Как построить интегрированный урок
статья на тему

Петракевич Екатерина Александровна

Статья об интегрированном уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ob_integr.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья об интегр.уроке

Муниципальное общеобразовательное учреждение –средняя общеобразовательная школа №4 г.Асино Томская обл.

Учитель высшей квалификационной категории, победитель национального проекта «Образование» 2006г.    Петракевич Е.А.

КАК ПОСТРОИТЬ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

При соединении слова с музыкой одно пополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово — полную определенность. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой. Довести ее до высшего предела, а это и составляет задачу искусства.

Ц.А. Кюи

Именно в искусстве заключен богатейший потенциал духовно-нравственного воспитания, именно оно способно благотворно воздействовать на духовный мир детей. И это не случайно. Любое произведение искусства несет в себе не только эстетическое, но и нравственное начало. Может ли урок приобщить ребенка к искусству? Да, может!

Этого можно достичь за счет интеграции различных видов искусства на уроках литературы. Интегрированные уроки - уроки искусства - приобщают каждого ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через личные эмоциональные переживания, способствуют эстетическому и нравственному воспитанию, помогают раскрыть духовную красоту музыки и литературы, именно на этих уроках дети понимают, что настоящее искусство — неотъемлемая часть самой жизни.

Многие учащиеся нашей школы занимаются в классах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, посещают музыкальную школу. Учитывая специфику школы, мною скорректирована программа по литературе и разработана система интегрированных уроков искусства «литература - музыка», на которых дети знакомятся с лучшими классическими произведениями литературы, музыки и живописи. В результате творческих поисков и кропотливой работы появились уроки «Пушкин и музыка», «Музыка в жизни и творчестве Лермонтова», «Духовная литература и духовная музыка», «Нравственный мир библейских легенд», «Русский романс XIX века», «Иван Тургенев и Полина Виардо», «Фет. Поэт-музыкант», «Музыка в жизни и творчестве Есенина»,    хороводе Муз», «Лицейские друзья Пушкина», «Урок по рассказам Паустовского»

Основная цель уроков искусства - становление человека, умеющего мыслить, сопоставлять, анализировать, а главное — любящего, умеющего сопереживать, понимающего и эмоционально воспринимающего музыку и литературу.

Многолетняя практика показала, что интегрированные уроки - уроки искусства - благотворно воздействуют на духовный мир детей, на их нравственное развитие, на формирование их высокого эстетического вкуса. Это происходит потому, что ориентированы они прежде всего на эмоциональное восприятие литературы и музыки, а это восприятие всегда активно. Источником активности детей становится их художественно-эстетическая деятельность на уроке искусства, которая включает в себя прочувствованное и продуманное восприятие музыки и литературы, понимание смысла художественного произведения, анализ средств эстетического выражения, художественное исполнение произведения, воплощение увиденного и услышанного в собственном художественном творчестве, собственных открытиях. Эмоциональное восприятие произведения искусства способствует тому, что активизируется духовный мир детей, они учатся по-настоящему слушать музыку, размышлять о литературе, слушать и понимать друг друга, учатся уважительному отношению к искусству, к своей национальной культуре и терпимому отношению к иной культуре.

Вся архитектоника урока выстраивается вокруг ценностного центра - человека, будь то литературный герой, музыкальный образ (и даже - ученик!). Кроме того, учебное пространство урока искусства строится по законам искусства, опирается на его закономерности. В уроке есть кульминация, подход к ней, заключение. В идеале интегрированный урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства. Это значит, что и литература, и музыка определяют все происходящее на уроке: и характер общения учителя с учениками, и логику организации урока, и его драматургию.

Достоинствами интегрированного урока является большой содержательней объем учебного материала, который требует тщательного отбора произведений, звучащих на уроке; огромная информативность и взаимопроникновение литературы и музыки на всех этапах урока. Все это позволяет выйти на гуманитарную диалоговую технологию, с помощью которой можно решить конкретные задачи урока в режиме конструктивного учебного диалога, создать благоприятный эмоциональный климат на уроке и необходимые условия для развития творческих способностей, а также повысить интерес к предмету, Уроки искусства создают особую духовно-нравственную атмосферу, атмосферу творчества, творческой заинтересованности. Интегрированный урок, построенный на принципах диалогового общения, способствует личностному развитию учащихся, вырабатывает в них стремление к самостоятельному мышлению. Общение на уроках литературы с музыкой, участие в разнообразных видах творческой деятельности дает возможность каждому ученику осознать себя интересной, своеобразной и многогранной личностью.

      Конечно, от учителя такой урок требует серьезной подготовки, глубоких знаний, жажды творчества, любви к детям, к искусству и своему предмету. Урок искусства должен быть одухотворен неповторимой личностью учителя, который ярко и убежденно раскрывает свое собственное отношение к искусству, как это делает исполнитель или композитор. Только тогда, когда на уроке искусства труд учителя становится сродни деятельности создателя художественного произведения, дети предельно увлечены искусством, в них пробуждается эмоциональная отзывчивость, умение слушать стихи и музыку, умение размышлять, развивается постоянная потребность общения с искусством в повседневной жизни.

     Таким образом, интегрированные уроки «литература - музыка» формируют у ребенка целостное восприятие окружающего мира, обеспечивают прочность и устойчивость знаний на основе расширения ассоциативных связей, развивают духовный мир ребенка, его воображение, эмоциональную сферу, воспитывают у него умение слушать серьезную музыку, воспринимать и понимать произведения искусства.

     Уроки искусства, на которых звучат музыкальные и литературные произведения, оставляют яркое эстетическое впечатление. Вместе с тем проведение такого урока - дело достаточно деликатное, тонкое, требующее тщательной подготовки и кропотливой работы.

Задача учителя, планирующего интегрированный урок, - разработать композицию урока, определить его основные части и их соразмерность, с особой тщательностью отобрать как литературный и наглядный материал, так и музыкальные произведения.

     К сожалению, использование музыки носит нередко иллюстративный характер или музыка является просто фоном проведения урока, тогда как на интегрированном уроке литература и музыка должны находиться в глубинной взаимосвязи. Урок искусства и литературно-музыкальная композиция — это не одно и то же.

    Начало интегрированного урока представляет собой своеобразную увертюру — приглашение к уроку. Это приглашение должно быть хорошо «срежиссированным», необычным, ярким, запоминающимся. Это может быть или мелодекламация, или отрывок из музыкального произведения, или романс. Например, урок «Пушкин и Глинка» начинается с прослушивания ноктюрна Глинки «Разлука», а урок «Лермонтов и музыка» - с романса Варламова «Парус».

     Вопросы, заданные после прослушивания, не должны разрушать непосредственного, эмоционального и живого впечатления от музыки. Замечания учителя носят, скорее всего, побудительный характер: «Обратите внимание на основное настроение мелодии», «Что вы можете сказать о музыке, которую услышали?», «Какие чувства вызывает у вас эта музыка?». Подобные вопросы не разрушают впечатления от услышанного произведения. В то же самое время музыка создает особую духовно-нравственную атмосферу урока.

Общий тон любого урока определяет мысль о глубокой и органичной связи литературы с музыкой, о том, что все виды искусства рождены жизнью и по-своему ее отображают.

      С особой тщательностью для урока отбирается как литературный материал, так и музыкальные произведения.

      Каждое музыкальное произведение, звучащее на уроке, оригинально по своему стилю, жанру и характеру. Этого тоже нельзя не учитывать, поэтому в одних случаях рассказ об истории создания романса или другого музыкального произведения предшествует его прослушиванию, в других случаях этот комментарий может отсутствовать и главное внимание обращается на характер музыкального произведения, на общее впечатление, которое оно производит.

     Это помогает понять место и значение этого произведения в мировой художественной культуре и позволяет увидеть, как разными художественными средствами разные авторы осмысливают одну и ту же проблему. Такой сопоставительный анализ дает возможность выявить присущие разным видам искусства общие черты и показать специфику каждого.

    Интегрированный урок носит, как правило, проблемный характер, поэтому особое значение в драматургии урока имеет кульминация. Например, на уроке «Бунин и Рахманинов» такой кульминацией становится прослушивание романса Рахманинова «Ночь печальна» на стихи Бунина и сопоставительный анализ музыкального и литературного произведений. Анализируя и сопоставляя произведения, ученики должны определить эмоциональный лейтмотив стихотворения и романса, общую тональность произведений, выявить общность и отличия авторской позиции.

    Музыка помогает глубже вникнуть в переживания лирического героя и понять их. В то же самое время обращается внимание на характер музыкального сопровождения, на выразительность фортепианной партии, на то, что музыка усиливает изобразительный и слуховой ряд стихотворения. Воображение рисует картину степи, темной ночи и едва мерцающего огонька, символизирующего надежду. Стихотворение получило в музыке второе рождение. Стихотворение «Ночь печальна» и романс на его слова - одно из тех произведений, которые просветляют душу, знакомство с ними дает место сильному переживанию, которое  долго не забывается.

    Интегрированный урок, по верному замечанию М.Бахтина, создает «карнавал мироощущения», позволяет ставить вечные вопросы о смысле жизни, добре и зле, смерти и бессмертии, истине и сострадании. Урок «Достоевский и музыка» проводится как обобщающий в десятом классе. Этим уроком завершается изучение творчества Ф.М. Достоевского. Он дает возможность учителю литературы более глубоко рассмотреть аспекты творчества писателя и черты его личности, что способствует не только пониманию основополагающего принципа произведений художника, но и помогает по-другому осмыслить жизнь. Урок развивает художественное мышление учащихся и отличается высоким гуманитарным уровнем. В начале урока мы обращаемся к словам Достоевского: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Это высказывание создает особый психологический настрой и подготавливает учащихся к философскому осмыслению произведений Достоевского. Музыка Шопена, которая звучит на уроке, создает особый эмоциональный настрой, особую атмосферу. Как и герои Достоевского, мы задаем себе вопросы: Кого любить? Во что верить? Что будет с нами завтра? Зависит ли от нас, каким будет мир?

       Остается добавить, что урок искусства не требует выводов и обобщений. Его цель - духовное обогащение ребенка и формирование потребности в общении с искусством.

                                 

                                         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Как построить современный урок в рамках внедрения ФГОС нового поколения

презентация на тему "Как построить современный урок в рамках внедрения ФГОС второго поколения"...

Как построить современный урок

Приемы и методы при построении урока...