствия

15

  • Преодоление препятствий

39

9

Техника горного туризма

  • Естественные препятствия

15

  • Преодоление препятствий

39

10

Краеведение

  • Физическая география
  • Административное деление
  • История
  • Кузбасс – жемчужина Сибири

36

11

Повторение материала

--------------------------------------

18

12

Сдача зачетов

------------------------------------

6

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Вводное занятие. Программа занятий и требования к званию инструктора-проводника 2-го класса. План и режим занятий. Содержание контрольных работ. Материалы и инструменты, необходимые для занятий. Нормативы спортивных разрядов по туризму.

Оринетирование

Компас. Повторение основных сведений из программы первого года обучения. Проверка, надежность компаса. Другие типы компасов (туристский компас, жидкостный компас) ориентировщика. Упражнения по азимутальному кольцу и по прямым засечкам.
Практические занятия. Упражнения по азимутальному кольцу и засечкам.

Ориентирование в походе. Определение понятия "ориентирование". Способы ориентирования в походе. Изучение маршрута по литературе и отчетам. Описание пути движения как средство ориентирования. Обязанности проводника до и во время похода. Роль дублера.

Ориентирование без карты (движение по азимуту). Что такое движение по азимуту. Четыре способа движения по азимуту. Обход препятствия при движении по азимуту. Техника прямых засечек при руководящем азимуте - выдерживание общего заданного направления; использование Солнца и тени; память направления.
Способы измерения проходимого расстояния при нормальном и быстром движении. Инструментальное и глазомерное измерение азимутов на карте и построение азимутов. Движение по азимуту в тумане.
Практические занятия. Дальнейшее совершенствование навыков в работе с транспортиром; упражнения (соревнования) по микроглазомеру на определение углов и расстояний; упражнения на быструю трансформацию линейных отрезков карты во время пробега (пешком или на лыжах).

Пример задачи: "В 9 часов утра туристы вышли с привала. Тень лежала слева - сзади. В каком направлении пошли туристы?"

Ориентирование с помощью карты. Условия ориентирования с помощью карты. Виды ориентиров: линейные (контур), точечные, звуковой ориентир, ориентир-цель, ориентир-маяк. Значение непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Опознанный контур и ожидаемый ориентир. Сходные ситуации. Составление абрисов. Время движения как мера длины. Оценка скорости движения.
Сложные случаи привязок: привязки при потере видимости и при отсутствии контуров на карте. Виды и организация разведки в походе. Последовательность работы дежурного проводника: подготовительная работа с картой - планирование участков и способов их прохождения, отбор контрольных ориентиров, расчет времени прохождения контрольных ориентиров: работа в пути - привязки, разведки, опрос местных жителей.
Практические занятия. Чтение различных карт по квадратам и маршрутам с разбором незнакомых знаков и характеристик; картографический диктант-зарисовка узкой полосы карты по описанию маршрута движения; топографическое сочинение-составление плана воображаемой местности небольшой площади в заданном масштабе с последующим разбором ошибок; отбор основных (контрольных) ориентиров на карте по заданному маршруту; отыскание на карте сходных ситуаций, определение способов привязки, позволяющих отличить одну ситуацию от другой, сходной с ней; планирование маршрута между двумя заданными точками на карте; определение руководящего азимута движения, разбивка на участки, измерение их длины, отбор контрольных ориентиров, расчет времени их прохождения. Контрольная работа "Разработка маршрута туристского похода": схема маршрута и основные сведения о нем (протяженность, продолжительность, стоимость); план-график похода (по дням и часам); список интересных объектов на маршруте и краткая характеристика ландшафтов; рабочая калька (выкопировка) в возможно более крупном масштабе.

Топографическая подготовка

Топографическая карта. Определение карты. Значение карт в народном хозяйстве и обороне. Три основных качества карты: масштаб, год издания, нагрузка. Подбор карт для похода. Хранение карт во время похода, планшеты для хранения карт.
        
Местность, местные предметы, рельеф, ситуация. Основные формы рельефа, изображение рельефа на топографических картах способом горизонталей. Упражнения на составление характеристики местности по картам и на натуре.
        
Масштабы топографических карт. Решение задач на масштаб. Измерение расстояний на карте с помощью курвиметра. Классификация карт по масштабу и назначению. Километровая сетка топографической карты, ее отличие от сетки географических координат. Определение целых координатных величин точек на карте.
        
Топографические знаки. Масштабные и немасштабные знаки. Зарисовка новой группы знаков и характеристик. Чтение карт по квадратам и маршрутам. Фотокопия карты и ее особенности. Карты, применяемые на соревнованиях по туристскому ориентированию на местности. Копирование и увеличение карт: материалы, инструменты, техника. Контрольная работа по копировке карты.
Практические занятия. Составление характеристик участков местности на различных картах; решение задач типа: "Расстояние между двумя населенными пунктами равно... Чему равно это расстояние на карте масштаба...?"; определение масштаба карты по размерам сетки прямоугольных координат и другим признакам. Восстановление масштаба карты по известному масштабу другой карты той же местности; решение задач на быстрое определение более крупного из нескольких заданных числовых масштабов; работа курвиметром и циркулем-измерителем; определение квадратов по заданным координатам; чтение различных топокарт, в том числе и самодельных, изготовленных фотоспособом. Составление перечня немасштабных знаков в заданном квадрате. Контрольная работа по копированию учебной крупномасштабной топографической карты па кальку.

Спортивное ориентирование

Элементы (этапы) с ориентированием на местности, включаемые в программу туристских соревнований по виду "Контрольный комбинированный маршрут": открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, определение точки стояния (ОТС) после "входа" в лист карты, поиск объекта по заданному азимуту, определение азимута на заданный ориентир, этапы с ориентированием по легенде.
Содержание этапов и заданий. Основные принципы определения результатов.
        Виды, содержание и основные правила туристских соревнований по топографической глазомерной съемке.
Практические занятия. Упражнения в переносе знаков КПП и ниток обозначенных маршрутов с эталона на рабочую карту на точность и быстроту; упражнения в планировании прохождения этапа открытого маршрута; упражнения на память карты; упражнения по топографическому черчению и построению съемочного хода по его текстовому описанию (по "Журналу наблюдений").

Организация туристского путешествия

Подготовка туристского похода. Разработка маршрута похода. Доклады по району похода, переписка с местными организациями, составление плана-графика движения.
Самоуправление и самообслуживание в туристской группе. Распределение обязанностей (командир, казначей, завхоз по питанию, по снаряжению, старший проводник и т. д.).

Организация движения в пешем туристском походе. Естественные препятствия на туристских маршрутах (для равнинной и пересеченной местности). Темп и режим движения. Движение по дорогам, по тропе, по болоту, по лесу без дорог и троп, движение на подъемах и спусках, движение в темноте. Организация переправ через водные преграды (броды, переправа по бревну с перилами, с шестом, наведение бревна через неширокую речку).
Основные правила движения группы в зимнем походе: темп, строй, интервал, подъемы и спуски на лыжах, движение по снежной целине. Привалы в лесу и ночлеги в помещениях. Виды и нормы нагрузок в походе. Основные требования к месту бивака (летнего). Планировка бивака. Работа дежурного и группы на биваке. Уход с бивака. Правила купания в походе. Личное снаряжение для туристских путешествий (зимой, летом). Правила укладки рюкзака, упаковка и хранение продуктов.

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь. Личная гигиена туриста. Питьевой режим. Гигиена и режим питания. Самоконтроль.

Медицинская подготовка

Наиболее часто встречающиеся заболевания и травмы во время туристского похода. Оказание доврачебной помощи. Содержимое походной аптечки. Жесткие и мягкие носилки.

Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи, наложение повязок, жгута, изготовление носилок.

Тактика туризма

При организации походов любой сложности большое внимание уделяется подготовке документов: приказы, заявки, справки, маршрутные листы и книжки.

Практическая работа. Подготовка и заполнение документов для походов разной сложности.

Техника пешеходного туризма

Естественные препятствия в пешем походе 1-3 степени сложности.. Виды и характер естественных препятствий: болота, завалы и чащи, реки, крутизна склонов, склоны травянистые и скальные, осыпи, курумы. Опасность и меры предупреждения несчастных случаев. Классификация сложности походов; разрядные нормы.

Техника и тактика движения в несложном пешеходном походе. Виды и нормы нагрузок в походах. Изучение района (источники), разработка маршрута и плана переходов. Режим движения . Расчет движения по дням и часам (график дневного движения).
Техника движения в зоне тайги, лесотундры и в горах: по болотам, чащам, по высокотравью и стланику, по каменным россыпям, курумам, каменным "морям", по травянистым склонам, осыпям, снежнику с преодолением скальных уступов. Страховка и самостраховка.

Практические занятия. Вязание основных узлов. Расчет времени движения одного дня

Техника горного туризма

Естественные препятствия в горах и в тайге. Виды и характер естественных препятствий: болота, таежные завалы и чащи, реки в предгорьях и реки в горах, крутизна склонов, склоны травянистые и скальные, осыпи, курумы, снежники. Опасность в горах и меры предупреждения несчастных случаев. Классификация сложности походов; разрядные нормы.

Техника и тактика движения в сложном пешеходном походе. Виды и нормы нагрузок в походах. Изучение района (источники), разработка маршрута и плана переходов. Режим движения в горах. Расчет движения по дням и часам (график дневного движения).
Техника движения в зоне тайги, лесотундры и в горах: по болотам, чащам, по высокотравью и стланику, по каменным россыпям, курумам, каменным "морям", по травянистым склонам, осыпям, снежнику с преодолением скальных уступов. Страховка и самостраховка. Использование альпенштока и веревки. Тактика подъема на перевал и спуска с перевала в различных условиях. Переправы через горные реки.
Практические занятия. Вязание основных узлов. Расчет времени движения одного дня.

Наш край.

История, исследователи. Коренные жители, их занятия, поселения. Первые поселения русских, кто они были, с чем связано «вторжение» русских. Как происходило освоение земли Кузнецкой.

Физическая география. Памятники природы, охрана природы. Географическое положение, площадь и границы. Рельеф, климат, реки и озера нашего края, полезные ископаемые на его территории. Растительный и животный мир. Население, культура, хозяйство и транспорт. Историко-революционные, архитектурные памятники, музеи и другие краеведческие объекты на территории нашего края. Правила охраны природы, памятников истории и культуры во время походов и путешествий.

Административное деление Кемеровской области. Административные районы, города, поселки городского типа, время образования, в связи, с чем это связано. Значение административного деления.

Практические занятия. Работа с картой административного деления Кемеровской области, например, нанесение городов Кемеровской области на контурную карту,  или, нанести на карту административные районы расположенные вдоль восточной границы.

Летнее зачетное путешествие (10-15 дней, протяженностью 120-150 км). Во время этого путешествия все учащиеся окончательно выполняют норму стажировки на звание инструктора-проводника 2-го класса, приобретают навыки походной жизни, осваивают технику различных переправ через водные преграды.

Сдача зачетов. Зачетные требования. Прохождение стажировки проводника (20 км). Выполнение трех контрольных работ с оценкой не ниже "удовлетворительно": контрольная работа № 1 - выкопировка небольшого участка крупномасштабной карты; контрольная работа № 2 - составление ОПД (описания пути движения) и абрисов отдельных сложных участков маршрута; контрольная работа № 3 - разработка маршрута двух-, трехдневного похода (схема, план движения, краеведческая характеристика района похода). Сдача устного зачета с оценкой не ниже "удовлетворительно".


Тематический план третьего года обучения

Темы занятий

Количество часов

Всего

теоретические занятия

практические занятия

1

Вводное занятие

3

3

-

2

Горы

6

6

-

3

Естественные препятствия в горах и в тайге

5

5

-

4

Техника и тактика движения в сложном пешеходном походе

8

6

2

5

Подготовка и проведение категорийного туристского похода

5

5

-

7

Физическая подготовка участника сложных походов

3

3

-

9

Судейская подготовка

18

6

12

10

Учебные походы

88

-

88

12

Подведение итогов летнего зачетного похода

10

-

10

13

Тренировки и учебные соревнования

27

-

27

14

Инструкторская практика

-

-

-

15

Проверка контрольных работ и сдача зачетов

6

-

6

Зачетный туристский поход

(вне сетки часов)

Итого

324

120

204


Краткое содержание программы

третьего года обучения

Земля и карта. Форма и размеры Земли. Что такое уровенная поверхность. Географическая и топографическая карты. Географические координаты точки на местности и определение их на топографической карте. Общее представление о картографической проекции Гаусса. Современная технология создания топографических карт. Понятие о геодезических опорных сетях. Классификация и номенклатура топографических карт. Система прямоугольных координат. Рамка топокарты, зарамочное оформление.
Практические занятия. Определение масштаба карты по ее номенклатуре; определение номенклатуры соседних листов карты; определение масштаба карты по линейному значению широтной минуты. Определение географических и прямоугольных координат точек на топографической карте.

Ориентирование линий. Сближение меридианов. Азимут и дирекционный угол линии на топокарте. Земной магнетизм. Магнитное склонение, магнитный азимут. Изменения магнитных склонений. Зависимость между азимутом истинным и азимутом магнитным. Буссоль (устройство, пользование).
Практические занятия. Определение магнитных азимутов по измеренным (заданным) дирекционным углам с учетом поправок направлений.

Изображение горного рельефа на топографической карте. Абсолютная и относительная высота точек местности. Отметки высот. Общее понятие о нивелирных работах. Способы изображения рельефа на картах.
Способ горизонталей. Что такое горизонталь, бергштрих, высота сечения рельефа. Подписи горизонталей. Крутизна склонов и заложение. Искажение длины наклонных линий на топографической карте. Масштаб заложений. Определение крутизны склонов на карте. Микрорельеф. Полугоризонтали и вспомогательные горизонтали. Определение отметок точек. Выражение в горизонталях основных форм горного рельефа. Особые знаки, относящиеся к рельефу, цифровые характеристики рельефа. Построение профиля маршрута (контрольная работа). Понятие о генерализации.
Практические занятия. Коллективное чтение топографических карт горных районов. Топографическое сочинение. Копирование на кальку небольшого участка крупномасштабной карты горного района и составление профиля по заданному на карте маршруту.

Особенности ориентирования в сложном пешеходном походе. Обязанности проводника в период подготовки к походу, подбор карт и фотоиллюстраций, предварительное изучение маршрута. Ориентирование на участках таежных предгорий при отсутствии крупномасштабных карт. Разведка, маркировка пути движения. Движение по азимутам через опорные ориентиры. Измерение расстояний. Значение материалов маршрутной глазомерной съемки (МГС) и протокола движения. Ориентирование на горных участках; ориентирование при движении по водотокам и водоразделам. Визуальная разведка, опознавание ориентиров, составление панорамы. Роль фотоматериалов. Движение при потере видимости. Глазомер в горах. Эклиметр. Оценка пройденного пути по времени.

Маршрутная глазомерная съемка. Что такое кроки. Методы маршрутной глазомерной съемки в походах и на соревнованиях. Способы съемки ситуации: способ засечек, способ перпендикуляров, полярный способ. Оценка результатов участников соревнований по топографической съемке местности.
Походная мензула и другие инструменты для съемок. Последовательность работы. Техника измерения углов и расстояний. Что такое временной масштаб. Рисовка ситуации. Чистовое вычерчивание материалов МГС. Досъемка на растянутой фотокопии топокарты.
Практические занятия. Маршрутная глазомерная съемка (побригадно); чистовое черчение кроки (проводится во время учебных походов). Внутрикружковые соревнования по МГС.

Горы. Виды и происхождение гор. Вертикальная зональность в горах. Горизонтальное расчленение гор, орографическая схема. Формы и элементы горного рельефа. Краткий обзор средне-высотных гор Советского Союза. Особенности климата горных районов. Физико-географическая характеристика района планируемого летнего похода.

Естественные препятствия в горах и в тайге. Виды и характер естественных препятствий: болота, таежные завалы и чащи, реки в предгорьях и реки в горах, крутизна склонов, склоны травянистые и скальные, осыпи, курумы, снежники. Опасность в горах и меры предупреждения несчастных случаев. Классификация сложности походов; разрядные нормы.

Техника и тактика движения в сложном пешеходном походе. Виды и нормы нагрузок в походах. Изучение района (источники), разработка маршрута и плана переходов. Режим движения в горах. Расчет движения по дням и часам (график дневного движения).
Техника движения в зоне тайги, лесотундры и в горах: по болотам, чащам, по высокотравью и стланику, по каменным россыпям, курумам, каменным "морям", по травянистым склонам, осыпям, снежнику с преодолением скальных уступов. Страховка и самостраховка. Использование альпенштока и веревки. Тактика подъема на перевал и спуска с перевала в различных условиях. Переправы через горные реки.
Практические занятия. Вязание основных узлов. Расчет времени движения одного дня.

Подготовка и проведение категорийного туристского похода. Требования к участникам сложного похода. Состав группы, распределение обязанностей. Изучение района похода и разработка маршрута. Личное и групповое снаряжение, его подготовка, контрольная проверка снаряженности участников, туристские самоделки. Особенности биваков в горах и в тайге. Требования к месту разбивки бивака и его планирование. Установка палаток на камнях на альпенштоках. Оборудование костра: обложной костер, очаг из камней, подвеска посуды на тросике, костровая тренога. Организация холодной ночевки, использование походной печки. Предупреждение заболеваний. Индивидуальный пакет и групповая аптечка. Защита от гнуса. Питьевой режим. Водные процедуры в походе.

Физическая подготовка участника сложных походов. Физические и морально-волевые качества, необходимые туристу-пешеходу. Воспитание выносливости, ловкости и силы. Закаливание организма. Занятия спортом. Волевая подготовка. Режим дня. Комплекс гимнастики. Медицинский контроль и самоконтроль. Ведение дневника тренировок. Режим питания. Контрольные нормативы, зачет по физподготовке.

Судейская подготовка. Классы туристских соревнований по виду "Контрольный комбинированный маршрут"; количество и сложность этапов с ориентированием на местности по классам. Знакомство с правилами и условиями соревнований по виду "Контрольный комбинированный маршрут". Изучение обязанностей начальников маршрута, секретарей, судей на КПП, пикетах, на старте и финише. Роль и обязанности судьи-посредника.
Определение нормального времени (НВ) и предельного времени (ПВ) на этап. Вычисление чистого времени команды на этапе, оценка результатов команды по шкале баллов.
Оборудование этапов маршрута. Обеспечение безопасности проведения соревнований по туристскому ориентированию на местности.
Практические занятия. Маркирование дистанций. Разбивка на местности дистанции азимутального маршрута по буссоли. Составление текстов легенд, условий соревнований по виду "Контрольный комбинированный маршрут".
Определение недоступного расстояния и высоты предметов геометрическим способом и на глаз, определение крутизны склонов с помощью эклиметра.
Решение задач на определение результатов команд на этапах с ориентированием по предлагаемым исходным показателям.

Учебные походы. В течение учебного курса должно быть проведено несколько походов общей протяженностью 150-200 км. План проведения походов должен быть построен по принципу постепенного усложнения и возрастания нагрузок.
В содержание каждого похода включается стажировка проводников по отдельным участкам маршрута с таким расчетом, чтобы к летнему путешествию каждый кружковец уже имел опыт ведения группы в сумме на 16-20 км. Остальные 10-15 км добираются в летнем путешествии.
Кроме того, в содержание учебно-тренировочных занятий во время походов должны быть включены следующие элементы: отработка техники и тактики азимутального движения в походе на большие расстояния (8-10 км), разбор итогов. Работа учащихся по маршрутной глазомерной съемке, ведение протоколов движения, отработка элементов техники движения по тайге, болоту, крутым заросшим склонам; освоение и отработка элементов техники движения по каменистым поверхностям, осыпям, крутым обрывистым склонам вверх и вниз со страховкой альпенштоком и гимнастическим способом; отработка техники наведения бревна через неширокую речку и переправ по бревну с веревочными перилами и без них; отработка техники бродов (одиночно, парами, со страховкой альпенштоком и веревкой).

Подведение итогов летнего зачетного похода. В течение первой половины учебного года необходимо закончить работу по подведению итогов летнего зачетного похода (оформление отчета, выставки, награждения).

Тренировки и учебные соревнования. Пешие переходы без груза по дорогам и без дорог с короткими привалами в нормальном темпе (11-13 мин на 1 км) протяженностью 30 км (8 ч).
Медленный бег трусцой. Переменный бег. Прыжки по качающимся опорам. Прыжки с обрыва на склон (песчаная осыпь, снег). Прыжки в длину с разбега; прыжки по кочкам с опорой на альпеншток без рюкзака и с легким рюкзаком; подтягивание на перекладине; отжимы лежа в упоре; лазание по деревьям; хождение по буму (по укрепленному и качающемуся бревну) без рюкзака и с рюкзаком; игры с мячом. Лыжные кроссы на пересеченной местности. Переменный бег с остановками на 30-60 сек с прыжками, преодолением завалов, зарослей. Дополнительная нагрузка-чтение карты (или текста) па бегу, решение на бегу арифметических задач устно.
Учебные соревнования. Определение точек стояния (маркированный маршрут) на карте, где изображен только рельеф и исключены все другие элементы ситуации. Прохождение обычного маркированного маршрута с усложненным расположением КП и без показа на карте начальной (стартовой) точки. Соревнования по азимутальному маршруту по "белой" карте. Соревнования по обозначенному маршруту.

Инструкторская практика. В инструкторскую практику может быть зачтена любая полезная работа учащихся у себя и классе и в школе: участие в судействе школьных или районных соревнований, выполнение обязанностей турорганизатора класса или члена школьного туристского штаба, ведение в младших классах кружка юных туристов, проводников, топографов.


КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

Туризм – массовая форма активного отдыха и оздоровления, важное средство воспитания детей, вид спорта.

Спортивное ориентирование - вырабатывает в людях умение быстро и точно ориентироваться с помощью карты и компаса на незнакомой местности в самых сложных условиях, передвигаться вне дорог и преодолевать естественные препятствия.

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности, а результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции или по количеству набранных очков.

Экстренная аптечка предназначена для оказания неотложной первой медицинской помощи. Она представляет собой отдельный блок, который хранится отдельно, в легкодоступном месте (при необходимости должна извлекаться в считанные секунды!).

Основная аптечка содержит все остальные медикаменты, необходимые в походе.

Карта – плоское, сильно уменьшенное изображение больших частей земной поверхности.

Компас – прибор для ориентирования, определения азимута.

Азимут – угол между направлением на север,  и на какой – нибудь предмет местности.

Ориентирование в заданном направлении– это прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке.

Ориентирование на маркированной трассе – это прохождение дистанции с нанесением на карту местоположение установленных на трассе КП.

План – чертеж, изображающий небольшую часть земной поверхности сверху в уменьшенном виде, на которой условными знаками обозначены объекты.

ПВД – поход выходного дня.

Бассейн реки – крупная река со всеми ее притоками.

ПГТ – поселок городского типа

Краеведение -  изучение родного края

Абрис - (от нем. Abriß- очертание, контур), схематич. чертёж участка, сделанный от руки, непосредственно на местности

Бивак, бивуак - (нем. Biwak, франц. bivouac), место размещения (стоянка) туристской группы для ночлега или отдыха

Маркировка маршрута -(от нем.markieren-ставить знак), разметка маршрутов туристских походов и путешествий с помощью системы условных обозначений. Осуществляется для информирования туристов о местах привалов, естественных препятствиях и опасных участках на пути следования, рекомендуемых или запрещаемых формах поведения на маршруте, о природных, исторических и культурных достопримечательностях данного маршрута, объектах культурно-бытового обслуживания. Маркировка маршрутов способствует безопасности путешествий, организованности туристов и экскурсантов, сохранности окружающей среды.

Маршрутно-квалификационная комиссия (МКК) -создаётся туристскими секциями (клубами) комитетов физкультуры и спортивных клубов предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений, туристскими клубами СТЭ, федерациями туризма для практической помощи в организации туристских походов. В состав МКК, как правило, входят наиболее опытные, квалифицированные и авторитетные туристы.

Маршрутный лист -основной путевой документ туристской группы, совершающей некатегорийный поход. В маршрутном листе фиксируются численность и состав туристской группы( включая руководителя группы и его заместителя) с указанием паспортных данных на каждого участника, распределение обязанностей в группе; календарные сроки и район похода, вид туризма, маршрут похода с разбивкой по участкам, указанием и протяжённости и дат прохождения, способов передвижения, отметок о прохождении маршрута и общественно полезной работы, которую группа намечает провести в пути;схемы маршрута похода. Маршрутный лист выдаётся любой низовой профсоюзной организацией, клубом туристов либо маршрутно- квалификационной комиссией отдела народного образования (для туристской группы школьного возраста). Маршрутный лист установленного образца заполняется руководителем группы и заверяется печатью (штампом) выдавшей его организации. На основании маршрутного листа производится учет работы туристской секции, коллективов физкультуры, клубов туристов, присвоение юношеского спортивного разряда по туризму.

Отчет о походе - содержит в систематизированном виде основные сведения о проведённом туристском походе, подводит его итоги, на основании которых даётся объективная оценка действиям туристской группы на маршруте. Составляется по окончании похода руководителем группы для представления в организацию, проводившую туристский поход, и для дальнейшей передачи полученной в нём информации другим туристским группам. Форма представления отчёта о походе зависит от степени сложности маршрута. Для походов 1 КС отчёт о походе выполняется в устной форме ; для походов 2-3 КС- в устной или письменной (характер и объём его устаноавливается Маршрутно-квалификационной комиссией; МКК); для походов 4-6 КС- только в письменной форме. Письменный отчёт о походе представляется в МКК не позднее чем через 9 мес после окончания похода; оформляется в виде машинописного текста со сквозной нумерацией страниц, включая приложения, и переплетается. Отчёт о походе, как правило, содержит несколько разделов. Фотоснимки (зарисовки), прилагаемые к отчёту о походе, должны характеризовать сложные участки маршрута, показывать действия группы на них, помогать последующим группам ориентироваться на местности, подтверждать прохождение маршрута всей группой, отображать природные особенности и достопримечательности района. К отчёту о походе также прилагается обзорная карта (схема) района путешествия с нанесёнными на ней маршрутом, его запасными вариантами. направлением движения, местами ночлегов (с указанием даты остановки на ночлег), основными препятствиями и ориентирами, местами фотосъёмки(с указанием номера фотографии).Карта дополняется эскизами (кроки) наиболее сложных участков маршрута с указанием путей их преодоления или обхода и необходимых ориентиров .Для горных и водных путешествий составляются профили маршрутов. Помимо информации общего характера, отчёты о водных путешествиях дополнительно содержат лоции реки с указанием препятствий и их ориентиров, схемы препятствий с нанесёнными путями прохождения и местами швартовки; в спелеотуризме в отчёт о походе приводятся топографические материалы по подземным полостям; в авто- и мототуризме указываются пункты возможной заправки и ремонта транспортных средств.

Снаряжение туристское - включает одежду и обувь, бивачное снаряжение, средства передвижения и страховки, транспортировки грузов, а также друге имущество, необходимое для проведения туристского похода. Туристское снаряжение подразделяется на групповое и индивидуальное (личное); часть снаряжения используется во всех видах туризма, часть составляет т.н. специальное снаряжение, применяемое только как средство передвижения и транспортировки в каком-либо отдельном виде, а также для преодоления тех или иных препятствий и страховки. Основные требования, предъявляемые к туристскому снаряжению: по возможности меньшая масса, надёжность, удобство в эксплуатации и ремонтопригодность в походных условиях; соразмерность при совместном использовании (например, палаток и теплоизоляционных ковриков); соответствие требованиям гигиены, безопасности, технической эстетики; стойкость к атмосферным воздействиям, старению и коррозии. Некоторые виды туристского снаряжения должны отвечать природоохранным задачам. Предметы туристского снаряжения должны быть по возможности универсальными. Определённое значение имеет однотипность предметов личного и группового снаряжения, обеспечивающая их взаимозаменяемость.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981. 
  2. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М., Воениздат, 1971.
  3. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ: Сб. документов.
  4. Воспитательная работа в школе. М., Просвещение, 1977, с. 192.
  5. Огородников Б.И. С компасом и картой по ступеням ГТО. М., Физкультура и спорт, 1973.
  6. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт, 1972.
  7. Карманный справочник туриста. М., Профиздат, 1982.
  8. В.М. Куликов. Учебная программа «Юные инструктора - проводники». М. "Просвещение" 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».

Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования  Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений «Литература»  под ред...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПМ. 01 - максимальная учебная нагрузка -277 часов.; ПМ.03 - максимальная учебная нагрузка 184 часа,ПМ.04 - максимальная учебная нагрузка 141 час.Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ"

   Владения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обуча...